Научная статья на тему 'Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков'

Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3675
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калетинская М.И., Онуфриева В.В.

В статье рассмотрены психологические поведенческие отклонения подростков, проанализирована взаимосвязь акцентуаций характера и девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков»

Список литературы:

1. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 295 с.

2. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Определение индивидуального стиля отношения родителей к школьнику: методическое руководство. - Владимир: ВГПИ, 1991. - 16 с.

3. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Изучение волевых качеств школьников методом самооценки: методическое руководство. - Владимир 1990. - 16 с.

4. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 2008. - 43 с.

5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

6. Либин А.В., Системная психотерапия Д. Баумринда. - СПб.: Питер, 2009.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ

© Калетинская М.И.*, Онуфриева В.В.4

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир

В статье рассмотрены психологические поведенческие отклонения подростков, проанализирована взаимосвязь акцентуаций характера и девиантного поведения подростков.

Ключевые слова девиантность, личность, акцентуации характера.

Нарушения поведения у подростков стало чрезвычайно актуальной проблемой в последнее десятилетие, их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретают патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка гораздо более высокие требования, чем полвека назад. Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве средства ее формирования или целенаправленного воздействия.

* Студент кафедры Социальной педагогики и психологии. Научный руководитель: Онуфриева В.В.

* Доцент кафедры Социальной педагогики и психологии.

Одним из важных моментов в понимании отклоняющегося (девиантно-го поведения) подростков и определении его причин являются акцентуации характера. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В связи с этим возникает проблема взаимозависимости акцентуаций характера и проявления девиаций подростков.

«Акцентуированная личность» - этот термин был предложен К. Леон-гард. Однако, правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают один тип от другого. Для подросткового возраста термин «акцентуированные черты характера» является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В.В. Ковалева, не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах [1].

При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное - особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, или ее нарушения бывают переходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических, либо под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере.

Акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим диагнозом. Она является лишь почвой, предрасполагающим фактором, на котором могут возникать различные расстройства - острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, не психотические нарушения поведения. Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиант-ным поведением подростков, но такие подростки обладают наименьшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды [2].

Проблематика подростковых акцентуаций характера и смежных с ней проблем в отечественной психологии подросткового возраста изучена достаточно подробно. Эта тема освещается в трудах Ю.А. Александровского, М.И. Буянова, М.В. Грибановой, О.И. Захарова, И.С. Кона, К.С. Лебединского, О.Е. Личко, Н.Ю. Максимовой, К.Н. Поливановой, Ю.В. Попова, А.Н. Прихожан, О.В. Скрипченка, О.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и других авторов. Среди зарубежных исследований можно отметить труды К. Леон-гарда, а также исследования, которые проводились в рамках психоаналитической парадигмы (С.М. Джонсон, О. Лоуен, В. Райх, A. Horner, D. Shapiro).

В значительной части современных подростков формируются жизненная беспомощность, пассивность, неверие и равнодушие ко всему, молодеет возраст правонарушителей, формируются и закрепляются различные формы девиантного поведения.

В качестве объекта эмпирического исследования выделялись характерологические особенности подростков, а предметом исследования выступала взаимосвязь акцентуаций характера и склонности к отклоняющемуся поведению подростков.

Целью исследования являлось прослеживание взаимосвязей между акцентуациями характера и отклоняющимся поведением подростков. Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Выявить акцентуации характера и склонность к отклоняющему поведению подростков.

3. Установить взаимосвязи между акцентуированными чертами характера.

Исследование было реализовано с использованием методик: (тест Х. Шмишека на выявление «Определение типа акцентуации характера» и А.Н. Орла « Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению подростка»), методы математической статистики.

В качестве эмпирической базы исследования использовалась МОУ СОШ № 1 пос. Осинки Вязниковского района, в нем приняли участие 15 учащихся 7-8-х классов в возрасте 11-14 лет.

На первом этапе исследования выявлялись акцентуированные черты подростков, имеющих признаки девиантного поведения. Для этого применялась методика Х. Шмишика «Определение типа акцентуации характера». Результаты первого этапа показали, что у большинства учащихся преобладают высокие значения по шкалам «возбудимость» и «гипертимность» (60 %). Полные данные по исследуемой группе приведены на рис. 1.

60 50 40 30 20 10 0

п п п _ _

Рис. 1. Акцентуированные черты характера подростков

Полученные результаты позволяют утверждать, что данной группе учащихся свойственна большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность. Большое стремление к самостоятельности может служить у них источником конфликта. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Подростки склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, нередко могут трудно переносить условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Преобладание поведенческих проявлений в форме гипертивности и возбудимости говорит о том, что эти подростки склонны совершать поступки, отклоняющие от нормы.

На втором этапе применялась «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению подростков» А.Н. Орла. В результате большинство учащихся склонны к отклоняющемуся поведением.

Графически это представлено на рисунке:

60 50 40 30 20 10

«V'/'

□ Склон ность к нарушению норм и правил

□ Скл. К аддик. Поведению

□ Скл. К дестр. поведению.

□ Агрессивное поведение.

□ Контроль эмоц. Реакций.

□ Скл. К делинквентному поведению.

□ Гистограмма 8

0

Рис. 2. Склонность к отклоняющемуся поведению подростков

Благополучные подростки (10 %) дисциплинированы и редко перечат взрослым, (36,67 %) отстаивают свою точку зрения без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая, (53,33 %) периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, (33,33 %) иногда прогуливают уроки.

Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, пропускам занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34 % подростков с отклоняющимися нормами поведения, 20 % характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67 % подростков игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки.

Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство девиантных подростков склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10 % и 6,67 %) склонны к делинквентному поведению, 3,33 % испытуемых имеют алкогольную или никотиновую зависимости.

Благополучные подростки 23,3 % (как и 23,33 % с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50 % агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (как и 3,33 % девиантных подростков), 26,67 % благополучных подростков и 16,67 % неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде.

Подростки (46,67 %) склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10 % не принимают иных способов действия при попытке «защитить свои интересы».

Сопоставление форм девиантного поведения и акцентуированных черт подростков представлено в табл. 1.

Таблица 1

Формы девиации Акцентуированные черты.

Склонности к преодолению норм и правил. Гиперактивность 60 % Возбудимость 60 %

Склонности к аддитивному поведению. Тревожность 26 %

Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему Дистимность 20 % Экзальтированность 40 %

Склонности к агрессии и насилию. Возбудимость 60 %

Волевой контроль эмоциональных реакций. Гиперактивность 60 % Циклотимость 23 %

Склонности к делинквентному поведению. Гиперактивность 60 % Возбудимость 60 %

Сопоставление формы девиаций и акцентуированных черт позволяет утверждать, что девиантные подростки имеют определенные акцентуированные черты.

С целью подтверждения выдвинутого предположения о взаимосвязи акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков проводилось корреляционное исследование.

Показатели акцентуированной черты «гипертимность» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (ге = 0,33) и со склонностью к агрессии и насилию (ге = 0,5).

Показатели акцентуированной черты «застревание» имеют значимые корреляции со склонностью преодоления норм и правил (ге = 0,38).

Показатели акцентуированной черты «эмотивность» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (ге = -0,41), со склон-

ностью к самоповреждающемуся поведению (rs = 0,32) и со склонностью волевого контроля эмоциональной реакции (rs = 0,71).

Показатели акцентуированной черты «педантичность» имеют значимые корреляции со склонностью преодоления норм и правил (rs = -0,4), со склонностью к агрессии и насилию (rs = 0,49) и со склонностью волевого контроля эмоциональной реакции (rs = 0,45), со склонностью к делинквентному поведению (rs = 0,45).

Показатели акцентуированной черты «тревожность» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (rs = -0,52) и со склонностью волевого контроля эмоциональной реакции (rs = 0,71).

Показатели акцентуированной черты «циклотимость» имеют значимые корреляции со склонностью преодоления норм и правил (rs = -0,5), со склонностью к аддиктивному поведению (rs = -0,51) и со склонностью к агрессии и насилию (rs = 0,41), со склонностью к делинквентному поведению (rs = 0,42).

Показатели акцентуированной черты «демонстративность» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (rs = -0,65).

Показатели акцентуированной черты «возбудимость» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (rs = -0,55) и со склонностью к агрессии и насилию (rs = 0,09).

Показатели акцентуированной черты «дистимность» имеют значимые корреляции со склонностью к аддиктивному поведению (rs = -0,59), со склонностью к агрессии и насилию (rs = 0,51).

Корреляция статистически значима на уровне p < 0.05 и является как положительной так и отрицательной.

Это позволяет верифицировать ранее сформулированную гипотезу о том, что некоторые акцентуированные черты соотносятся с определенными формами девиантного поведения. Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что имеется взаимосвязь между акцентуированными чертами личности и склонности подростков к девиантному поведению.

Список литературы:

1. Гилинский Я. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. Гилинский // Социол. исследования. - 1991. -N 4. - С. 72-78.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: пато-характерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). -СПб.: Речь, 2009. - 251, [5] с.

3. Кащенко В.П.Педагогическая коррекция: испр. недостатков у детей и подростков. - М.: ACADEMIA, 2006.

4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб.: Изд-во Союз 2000. - 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.