Научная статья на тему 'Взаимосвязь агрессивности с характеристиками темперамента (на материале выборки подростков)'

Взаимосвязь агрессивности с характеристиками темперамента (на материале выборки подростков) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1607
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА / THE RELATIONSHIP OF TEENAGE AGGRESSIVENESS WITH THE CHARACTERISTICS OF TEMPERAMENT / AGGRESSIVENESS / FEATURES OF TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огнева Анастасия Вячеславовна

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи агрессивности с характеристиками темперамента на выборке подростков. В первой, теоретической, части статьи представлены теоретические аспекты по проблематики феномена агрессивности: понятие агрессия и агрессивность, рассмотрены виды агрессии, и проявления подростковой агрессивности, а именно их типичные жертвы, спусковой механизм и группы, на которые делятся агрессивные подростки. Также в этой части рассматриваются теоретические положения по проблеме проявления темпераменты: определение понятия темперамент и темпераментные особенности личности по теории В.М. Русалова.Во второй части статьи представлены результаты практического исследования, посвященного взаимосвязи агрессивности и характеристик темперамента в подростковом возрасте. Описаны база, выборка методики, используемые во время исследования и значимые взаимосвязи по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between aggression and the temperament characteristics (on the basis of the sample of adolescents)

In this article, the problem of the relationship between aggression and temperament characteristics on a sample of adolescents is considered. The first theoretical part of the article presents theoretical aspects of the problem of the phenomenon of aggression: the concept of aggression and aggression, the types of aggression, and the manifestations of teenage aggressiveness, namely their typical victims, the trigger mechanism and the groups to which aggressive teenagers share. Also in this part, theoretical positions on the problem of manifestation of temperament are considered: the definition of the concept of temperament and temperamental features of personality according to the theory of V.М. Rusalova.The second part of the article presents the results of a practical study on the relationship between aggressiveness and temperament characteristics in adolescence. The base, a sample of a technique used during research and significant interrelations on a theme of research are described.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь агрессивности с характеристиками темперамента (на материале выборки подростков)»

Взаимосвязь агрессивности с характеристиками темперамента (на материале выборки

подростков)

The relationship between aggression and the temperament characteristics (on the basis of the

sample of adolescents)

Огнева Анастасия Вячеславовна

Студент 4 курса Факультет психологии Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: nastasia_ogneva@mail. ru

Ogneva Anastasia Vyacheslavovna

Student 4 term Faculty of psychology Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk e-mail: nastasia_ogneva@mail. ru

Научный руководитель Галюк Наталья Андреевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск e-mail: galuck. natalya@yandex. ru

Scientific adviser Galyuk Natalya Andreevna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and

History of Psychology Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk e-mail: galuck. natalya@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи агрессивности с характеристиками темперамента на выборке подростков. В первой, теоретической, части статьи представлены теоретические аспекты по проблематики феномена агрессивности: понятие агрессия и агрессивность, рассмотрены виды агрессии, и проявления подростковой агрессивности, а именно их типичные жертвы, спусковой механизм и группы, на которые делятся агрессивные подростки. Также в этой части рассматриваются теоретические положения по проблеме проявления темпераменты: определение понятия темперамент и темпераментные особенности личности по теории В.М. Русалова.

Во второй части статьи представлены результаты практического исследования, посвященного взаимосвязи агрессивности и характеристик темперамента в подростковом возрасте. Описаны база, выборка методики, используемые во время исследования и значимые взаимосвязи по теме исследования.

Annotation.

In this article, the problem of the relationship between aggression and temperament characteristics on a sample of adolescents is considered. The first theoretical part of the article presents theoretical aspects of the problem of the phenomenon of aggression: the concept of aggression and aggression, the types of aggression, and the manifestations of teenage aggressiveness, namely their typical victims, the trigger mechanism and the groups to which aggressive teenagers share. Also in this part, theoretical positions on the problem of manifestation of temperament are considered: the definition of the concept of temperament and temperamental features of personality according to the theory of VM. Rusalova.

The second part of the article presents the results of a practical study on the relationship between aggressiveness and temperament characteristics in adolescence. The base, a sample of a technique used during research and significant interrelations on a theme of research are described.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, темперамент, особенности темперамента, взаимосвязь подростковой агрессивности с характеристиками темперамента

Key words: aggression, aggressiveness, temperament, features of temperament, the relationship of teenage aggressiveness with the characteristics of temperament

В настоящее время проблема подростковой агрессивности является одной из самых актуальных в психологическом сообществе. Ее актуальность обусловлена ростом насилия и агрессии, которые произошли в XX веке. Одним из важнейших аспектов изучения агрессивности является ее связь с психофизиологическими особенностями, а именно со свойствами темперамента.

Под агрессивностью понимают готовность личности к проявлению агрессивных реакции, а также к интерпретированию действий окружающих людей как агрессивных [5].

Единого определения термина агрессии нет, но обобщая опыт исследователей агрессию можно трактовать как форму поведения, при которой человек наносит любой урон живому существу, либо неживому объекту, выступающим заместителем живого. Также поведение считается агрессивным, если жертва не желает этого, и оно противоречит нормам и правилам общества, в котором находится агрессор [7].

Агрессия не всегда имеет негативную окраску, Г.Аммон выделяет три вида агрессии:

1. Конструктивная - данный вид агрессии выражается в социально-приемлемой форме и является предпосылкой к творческому преобразованию окружающего мира.

2. Дефицитарная - при данном виде проявлении агрессии человек испытывает трудности в открытом переживании агрессивных тенденций из-за раннего запрета на переживание агрессии. Из-за это человек чаще всего пассивен и не способен на соперничество.

3. Деструктивная - представляет из себя склонность к разрушению, стремлению решать вопросы силой, обесцениванию окружающих и мстительности. Данный вид это измененная под неблагополучными условиями конструктивная агрессия [1].

В подростковом возрасте проявления агрессивности чаще всего связаны с переживаниями несправедливости, унижений и чувства страха, связанные с безусловными потребностями в любви и нужности.

Жертвам подростков обычно выступают люди из близкого круга окружения, например, семья и друзья. При этом их агрессия может обуславливаться отстаивание своих границ и своей автономии от родительского давления [2, 3].

Одним из самых главных спусковых механизмов подростковой агрессии выступает несоответствие между самооценкой подроста и мнением о нём окружающих. В таких случаях у подростка формируется мнение о том, что окружающие настроены по отношению к нему агрессивно и враждебно.

Проявление повышенного уровня агрессивности можно разделить на три группы:

1. Средство привлечения внимания - данное поведение направлено на получение отклика со стороны других людей.

2. Норма поведения со сверстниками - данное поведение выступает как средство достижение определенных результатов.

3. Вред другому - причинение ущерба другому человеку является самоцелью проявления агрессии [8].

Темперамент, наряду с социокультурными нормами и достижением ситуаций успеха с помощью

агрессии, является одним из факторов, увеличивающих агрессивность личности.

Под темпераментом понимают индивидуальные особенности, присущие человеку, со стороны динамических проявлений психики. То есть это темп, интенсивность и быстрота реакций, степень эмоциональности [4].

По теории В.М. Русалова выделяют четыре свойства темперамент: эргичность, пластичность, темп или скорость и эмоциональность. Также каждое из этих свойств имеет предметный и социальный аспект проявления [6].

Под предметной эргичностью понимается уровень потребности в освоении предметного мира, а также стремление к умственному и физическому труду.

Под социальной эргичностью понимается уровень потребности в социальных контактах и стремление к лидерству.

Предметная пластичность представляет собой степень переключаемости между предметами и быстрота мышления при переходе от одних способов к другим.

Социальной пластичностью считается степень переключаемости при коммуникациях с одной коммуникативной программы на другую.

Под предметным темпом понимают быстроту моторно-двигательных актов при предметной деятельности.

Под социальным темпом имею ввиду быстроту речедвигательных актов при коммуникации.

Предметная эмоциональность - это эмоциональность и чувствительность к неудачам в рабочей сфере.

А социальная эмоциональность - эмоциональность и чувствительность в коммуникативной сфере деятельности человека [6].

В нашем исследовании мы изучали взаимосвязь подростковой агрессивности с характеристиками темперамента.

Исследование проводилось в октябре - ноябре 2017 года и в феврале - марте 2018.

Эмпирическую выборку исследования составляют учащиеся 8-х классов в составе 59 человек, из которых 38 девочек и 21 мальчик в возрасте 13-14 лет.

Эмпирической базой выступила МБОУ СОШ №8 города Искитима Новосибирской области.

Для изучения свойств темперамента мы использовали методику ОСТ В.М.Русалова (подростковый вариант). Для изучения свойств агрессивности - опросник Басса-Дарке (адаптация Николаева С.Н.и Осницкого А.К.). Мы рассматриваем агрессивность как личностную черту, поэтому также применяли методику многофакторного исследования личности Кеттелла подростковый вариант (14 PF) (адаптация Александровской Э.М.) для изучения личностных характеристик, в которых присутствуют агрессивные тенденции.

В результате исследования мы выявили 36 взаимосвязей, 19 из которых прямо-пропорциональные и 17

- обратно-пропорциональные.

Прямо-пропорциональные связи выявлены между:

1. Социальная эргичность & фактор F (осторожность-легкомыслие), фактор H (робость, застенчивость

- смелость, авантюризм) и фактор С (степень эмоциональной устойчивости). У человека с повышенной потребностью в социальных коммуникациях возрастает импульсивность, легкомыслие, авантюризм, социальная смелость и степень эмоциональной устойчивости.

2. Социальная пластичность & индекс враждебности, физическая агрессия, фактор F (осторожность-легкомыслие) и фактор H (робость, застенчивость - смелость, авантюризм). Чем больше у человека представлено

программ коммуникаций, тем выше его враждебность, физическая агрессия, импульсивность, легкомыслие, авантюризм и социальная смелость.

3. Социальный темп или скорость & фактор Н (робость, застенчивость - смелость, авантюризм). Чем выше речедвигательные способности человека, тем ваше уровень авантюризма, социальной смелости и активности.

4. Социальная эмоциональность & фактором I (реализм - сензитивность) и чувство вины. Чем сильнее человек переживает ситуации неуспеха в коммуникативной деятельности, тем выше у него проявления чувства вины и сензетивности.

5. Предметная эргичность & фактор H (робость, застенчивость - смелость, авантюризм), фактор C (степень эмоциональной устойчивости) и фактор Q2 (степень групповой зависимости). Чем выше у человека потребность в освоении предметного мира, тем выше его смелость и авантюризм, степень эмоциональной устойчивости и независимость от групповых норм.

6. Предметная пластичность & фактор С (степень эмоциональной устойчивости) и фактор Н (робость, застенчивость - смелость, авантюризм). Чем быстрее человек переключается между предметами, тем выше его эмоциональная устойчивость и социальная смелость.

7. Предметный темп или скорость & фактор F (осторожность-легкомыслие), фактор C (степень эмоциональной устойчивости) и фактор H (робость, застенчивость - смелость, авантюризм). Чем выше темпы деятельности в предметном мире, тем выше уровень импульсивности, легкомыслия, энтузиазма личности, эмоциональная устойчивость и смелость.

8. Предметная эмоциональность & чувство вины. При чувствительности в ситуациях расхождения задуманного с результатами человек чаще всего испытывает чувство вины.

Обратно-порциональные связи выявлены между:

1. Социальная эргичность & обида, фактор О (самоуверенность - склонность к чувству вины) и фактор Q2 (степень групповой зависимости). При высокой потребности в социальных контактах человек меньше подвержен проявлениям обиды и чувства вины, а также больше подвержен групповой зависимости.

2. Социальная эмоциональность & негативизм, фактор С (степень эмоциональной устойчивости) и фактор H (робость, застенчивость - смелость, авантюризм). Чем выше уровень социальной эмоциональности, тем больше человек следует общественным нормам, тем выше его эмоциональная неустойчивость и робость.

3. Предметная эргичность & индекс враждебности, обида, раздражение, индекс агрессивности и фактор O (самоуверенность - склонность к чувству вины). Чем больше человек заинтересован в физическом и интеллектуальном труде, тем ниже у него склонности к обиде, раздражению, чувству вины и ниже уровни агрессивности и враждебности.

4. Предметная пластичность & чувство вины и фактор О (самоуверенность - склонность к чувству вины). При избегании проявления разных форм предметной деятельности повышается уровень чувства вины.

5. Предметный темп или скорость & фактор Q2 (степень групповой зависимости). Быстрота моторно-двигательных актов влияет на зависимость от группы.

6. Предметная эмоциональность & негативизм, физическая агрессия и фактор С (степень эмоциональной устойчивости). При нечувствительности к неудачам в рабочей среде у человека повышается уровень негативизма и физической агрессии, а также повышается эмоциональная устойчивость.

Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что существуют значимы взаимосвязи между параметрами агрессивности и свойствами темперамента.

Список используемой литературы:

1. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер,2014. 368 с.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2013. 704 с.

3. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Вестник славянских культур. - 2010. - №4. - С.84-90

4. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 352-359

5. Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

6. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2012. 528 с.

7. Шагако Д. С. Агрессия и насилие в контексте социальных взаимодействий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №. 1. - С. 134-141.

8. Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Инновационная наука. -2016. - №2-4 (14). - С.198-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.