Научная статья на тему 'Взаимоотношения в семье и группе сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению'

Взаимоотношения в семье и группе сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / НАРКОЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / USING THE PSYCHO-ACTIVE DRUGS OF TEEN-AGERS / IDENTITY / ADDICTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярышева А. А.

В статье анализируются особенности взаимоотношений с семьей и группой сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению. Отчуждение в семье ведет к формированию отрицательной идентичности. Отвергая родителей как модель для формирования собственной идентичности, подростки обращают внимание на группы сверстников, часто имеющих негативную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RELATIONS IN FAMILY AND GROUP OF CONTEMPORARIES AT THE TEENAGERS INCLINED TO ADDICTION BEHAVIOR

In article analyzes the characteristics of family relationships and peer groups, adolescents who are attitude to addictive behavior. Estrangement in the family contributes to a negative identity. In rejecting the parents as a model for it's own identity, adolescents draw attention to a peer groups, often with a negative direction.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения в семье и группе сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению»

чения служащих муниципалитетов. Иерархическая схема разработки управляющей программы от анализа структуры дерева целей, определяющих успех проекта до построения логически организованной исполнительской программы посредством последовательного применения технологических циклов «социально психологической стратегии управления» и «социально психологической тактики управления» создают необходимую нормативно методическую базу педагога-менеджера образовательного процесса для разработки личностно ориентированных технологий самообучения руководящих работников инвестиционной сферы.

В силу различных базовых знаний претендентов на обучение и различных прагматических целей обучаемых, структура образовательных целей будет персонифицироваться, следовательно, каждая образовательная программа будет описывать личностно ориентированную технологию обучения в образовательном пространстве учебного учреждения. Лично-стно ориентированные исполнительские программы МПЦУ позволяют учебному менеджеру логически перейти к этапам

Библиографический список

«конструирования содержания» и «конструирования материальных и материализованных средств» личностно ориентированных образовательных технологий, что и будет показано ниже. Предлагаемая нами концептуальная модель конструирования индивидуализированного образовательного процесса отражает рационалистическую стратегию обучения, логическое построение которой ориентировано на активизацию поведенческих действий обучаемых в ходе выполнения программы.

Опыт организации переподготовки государственных и муниципальных служащих Новосибирской области в Новосибирском филиале Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы и анализ использования современных образовательных технологий в вузах Новосибирска и Бийска свидетельствует о целесообразности индивидуализации переподготовки специалистов с использованием дистанционных технологий.

1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Изд. 4-е. Барнаул.: Изд-во БГПУ, 2006.

2. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования: дисс. д-рф. пед. наук. - Кемерово, 2002.

3. Непрерывное образование и инженерия знаний. Междисциплинарные аспекты: монография / под ред. Ю.И. Титаренко. - Барнаул, 1998.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

5. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.9

Ярышева А. А., соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: aliss1@mail.ru

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В статье анализируются особенности взаимоотношений с семьей и группой сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению. Отчуждение в семье ведет к формированию отрицательной идентичности. Отвергая родителей как модель для формирования собственной идентичности, подростки обращают внимание на группы сверстников, часто имеющих негативную направленность.

Ключевые слова: подростковый возраст, идентичность, кризис идентичности, наркозависимое поведение.

В жизни подростка огромное значение имеет групповое общение со сверстниками. А.Е. Личко отмечает, что «подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками» [1, с. 23]. Это явление тесно связано с нормативным кризисом идентичности. Представления о себе самом проходят критическую стадию утраты подростком статуса ребёнка и неуверенность в своем новом статусе. Подросток в этой ситуации ищет ответы на вопросы: «Кто я? С кем я? Каким я хочу быть? Каким меня видят другие?». Семья не всегда может дать ответы на эти вопросы. Подросток стремится объединиться с себе подобными, влиться в группу, чтобы найти ответы на эти вопросы. «Отвергая родителей как модели для собственной идентичности, подростки часто ищут альтернативный источник поддержки у сверстников, по мере того, как они пересматривают представление о самих себе» [2, с. 244].

Ситуацию конфликтных взаимоотношений подростка с семьёй подробно анализирует Ф.Райс. Он пишет, что подростки, невысоко оценивающие своих родителей, склонны в большей степени ориентироваться на сверстников, чем те, которые высоко ценят родителей. Райс Ф. объясняет, что этот факт имеет как минимум два объяснения. Во-первых, такие подростки не получают необходимого им статуса через семейную идентификацию, не ощущают своей личной значимости, во-вторых, такой подросток может завоевать положение лишь во взаимоотношениях с друзьями, стараясь быть круче, развязнее, сексуальнее, отважнее других [3, с. 97].

Рассматривая семьи наркоманов, Ф. Райс отмечает, что есть связь между употреблением наркотиков подростками и особенностями их семьи. Это обычно неблагополучные семьи с точки зрения взаимоотношений внутри семьи. Сюда он относит недостаточно близкие отношения с родителями, недос-

таток любви, недостаточная поддержка со стороны родителей, недоброжелательность и враждебность, конфликты, семейные ссоры, чрезмерная строгость наказаний [3, с. 596].

В семьях, отличающихся строгой организацией и жёсткой дисциплиной, более высока вероятность, что дети уйдут в групповое общение со сверстниками, основой этого общения может стать употребление наркотиков, перерастающее в наркотическую аддикцию.

Цель исследования. Изучить особенности взаимоотношений с семьей и группой сверстников у подростков, склонных к наркозависимому поведению.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15 - 17 лет (студенты, учащиеся колледжей, школьники). Всего 349 человек (200 девочек, 149 мальчиков). Метод исследования - анкетирование. Респонденты отвечали на вопросы анонимной анкеты, разработанной СО РАН, Институтом философии и права, ГУ НИИ физиологии, социологической лабораторией НГПУ «Молодежь сегодня».

Результаты исследования. Подростков, отвечавших на вопросы анкеты, условно разделили на две группы: «отрицающие наркотики» и «группа риска» [4]. В «группу риска» были объединены подростки, которые на вопрос: «Пробовал ли ты наркотики?», выбрали варианты ответов: «Да, и хочу продолжать», «Да, но хочу бросить», «Пробовал и уже бросил», «Нет, но хочу попробовать» (табл. 1). В группе «Отрицающие наркотики» оказались те подростки, которые выбрали ответ: «Нет, и не хочу».

Таблица 1

Ответы подростков на вопрос «Пробовал ли ты наркотики?».

Нет, и Да, и хочу Да, но Нет, но

не хочу продолжать хочу бросить хочу попробовать

Пробовал ли ты наркотики? 207 (59,4%) 10 (2,9%) 12 (3,4%) 20 (34,3%)

На вопрос: «Насколько вы удовлетворены некоторыми сторонами своей жизни?» подростки «группы риска» скорее довольны, чем недовольны семьёй. Но по сравнению с подростками, отрицающими наркотики, процент «довольных» ниже. Недовольных взаимоотношениями с родителями у подростков «группы риска» в два с лишним раза больше, чем в группах, отрицающих наркотики (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов подростков на вопрос «Насколько ты удовлетворен некоторыми сторонами своей жизни?»

Отрицающие наркотики 66,9 26,2 4,8 2,0

8. Отношениями с классным руководителем, куратором группы Группа «риска» 40,9 34,5 17,5 7,0

Отрицающие наркотики 56,4 28,7 9,9 5,0

9. Отношениями со сверстниками вне школы, училища Группа «риска» 65,5 27,4 4,8 2,4

Отрицающие наркотики 67,4 24,6 3,8 4,2

10. Тем, как в целом складывается твоя жизнь Группа «риска» 39,3 36,9 11,3 12,5

Отрицающие наркотики 42,6 36,6 9,9 10,9

Именно подростки из «группы риска» стараются не посвящать своих родителей в то, чем они занимаются (48% -«группа риска», 34,6% -отрицающие наркотики).

Анализ результатов ответов на вопрос «конфликты с родителями» ярко иллюстрирует особенности отношений

в семьях (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов старшеклассников группы «риска» и отрицающих употребление наркотиков на вопрос «Конфликты с родителями?», %______________________________

Группа «риска» Отрицающие наркотики

Поздные приходы домой 52,7 33,5

Вредные привычки 43,2 12,4

Несправедливость требований 30,2 24,9

Моя успеваемость 45,6 31,0

Из-за денег 21,9 16,4

Из-за компании, друзей 32,0 13,3

разные взгляды на жизнь 41,4 39,2

Мой внешний вид 9,5 9,0

Поведение родителей 7,7 5,0

Мой плохой характер 29,0 25,4

Плохой характер родителей 10,1 6,0

Мало помогаю 35,5 21,9

Вообще часто ругают 8,3 4,3

Конфликтов почти нет 19,5 33,3

Конфликтность в семьях подростков «группы риска» намного больше, чем в семьях, отрицающих наркотики. Разброс причин конфликтов с родителями очень большой. Это и позднее возвращение домой (52,7% -против 33,5%), вредные привычки (43,2% -против 12,4%), плохая успеваемость (45,6% -против 31%), из-за денег (21,9% -против 16,4%), из-за компании, друзей (32%- против 13,3%) и др.

Диапазон сфер конфликтов подростков «группы риска» довольно большой. Здесь явно неблагополучные отношения. Эту же картину подтверждают и данные опроса о проведении свободного времени с родителями. Подростки, отрицающие наркотики, больше свободного времени проводят с родителями (табл. 3). Суммарно это выглядит так: «группа риска» про-

Насколько ты удовлетворен некоторыми сторонами своей жизни? 1. Впол- не дово- лен 2. От- части дово- лен 3. Не дово лен 4. Трудно сказать

1. Возможностями для своего обучения и развития Группа «риска» 38,6 36,8 15,8 8,8

Отрицающие наркотики 39,4 32,9 16,1 11,7

2. Материальной обеспеченностью Группа «риска» 33,3 43,3 19,9 3,5

Отрицающие наркотики 38,3 36,8 19,3 5,6

3. Возможностями проявить свои способности Группа «риска» 35,9 40,0 14,7 9,4

Отрицающие наркотики 36,5 40,4 13,1 10,0

4. Отношениями с девушками (для юношей) / с юношами (для девушек) Группа «риска» 50,9 27,5 11,1 10,5

Отрицающие наркотики 50,5 28,6 11,7 9,2

5. Отношениями с учителями, педагогами Группа «риска» 22,8 51,5 18,1 7,6

Отрицающие наркотики 40,8 40,3 12,2 6,6

6. Отношениями с одноклассниками, однокурсниками Группа «риска» 61,8 26,5 7,1 4,7

Отрицающие наркотики 62,4 29,3 6,0 2,2

7. Отношениями с родителями, в семье Группа «риска» 52,1 29,6 13,6 4,7

тив «отрицающих наркотики». Отдыхают без родителей 41,7% -против 18,4%. Эти цифры можно не комментировать. Дети «группы риска» дальше от своих родителей. Можно с уверенностью сказать, что в семьях детей с проблемами, члены семьи меньше взаимодействуют друг с другом, реже находят согласие друг с другом, очень высокая конфликтность (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов старшеклассников группы «риска» и отрицающих употребление наркотиков на вопрос 28 «Прово-

Отчуждение в семье не способствует благополучному разрешению кризиса идентичности. Результатом этого отчуждения является спутанная идентичность, диффузия идентичности или отрицательная идентичность. Для подростка со спутанной идентичностью характерно чувство безнадёжности, дискомфорта, они не способны принять навязанную им обществом роль. Они становятся «группой риска», попадают в асоциальные группы и начинают себя идентифицировать с членами своих групп. Для таких подростков характерна полная потеря индивидуальности.

«Подростки не только помогают друг другу на время избавиться от этого дискомфорта, формируя группы и стереоти-пизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов; они также проверяют друг друга на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей» [5, с. 364].

Диффузия идентичности по Э. Эриксону характеризуется «отсутствием обязательств». Для подростка в этой ситуации характерно отсутствие собственных ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты. Подросток не знает «кто он?», «куда ему идти?». Индивидуумы с диффузной идентичностью сообщают о наличии большой дистанции между ними и родителями. Эти подростки воспринимают своих родителей как безучастных к ним, отвергающих их, и поэтому у них отсутствуют ролевые модели [2, с. 241].

Подростки с диффузной идентичностью конформны в своих группах, более восприимчивы к давлению своих сверстников, внутригрупповому давлению. Отвергая родителей

как модели для собственной идентичности, подростки обращают своё внимание на сверстников. Связи с группами сверстников у подростков в состоянии диффузии идентичности особенно сильны: «их влияние на ценности и установки подростков часто оказывается более значимым, чем влияние родителей, школы» [2, с. 244]. Такие подростки не могут выработать свои ценности, цели и идеалы, не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение, поэтому так легко поддаются влиянию группы [5, с. 122].

Отрицательная идентичность: подростками отрицаются семейные роли, полоролевые, национальные. Такие подростки выбирают отрицательную идентичность, как ориентацию «на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка как нежелательные или опасные» [5, с.123].

При любом из вышеназванных кризисов идентичности идёт ориентация на группу сверстников, чаще всего, асоциального плана. Подростки во всех этих случаях отличаются высоким конформизмом, приверженностью к групповой субкультуре. Культивируются особые формы общения, досуговая

деятельность, характерные отличия в одежде и причёске. Если же группа основана на совместном пристрастии к наркотикам, то подросток, чтобы остаться в группе, должен употреблять и высоко оценивать те же наркотики. Коллективный, совместный приём наркотических веществ помогают, на первый взгляд, сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности.

Выражается это чувство сопричастности в групповой интеграции, в формировании чувства «мы», чувства принадлежности к группе, в противопоставлении себя ко всем, кто не «мы». Франсуаза Дольто пишет, что школьники «становятся наркоманами не потому, что попробовали «травку» в компании. «Травка» - утверждение группового способа существования». И вызвано это, по мнению Ф.Дольто, параличом семейных отношений, и чересчур паттерналистским воспитанием и дома, и в школе [6, с. 138-139].

В этом плане определенный интерес представляют следующие данные (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов старшеклассников группы «риска» и отрицающих употребление наркотиков на вопрос 10 «Конфликты с педагогами, каковы причины?», %__________________

Группа «риска» Отрицающие наркотики

Поведение в школе, УЗ 32,6 16,3

Пропуски занятий 22,7 7,4

Несправедливые оценки 29,1 30,4

Моя успеваемость 25,0 15,3

Мой характер 22,7 15,8

Скучные уроки 25,6 12,1

Несправедливость к друзьям 11,0 6,9

внешний вид 4,7 3,7

Несовременность педагогов 12,8 8,6

Курение, алкоголь 16,9 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неприязнь учителей к моим родителям 1,5

Не нравятся предметы 30,2 19,2

Опоздания занятия 19,2 5,0

Конфликтов не бывает 20,3 42,8

Проблемы подростков из группы риска в основном в системе отношений: как видно из таблицы 5, отношениями с учителями, их претензиями больше недовольны подростки из «группы риска» (18,1% - группа риска, 12,2%- отрицающие наркотики). Довольны отношениями с учителями: 40,8% -отрицающие наркотики и 22,8% - «группа риска».

В подростковом и юношеском возрасте поведение в большей степени ориентировано на группу, оно «группоуправляемо». Группы подростков рассматриваются как «контактные группы» или «группы подобных». Функция групповых норм в том, что они конформируют установки и образ поведения члена группы. Насколько значима группа для её членов, зависит от того, какое место занимают они в ней, какую роль проигрывают, с кем себя идентифицируют. Но, в любом случае подросток, желая статуса, входит в неформальную группу, подчиняется ей.

Что происходит, если группа наркотическая? Какие механизмы здесь срабатывают? Употребление наркотиков связано с чувством недостаточной идентичности. Подросток, как бы нащупывает границы своего «Я», т.к. в состоянии кризиса идентичности подросток не знает, что он из себя представляет.

В каком случае подросток принимает или не принимает групповые нормы? В научной литературе существует множество подходов к объяснению механизмов воздействия группы на нормы и поведение подростка. Всё зависит насколько и как

дишь ли свободное время с родителями?», %

Группа «риска» Отрицающие наркотики

Смотрим телевизор 41,3 50,7

Вместе обедаем 56,4 61,3

Гуляем, ходим в гости 9,3 19,2

Разговариваем, общаемся 36,6 52,2

Занимаемся хозяйственными делами 30,2 41,3

Вместе отдыхаем 15,1 16,8

Культурно-развлекательные мероприятия 2,3 5,0

Отдыхаю без родителей 40,7 18,4

принимает установки группы подросток. В научной литературе рассматриваются следующие психологические механизмы формирования аддиктивного поведения: конвенциональный (социально-позитивный) и диссоциальный (социальнонегативный). Конвенциональный механизм предполагает согласие с нормами, принятие их. Диссоциальный механизм предполагает отвержение норм поведения в группе [7, с.139].

Почему формируется тот или иной уровень, можно объяснить с точки зрения развития установки у подростков. Д. Н. Узнадзе, объясняя появление фиксированной установки, определяет её как неосознанный поведенческий регулятор, выражающийся в готовности к определённой поведенческой реакции в условиях простейших естественных ситуаций. На Западе широко применяется понятие «аттитюды», как определённое состояние сознания, организованное на основе пред-

шествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на личность. Подросток получает определённый опыт общения в разрегулированной семье, или в школе - конфликтное взаимодействие со сверстниками и с учителями. Это накладывается на личностные особенности подростка. Конфликты в семье, неприятие семейных норм заставляют подростка принимать групповое поведение.

Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: подростки, склонные к наркоаддикции, гораздо меньше удовлетворены отношениями с родителями и учителями. Уровень конфликтности в этих семьях выше, психологическая дистанция между членами семьи больше. В качестве модели идентичности подростками, склонными к наркоаддикции, выбирается группа сверстников, которая оказывает большее влияние на подростка, чем семья.

Библиографический список

1. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.,1986.

2. Хъелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

3. Райс, Ф. На стороне подростка. - СПб., 1999.

4. Молодежь сегодня. Альбом статистической информации к отчету по к гранту РГНФ и администрации НСО «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты». СО РАН. Институт экономики и организации промышленного производства. СОРАМН, ГУ НИИ Физиологии. НГПУ. - Новосибирск, 2005.

5. Ремшмидт, Х. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.,1995.

6. Дольто, Ф. На стороне подростка. - М.,1997.

7. Дмитриева, Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. - Новосибирск 2002.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 378

В.В. Бурматов, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-таИ:кр1967@таИги ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Настоящая статья посвящена проблемам воспитания гражданственности у студентов вуза. Автор рассматривает структуру и содержание соответствующей педагогической модели, раскрывает значение социокультурной деятельности для воспитания гражданственности у студентов младших курсов в учреждении высшего профессионального образования сферы культуры и искусств.

Ключевые слова: гражданственность, воспитание гражданственности, модель воспитания гражданственности у студентов вуза, социокультурная деятельность студентов.

Идея воспитания гражданственности молодежи, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих идей современной отечественной педагогики, что во многом предопределено социокультурной ситуацией, сложившейся в российском обществе. Данная идея актуализировалась в связи с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы». Так же особое внимание к проблемам гражданственности современной молодежи подчеркивается тем, что 2009 год объявлен в России «Годом молодежи». При этом реализация процесса воспитания гражданственности студентов невозможна вне социокультурного пространства вуза, так как именно в нем создаются условия для проявлений гражданственности в творчестве, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, вовлечения студентов в процесс построения гражданского общества и содействия становлению России как стабильного демократического государства.

Проведя теоретический анализ философских, психологопедагогических, нормативно-правовых источников, мы пришли к выводу, что «гражданственность студентов» следует рассматривать как интегративное качество личности, представленное нравственным, правовым и общественно-политическим блоками, включая мировоззрение (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.), поведение (нормы, поступки, установки, и др.) и оценку (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки и др.).

Гражданское воспитание неотделимо от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Высшее образование - это универсальное средство и необходимое условие гражданского воспитания в современных условиях. Это одна из важнейших ступеней, отражающих уровень гражданского самосознания и

общественной инициативы, основанных на проявленной готовности к социально значимым поступкам. Это пространство опыта и практической реализации знаний, умений и навыков, полученных в процессе личностного роста. Это социально насыщенная инициативная среда, формирующая развивающиеся структуры отношений - основу человеческого, группового и общественного развития [1].

Сложность процесса гражданского воспитания состоит в том, что его результаты не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. В исследовании Е. Н. Титовой [2, с. 11] были выявлены следующие социально-педагогические проблемы, препятствующие формированию гражданственности студентов в современном вузе:

- ухудшение социального самочувствия и социального поведения студенческой молодежи, пессимизм, уход в себя, переориентация нравственного сознания на явления, осуждающиеся в недавнем прошлом (половая распущенность, наркомания, воровство, проституция и др.);

- снижение воспитательного потенциала вуза, низкий уровень психолого-педа-гогической подготовки вузовских преподавателей, процесс старения профессорско-преподавательского состава, отсутствие в вузах должностных лиц, отвечающих за воспитание студентов;

- отсутствие методологии воспитательной работы в вузе.

- в высшей школе в последнее время почти вытеснен процесс воспитания, разрыв между обучением и воспитанием увеличивается, нравственно-психологическая и ценностно-формирующая направленность учебного процесса значительно снизилась;

- в сознании и поведении части молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку «любой ценой», пренебрежительное отношение к соблюдению законов, другим гражданским качествам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.