Научная статья на тему 'Взаимоотношения с окружающими людьми как фактор становления во взрослой жизни у юношей и девушек, получающих профессиональное образование'

Взаимоотношения с окружающими людьми как фактор становления во взрослой жизни у юношей и девушек, получающих профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Компаниец В. И.

В статье проведён анализ особенностей взаимоотношения у юношей и девушек, получающих профессиональное образование с близкими окружающими людьми в процессе социализации. В ходе исследования были выявлены гендерные особенности взаимоотношения с окружающими людьми у студентов профессионального училища в возрасте 15-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Компаниец В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения с окружающими людьми как фактор становления во взрослой жизни у юношей и девушек, получающих профессиональное образование»

Психологические науки

73

на коррекцию психологических компонентов саморегуляции как основы развития конструктивных стратегий поведения осужденных, которая находится в процессе реализации.

Список литературы:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер Пресс, 2007. - 640 с.

2. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М., 2014. - Режим доступа: www.mvd.ry/со-стояние преступности.

3. Официальный сайт Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М., 2015. - Режим доступа: http ://fsin. su/structure/inspector/iao/statistika.

4. Пошехонова, В. А. Саморегуляция поведения психолога в структурных компонентах // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. -С. 52-56.

5. Психологический словарь / Под общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Феникс, 2003. - 642 с.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КпоРус, 2012. - 224 с.

7. Целиковский С.Б. Модель психологической саморегуляции как теоретическая основа анализа криминального агрессивного поведения и личности преступника // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 1-4.

8. PsychometricExpert [Электронный ресурс]. - Ярославль: Научно-тех-

нический центр «Introspection», рег. РоспатентРФ №2003611474. - Режим доступа: http://www.psychometrica.ru/index.php?option=com_content&view

=article&id= 16&Itemid=4.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© Компаниец В.И.*

ГБОУ НПО ПУ № 21 КК

В статье проведён анализ особенностей взаимоотношения у юношей и девушек, получающих профессиональное образование с близкими

Педагог-психолог.

74

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

окружающими людьми в процессе социализации. В ходе исследования были выявлены гендерные особенности взаимоотношения с окружающими людьми у студентов профессионального училища в возрасте 1517 лет.

Ключевые слова: юношеский возраст, социальное окружение, базовые потребности.

Глобальные изменения, произошедшие и продолжающие происходить в современном мире в целом, сказались на всех сферах жизни: образовании, адаптации учащейся молодежи к жизни и труду, семье. Из-за быстро меняющегося российского общества проблема процесса социализации личности наиболее остро встаёт не только перед русскими учёными, но и учёными всего мира. В настоящее время учёным необходимо выяснить, кто же является главным носителем информации для развития современных юношей и девушек, каковы сегодня приоритеты в общении с людьми (Д.И. Фельдштейн, 2006). Изучением особенностей взаимодействия с людьми в юношеском возрасте занимаются многие отечественные и зарубежные ученые среди них такие как, И.С. Кон, 1972 г.; Д.И. Фельдштейн, 2006 г.; А.В. Мудрик, 2000 г.; Ф. Раис, 2000 г. и др.

Современная молодежь в отличие от взрослых в большей мере подвержена негативному влиянию социальной среды, деформации системы обучения и воспитания, деформации базовых ценностей, жесткой конкуренции на трудовом рынке. Хотя молодежь может оказывать гораздо большее положительное влияние на общественные взаимоотношения, найти свои пути развития. В роли непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Большинство ученых считают, что юношеский возраст является самым главным периодом в формировании собственных убеждений и умения самостоятельно строить своё будущее. Считается, что в юношеском возрасте молодые люди значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Это чувство возникает у них не от того что они по какой-либо причине изолированы от общества (плохое окружение), а оттого, что они не могут выразить свои чувства в общении. Поэтому большое влияние на личностное развитие в юношеском возрасте оказывают друзья и семья (ближайшее окружение). В современном мире остро существует проблема взаимодействия между поколениями (дети-родители, дети - бабушки / дедушки) эта проблема с каждым днём приобретает всё новые и новые характеристики которые недостаточно исследованы в различных областях науки (Д.И. Фельдштейн, 2006 г.) В настоящее время социальная ситуация развития для современных юношей и девушек складывается не столь легко как бы хотелось. Это обусловлено быстрым переустройством сознания нашего общества, в связи, с чем необходимо изучение психологических особенностей и особенностей формирования поиска смысла жизни у современных юношей и девушек.

Психологические науки

75

Юноши и девушки, получающие профессиональный опыт, имеют определенную материальную независимость, однако этот статус не обеспечивает им хороших достижений психического развития, так как профессиональная деятельность в таких учебных заведениях как колледж, училище в современном мире считается мало квалифицированной и не престижной. Поэтому очень важно знать, как происходят взаимоотношения у студентов в возрасте 15-17 лет с ближайшим окружением, поскольку именно эти люди влияют на психологическое становление юношей и девушек профессионального училища.

Целью нашего исследования стал анализ взаимосвязи взаимоотношений с окружающими людьми у юношей и девушек, получающих среднее профессиональное образование. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть гендерные особенности взаимоотношений с социумом у юношей и девушек, получающих профессиональное образование.

2. Рассмотреть гендерные особенности предпочитаемых типов отношений у юношей и девушек 15-17 лет.

3. Проанализировать и описать особенности взаимосвязи показателей значимости лиц из ближайшего окружения, предпочитаемых типов отношений и готовности студентов профессионального училища к взрослой самостоятельной жизни.

В исследовании приняли участие студенты ГБОУ НПО ПУ № 21 КК в возрасте 15-17 лет. В исследовании приняли участие 50 юношей и 50 девушек обучающихся в профессиональном училище. Поскольку не все обследуемые дети проживают в полных семьях, то нам пришлось обследуемую выборку сократить и в неё вошли 30 девушек и 34 юноши, обучающиеся в профессиональном училище.

Для проведения исследования были применены следующие методики: Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). (Б.С. Волков, 2005); Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» (М.А. Падун, 2008); Методика «Уровень субъективного контроля» (Н.П. Фе-тискин, 2002); Модифицированная методика исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульмана (Н.П. Фетискин, 2002); Методика удовлетворенности базовых потребностей; Методика «Социально-психологические связи» (Н.В. Кузьмина, 1997). Базисные убеждения личности характеризуются следующими показателями: убеждённость в доброжелательности окружающего мира, убеждённость в справедливости, убеждённость в Образе «Я», убеждённость в собственной удачливости, убеждённость в контроле. К базовым потребностям относятся следующие показатели: удовлетворённость базовой потребности в независимости, удовлетворённость базовой потребности в компетентности и удовлетворённость базовой потребности в

76

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

независимость. Социально-психологические связи (СПС) характеризовались составом наиболее значимых лиц из ближайшего окружения (мать, отец, бабушка, дедушка, брат / сестра, родственники, друг из класса, друг из школы, друг вне школы, мать / отец товарища) и наиболее предпочитаемыми типами отношений (советуюсь, дорожу мнением, могу довериться, уверен, поймет, уверен, поможет, уверен, защитит, хочу подражать).

Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Office Excel 2007. Для обработки результатов исследования применялись статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ) с использованием пакетов Statistica for Windows 7.0.

Поскольку большинство юношей и девушек, обучающихся в профессиональном училище, были из неблагополучных семей, а многие из них побывали в приёмных семьях и детских домах, то нас заинтересовали особенности их отношений с близким социальным окружением. Показатели значимости лиц из ближайшего окружения и предпочитаемых типов отношений в группах девушек и юношей, получающих профессиональное образование, мы представили в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Средние показатели значимости лиц из ближайшего окружения в группах девушек и юношей, получающих профессиональное образование

№ Показатели Девушки (n = 30) Юноши (n = 34) Достоверность различий

1. Мать 14,00±5,70 15,32±5,96 Р > 0,05

2. Отец 11,70±5,98 17,26±3,85 P < 0,05

3. Бабушка 8,56±6,38 12,47±6,72 P < 0,05

4. Дедушка 8,86±6,47 9,55±7,78 Р > 0,05

5. Брат/сестра 12,33±5,78 12,02±6,83 Р > 0,05

6. Родственники 10,30±5,98 9,91±5,89 Р > 0,05

7. Друг (подруга) из класса 9,96±6,35 10,58±6,15 Р > 0,05

8. Друг (подруга) из школы 9,60±6,48 11,00±6,55 Р > 0,05

9. Друг (подруга) вне школы 10,63±6,07 13,08±6,42 Р > 0,05

10 Мать (отец)товарища 9,73±5,92 9,61±6,99 Р > 0,05

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что в группе юно-шей-студентов и девушек-студенток есть как гендерные отличия, так и сходство. Показатели значимости родителей практически одинаковы и в группе девушек, и в группе юношей. Среди родителей в группе юношей оказался значимее отец, в то время как мать значима в обеих группах. В ходе исследования в группе студентов выявлены статистически достоверные различия в показателях значимости отца и бабушки (P < 0,05). Высокий показатель значимости отца выше у юношей-студентов, чем у девушек-студенток. Это ещё раз указывает на то, что у юношей происходит интенсивное усвоение гендерных стереотипов. Показатель значимости бабушки оказался стати-

Психологические науки

77

стически достоверно выше в группе юношей-студентов. Это связанно с тем, что большинство юношей-студентов привязаны к своим бабушкам, которые являются для них источником эмоционального комфорта. Значимым в группе юношей являются друзья, так как общение с ними служит источником усвоение старшеклассниками социокультурных ценностей в процессе социализации. Именно общение со сверстниками помогает и юношам, и девушкам преодолеть различные трудные жизненные ситуации, в которые они попадают. Наиболее значимыми в группе юношей являются друг (подруга) вне школы. Именно они являются таким источником информации, который даёт те знания, которые им не смогут дать родители.

Таблица 2

Средние показатели значимости предпочитаемых отношений в группах девушек и юношей, получающих профессиональное образование

№ Показатели Девушки Юноши Достоверность различий

1. Советуюсь 11,90±6,09 14,05±6,43 Р > 0,05

2. Дорожу мнением 13,83±4,41 18,11±6,76 P < 0,05

3. Могу довериться 13,66±4,88 19,02±7,55 P < 0,05

4. Уверен, поймёт 14,33±6,64 18,02±6,86 P < 0,05

5. Уверен, поможет 15,83±4,23 19,20±6,76 P < 0,05

6. Уверен, защитит 15,70±5,94 18,23±8,56 Р > 0,05

7. Хочу подражать 8,46±5,89 10,85±9,46 Р > 0,05

Согласно данным исследования, представленным в таблице 2, статистически достоверные различия по параметрам предпочитаемых типов отношений у юношей и девушек, обучающихся в профессиональном училище, были выявлены в следующих показателях «дорожу мнением», «могу довериться», «уверен, поймёт», «уверен, поможет» (P < 0,05). Все эти показатели оказались статистически достоверно выше в группе юношей-студентов. Для юношей-студентов очень важно мнение окружающих людей, так как из этого мнения у них происходит формирование своего личного мнения о себе и других людях. Высокий показатель «уверен, поможет» в группе юношей-студентов указывает на двойственность в отношениях с окружающими людьми. С одной стороны, они хотят казаться взрослыми и самостоятельными, а с другой стороны, нуждаются в помощи и защите. Статистически достоверно высокий показатель «могу довериться» и «уверен, поймёт» оказался выше в группе юношей-студентов. Эти показатели говорят о том, что юноши-студенты готовы и могут принимать позицию взрослого человека, чего не скажешь о девушках, которые склонны занимать детскую позицию.

Для проверки наличия связи между показателями социально-психологической адаптации, интернальности, выхода из трудной жизненной ситуации, удовлетворенности базовых потребностей и предпочитаемыми типами отношения в группе девушек и юношей студентов в возрасте 15-17 лет был

78

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

проведён корреляционный анализ, указывающий на существующие различия в характере корреляционных связей исследованных показателей в группах юношей и девушек. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3 и 4.

Таблица 3

Корреляционные связи показателей предпочтения типов отношений с показателями личностной готовности к взрослой жизни в группе юношей, получающих профессиональное образование

№ п/п Показатели Советуюсь Дорожу мнением Могу довериться Уверен, поймёт Уверен, поможет Уверен, защитит Хочу подражать

1. Интернальность в семейных отношениях 0,19 0,01 0,20 0,05 0,12 0,13 0,40

2. Удовлетворённость базовой потребности в независимости 0,14 0,40 0,14 0,29 0,32 0,37 0,07

3. Удовлетворённость базовой потребности в компетентности 0,25 0,42 0,37 0,40 0,42 0,41 0,38

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.

Согласно данным табл. 3 на готовность юношей - студентов к взрослой самостоятельной жизни большое влияние оказывают удовлетворённость базовых потребностей в независимости и компетентности. Чем выше уровень удовлетворённости базовых потребности в компетентности и независимости в группе юношей-студентов, тем больше они дорожат мнением окружающих людей, уверены в защите с их стороны, больше стараются доверять людям, тем больше они уверены в возможности помощи и понимания со стороны окружающих людей. Чем более независимыми считают себя студенты, тем больше они стараются дорожить мнением окружающих людей, и тем больше нуждаются они в помощи. На это указывает положительная корреляционная связь между показателем «Удовлетворённость базовых потребностей в независимости» и показателями «Дорожу мнением» и «Уверен, поможет». Эти корреляционные связи указывают на то, что удовлетворённость базовых потребностей повышает вероятность активного включения юношей-студентов в активное взаимодействие с социальным окружением. Заслуживает внимания положительная корреляционная связь между показателем «Интернальность семейных отношений» и показатель «Хочу подражать». Данная корреляционная связь указывает на то, что чем более юноши - студенты осознают свою ответственность за то, как складываются семейные отношения, тем больше они стремятся быть похожими на одного из членов своей семьи.

Психологические науки

79

Таблица 4

Корреляционные связи показателей предпочтения типов отношений с показателями готовности к взрослой жизни в группе девушек, получающих профессиональное образование и обучающиеся в профессиональном училище

~е Показатели Советуюсь Дорожу мнением Могу доверится Уверен, поймёт Уверен поможет Уверен защитит Хочу подражать

1. Выход из трудной жизненной ситуации -0,14 0,07 -0,03 -0,25 -0,32 -0,36 -0,07

2. Самопринятие -0,54 -0,33 -0,45 -0,53 -0,43 -0,40 -0,43

3. Доминирование 0,05 0,39 0,08 -0,06 0,13 0,08 0,10

4. Убеждение о контроле 0,29 0,27 0,10 0,19 0,50 0,33 0,08

5. Удовлетворённость базовой потребности во включённости 0,37 0,32 0,49 0,45 0,20 0,42 0,39

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.

Из результатов, представленных в таблице 4 видно, что у девушек-сту-денток больше корреляционных связей, чем у юношей-студентов. Отрицательные корреляционные связи между показателем «самопринятие» и показателями предпочитаемых типов отношений указывают на то, что чем чаще студентки принимают себя такими, какие они есть на самом деле, тем меньше они нуждаются в совете, понимании, помощи, защите, меньше доверяют людям и хотят быть похожими на кого-либо. Положительная корреляционная связь между показателем «доминирование» и показателем «дорожу мнением» свидетельствует о том, что чем чаще студентки стараются быть доминантными в жизни, тем чаще они дорожат мнением окружающих людей. Учитывая то, что чем ниже значение показателя выхода из трудной жизненной ситуации, тем более конструктивно девушки-студентки справляются с ним, отрицательная корреляционная связь между показателем «ТЖС» и показателем «уверен, защитит» указывает на то, что чем лучше студентки справляются с трудными жизненными ситуациями, тем меньше им нужна опека и защита. Положительные корреляционные связи между показателем «Удовлетворённость базовой потребности во включенности в отношения с социальным окружением» и показателями предпочитаемых типов отношений говорят о том, что чем чаще студентки включаются во взаимоотношения, тем чаще они стараются советоваться с окружающими людьми, больше доверяют людям, больше уверены в том, что их поймут и защитят. При частом включении во взаимоотношения студентки стараются подражать кому-либо. Чем чаще студентки осуществляют контроль над своей жизнью, тем чаще они нуждаются в помощи.

80

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 5

Корреляционные связи показателей значимости лиц из ближайшего окружения с показателями личностной готовности к взрослой жизни в группе девушек, получающих профессиональное образование

G 'В Мать Бабушка Брат/ сестра Друг (подруга) из класса Друг (подруга) из школы Друг-подруга из школы Мать (отец) товарища

1. Самопринятие 0,14 -0,47 -0,13 -0,10 -0,29 -0,37 -0,18

2. Интернальность межличностных отношений 0,05 0,31 -0,10 -0,39 -0,16 -0,12 0,03

3. Интернальность в области здоровья -0,48 0,18 0,01 -0,18 -0,04 -0,04 -0,06

4. Убеждение о контроле 0,43 0,33 -0,01 -0,12 0,05 -0,13 0,39

5. Убежденность в доброжелательности мира 0,12 0,43 -0,23 -0,23 -0,05 -0,47 0,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Убеждённость в справедливости мира 0,27 0,39 -0,07 -0,21 -0,12 0,03 -0,10

7. Убеждённость в собственной удачливости -0,18 0,23 -0,49 -0,12 -0,13 0,04 -0,00

8. Удовлетворённость базовых потребностей в компетентности -0,38 0,1 0,12 0,28 0,20 0,00 0,02

9. Удовлетворённость базовых потребностей во включённости -0,11 0,10 0,27 0,52 0,51 0,05 -0,07

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.

Из таблицы 5 видно, в группе девушек студенток больше корреляционных связей, чем в группе юношей-студентов. В ходе исследования выявлены отрицательные корреляционные связи между показателем значимости матери и показателями «интернальность в области здоровья», «Удовлетворённость базовых потребностей в компетентности». Это означает, что чем значимее для студенток становится мать, тем менее положительно они относятся к своему здоровью, и тем менее они становятся компетентными. Положительная корреляционная связь между показателем значимости матери и показателем «Убеждение о контроле» говорит о том, что чем более значима мать для дочерей, тем больше дочери способны осуществлять контроль над своей жизнью. Отрицательная корреляционная взаимосвязи между показателем «самопринятие» и показателем значимости бабушки и значимости друг подруга вне школы показывает, что чем чаще студентки принимают себя такими какие они есть на самом деле, тем менее значимее для них становятся бабушка и друзья вне школы. Обратная корреляционная связь между показателями: «интер-нальности межличностных отношений» и показателем значимости друга / подруга из класса; показателем «удача» и показателем значимости брата / сестры; показателем «доброжелательности мира» и показателем значимости друг / подруга вне школы указывают на то, что чем чаще студентки включа-

Психологические науки

81

ются в межличностные отношения, тем менее значимыми для них в это время становятся друзья из класса, при более высокой удачливости значимость брата (сестры) уменьшается, при более высокой доброжелательности мира значимость друзей вне учебного заведения снижается. Высокая корреляционная связь между показателем «Удовлетворённость базовых потребностей во включённости» и показателем значимости друзей из школы и класса говорят о значимых и сильных связях. Чем чаще девушки-студентки включаются в социальный мир, тем более значимыми для них в это время становятся друзья из школы и класса. Так же положительные корреляционные связи были обнаружены между следующими показателями: показателем значимости бабушка и показателями имплицитных представлений «Доброжелательность мира», «Справедливость мира»; показателем «Убеждения о контроле» и показателем значимости матери (отца) товарища. Это означает, что чем более значимыми для студенток является бабушка, тем доброжелательнее и справедливее им представляется окружающий мир. При более высоком показателе имплицитного представления о способности контролировать свою жизнь, тем более значимыми для девушек-студенток становятся мать и отец товарища. Несмотря на то, что эти связи положительные, они оказались незначительными.

Таблица 6

Корреляционные связи показателей значимости лиц из ближайшего окружения с личностными, средовыми факторами и факторами готовности к взрослой жизни в группе юношей, получающих профессиональное образование

j= 'в g Мать Отец Бабушка Брат, сестра Родственники Друг (подруга) из класса Мать,отец товарища

1. Интернальность семейных отношений 0,13 -,31 0,01 0,37 0,23 0,09 0,05 0,20

2. Интернальность в области неудач -0,06 -0,41 0,11 0,03 -0,05 0,04 0,16 0,22

3. Интернальность в области производственных отношений 0,10 -0,10 -0,01 0,24 0,23 0,39 0,19 0,15

4. Интернальность общая 0,15 -0,10 0,15 -0,10 -0,11 0,27 0,40 0,30

5. Доминирование 0,04 0,36 0,09 0,17 0,09 0,03 0,22 0,12

6. Убеждённость в собственной удачливости 0,38 -0,07 0,38 -0,07 -0,09 0,21 -0,04 0,08

7. Удовлетворённость базовой потребности в независимости 0,14 0,25 0,41 0,44 0,13 0,32 0,14 0,14

8. Удовлетворённость базовой потребности в компетентности 0,16 0,26 0,26 0,43 0,32 0,20 0,22 0,56

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p < 0,05.

82

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно данным приведённым в табл. 6 видно, что чем чаще студенты-юноши включаются в семейные отношения, тем более знаемее для них становится дедушка. На это указывает положительная корреляционная взаимосвязь между показателем значимости дедушки и показателем «интерналь-ности семейных отношений». Положительная корреляционная связь между показателем «удача» и показателем значимости матери говорит о том, что чем больше юноши-студентки нуждаются в матери, тем более удачливыми они себя считают. Чем чаще юноши - студенты нуждаются в работе и производственных отношениях, тем чаще они прибегают к помощи родственников, об этом свидетельствуют положительные корреляционные связи между показателем «Интернальность в области производственных отношений» и показателем значимости родственников. Положительная корреляционная связь была выявлена между показателем общей интернальности и показателем значимости «Друга (подруги) из класса». Такая корреляционная взаимосвязь говорит о том, что чем более интернальны юноши-студенты, тем более значимыми для них становятся друзья из класса. Чем доми-нантнее в жизни юноши-студенты, тем более значимым для них становится отец. Чем больше считают себя независимыми юноши-студенты, тем значимее для них в это время является бабушка и дедушка. На это указывает положительная корреляционная взаимосвязь между показателем «Удовлетворённость базовых потребностей в компетентности» и показателем значимости дедушки и показателем значимости бабушки. Для более компетентных студенток, более значимыми являются дедушка и мать (отец) товарища. Высокий показатель между показателем значимости мать (отец) товарища и показателем «Удовлетворённость базовых потребностей в компетентности» свидетельствует о сильных корреляционных связях между этими показателями.

Таким образом, для юношей-студентов очень важно мнение окружающих людей, так как из этого мнения у них происходит формирование своего личного мнения о себе и других людях. С одной стороны, юноши-студенты при восприятии окружающего мира как доброжелательного стараются дорожить мнением окружающих людей, стараются доверять, а с другой стороны нуждаются в опеке и понимании со стороны окружающих людей. Чем более значима для студентов мать, тем менее положительно они относятся к своему здоровью, зато больше способны осуществлять контроль над своей жизнью и становятся менее компетентными. При частом включении в семейные отношения у юношей-студентов, значимее становится дедушка. У юношей-студентов, у которых значимее является мать, считают себя более удачливыми. Чем чаще студенты-юноши нуждаются в работе и производственных отношениях, тем чаще они прибегают к помощи родственников, а для более интервальных юношей-студентов более значимыми становятся друзья из класса. Чем доминантней в жизни становятся юноши-студенты,

Психологические науки

83

тем значимее для них в это время становится отец, а у независимых студентов более значимым является бабушка и дедушка.

Девушки-студентки при принятии себя такими, каковы они есть на самом деле, меньше нуждаются в совете, понимании, помощи, защите, стараются меньше доверять людям и стремятся кому-то подражать. При доминантном отношении к социальной среде студентки стараются чаще дорожить мнением окружающих людей. При попадании в трудную жизненную ситуацию студентки нуждаются в опеке и защите, тем самым принимая детскую позицию и показывая свою неготовность к взрослой жизни. Частое включение студенток во взаимоотношения, позволяет им не только чаще спрашивать совета у окружающих, но и доверять людям, и быть уверенными в том, что их поймут и защитят в нужную минуту. При принятии себя такими, какие они есть на самом деле, для студенток менее значимым становится бабушка и друзья вне школы. При частом включении в межличностные отношения менее значимыми для девушек-студенток становятся друзья из класса, при высокой удачливости значимость брата (сестры) уменьшается, при высокой доброжелательности мира значимость друзей вне учебного заведения снижается. Чем чаще девушки-студентки включаются в социальный мир, тем значимее для них в это время становятся друзья из школы и класса. Чем более значимыми для студенток является бабушка, тем доброжелательнее и справедливее они относятся к миру, при более высоком контроле для студенток значимыми становятся мать и отец товарища. Несмотря на то, что эти связи положительные, они оказались незначительными.

Выводы

В ходе данного исследования были доказаны гендерные особенности взаимоотношения с социальным окружением у студентов юношеского возраста. И для юношей-студентов и для девушек-студенток значимыми и авторитетными остаются родители. В группе юношей, получающих профессиональное образование, отец оказался значимее, чем у девушек-студенток, в то время как мать значима в обеих группах. Значимыми в группе юношей-студентов по-прежнему остаются друзья, причём находящиеся вне школы. Именно они помогают удовлетворять потребность в принадлежности к обществу.

В ходе данного исследования подтверждена двойственность отношений с окружающими людьми у юношей, обучающихся в профессиональном училище, что является закономерным этапом развития в юношеском возрасте. С одной стороны они хотят казаться взрослыми и самостоятельными, а с другой стороны нуждаются в помощи и защите. Юноши-студенты, в отличие от де-вушек-студенток, готовы и могут принимать позицию взрослого человека.

В ходе исследования были выявлены гендерные особенности социально-психологической адаптации. Они заключаются в том, что социальнопсихологическая адаптация у юношей связана с удовлетворённостью в по-

84

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

требностях к независимости и компетентности, а у девушек-студенток с удовлетворенностью потребности быть включёнными во взаимоотношения.

Девушки-студентки чаще включаются во взаимоотношения и стараются больше доверять людям, и уверены в том, что их понимают и защищают. При частом включении во взаимоотношения студентки стараются подражать кому-либо и чаще нуждаются в помощи, чем их сверстники юноши-студенты.

В юношеском возрасте студенты остаются социально зависимыми и, скорей всего, это связанно с увеличением круга общения и изменением привычного места жительства. Значимость родителей, а именно матери, важна по-прежнему. Особо значимой она является в юношеском возрасте у студентов, поскольку именно мать остаётся главным источником поддержки в трудных жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются студенты, не зависимо от гендерной принадлежности, в результате малого жизненного опыта общения с разными людьми. Из-за частого непонимания между матерями и сыновьями-студентами, бабушка продолжает оставаться источником положительных эмоций у юношей.

Список литературы:

1. Компаниец В.И. Особенности взаимоотношения юношей и девушек, обучающихся в школе и профессиональном училище, с социальным окружением // Proceedings of the 2nd European Conference on Education and Applied Psychoology (May 14, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. - Vienna, 2014. - 298 р.

2. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М., 1999. - С. 52.

3. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коло-минского. - М.: Речь, 2007. - 240 с.

4. Салихова Н.Р Специфика смысложизненных состояний личности в процессе профессиональной подготовки / Н.Р. Салихова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 79-89.

5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Известия Российской академии образования. -2010. - № 2. - С. 5-17.

7. Фельдштейн Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. -2005. - № 1. - С. 15-17.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 172.

Психологические науки

85

9. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства. - М., 2006. - С. 6.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

11. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ -ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

© Щепетков С.С.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

В исследовании на базе проведенного эмпирического исследования предпринята попытка выделить факторы успешного трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов на примере российского индустриального города.

Ключевые слова молодые специалисты, выпускники вузов, рынок труда, трудоустройство, высшее образование.

Российское обществоведение всё чаще отмечает, что в результате структурной перестройки экономики России, отказа от системы планирования и распределения профессиональных кадров и введения рыночных механизмов хозяйствования и регулирования рынка возник затяжной системный кризис, способный разрушить, основания современного российского общества, что уже начинает сказываться на ряде объективных показателей, таких, например, как производительность труда [1, с. 106], уровень квалификации [4, с. 30], способности к инновациям [4, с. 59] и многих других.

Среди этих показателей есть и показатель, ставящий вопрос об эффективности системы образования как фундамента развития любого современного (читай: высокотехнологичного) общества, - это доля специалистов высшей школы, трудоустраивающихся по специальности. Так, согласно данным одного фундаментального исследования, эта доля в среднем по всем категориям получаемых специальностей в масштабах всей страны равна около 60 %, а остальные 40 % создают колоссальную напряженность на рынке труда [2, с. 306]. Если же детализировать данные, то ситуация по отдельным профессиональным категориям специалистов высшей школы будет еще более критическая.

Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.