ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕТРА I И РЕЛИГИИ
И.В. Гурьянова, соискатель кафедры управления образованием
МГУ им. Н.П. Огарева
В науке не раз поднималась проблема рели- было сложностей с верой (но не с церковью). До гиозности Петра I. Кем он был: атеистом или ве- нас не дошло свидетельств о каких-либо ценнос-
рующим человеком - единого мнения по этому тных конфликтах в сознании царя. Петр I протес-
вопросу не существует до сих пор.
С одной стороны, царь презирал монаше-
товал не против веры и религии, а против существующих форм их реализации - суеверий, слож-
ство как форму существования, крайне отрица- ной обрядности, подчинявшей себе всю жизнь
тельно относился к суевериям (к чудесам, лож- человека; нерационального использования цер-
но беснующимся), корыстолюбию церковников, ковью людских и материальных ресурсов; ее
был вдохновителем кощунственных всепьяней- претензий на политическую власть.
ших соборов и, наконец, провел реформу церк-
Петр I не был безбожником, но его вера от-
ви, превратив ее в часть государственного аппа- личалась от ортодоксального православия. На
рата и фискальный институт. Все это создало Петру I репутацию «табашного безбожника», «антихриста», «подменного» царя.
С другой стороны, при чтении писем Петра и его изречений отчетливо видно, что имя Бо-
мировоззрение царя огромное влияние оказали идеи философии рационализма и протестантской этики. Особенно ярко это проявилось в понятиях «служба», «долг» (профессиональный и гражданский). Вероятно, идея служения государ-
жье в них - свидетельство несомненного религи- ству стала приоритетной ценностью не только
озного чувства: «Кто не верует в Бога, тот либо из-за ее рационального обоснования и практи-
сумасшедший, либо с природы безумный», «Кто ческой выгоды, но и благодаря интимной эмо-
забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при ционально-религиозной окраске. Честное испол-
всей своей работе не будет иметь успеха и мало нение своей службы - именно в этом Петр видел
пользы получит!». Царь отнюдь не пренебрегал свое оправдание перед Богом, свой путь к спа-
обязанностями православного христианина. Он сению: «Я поставлен над всеми от Бога, и долж-
чтил Библию («Сия книга премудрее всех книг ность моя есть чтоб недостойному не дать, а у
Она учит познавать Бога и творения Его и начер- достойного отнять; если будешь хорош, то не
тывает должности к Богу и к ближнему!»), усер- столько мне, сколько себе и отечеству добра сде-
дно молился («Он громко пел наизусть так же лаешь, а если худ, то я буду на тебя взыскивать:
уверенно как и священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собой книги, ибо все часы и обедню царь знает, как «Отче наш» [3]»). Более того, Петр I не терпел религиозного вольнодумства и атеизма, так как прекрасно понимал, что религиозные ценности и чувства - это нрав-
ибо Бог того от меня за всех вас востребует, чтоб
злому и глупому не дать случая делать вред 4»;
«... но с государственными доходами поступать
надлежит осторожно; об них я должен дать отчет Богу [5]».
Возможно, что не без влияния протестан-
ственный стержень для каждого отдельного че- тизма сформировалось отрицательное отно-
ловека и идеологический стержень для государ- шение к церковной роскоши и богатствам,
ства в целом. Наказывая одного из чиновников идеи ограничения роли духовенства в процес-
за иронизирование над Священным Писанием, се общения верующих с Богом. Петр I рацио-
^го как нализировал свою веру, сделал ее логичной и
характеризующую
мудрого политика: «Как же ты осмеливаешься практичной. Например, он считал что нет
ослаблять такую струну, которая составляет наи- смысла не давать солдатам мясо во время по-
лучшую гармонию всякого благоустроенного ста, так как им нужны силы для победы Рос-
общества?» [4]. В целом у Петра I, вероятно, не сии, а значит и православия. Религиозные пред-
82
№ 1, 2001
ставления Петра I соответствовали духу вре- как социального института, который заклю-
мени: 1 они не противоречили общему смыс- чался в рационализации сознания, секуляри-
зации образования и государственных структур, религиозной терпимости, свободе мыс-
лу его реформ модернизация и европеизация России; 2 - шли в русле общеевропейско-
го процесса эволюции духовности и церкви ЛИ и творчества.
Литература
1. Петр Великий в его изречениях. М. Художественная литература, 1991 г. С.2-3.
2. Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого. Петр Великий. Воспоми нания. Дневниковые записи. Анекдоты. М. Пушкинский фонд, 1993 г. С. 301.
3. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-17П).Тамже.С.Ю1.
4. Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великого, собранные Иваном Голико вым.Там же. С. 401.
5. Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого. Там же. С. 317..
ФИЛИСОФСКИЕ
МИССИОНЕРСТВА
начало XX в.)
С.В. Грачев, докторант кафедры научных основ образования
МГПИ им. М.Е. Евсевьева, к.пед.н.
Религиозно-философские основы православного миссионерства отражали цивилизационную специфику Российской империи. Россия, которую К. Леонтьев считал особой “славяновосточной цивилизацией”, должна была "... дать миру и новую культуру и новую государственность” [1]. Каждое новоприобретенное владение России вносило свой вклад в её культурную
Христианство по своей природе носит универсальный характер: оно изначально обращено ко всему человечеству и ориентировано на расширение границ христианского мира. Т.н. “русская идея” о мессианской роли России в распространении христианства, после падения православной Атлантиды - Византии, - оказывала огромное влияние на историческую судьбу
и религиозную жизнь. Перед Россией всегда сто- нашего отечества. В противовес панисламизму
яла сверхзадача выработки общей государствен- и католицизму, Россия стремилась поддерживать
ности путем сплочения духовно-культурного пространства. Не имея естественных границ, Российская империя должна была включать в себя все новые и новые окраины, чтобы объять
панортодоксизм - идею всемирного братства православных. Известно, что не только “славянофильствующая” интеллигенция, но и первые лица в правительстве - П.Б. Струве и П.А. Столы-
собой своих географических соседей, в букваль- пин - были одержимы идеей выхода российских
ном смысле слова “приучить” их к своей госу- границ к святым берегам Босфора. Хорошо
известны попытки приобщить балканских славян к русской культуре и языку, с целью противостоять исламскому и католическому влиянию. К примеру, 4/5 болгарских учителей во второй половине XIX века были подготовлены в России [2].
Покорение Казани и Астрахани открывало русскому государству пути продвижения на восток. Российская экспансия носила в большей
дарственной и духовной жизни.
Различным направлениям расширения Российского государства была присуща определенная специфика “культурного освоения" Если продвижение на запад диктовалось прежде всего военно-политическими и экономическими соображениями (выход к морским торговым путям и т.п.), то восточное направление экспансии уходит корнями в область подсознательно-
го. С XIV в. русская колонизация стала частью степени религиозный, нежели военно-стратеги-
глобального и геополитически предопределен- ческий или экономический характер: идейные
мотивы имели не меньшее значение, чем хозяй-
ного процесса продвижения славян на восток, на земли финно-угорских и тюркских племен. Многие мыслители указывали на то, что российская традиция освоения востока базируется не столько на рациональных, сколько на социально-психологических побуждениях.
ственная или политическая прагматика. Главной её целью было не механическое присоединение новых территорий, а органическое включение народов в единую соборную общность. Этнические различия в случае с имперским типом