Научная статья на тему 'Взаимодействие учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области в конце XX -начале XXI вв'

Взаимодействие учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области в конце XX -начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАЛЫЕ ГОРОДА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Н. Ф., Мартынова В. Ф.

В статье рассказывается о формах, вариантах, направлениях и тенденциях внутреннего и внешнего взаимодействия учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области: Тюкалинска, Называевска, Исилькуля, Тары и Калачинска в динамике 90-х гг. ХХ в. начала XXI в. Рассматриваются современные формы общественных творческих организаций и инновационные формы взаимодействия между организациями образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS IN SPACE OF CHILDREN AND YOUTH CREATIVE ORGANIZATIONS OF SMALL TOWNS OF THE OMSK REGION THE END OF 20th -BEGINNING OF THE 21st CENTURIES

The article is about forms, options, directions and tendencies of internal and external interaction of educational and cultural institutions in space of children and youth creative organizations of small towns of the Omsk region: Tyukalinsk, Nazyvayevsk, Isilkul, Tara and Kalachinsk in dynamics of the 90th of the 20th century the beginnings of the 21st century. Modern forms of the public creative organizations and innovation forms of their interaction with educational and cultural institutions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области в конце XX -начале XXI вв»

УДК 37.013.43 Науч. спец.: 13.00.01

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛЫХ ГОРОДОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XX -НАЧАЛЕ XXI ВВ.

В статье рассказывается о формах, вариантах, направлениях и тенденциях внутреннего и внешнего взаимодействия учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области: Тюкалинска, Называевска, Исилькуля, Тары и Калачинска в динамике 90-х гг. ХХ в. - начала XXI в. Рассматриваются современные формы общественных творческих организаций и инновационные формы взаимодействия между организациями образования и культуры.

Ключевые слова: учреждения образования и культуры, внутреннее и внешнее взаимодействие, детские и молодежные творческие организации, малые города, тенденции развития.

Н. Ф. Хилько, В. Ф. Мартынова N. F. Hilko, V. F. Martynova

INTERACTION OF EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS IN SPACE OF CHILDREN AND YOUTH CREATIVE ORGANIZATIONS OF SMALL TOWNS OF THE OMSK REGION THE END OF 20th -BEGINNING OF THE 21st CENTURIES

The article is about forms, options, directions and tendencies of internal and external interaction of educational and cultural institutions in space of children and youth creative organizations of small towns of the Omsk region: Tyukalinsk, Nazyvayevsk, Isilkul, Tara and Kalachinsk in dynamics of the 90th of the 20th century - the beginnings of the 21st century. Modern forms of the public creative organizations and innovation forms of their interaction with educational and cultural institutions are analyzed.

Keywords: educational and cultural institutions, internal and external interaction, children and youth creative organizations, small town, development tendencies.

Задача социального становления личности является важной для любого государства. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для социализации подрастающего поколения. Среди этих институтов особое место занимают детские и молодежные общественные объединения, работа которых строится с учетом интересов детей и молодежи и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. «Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. Перенос в молодежную среду моделей поведения и организации жизненного пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах (сохранение соответствующих черт как свидетельство медленного развития культурных форм в российской провинции вряд ли следует трактовать в субкультурном аспекте)» [1].

В процессе решения задач, стоящих перед общественным объединением, взрослые сталкиваются с трудностями включения детей и молодежи в организаторскую деятельность, пробуждением активной позиции в различных типах социальных отношений, формированием взаимоотношений внутри коллектива, утверждением и развитием в нем демократического стиля отношений. Эти трудности усугубляются неадаптивным переносом форм и методов педагогического влияния из школы в детские и молодежные общественные объединения, игнорированием специфики деятельности этих объединений. Остается множество вопросов о непосредственной организации того или иного объединения.

В принятых нашим государством нормативных документах, определяющих развитие российского образования, особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия государства и общества по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодежи в российском обществе, созданию организационных, нормативных, кадровых условий для реализации всестороннего воспитания учащихся. В качестве одного из условий определены поддержка детского и молодежного общественного движения, создание детских и молодежных общественных организаций и движений, возможность вовлечения детей и молодежи в процессы коллективной жизнедеятельности, реализация стремления к лидерству, самовыражению. Особое значение в этих документах отводится организации социально-педагогической работы с молодежью. Диалог и конструктивное сотрудничество власти и общественных объединений предполагает открытость партнеров, их готовность к совместному решению важных государственных и социальных проблем для актуализации субъектного потенциала детей и молодежи в созидательной деятельности. Взаимное познание сторон -путь к плодотворному взаимодействию участников, поиску оптимальных моделей взаимоотношений.

Существует пять вариантов взаимодействия (возможного или действительного) учреждений образования и культуры и детских общностей.

Первый - отсутствие взаимодействия. Это характерно для регионов, где практически нет детских общественных объединений.

Второй вариант взаимодействия - «потенциальный». Проблема сотрудничества власти и общественных

формирований осознана, в стадии разработки находится вопрос о взаимодействии этих институтов.

Третий вариант взаимодействия предполагает поддержку органами по делам молодежи отдельных программ и мероприятий общественных объединений. Этот вариант сотрудничества, представлен в большинстве территорий России.

Суть четвертого варианта заключается в поддержке всех программ, акций и мероприятий общественных объединений (организаций).

Наконец, пятый тип взаимодействия, или системный уровень взаимодействия, осуществляется в рамках принятых в субъектах Российской Федерации программ поддержки общественных объединений.

Детские и молодежные общественные объединения становятся мощным фактором социализации личности в подростковом возрасте. Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, ценности.

Среди существующих в настоящее время формализованных объединений, которые имеют свои органы и четкую структуру, деятельность которых так или иначе задокументирована, наблюдается большое разнообразие. В детских молодежных общественных объединениях формируется особая субкультура, которая проявляется в приверженности молодых людей к определенным идеалам в культуре отношений, в одежде, в сленге. Детские и молодежные объединения должны формировать культуру, которая ориентирована на будущее, на развитие себя и общества. Они могут стать тем оазисом, где можно моделировать идеальные отношения любви и заботы, стремления улучшить окружающую жизнь на пользу и радость людям. Но стихийные процессы в молодежной среде могут привести к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания.

Современные формы общественных творческих организаций могут быть традиционными и медиасредовыми. К первым из них относятся: объединение, непосредственная организация, движение, акция, фестиваль, ток-шоу, дебаты, флешмоб. К медиасредовым относятся: веб-форум, блог, живой журнал, социальная сеть, инстаграм, вирусный и мобильный маркетинг, онлайн-игры, веб-сайт [2, с. 77, 83].

Анализ лакун, существовавших и существующих в настоящее время в направлениях деятельности учреждений образования и культуры малых городов Омской области, составляющих культурный ландшафта детского и молодежного творчества (по материалам городских газет), показал следующее. Во-первых, на протяжении всего периода имел место недостаток технического, трудового и экологического направлений деятельности этих организаций. Это объясняется замкнутостью деятельности учреждений образования в данных сферах воспитания детей и молодежи. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. Во-вторых, в то же самое время отмечается появление новых лакун в конце 1990-х гг.: внутреннее

трудовое направление, что является, очевидно, следствием рыночного воспитания молодежи, и внешние виды деятельности - спортивное, оздоровительное, развлекательное и рекреативное направления. Данные особенности в работе учреждений дополнительного образования для детей вызваны сложностью координации усилий в процессе организации современных культурно-досуговых мероприятий в малых городах, недостаточным взаимодействием с общественными объединениями. В-третьих, приоритет во внутренней деятельности всех учреждений отдан художественному, этнокультурному и этноконфессиональному направлениям.

Просветительское, познавательное и туристическое направление в процессе взаимодействия учреждений образования и культуры малых городов Омской области характеризуется небольшим количеством проводимых как внешних, так и внутренних мероприятий (от 3-х до 10-ти). Среди курирующих учреждений образования и культуры преобладали: Дом пионеров, общеобразовательные школы и станции юннатов, поскольку направленность в развитии детей усматривалась в основном в сфере краеведческой работы. Немалую роль при этом играли: детские библиотеки, краеведческие музеи и районные дома культуры. Внешние формы работы в начале 1990-х гг. были самыми разнообразныеми: письма с кроссвордом, испытания на знания о родном красе, участие в «Книжкиной неделе», праздник книги, игры-путешествия, викторины, конкурсы, КВНы, литературные вечера, выставки-просмотры, конференции юннатов. Начинают появляться и «внутренние» формы: конкурс «Твори, выдумывай, пробуй!», театрализованная игра «Планета двоечников», коллективное творчество юннатов в процессе изучения природных особенностей края. Все эти формы имели место в Исилькуле, Называевске, Таре.

В конце 1990-х гг. к расширилась просветительская деятельность и в других города: Тюкалинске, Калачинске. В этой работе начинают принимать участие другие организации: центр детского творчества, сменивший Дом пионеров, центр детского чтения и досуга, библиотека клуба железнодорожников, Так, в Калачинске обнаружено 12 внешних форм занятий с детьми: праздники по книгам, викторины, посиделки, игры, просмотры диафильмов, занятия патриотических клубов, познавательные вечера, рассказывающие о творчестве замечательных людей (например, о Ю. Никулине). Внешняя деятельность также была направлена на Неделю детской книги в дни весенних каникул, появилась традиция отмечать день знаний, проводить дискуссии по социальным проблемам (наркомании, алкоголизму и пр.). Таким образом, диапазон форм познания и просвещения значительно расширился.

В начале XXI в. вошли в моду музейные квесты, интерактивные площадки, фотосессии, маршруты выходного дня, познавательная деятельность все больше начинает связываться с туризмом. Так, Исилькульские ребятишки побывали в путешествии по «Золотому кольцу России», о чем писала газета; «Группа участников СОШ № 3 совершила путешествие по Золотому кольцу России. Дети расписывали матрешки в Сергиевом посаде, делали свистульки в Доме Берендея в Переяславле Залесском, Владимир-

138

Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)

ском Кремле, посмотрели соборы в Костроме, Ростове Великом» [3]. Таким образом, познание и просветительство начинает соприкасаться с краеведческой и экскурсионной работой, а также с патриотическим движением. В этом отношении характерна деятельность краеведческого музея, где проводились уроки мужества, посвященные памятным датам периода Великой Отечественной войны и событиям в «горячих точках».

Техническое и художественное, включающее этнокультурное и этноконфессиональное направления в культурном ландшафте малых городов Омской области характеризуется следующими устойчивыми чертами: наличием 8-ми учреждений образования и культуры, курирующих по преимуществу художественную деятельность (средней общеобразовательной школы, городского Дома культуры, районного Дома культуры, детской музыкальной школы, детской школы искусств, детской художественной школы, районного Дома пионеров (Дома творчества) и двух типичных, занимающихся исключительно техническим творчеством (станции (клубы) юных техников и технические кружки в Доме пионеров и школьников). Общее у них было лишь то, что они обеспечивали полноценный художественный и технический досуг юных участников.

В начале 1990-х гг. отмечается некоторое расширение инфраструктуры рассматриваемых учреждений: например, в 1991 г. в Исилькуле появляется детская железная дорога, открывается рекреативная молодежная зона фонтана выпускников. Наряду с традиционными выставками, спектаклями обновляются формы проведения детского и молодежного досуга: появляются шоу-конкурс, шоу-презентация студии гармонического развития. Хорошей традицией стало появление детско-юношеской прессы, например детской газеты «Искорка», продолжавшей традиции «Пионерской правды», журналов «Пионер» и «Мурзилка». Народное направление в Называевске проявлялось, например в Русской ярмарке, культивировавшей солидарность и дружбу народов. Здесь же прошло конкурсное сочинение «Мой край родной» [4]. Разивалась деятельность коллективов эстетического направления: агитбригады, кружков эстетического профиля: литературного, театрального, кукольного, вокального, танцевального, изобразительного искусства, приклад-

ного искусства, фото. Так, в Тюкалинске в это время появляются первые творческие площадки, на которых происходит обмен опытом среди вожатых, проходят выставки народного творчества, в парках - фольклорные праздники в форме деревенских посиделок. В Домах пионеров и школьников проходят литературно-музыкальные гостиные, на которых пропагандируется отечественная классическая музыка, совместно с библиотекой проходят недели датской книги.

Наряду с традиционными смотрами художественной самодеятельности, новыми формами совместной деятельности в Исилькуле являлись следующие: Весенняя неделя добра, конкурс «Твори, выдумывай, пробуй!», форумы матерей, областной марафон, театрализованные игры, изучение росписи храма художницей из Иванова, участие в 3-м Всесоюзном фестивале народного творчества, конкурс «Твори, выдумывай, пробуй!». Осуществляется поддержка детского движения и возрождение народных традиций. Важной работой в этом направлении были «сохранение и продолжение летописей народных песен, приобщение молодежи к участию в фольклорных ансамблях и праздниках песни, поддержка семейных дуэтов» [5].

Таким образом, в начале 1990-х гг. в малых городах Омской области шло активное внедрение инновационных форм взаимодействия между организациями образования и культуры на основе сотрудничества, культурной поддержки, совместной организации мероприятий.

1. Луков В. А. Молодежные субкультуры в современной России. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/ Lukov_Val/4# (дата обращения: 23.03.2019).

2. Мартынова В. Ф., Петрусевич А. А., Кравченко Н. В. Взаимодействие педагога с детскими и молодежными объединениями : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015. 125 с.

3. Знамя. Исилькуль. 22 января 2016 г. с. 3.

4. Знамя. Исилькуль. 25 апреля 1991 г. с. 2.

5. Знамя. Исилькуль. 22 января 1991 г. с. 2.

© Хилько Н. Ф., Мартынова В. Ф., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.