6. www.rg.ru/2007/08/01/innovacii.htm.
7. www.ippnou.m/artide.php?idartide=005251.
8. www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=25148.
9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
© Смирнова А.Ю.*
Московский психолого-социальный институт, г. Москва
В рамках данной работы рассматривается процесс взаимодействия субъектов спортивного туризма и Олимпийского движения с целью наиболее эффективного использования российскими туристскими предприятиями возможностей, обусловленных проведением Зимних олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, для увеличения сегмента обслуживаемого рынка в количественном и качественном выражении в долгосрочной перспективе.
Главная идея концепции развитии России до 2020 г., принятой Правительством РФ в ноябре 2008 г., состоит в осуществлении перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития [7]. Туризм является одной из приоритетных отраслей третичной экономики, которая по прогнозам западных экономистов должна развиваться наравне со всей сферой нематериального производства, превалирующей на переходном этапе от индустриального к постиндустриальному обществу. Государство РФ, определяя основной вектор развития общества и экономики в частности, предпринимает активные меры для развития туристской отрасли как на законодательном, так и на практическом уровне. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примере продвижения Краснодарского края, а именно города-курорта Сочи, столицы Зимних олимпийских игр 2014 г. Согласно сведениям, опубликованным Министерством финансов РФ, в период с 2011 по 2013 гг. из федерального бюджета на строительство олимпийских объектов будет выделено 524 млрд. руб. [8]. Логично предполагать, что, инвестируя такой объем денежных средств, государство страны рассчитывает на дальнейшую, эффективную эксплуатацию построенных объектов, приносящую
* Студент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма. Научный руководитель: Московская Н.В., заведующий кафедрой Социально-культурного сервиса и туризма, кандидат искусствоведения, доцент.
стабильный доход в федеральный бюджет. Российские туристские предприятия, специализирующиеся на организации спортивного туризма, могли бы использовать возведенную инфраструктуру при реализации своих коммерческих целей, одновременно претворяя краткосрочную - уменьшение срока окупаемости олимпийских объектов, - и долгосрочную цели государства РФ - создание условий для развития социально-ориентированной экономики.
В рамках данной работы рассматривается процесс взаимодействия субъектов спортивного туризма и Олимпийского движения с целью наиболее эффективного использования российскими туристскими предприятиями возможностей, обусловленных проведением Зимних олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, для увеличения сегмента обслуживаемого рынка в количественном и качественном выражении в долгосрочной перспективе. Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. определение сущности спортивного туризма, его основных субъектов и специфики, формируемой в рамках данной деятельности турпродукта спортивного назначения;
2. выявление основных субъектов Олимпийского движения, их целей и функций;
3. сравнительная характеристика целей и функций субъектов спортивного туризма и Олимпийского движения: обозначение перспектив эффективной маркетинговой политики по увеличению сегмента рынка спортивным туроператором в долгосрочной перспективе.
В российской терминологии «спортивный туризм» рассматривается как вид деятельности, включенный во Всероссийский реестр видов спорта. Спортивный или активный туризм включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм [10].
Однако данное определение не охватывает всей специфики спортивного туризма, выявляя только его соревновательный характер как вида спорта и самодеятельный уровень организации (либо на некоммерческих началах -турклубы, либо самостоятельно туристами). На основании сформулированной трактовки спортивный туризм может быть приравнен к самодеятельному, совершенному в спортивных целях, что исключает возможность реализации туристской деятельности профессиональными участниками туристского рынка. Данное понимание противоречит ст. 34 Конституции РФ, утверждающей право каждого гражданина «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1].
В мировой практике также отсутствует строго регламентированное определение спортивного туризма, что объясняется многообразием спор-
тивно-физических мероприятий несоревновательного характера и невозможностью точного определения мотивов совершения путешествия туристами. Поэтому наиболее полным определением, интегрирующим различные точки зрения на сущность спортивного туризма, является:
Спортивный туризм - совокупность видов активного и пассивного (зрительского) участия в спортивной деятельности, в случайной или организованной форме, осуществляемой в коммерческих и некоммерческих целях, и обуславливающей необходимость смены места постоянного проживания [6, с. 48].
Из сформулированного определения следует, что организацией спортивного туризма может заниматься частное лицо в коммерческих целях. В рамках данной статьи целесообразно уточнить субъект туристской деятельности, непосредственно занимающийся формированием специализированного турпродукта, а именно туроператора, который согласно № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности», участвует в процессе формирования турпродукта. Специфика туристского продукта спортивного назначения определяется целями и задачами самой деятельности. Главной социально значимой доминантой, потенциально привлекательной для потребителя, является спортивная услуга, которая может принимать форму спортивного события / соревнования / тура и т.д. Деятельность по продвижению может подкрепляться современными социальными движениями, утверждающими концепцию здорового образа жизни через спортивно-физическую активность, получившими широкомасштабное развитие в 1980-х гг. в развитых странах.
Олимпийское движение включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской Хартией (свод основополагающих принципов Олимпизма). Тремя главными составляющими Олимпийского движения являются: Международный Олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные Олимпийские комитеты (НОК). Цель Олимпийского движения -способствовать построению мирного и более открытого общества посредством воспитания молодежи средствами спорта в соответствии с идеями Олимпизма (концепции, сформулированной Пьером де Кубертеном) и его ценностями [7], основными из которых являются самосовершенствование, дружба и уважение [5, с. 3].
Одной из главных функцией МОК является деятельность в сфере сотрудничества с общественными и частными организациями и органами государственной власти для того, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир [7].
Данная функция МОК соответствует целям и задачам, которые ставит перед собой любой туроператор, реализующий спортивный турпро-дукт. С экономической точки зрения (как и с маркетинговой), в основе двух,
по-разному сформулированных целей - содействие в рамках спортивной деятельности борьбе за мир для МОК и получение материальной выгоды для туроператора - лежит единая идея пропаганды спорта и здорового образа жизни.
Туроператор, реализующий спортивный турпродукт, использует концепцию здорового образа жизни как эффективный инструмент маркетинга, позволяющий увеличить целевой сегмент рынка и, соответственно, чистую прибыль предприятия.
Несмотря на социально-ориентированную составляющую деятельности МОК, данный субъект Олимпийского движения также получает определенную экономическую выгоду от такого позиционирования. По состоянию на начало 2010 г., МОК получает доходы от продажи прав на трансляцию Олимпийских игр (53 % от общего объема), от спонсоров (34 %), от продажи билетов (11 %) и от лицензирования (2 %) [3, с. 10]. Немаловажную роль в процессе реализации зрительских билетов играют туроператоры, формирующие спортивные турпродукты «пассивного участия». Следовательно, можно утверждать, что деятельность по пропаганде как МОК, так и отдельного туроператора направлена на одну целевую аудиторию. Различие проявляется только в применяемых подходах: субъект Олимпийского движения использует экстенсивную модель влияния, в то время как туроператор - интенсивную, целенаправленно воздействуя на конкретный сегмент аудитории (в зависимости от географического, демографического или иного критерия).
Особую актуальность перспектива взаимодействия между субъектами спортивного туризма и Олимпийского движения приобретает в преддверии Зимних олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Одной из важнейших функций МОК для страны-реципиента Олимпийских игр является содействие получению положительного результата от проведения игр городом и страной, организующих мероприятие. В связи с этим российские туроператоры спортивного туризма получают уникальную возможность реализовать выявленные преференции при взаимодействии с субъектами Олимпийского движения через ОКР (Олимпийский комитет России), Оргкомитет «Сочи 2014», российские спортивные федерации и другие организации, а именно:
1. возможность создания качественного и разнообразного ассортимента спортивных турпродуктов, что объясняется наличием созданной современной инфраструктуры в регионе;
2. взаимодействие с субъектами Олимпийского движения на национальном уровне (ОКР, Оргкомитет «Сочи 2014», российские спортивные федерации) в вопросах пропаганды Олимпиады как мероприятия в рамках спортивного туризма (при краткосрочном планировании), определенных видов спорта и концепции здорового образа жизни (при долгосрочном планировании). Следует учиты-
вать, что при данной кооперации эффективность деятельности по продвижению турпродукта туроператором увеличивается в связи с синергетическим эффектом и использованием приема «лидеров мнений»: субъектов Олимпийского движения, мнения которых являются авторитетными для широких слоев населения;
3. опосредованное использование эффектов от действий, предпринимаемых субъектами Олимпийского движения, в рамках популяризации Зимней Олимпиады 2014 г., отдельных видов спорта и идеологии здорового образа жизни посредством спорта.
Итак, в ходе исследования решены изначально поставленные задачи:
- общепринятого в науке термина «спортивный туризм» не существует, но на основе обобщения существующих определений выявлено, что спортивный туризм представляет собой совокупность видов активного и пассивного (зрительского) участия в спортивной деятельности, в случайной или организованной форме, осуществляемой в коммерческих и некоммерческих целях, и обуславливающей необходимость смены места постоянного проживания;
- названы основные субъекты Олимпийского движения, реализующие функции по пропаганде спорта и здорового образа жизни;
- решение третьей задачи исследования приводит к достижению поставленной цели, а именно выявлению основных преимущества взаимодействия субъектов спортивного туризма и Олимпийского движения, позволяющих формировать эффективную маркетинговую политику спортивных туроператоров. Данные преференции позволят российским спортивным туроператорам увеличить сегмент обслуживаемого рынка в качественном и количественном выражении в долгосрочной перспективе; это повлечет за собой рост чистой прибыли предприятий, часть из которых будет направлена на дальнейшее расширение и совершенствование организации туристской деятельности в целом.
Такая перспектива развития спортивного туризма в России наиболее полным образом соответствует целям, определенным в концепции развития России до 2020 г., основной из которых является осуществление перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к социально-ориентированному типу.
Список литературы:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.).
2. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности» (с изм. от 30 июля 2010 г.).
3. Губский А. «Учтен каждый доллар», - Жак Рогге, президент Международного олимпийского комитета // Ведомости. - 2010. - № 18 (2536). - С. 10.
4. Olympic Review: Sport and Tourism. - Lausanne: Official Publication of Olympic movement, 2001. - P. 13-18.
5. The Olympic movement. - Lausanne: The Olympic museum, 2007. - P. 3.
6. Towards a National Sports Tourism Strategy (Draft). - Canberra City: Commonwealth Department of Industry, 2001. - P. 11-48.
7. www. olympic .ru/ru/OlympChart.asp?p=1.
9. www.rg.ru/2008/11/26/putin.html.
10. www.rian.ru/economy/20100805/262048509.html.
11. www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140251.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ
© Титова Л.С.*, Хайбрахманов М.Н.4
Институт экономики, управления и права, г. Казань
В статье рассмотрены современные подходы к управлению маркетинговой деятельности на примере ООО «Автомир» и выявлены факторы, снижающие эффективность управления маркетингом на предприятии.
Общество с ограниченной ответственностью «Автомир» создано в 2002 г. в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 г.
Основным видом деятельности ООО « Автомир» является торговля автомаслами, автохимией, автозапчастями.
В фирме работает 30 человек, из них 13 находятся в подчинении директора по общим вопросам, 4 - финансового директора и 9 - в подчинении коммерческого директора.
Благодаря появлению новых идей у руководства и сотрудников, в деятельности фирмы возникали и возникают новые направления, но они не являются следствием маркетинговых исследований или заранее разработанного плана. Чаще всего новые направления необходимы для улучшения работы уже существующих подразделений с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей.
Отдельно выделенной службы маркетинга в ООО «Автомир» нет. Функции маркетинга выполняют подразделения, подчиняющиеся коммерческому директору (менеджеры по закупкам и менеджеры по продажам).
* Студент кафедры Менеджмента. Научный руководитель: Юсупова Г.Р., старший преподаватель кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.
* Студент кафедры Менеджмента. Научный руководитель: Юсупова Г.Р., старший преподаватель кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.