Научная статья на тему 'Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей'

Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / REHABILITATION ENVIRONMENT / NEGLECTED CHILDREN / SOCIAL INSTITUTIONS / TECHNIQUES OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена решению проблемы взаимодействия социальных институтов в процессе формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей. Показаны механизмы такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Social Institutions as a Condition of Creating Rehabilitation Environment for Neglected Children

The article is devoted to the problems of interaction of the social institutions in the process of creating rehabilitation environment for neglected children. The techniques of interaction are shown.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей»

УДК 37

Т. С. Лебедева

Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей

Статья посвящена решению проблемы взаимодействия социальных институтов в процессе формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей. Показаны механизмы такого взаимодействия.

Ключевые слова: реабилитационное пространство, безнадзорные дети, социальные институты, механизмы взаимодействия.

T. S. Lebedeva

Interaction of Social Institutions as a Condition of Creating Rehabilitation Environment for Neglected Children

The article is devoted to the problems of interaction of the social institutions in the process of creating rehabilitation environment for neglected children. The techniques of interaction are shown.

Key words: rehabilitation environment, neglected children, social institutions, techniques of interaction.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, крушение прежнего мировоззрения и неопределенность нового, неуверенность в завтрашнем дне привели к дезориентации и внутренним конфликтам личности. Данное явление получило распространение не только среди взрослого населения, но и затронуло детей.

Увеличение числа социально-

неблагополучных семей, рост жестокости и насилия в обществе, поток низкопробных произведений массовой культуры, незанятость подростков в свободное время, отсутствие планомерного процесса организации досуга детей - все это приводит к резкому росту детей с неправомерным поведением и ухудшению криминогенной обстановки. Резкое изменение ценностных ориентаций происходящих в обществе, и, как следствие, психологическая дезадаптация, которая проявляется в широком спектре отклоняющегося поведения подрастающего поколения (бродяжничество, детский алкоголизм, наркомания, нарушение морали, неправомерные действия) приводит к безнадзорности детей. Дети в настоящее время являются наиболее социально и психологически незащищенной категорией населения. Многие дети находятся в стрессовом, раздражительном и апатичном состоянии. Они практически не ограждены от жестокого обращения взрослых, от пагубного влияния криминогенной среды, а нередко вынуждены

проживать в семьях, ведущих аморальный образ жизни. Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Для сегодняшних реалий характерно значительное расширение социального сиротства, проявление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и, как следствие изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения из семей. Психологическая изоляция и травмирующие ситуации дома или в учебных учреждениях заставляют подростков искать места, где они чувствовали бы себя свободно и независимо: подвалы, чердаки, теплотрассы, вокзалы, случайные пристанища.

Безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием и обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких, родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется. У безнадзорных детей вследствие нарушения процесса социализации происходит деградация личности, и наблюдаются различные отклонения в поведении.

© Лебедева Т. С., 2010

Для того чтобы восстановить адекватные социальные связи ребенка с обществом, необходимо создать систему социально-педагогической реабилитации, сформировать реабилитационное пространство для безнадзорных детей.

Научная база для разработки вопросов социально-педагогической реабилитации, создания реабилитационного пространства для безнадзорных детей формировалась отечественными и зарубежными исследователями в этой области (Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Я. Кочак, И. С Кон, С. Т. Шацкий). Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований (Б. Н. Алмазов, И. П. Башкатов, С. М. Беличева, М. И. Рожков, В. В. Терехина и др.) свидетельствует о том, что в последнее время активизировалась работа по рассматриваемой проблеме.

Однако в настоящее время ни в психолого-педагогической науке, ни в практике не разработана достаточно эффективная модель формирования и создания реабилитационного пространства для безнадзорных детей с привлечением всех социальных институтов, механизмами их взаимодействия и критериями оценки эффективности. В каждом муниципальном районе является необходимым наличие сформированного реабилитационного пространства для безнадзорных детей. Формирование действенного реабилитационного пространства в муниципальном районе может произойти только тогда, когда скоординирована политика в этой области на федеральном, региональном и муниципальном уровне, когда отсутствует дублирование полномочий и функций государственных органов власти, органов местного самоуправления, различных ведомств и организаций по защите прав одного и того же ребенка. Кроме того, соблюдение государственных гарантий по защите прав детей и наличие в действующем законодательстве единых федеральных стандартов является объективными потребностями практики в создании целостной системы социально-педагогической реабилитации, формировании устойчивого реабилитационного пространства и его эффективности. В настоящее время каждому муниципальному району необходимо определить задачи по развитию реабилитационного пространства для безнадзорных детей:

- выяснить сущность социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей;

- определить содержание понятия реабилитационного пространства муниципального района;

- выяснить педагогические условия, при которых процесс формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе будет наиболее эффективным;

- разработать основные требования к его организации;

- разработать механизмы взаимодействия социальных институтов, обеспечивающих социальную и правовую реабилитацию безнадзорных детей;

- организовать деятельность социальных институтов, обеспечивающих реабилитацию детей, на основе разработанной модели;

- разработать систему критериев оценки эффективности деятельности по формированию реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе, используя при этом действующее законодательство.

В процессе формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе надо доказать необходимость новых подходов к реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как важнейшего компонента социально-психологического и социально-педагогического аспектов в профилактике детского неблагополучия.

Одним из наиболее сложных направлений в работе является взаимодействие между социальными институтами. Этой проблеме в последнее время в психолого-педагогических исследованиях уделяется большое внимание. Общее признание фундаментального значения категории взаимодействия связано с ее универсальным характером. Исследование проблемы управления взаимодействием субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает, прежде всего, выяснения сущности понятия «взаимодействие». Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова трактует термин «взаимодействие» как «взаимо - первая часть сложных слов со значением: взаимный, например, взаимовлияние, взаимопроверка, взаимозаменяемость, взаимозависимость». «Взаимодействие, - взаимная поддержка». Взаимодействие носит универсальный и объективный характер. Объективный постольку, поскольку взаимные связи (действия) существуют внутри и между явлениями, предметами вне зависимости от человеческого сознания. Универсальность проявляется, прежде всего, в том, что практически не существует явления, закона, категории, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Через взаимодействие человек постигает при-

Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей

родные и общественные явления, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию.

В психолого-педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как «согласованная деятельность по достижению поставленных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи». Термин «интеракция» (взаимодействие) интерпретируется психологами как одна из трех сторон общения, и как форма организации деятельности.

Е. В. Руденский определяет взаимодействие как: «процесс, который складывается из: физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, состоящего из духовного невербального информационного контакта».

Как процесс взаимодействие характеризуют: «кооперативная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения, взаимопонимание».

Социальное взаимодействие описывается в литературе как процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Социальное взаимодействие включает в себя:

- субъектно-деятельностные характеристики (субъекты социального взаимодействия, тип, множественность, разнообразие, характер связи и отношения);

- ценностно-ориентационные характеристики (социальные запросы, ценность и ориентация, цель, направления развития взаимодействия);

- содержательные характеристики (концептуальные, включая модели организации взаимодействия; предметные проекции - цель, задачи методы и средства взаимодействия);

- организационно-управленческие характеристики (политика и стратегия развития социального взаимодействия; основные формы организации взаимодействия; организационная структура взаимодействия; характеристики межведомственного и сферного управления).

Перечисленные характеристики позволяют говорить о структурированной и управляемой общности субъектов социального взаимодействия, которая характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие субъектами взаимодействия друг друга. Эта возможность реализуется только при условии постоянного обще-

ния, диалога, взаимного доверия и сопереживания.

Истинное социальное взаимодействие необходимо отличать от симбиоза и формальной организованности. В симбиозе отношения практически отсутствуют. В нем действуют только связи. Именно поэтому для симбиоза характерна нераз-личенность его участников. В формальной организованности - другая крайность, здесь фактически отсутствуют связи, и ее участники находятся лишь в отношениях друг с другом.

В отличие от этих типов взаимодействие по типу общности сохраняет совокупность связей и отношений в гармоническом единстве. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности субъектов социального взаимодействия, для выработки их ответственной профессиональной позиции, прежде всего потому, что общность такого типа всегда позиционна.

Социальное взаимодействие по типу общности одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта. Понятно, что в таком качестве она не возникает стихийно, сама по себе; ее становление связано со специальными и осознанными усилиями каждого из ее участников.

Взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствует интеграции субъектов взаимодействия, их взаимообогащению и развитию, а также формированию социально-целесообразной профилактической системы.

В организационном плане развитие социального взаимодействия:

- выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов взаимодействия, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения;

- формирует единый, целостный, многопрофильный и многофункциональный профилактический комплекс с единой, мобильной системой общих ресурсов предупреждения социальной дезадаптации подрастающего поколения.

В основе взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны лежать следующие принципы:

Социальное партнерство - формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, основанных на: взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных

возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению.

Комплексный характер взаимодействия, основным условием соблюдения которого является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего технологии социального партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие путем определения зоны общей ответственности и мобилизации имеющихся ресурсов.

Профессионализм в решении профилактических задач. Реализация принципа профессионализма предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области теории и методики профилактической работы, которыми располагают субъекты взаимодействия. Сферой их ответственности могут быть лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации.

Нацеленность на эффективный результат деятельности - ориентация субъектов взаимодействия на повышение качества профилактической работы в районе. Высокий конечный результат невозможен без дружной, слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения поставленных задач.

Таким образом, мы понимаем взаимодействие, прежде всего, как процесс, предполагающий активную позицию всех его участников. Успешность взаимодействия субъектов районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, по нашему мнению, зависит от: четкости определения полномочий субъектов профилактики, оптимизации информационного обмена, опоры на профессиональный потенциал партнеров.

Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.