Научная статья на тему 'Взаимодействие рынка труда и системы образования на примере косметологии'

Взаимодействие рынка труда и системы образования на примере косметологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОСМЕТОЛОГИЯ / LABOR MARKET / EDUCATION / COMPETITION / COSMETOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровина Валерия Денисовна, Морозова Анастасия Максимовна

В данной статье рассматривается проблема несоответствия уровней образования специалистов и предлагаемых вакансий на рынке труда на примере такого направления сферы услуг, как косметология. Проанализированы конкурентные преимущества таких специалистов, как врачи-косметологи и косметологи-эстетисты, выявлены различия между данными видами специалистов, а также определён уровень связи образования и рынка труда в России, даны рекомендации по решению выявленных в статье проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие рынка труда и системы образования на примере косметологии»

Список литературы / References

1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер с англ. М.: Питер, 2000. 416-423 с.

2. Астраханцева И.А. Финансовая реструктуризация несостоятельных предприятий как стратегия оздоровления в процессе антикризисного управления. М.: Финэко, 2002. 117 с.

3. Орехов В.И. Антикризисное управление: учебник / В.И. Орехов, К.В. Балдин, Н.П. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 323.

4. Погосян Р.Р. О построении процессно-орентированной системы антикризисного управления // Terra Economicus, 2006. Т. 4. № 4-2. С. 212-218.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОСМЕТОЛОГИИ

Коровина В.Д.1, Морозова А.М.2 Em ail: Korovina653@scientifictext.ru

'Коровина Валерия Денисовна — студент; 2Морозова Анастасия Максимовна — студент, специальность — менеджмент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема несоответствия уровней образования специалистов и предлагаемых вакансий на рынке труда на примере такого направления сферы услуг, как косметология. Проанализированы конкурентные преимущества таких специалистов, как врачи-косметологи и косметологи-эстетисты, выявлены различия между данными видами специалистов, а также определён уровень связи образования и рынка труда в России, даны рекомендации по решению выявленных в статье проблем. Ключевые слова: рынок труда, образование, конкуренция, косметология.

INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF COSMETOLOGY Korovina V.D.1, Morozova A.M.2

'Korovina Valeriia Denisovna — Student; 2Morozova Anastasiya Maksimovna — Student, SPECIALTY - MANAGEMENT, ST. PETERSBURG STATE ECONOMIC UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: this article deals with the problem of discrepancy between the levels of education of specialists and the proposed vacancies in the labor market on the example of such areas of services as cosmetology. The competitive advantages of such specialists as cosmetologists and estheticians are analyzed, the differences between these types of specialists are revealed, and the level of connection between education and the labor market in Russia is determined, recommendations for solving the problems identified in the article are given. Keywords: labor market, education, competition, cosmetology.

УДК 331.225.3

Занятость на рынке труда непосредственно связана с экономической ситуацией в стране. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Существуют несколько особенностей российского рынка труда, таких так:1

1) непрозрачность системы оплаты труда;

2) высокая доля госсектора среди работодателей;

1 Песоцкий А.А. Социальная политика в российской деловой практике. В сборнике: Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала / Межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург,

Издательство СПбГЭУ, 2014. С. 109-112.

3) невысокая связь между образовательной системой между образовательной системой и работодателями;

4) слабое влияние профсоюзов;

5) влияние личных связей при найме на работу.

В данной статье разбирается проблема несоответствия уровней образования специалистов и предлагаемых вакансий на рынке труда на примере такого направления сферы услуг, как косметология.

Некоторые из этих особенностей не соответствуют специфике косметологической сферы, рассматриваемой в данной статье, а именно:

1) в данной отрасли преобладает частный сектор;

2) связь образовательной системы и работодателей достаточно высока;

3) влияние личных связей не сыграет значительной роли при трудоустройстве.

Следует подчеркнуть, что спрос на труд в косметологии продиктован, как развитием и уровнем образования, так и экономической обстановкой. В последние годы обострились проблемы в сфере кадрового обеспечения, а также несоответствия имеющихся профессий и уровней квалификации.

Условием получения людьми профессионального образования, которое будет действительно востребовано на рынке труда, является формирование механизма регулирования государством взаимоотношений рынка труда и рынка образовательных услуг, как неотъемлемых составляющих социальной среды. Обеспечение качественной подготовки специалистов, востребованных современным рынком труда, — весьма непростая теоретическая и практическая задача, над которой постоянно работает профессиональное сообщество, представленное работодателями и государственными органами управления образованием.

С целью развития косметологической сферы необходимо достигать сплочение и сближение работодателей, образовательных учреждений и учащихся на различных научно-практических платформах, таких как семинары и конференции, с участием работодателей. Видится необходимость разработки научных и исследовательских проектов совместно с работодателями, реальная производственная практика, интегрированная в процесс изучения профильных дисциплин со знакомством с различными видами труда, характерными для избранной профессии, условиями работы и дальнейшими перспективами.

В настоящее время активировалось взаимодействие работодателей с учебными заведениями профессионального образования. Существует множество форм и инструментов этого взаимодействия: проведение совместных различных научно-практических конференций и семинаров, участие работодателей в профессиональной аккредитации и разработки образовательных программ, привлечение работодателей к проведению лекционных занятий, создание совместных инновационных учебных центров и кафедр, а также многое другое.

По данным исследований1, в российских компаниях превалируют неформальные каналы взаимодействия с вузами. Например, Научный медицинский центр СЗГМУ им. И.И. Мечникова активно сотрудничает с фирмами-производителями и дистрибьюторами по проведению клинических исследований лекарственных препаратов, косметических средств и аппаратуры, привлекая студентов для проведения исследований. Также можно увидеть сотрудничество Елизаветинской больницы с кафедрой лечебного дела Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Больница предлагает стажировку студентам с последующим предоставлением рабочих мест будущим врачам-косметологам.

Стоит подчеркнуть, что сегодня различные отрасли экономики нашей страны активно развиваются посредством государственной поддержки, выделяются колоссальные инвестиции на их развитие, в том числе на фармацевтику, с которой непосредственно связана и косметология.

Косметология - это наука, изучающая эстетические проблемы организма человека и способы их коррекции. В настоящее время отечественные специалисты используют новейшие методы ухода, применяют современные технологии - всё перечисленное повышает спрос на косметологические услуги. Стремительный процесс развития рынка косметологических услуг вызвал необходимость притока огромного количества новых специалистов со средним и высшим медицинским образованием. Опираясь на запросы рынка, появилось множество учебных центров и курсов, готовящих новоиспеченных квалифицированных специалистов.

1 «Молодежный сегмент рынка труда в современной России. Особенности формирования рабочей силы» Гневашева В.А. издательство «Инфра-М, РИОР» 2016г.

Но не стоит забывать о связи косметологических услуг со здоровьем, поэтому деятельность данного рода нуждается в сертификации и лицензировании, а также требует наличие квалификации и профессионализма от сотрудников - ведь именно это отражается на репутации организации.

На данный момент рынок косметологии делят между собой врачи-косметологи, люди с высшим медицинским образованием, и косметологи-эстетисты, как их называют косметики, люди, получившие среднее профессиональное образование или окончившие курсы профессиональной подготовки и получившие лицензию. Они имеют право, согласно закону, проводить процедуры, которые относятся к разряду бытовых, такие как, маникюр, педикюр, макияж, депиляция и многие другие, кроме инъекционных. Врачи-косметологи проводит инъекционные и подобные серьезные процедуры, а также процедуры, относящиеся к разряду бытовых. Отсюда возникает вопрос о необходимости получения медицинского образования, без которого невозможно проведение множества процедур.

Рассмотрим связь высшего медицинского образования и рынка труда на примере врача-косметолога. Эти специалисты получают лицензию, заканчивая высшие учебные заведения. В настоящее время в российских медицинских институтах специализации «врач-косметолог» нет. Учитывая данное условие, человеку необходимо получить базовое медицинское образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» в течение пяти с половины лет, далее закончить ординатуру в течение двух лет по специальности «дерматология» и после этого пройти профессиональную подготовку по программе «косметология», которая длится около полугода. В целом это составляет около восьми лет учёбы.

Рассмотрим, как проходит такая неотъемлемых часть получения медицинского образования, как практика, и какие работодатели заинтересованы в студентах-медиках. Первые пять с половиной лет учебы будущие косметологи проходит практику в стационарах, различных отделениях, таких как хирургия, терапия и родильное отделение, всё это пока никак не связано с дерматологией. И только поступив в ординатуру, они приступают к практике непосредственно в сфере своей деятельности. Практика проходит уже не только в стационарах, но и в лечебных центрах, которые в дальнейшем готовы предоставить рабочие места. Далее на курсах профессиональной подготовки обучающиеся получают исключительно практические знания, возможно уже на своих рабочих местах. Опираясь на данные службы занятости, врачам-косметологам предлагается около 15 вакансий с постоянной занятостью. Отсюда можно сделать выводы, что:

• Врач-косметолог довольна элитарная и высокооплачиваемая профессия, но уровень опасности у него намного выше, чем у косметолога-эстетиста.

• Врачи-косметологи востребованы на рынке. Кроме того, рынок предлагает вакансии студентам и специалистам без опыта, что говорит о помощи студентам, а значит и о связи рынка труда системы образования.

Теперь разберём связь образования и рынка труда на примере косметолога-эстетиста. В большей степени, такие специалисты проходят курсы в учебных центрах, где после обучения получают лицензию на проведение бытовых процедур или же заканчивают колледжи непосредственно по той специальности, которой хотят заниматься в будущем.

Рассмотрим, как проходит обучение в центрах косметологии. Это примеры таких центров в Санкт-Петербурге: «Линия красоты»1 и «Beauty for you»2. Обучение составляет 6 месяцев, 247 академических часов, сумма обучения около 10000 рублей в зависимости от выбора деятельности. После чего обучающиеся становятся косметолагами-эстетистами третьего разряда. На основе анализа данных сайта учебного центра «Линия красоты» можно сделать вывод, что теория составляет около 59 часов, а практика значительно превышает это число и составляет 188 часов. Практикуются будущие специалисты в косметологических центрах, а также в салонах красоты.

В колледжах образовательный процесс организован иным образом. Для получения диплома о среднем профессиональном образовании и лицензии на проведение косметологических услуг человеку необходимо получить медицинское образование по одной из специальностей, например «Технология эстетических услуг» в течение 34 месяцев, после чего студенты становятся косметологами-эстетистами.

1 Данные сайтов учебных центров в Санкт-Петербурге «Линия красоты» http://linia-krasoty.ru / (дата обращения 10.11.2018)

2 Данные сайтов учебных центров в Санкт-Петербурге «Beauty FOR YOU». Режим доступа: http://4u-professional.com / (дата обращения 10.11.2018)

Практикуются обучающиеся также в медицинских центрах, которые в дальнейшем также готовы предоставить рабочие места. Следовательно, спрос на данные услуги есть, а значит, рынок труда тесно связан и с подобными образовательными центрами и колледжами. Опыт показывает, что в данной сфере предлагается множество процедур, которые отличаются ценой и квалификацией мастера - всё это говорит о высокой конкуренции на рынке труда. Отсюда можно сделать вывод, что, пройдя курсы, косметологу-эстетисту найти работу не составит труда.

Сравним косметологов-эстетистов и врачей-косметологов: а именно кому проще устроиться на работу, получив какое-либо образование, и насколько выгодны будут условия труда. Согласно данным сайта службы занятости1 количество актуальные вакансии для врачей и эстетистов примерно одинаковое, но условия всё же отличаются. Зарплаты квалифицированных врачей-косметологов за последние 5 лет значительно возросли, помимо зарплат выросло и количество вакансий для квалифицированных косметологов со стажем. Среднестатистическая заработная плата врача составляет 30- 50 тысяч рублей с постоянным режимом работы. Что касается косметолога, то спрос на их профессию также растет, а средняя заработная плата 15 -22 тысячи рублей, характер работы чаще временный.

Исследования показывают, что основная часть специалистов выбирает данную профессию, а не «врача-косметолога». Это связано с тем, что спрос на бытовые услуги зачастую выше, чем на медицинские. Например, по статистике каждая вторая девушка делает депиляцию, но только каждая пятая ходит к косметологу. Также склоняет выбор и «быстрое» образование -специалистам не требуется тратить большое количество времени для получения профессии, о чем я говорила ранее.

Стоит полагать, что данные виды специалистов не станут конкурировать, так как их спектр деятельности различен. Следовательно, отсутствие диплома не лишает врача-эстетиста возможности проводить процедуры и работать со своей целевой аудиторией.

Таким образом, можно сделать несколько выводов, отражающих взаимодействие образовательной системы и бизнеса в косметологической сфере:

• Данную профессию - вид деятельности разделяют между собой два вида специалистов: косметологи-эстетисты и врачи-косметологи, их отличает наличие высшего медицинского образования. Отчасти они конкурируют, но в большинстве случаев у них совершенно разные цели и пути развития. Врачи-косметологи, как правило, работают на качество и ради карьерного роста, в то время как косметики-эстетисты в большей степени работают на количество и с целью получения прибыли. Также стоит отметить, что у врачей по официальным данным более высокая заработная плата и возможность карьерного роста.

• Сегодня на рынке предлагается множество процедур, конкуренция растёт, а потребители требуют сертифицированных специалистов. А значит, практически каждый из специалистов будет стараться повышать свою квалификацию, а рынок труда будет ещё более тесно связан с системой образования.

• Специалистам без опыта работы достаточно проблематично найти работу, поэтому необходимо, чтобы работодатели вели тесную работу с выпускниками, проводили различные стажировки для дальнейшего трудоустройства

• Согласно практическому опыту любому из видов косметологов не составит труда найти работу, а значит данная профессия востребована на рынке, который в данный отрасли тесно взаимодействует с системой образования, как высшего, так и среднего, а также с различными учебными центрами.

• Если данная тенденция сохранится, то в скором времени рынок перенасытиться предложение, и данная профессия будет перенасыщена конкуренцией.

• Решить вышеприведенную проблему можно с помощью отслеживания и вытеснения с рынка «специалистов на все руки», которые работают в нескольких отраслях и пытаются быть мастерами индустрии красоты.

Список литературы / References

1. «Рынок труда» учебное пособие. Вукович Г.Г., Гелета И.В. Издательство «Феникс», 2013.

2. Данные сайта службы занятости по Санкт-Петербургу за 2018 г. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.r21.spb.ru/main.htm/ (дата обращения: 10.10.2018).

1 Данные сайта службы занятости по Санкт-Петербургу за 2018г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.r21.spb.ru/main.htm/ (дата обращения 10.10.2018).

3. Данные сайтов учебных центров в Санкт-Петербурге «Линия красоты» и «Beauty FOR YOU». Режим доступа: http://4u-professional.com , http://linia-krasoty.ru / (дата обращения 10.11.2018).

4. «Экономика труда». Учебное пособие. Рофе А.И. Издательство «Кнорус», 2010.

5. «Молодежный сегмент рынка труда в современной России. Особенности формирования рабочей силы» Гневашева В.А. Издательство «Инфра-М, РИОР», 2016.

6. Песоцкий А.А. Социальная политика в российской деловой практике. В сборнике: Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала / Межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург, Издательство СПбГЭУ, 2014. С. 109-112.

7. Галькович Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович, В.И. Набоков. М.: ИНФРА-М, 2008. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.