Научная статья на тему 'Взаимодействие русской Православной церкви с учреждениями пенитенциарной системы России'

Взаимодействие русской Православной церкви с учреждениями пенитенциарной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВЯЩЕННИК / КАПЕЛЛАН / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / НАКАЗАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / CLERGYMAN / CHAPLAIN / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / PENAL SYSTEM / PUNISHMENT / TRADITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челнокова Оксана Владимировна, Левченко Александр Владимирович

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви с учреждениями уголовно-исполнительной системы России. История возникновения данных отношений берет свое начало с момента появления института наказания, как средства поддержания власти господствующего класса. По мере развития государства и зарождения идей гуманизма и демократии, свое историю переживали и система наказания, и Церковь. Наказание эволюционировало от карательного предназначения до признания обществом курса гуманизации и продвижения идеи «сохранения и развития личности». Церковь же, следуя каноническим заповедям, ориентирована на духовно-нравственное воспитание общества. В статье проведен сравнительный анализ статистических показателей количества заключенных по отношению к численности населения всей страны в различные периоды. Авторами рассмотрены современные возможности возрождения сотрудничества религиозных организаций с исправительными учреждениями, а также существующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO-OPERATION BETWEEN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND INSTITUTIONS OF RUSSIA’S PENAL SYSTEM

Issues of co-operation between the Russian Orthodox Church and institutions of Russia’s penal system are considered in the paper. The history of these relations begins from the time of origin of the institute of punishment as a means to support the power of the ruling class. As the state developed and the ideas of humanism and democracy were shaped, both the system of punishment and the Church underwent changes. Punishment evolved in the direction from being a punitive measure to recognition of the need for humanisation by the society and the advancement of the idea of ‘preservation and development of the personality’, whereas the Church which follows the canonical commandments is oriented towards moral and spiritual education of the society. A comparative analysis of statistical indicators for the number of prison inmates as a proportion of the total population of the country for different periods has been carried out. The authors have considered modern possibilities for reviving co-operation of religious organisations with correctional institutions as well as problems existing in this field.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие русской Православной церкви с учреждениями пенитенциарной системы России»

Челнокова Оксана Владимировна

г. Москва belorus444@rambler.ru

Левченко Александр Владимирович

г. Ульяновск xkore7.3@yandex.ru

Взаимодействие Русской Православной Церкви с учреждениями пенитенциарной системы России

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви с учреждениями уголовно-исполнительной системы России. История возникновения данных отношений берет свое начало с момента появления института наказания, как средства поддержания власти господствующего класса. По мере развития государства и зарождения идей гуманизма и демократии, свое историю переживали и система наказания, и Церковь. Наказание эволюционировало от карательного предназначения до признания обществом курса гуманизации и продвижения идеи «сохранения и развития личности». Церковь же, следуя каноническим заповедям, ориентирована на духовно-нравственное воспитание общества. В статье проведен сравнительный анализ статистических показателей количества заключенных по отношению к численности населения всей страны в различные периоды. Авторами рассмотрены современные возможности возрождения сотрудничества религиозных организаций с исправительными учреждениями, а также существующие проблемы.

Ключевые слова: священник, капеллан, духовно-нравственное воспитание, пенитенциарная система, наказание, традиция.

Современные правовые и социальные условия сложившиеся в России оказывают значительное влияние на отношение государства и общества к религии. Отчасти это является желанием общества возродить утраченные духовные и культурные традиции, отчасти поиск новых путей в развитии общества обращает сознание к истории, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.

Сегодня Русская Православная Церковь ведет активную деятельность во всех социальных сферах государства, выполняя духовно-нравственное воспитание общества. «Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но

и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой».1

Несмотря на светский характер, в России защищены права каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания. Это дает возможность религиозным организациям вести

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви /Архиерейский Собор 2000г. /http://www. patriarchia.ru/db/text/419128.html.

миссионерскую деятельность во всех направлениях социальной жизни граждан: образовании, здравоохранении, культуре, спорте, в работе с молодежью, в сотрудничестве с военными структурами и правоохранительными органами. Не составляет исключения и служение церкви в уголовно-исполнительной системе.

На протяжении многих веков в России существовала традиция духовного попечения о заключенных. Она основывается на евангельских словах Спасителя «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,36), звучащих как призыв к спасению душ лиц, совершивших преступление.

Чтобы понять актуальность тюремного служения в современной России, необходимо вспомнить, что являла собой система исполнения наказания дореволюционной России и какое место в ней отводилось труду священника.

Следует отметить, что по мере развития государства Российского, система наказания также прошла свой эволюционный путь от наказания, как средства проявления силы, способствующей удержать власть, через идею «исправления» до настоящего стремления «сохранения и развития личности».

Первым крупным нормативным актом в области уголовного права стал Судебник 1497 года, как результат внутриклассовой борьбы феодалов и инструмента подавления неимущего класса. На протяжении многих веков аппарат принуждения совершенствуется как гарант защиты власти. Такая защита обеспечивалась системой наказаний, проявляющихся в самых жестоких репрессивных формах, закрепленных в законодательстве. Именно Судебником 1497г. был определен новый вид наказания — тюремное наказание, применение которого происходило в сочетании с другими видами наказания, имеющих пыточный характер.

Соборное уложение 1649 года определило источники выделения средств на строительство тюремных зданий и содержание тюремного аппарата, закладывались основы управления тюремными делами.

Следуя за ходом истории развития государства, карательная политика только усиливалась, обеспечивая, в первую очередь, защиту интересов господствующего класса. Первостепенным значением системы наказания являлась расправа с преступившими закон, жестокое наказание, чтобы другим неповадно было. Таким образом, участь преступников как будто предупреждала о последствиях тех, кто мог совершить преступный шаг. Наказания боялись, а страх перед Бо-

гом и карой был одним из эффективных инструментов управления государством.

Особенностью карательной политики в России было то, что наряду со светскими судами, право наказания предоставлялось и церковным судам. В.О. Ключевский, говоря о положении духовенства, подчеркивает: «это был не особый класс, а целое общество церковных людей, параллельное мирскому, со своим управлением и судом, с исключительными привилегиями».2

Церковь, как никакой другой орган в государстве, в карательной политике обеспечивала строго индивидуальный подход к определению и исполнению наказания в зависимости от положения ранее занимаемого виновным в иерархии религиозных служителей.

Однако отношение к системе наказаний постепенно менялось в сознании общества, как и менялось отношение к восприятию личности заключенного. В петровскую эпоху использовался труд заключенных, рабочие руки были необходимы России, пробивающей «окно в Европу», создающей свой морской флот, развивающей свое производство.

Первые гуманные идеи воспитательного воздействия на заключенных были заложены в проекте «Положение о тюрьмах», составленного при непосредственном участии Екатерины Великой. В его основу были заложены взгляды великого итальянца маркиза Чезаре Беккариа, издавшего в 1764 году трактат «О преступлениях и наказаниях».

Проект содержал требование к устройству тюрем, обеспечению режима, организации и управлению, подготовке персонала. Однако, характерная для России неподготовленность к новаторским взглядам, явилась причиной того, что «Положение о тюрьмах» не было применено на практике. И тем не менее, идеи перевоспитания личности заключенного получили свое дальнейшее развитие.

В 1831 году появился нормативный правовой акт, впоследствии регламентирующий на долгие годы тюремную систему. Комитетом Министров 26 мая 1831 года утверждена Инструкция смотрителю губернского тюремного замка, которая определила правила внутреннего тюремного распорядка.

Именно в этом нормативном акте подробно изложены вопросы церковного служения в тюрьмах, определен правовой статус священ-

2 Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник]/ Сост.,

авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред, В.И. Бугано-ва. - М: Просвещение, 1993. - 576 с. - ISBN 5-09-004073-7.

нослужителя. Это обстоятельство не случайно, так как в XIX веке возрастает внимание церкви к организации тюремного быта. Активизируется участие священников в религиозном воспитании заключенных. Набирает обороты работа по объединению усилий тюремщиков и церковных служителей в формировании законопослушной личности. Для организации церковных служб предусматривалось строительство в тюрьмах церковных зданий. Инструкция подробно регламентировала правовое положение церкви, священнослужителей , а также порядок отправления религиозных обрядов.

Следует отметить, что в области тюрьмо-ведения конца XIX века, теоретические исследования и обобщения прежде всего имели цель разработки и внедрения в тюремную практику новых средств, форм и методов воздействия на лиц, лишенных свободы.

В циркуляре Главного тюремного управления от 3 марта 1888 года определено предпочтение организации тюремного труда. Также царская тюрьма, помимо трудового воспитания, применяла методы, направленные на формирование правопослушной личности. И здесь первостепенная роль принадлежала церкви. Посещение церкви арестантами рассматривалось как их непременная обязанность.

«Закон от 15 июня 1887 года закрепляет принципиальное положение, в соответствии с которым состоящие при местах заключения священники, диаконы и псаломщики относятся к аппарату управления мест лишения свободы, то есть признаются официальными должностными лицами, в обязанности которых вменяется идеологическое воздействие на арестантов. По должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы».3

Задачи и цели идеологического воздействия на заключенных определялись Общей тюремной инструкцией 1916 года. Согласно ст. 244 указанной инструкции, духовно-нравственное воздействие на арестантов было призвано внушать им правильное понимание религии, осознание общих гражданских прав и обязанностей, требующих преданности Престолу и Отечеству, почитания соответствующих законов и властей.

В журнале «Тюремный вестник» священник Д. Троицкий подробно описывает работу священнослужителя в тюремном служении. «Тюремный устав довольно подробно и вну-

3 Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: «Вердикт-lM», 1999. - 448с.: ил. ISBN 5-87143-013-9

шительно предуказал обязанности священника, как относительно Богослужения в церкви, так и относительно религиозно-нравственного влияния его на пасомых. В §§ 94, 95, 100, 102 и 105 инструкции смотрителю губернского тюремного замка, которая помещена была, по изданию устава о содержании под стражею 1857г., в приложении к ст. 96, говорилось, что Богослужение в церкви тюремной должно совершаться во все воскресные и праздничные дни, и дни высокоторжественные, во все дни 1-й и 7-й недель великого поста, и в среду и пятницу каждой остальной недели этого поста, во все дни недели пасхи и, сверх того, в продолжение всего года в два будничных дня еженедельно, одни словом не менее трех служб в неделю, а иногда более. К этим обязанностям священника нужно, по §100 той же инструкции, присоединить говение всех арестантов один раз в год, а также, согласно § 158, совершение всех треб церковных по тюрьме, как то: напутствование больных, похороны, крестины и совершение браков. Затем в той же инструкции были указания и относительно пастырской деятельности священника по тюрьме, а именно: священник должен, по крайней мере, два раза в неделю пройти в камеры и побеседовать с арестантами, с целью религиозно-нравственного наставления, вразумления и проч., а по § 159 вменяется ему в обязанности обучение несовершеннолетних арестантов закону Божию и другим предметам. Насколько велик труд священника по исполнению этих последних обязанностей видно из следующего замечания той же инструкции § 157: «Священник должен ознакомиться с нравственностью каждого из содержимых в тюремном замке, приобресть его доверенность к себе, и основать действия в отношении к исправлению каждого соответственно обстоятельствам».4 Учитывая изложенное, совершенно очевидно, что абсолютно всю нагрузку по воспитательной и образовательной работе с заключенными несли именно представители Церкви.

Обязанности по содержанию священнослужителей при тюрьмах выполняли комитеты и отделения Попечительного о тюрьмах Общества. В исправительных учреждениях г. Санкт-Петербурга, подведомственных Главному Тюремному Управлению, священники получали по 800 руб. в год. В других местах заключения, труд

4 Священник Д.Троицкий. Священник тюремной церкви / подписной журнал «Тюремный вестник» № 4 1893г., издание Главного Тюремного Управления, типография С.-Петербургской Одиночной тюрьмы.

священника оплачивался из средств Государственного Казначейства, размер жалования мог колебаться от 360 до 1000 руб. в год.

Для понимания реальных масштабов деятельности священников в царской империи, следует учитывать состояние уголовно-исполнительной системы России на рубеже XIX и XX столетий.

По состоянию на 1 января 1882 г. в систему наказания входили следующие ведомства:

> тюремные замки в губернских и уездных городах, а также тождественные с ними учреждения, носящие другие названия (уголовные тюрьмы) - 597;

> временные дополнительные помещения при этих тюрьмах - 8;

> смирительные дома - 6;

> Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы - 2;

Итак, в преддверии революционного переворота 1917 года, Российская тюремная система являла собой сложный институт исполнения наказания. Несмотря на все еще преобладающее карательное предназначение, данная сфера уже имела тенденцию к формированию пенитенциарной политики государства.

Сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение утраченного опыта и попытки его применения в современных условиях.

В состав уголовно-исполнительной системы входят 2460 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 452,7 тыс. чел., осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, 333 профессиональных техниче-

> дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма - 2;

> пересыльные тюрьмы - 11;

> исправительные арестантские, отделения, роты и полуроты - 32;

> временные центральные каторжные тюрьмы - 11;

> подследственные аресты в Привисленских губерниях - 75;

> полицейские дома в Петербурге - 10;

> в Москве — 16.

Всего насчитывалось 767 учреждений. Общее число всех содержащихся в местах заключения к 1 января 1882 года составляло 94797 человек. Соответственно можно предположить, что на одного священника приходилось примерно 123 заключенных, окормляемых им.

Общая численность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях в период с 1882 года по 1917 год представлена следующими данными 5:

ских училища и 302 обособленных структурных подразделения, действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты.

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2014 население России составляют 143, 7 млн. человек. Доля лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы от всей численности населения составляет 0,4%.

Учитывая статистику за последние 5 лет, прослеживается тенденция к снижению количества осужденных в исправительных учреждениях6:

Однако, численность осужденных к наши дни в четыре раза превышает показатели 1914 года, когда доля осужденных составляла 0,1% от всего населения Российской Империи, числен-

5 Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: «Вердикт-lM», 1999. - 448с.: ил. ISBN 5-87143-013-9.

6 Краткий статистический сборник Министерства юстиции Российской Федерации, 2013 год.

Годы Численность Годы Численность

1882 91272 1897 77254

1883 86512 1898 83209

1884 91927 1909 180206

1885 94955 1910 174492

1886 99741 1911 179841

1887 104636 1912 189834

1888 104124 1913 194418

1889 105057 1914 178951

1890 106478 1915 175990

1891 106330 1916 142430

1892 112354 1917 152052

1893 110378

ность которого достигала 165,7 млн. человек, и в 7 раз превышает показатели 1897 года (0,06% осужденных от общей численности населения — 128,2 млн. человек).

—■— I

UiCTii |КЛ11|Н|14

JDMIOA Лис ГОД Km™ «lima Jfliiiwi asHij

В чем кроется причина такого высокого уровня преступности в современном обществе? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, так как факторов, влияющих на здоровую обстановку в стране предостаточно: экономическая ситуация, политическая ситуация, образовательный уровень населения, духовно-нравственное состояние общества и многое другое. Рост преступности является показателем того, что в политической системе страны произошел какой-то сбой и необходимо применять меры по его устранению.

В настоящее время российское общество переживает непростой период своего обновления. Во всех сферах социальной жизни прово-

Современная церковь ставит перед собой задачу не только духовно-нравственного воспитания заключенных, но и духовного окормления сотрудников уголовно-исполнительной системы, кроме того, остро стоят вопросы попечительства над теми, кто выходит на свободу.

Необходимость такого взаимодействия отражена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. В связи с этим в действующее законодательство вносятся изменения, определяющие порядок организации миссионерской деятельности в местах лишения свободы.

В целях полноценного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний на основании подписанного соглашения от

дится реформирование, в том числе и в уголовно-исполнительной системе. В этом процессе Россия ориентируется на западно-европейский опыт и достижения. В формировании пенитенциарной политики учитываются интересы и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными.

В действующем законодательстве, регламентирующем деятельность уголовно-исполнительной системы, защищены права осужденных на свободу совести и вероисповедания, что в принципе не было предусмотрено в законодательных актах советского периода.

Право заключенных свободно исповедовать свою веру, позволяет религиозным организациям разных конфессий принимать участие в воспитательном процессе, реализуемом уголовно-исполнительной системой. Потребность в духовном попечительстве лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, достаточно высока.

Социологические исследования, проводимые НИИ ФСИН в 2012 году в исправительных учреждениях по вопросу религиозной принадлежности показали следующие результаты7:

22.02.2011, в субъектах Российской Федерации также заключаются соглашения между территориальными органами ФСИН России и каноническими подразделениями РПЦ.

Такое выстраивание отношений предоставляет Церкви право осуществлять миссию в следующих направлениях:

> привлечение внимания общественности к идеям ресоцализации (реадаптации) осужденных;

> содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные наблюдательные комиссии и общественные советы при территориальных органах ФСИН;

> участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности;

Смирнов А.М. Теоретико-правовые основы обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания в России // Уголовно-исполнительная система:

Религиозные конфессии Осужденные мужчины, Осужденные женщины, Несовершенно-летние

% % осужденные, %

Православие 73,9 72 67

Христианство иной конфессии 3,2 8,7 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ислам 6,3 4,2 4,2

Буддизм 1,8 0,2 -

Иная религия 1 3,1 3,9

Атеисты 13,8 11,5 24

участие в работе комиссий по «социальным лифтам»;

участие в рассмотрении вопросов помилования и условно-досрочного освобождения.

Кроме этого, уже двадцать лет ведется работа по созданию института тюремных капелланов. С одной стороны, практика введения священнослужителей в штат исправительного учреждения по своей сути не является новой и пример тому штатный состав тюрем дореволюционной России. С другой стороны, не все так просто в современных условиях, и в первую очередь это касается вопросов финансирования труда священников, ведущих миссионерскую деятельность в местах лишения свободы. Специфичность таких приходов обусловлена отсутствием регулярных пожертвований, которые обеспечивали бы их содержание.

Неоспоримую пользу такого сотрудничества показал пилотный проект работы тюремных капелланов на базе исправительных учреждений Республики Мордовия, Камчатского края, Вологодской и Саратовской областей. Средний заработок капелланов на договорной основе составил от 10 до 15 тыс. руб. По подсчетам Синодального отдела по тюремному служению, для полного охвата всех исправительных учреждений ФСИН, сегодня в исправительных учреждениях трудятся около 970 священнослужителей. И совершенно очевидно, что содержание капелланов становится неподъемным для многих епархиальных управлений.

К тому же стоит отметить, что до конца не проработана вся нормативно-правовая база, позволяющая полноценно организовывать работу священнослужителей в пенитенциарной системе в условиях соблюдения действующего вну-

треннего распорядка в исправительных учреждениях.

Таким образом, рассматривая проблемы взаимодействия религиозных организаций с различными учреждениями исполнения наказания, необходимо еще раз подчеркнуть особую важность такого сотрудничества. Объединение усилий в сфере воспитания правопослушной личности заключенного, помощи сотрудникам пенитенциарной системы, уже дают положительный результат в снижении психологической напряженности, способствуют изменению показателей статистики в лучшую сторону. При всех существующих сложностях, важно продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующий возникающие отношения, введению в практику деятельность тюремных капелланов, способствующих дальнейшему развитию пенитенциарной политики России.

Литература:

1. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: «Вердикт-lM», 1999. - 448с.: ил. ISBN 5-87143-013-9.

2. Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник]/ Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред, В.И. Буганова. - М: Просвещение, 1993. - 576 с. - ISBN 5-09004073-7.

3. Смирнов А.М. Теоретико-правовые основы обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - М.: Юрист, 2013, № 4. - С. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.