Научная статья на тему 'Взаимодействие промышленности и высшей школы в развитии инновационной деятельности'

Взаимодействие промышленности и высшей школы в развитии инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Александр Михайлович, Иванов Владимир Николаевич

Рассматриваются проблемы развития инновационной деятельности промышленных предприятий России и возможности кооперации промышленности и высшей школы в реализации инновационных проектов. Описаны результаты исследования интеллектуального капитала промышленных предприятий Удмуртии, выявлены проблемы в его развитии. Систематизированы различные формы кооперации вузов и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Александр Михайлович, Иванов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of industry and higher school in the development of innovative activities

The mechanism of managing the innovative activities in industry is considered. The role of higher school in the development of innovative activities is defined.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие промышленности и высшей школы в развитии инновационной деятельности»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2

УДК 338.24(045)

А.М. Макаров, В.Н.Иванов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются проблемы развития инновационной деятельности промышленных предприятий России и возможности кооперации промышленности и высшей школы в реализации инновационных проектов. Описаны результаты исследования интеллектуального капитала промышленных предприятий Удмуртии, выявлены проблемы в его развитии. Систематизированы различные формы кооперации вузов и предприятий.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, инновационная деятельность, промышленность.

Рост значения знаний для создания общественного богатства отмечается многими исследователями [7]. Еще Маршалл указывал, что капитал организации в значительной степени состоит из знания; Хайек обратил внимание на то, что функция ценового механизма состоит в передаче информации, а рынок есть процесс, через который мобилизуется индивидуальное знание; И.Шумпетер подчеркивал значение комбинации эксплицитных знаний как основы инноваций; Турен в 1969 г. показал, что развитие постиндустриального общества базируется именно на знаниях.

Сущность экономики, основанной на знаниях, отражает в первую очередь рост значения знаний для создания общественного богатства, качественное изменение роли знания, обретение им функции ведущего производственного фактора. В этой области мы выделяем следующие принципиальные особенности «экономики знаний»: применение знания не только к производству, но и к управлению; обретение теоретическим знанием роли непосредственного производственного фактора; доминирование знаний в формировании затрат и результатов предприятий.

В то же время следует отметить, что многолетние глубокие исследования бурного прогресса одних стран и регионов и сравнительно медленного -других привели к выводу, что экономическое развитие обусловлено более сложной системой взаимосвязанных факторов, чем просто наличие большого числа научных организаций и высокотехнологичных предприятий. Иллюстрацией данного вывода служит, например, сравнительный анализ развития стран Восточной (включая Россию) и Западной Европы. В первом случае высокий уровень квалификации интеллектуальных работников, большое количество научных и научно-технических организаций, высококачественный научный задел не привели к переходу экономики на новый, постиндустриальный уровень развития.

Более того, в 90-е гг. прошлого века падение производства в высокотехнологичных отраслях промышленности и сокращение государственных ассиг-

нований на развитие науки и техники в России привели к резкому сокращению научных кадров, научных исследований и разработок. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в России в 2003 г. составила 1,28% ВВП, в то время как в высокоразвитых странах Запада она в 2 - 3 раза выше.

Финансирование науки по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в 2002 г. составляло лишь 0,28% ВВП и 1,56% расходов федерального бюджета против 4 - 6% в странах ЕС, США, Японии и действующего в России закона, предусматривающего ежегодное выделение 4%. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2003 г. составила 56% от уровня 1992 г.

Ежегодно в нашей стране регистрируется лишь примерно 20 тыс. и действует более 106 тыс. патентов на изобретения, а в США и Японии ежегодно выдается более 200 тыс. патентов и действует в каждой из этих стран более миллиона. Количество поданных резидентами заявок на патенты в 2003 г. не достигло уровня 1993 г. (24963 по сравнению с 28478). При этом за период с 1993 г. по 2000 г. практически во всех развитых странах самое большое число патентных документов было подано в разделы с высокими наукоемкими технологиями: классы Физика (О) и Электричество (Н). Эти наиболее передовые классы для патентования занимают 1 -е и 2-е места в США, Японии, Великобритании, Швеции и Финляндии. В России же эти направления занимают лишь 5-е и 7-е места, а большая часть потока патентных документов за соответствующие годы относится к более традиционным технологиям.

В среднем инновациями занимаются 10 % промышленных предприятий, тогда как сопоставимые показатели для стран ОЭСР составляют 25 - 80%. Доля предприятий промышленности, занимающихся инновациями, составляет в РФ около 7%, и лишь 4% продукции является инновационной.

Совокупный доход от продажи товаров высокотехнологического бизнеса в мире ныне превышает 2,5 трлн. долл. Из них 40% приходится на долю США, по 20% - Японии и Германии; доля России на мировом рынке высоких технологий составляет менее 1%. При этом большая часть экспорта обеспечивается инжиниринговыми услугами; размеры поступлений от экспорта по линии продажи патентов, патентных лицензий, использования товарных знаков близки к нулю.

Следует отметить, что в провинциальных регионах России проблемы в области инновационной деятельности выражены еще сильнее. Так, в октябре 2004 г. нами было проведено исследование состояния интеллектуального капитала промышленных предприятий Удмуртии [6]. В ходе исследования проведен анализ данных государственной статистики и опрошены руководители одиннадцати крупных и средних предприятий промышленности Удмуртии. Исследование показало, что в области инноватики на предприятиях УР имеются значительные проблемы.

Так, доля сотрудников сферы НИОКР составляет от 0% до 11% от численности персонала опрошенных предприятий; таким образом, на части предприятий сфера НИОКР практически отсутствует, на других доля сотрудников НИОКР значительно превышает средний уровень, характерный для

развитых стран. При этом однозначно низкими остаются затраты на НИОКР: их доля в выручке обследованных предприятий - за исключением одного - не превышает полпроцента, что на порядок ниже уровня развитых стран (например, в 1999 г. затраты на НИОКР в промышленности ФРГ находились в пределах 4,2% от выручки).

Обращает на себя внимание низкая активность персонала промышленности республики в области совершенствования работы своих предприятий. Количество рацпредложений в расчете на 100 сотрудников находится в пределах от одной десятой до одного, тогда как, например, в Японии аналогичный показатель составлял в конце 90-х гг. более 2000 предложений, в США и Германии - около 30.

Инновационная деятельность предполагает вложение средств в новые проекты, которые связаны с риском. В этой связи необходимо подчеркнуть, что на всех исследованных предприятиях, кроме одного, венчурные инвестиции в 2003 - 2004 гг. отсутствуют.

Во многом по перечисленным причинам доля новой и усовершенствованной продукции в объемах выручки у значительного числа исследованных предприятий находится в пределах 5 - 15%, что в несколько раз ниже уровня, характерного для развитых стран.

Разумеется, такое положение требует срочных мер, разработки и внедрения механизмов инновационного развития. Механизм управления инновационной деятельностью представляет собой совокупность инструментов, методов и средств, с помощью, которых получают практическое воплощение цели инновационного развития. Построение механизма, трансформирующего управленческие решения в области инноватики в конечный продукт, является актуальной проблемой для отечественных предприятий.

Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа). Необходимость технического перевооружения основных отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение научно-технических отраслевых институтов привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм, с одной стороны, а с другой - на крупных предприятиях образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса. Однако механизм системного управления инновациями в промышленном производстве еще не сложился.

В этой связи важную роль играет развитие кооперации предприятий промышленности с высшей школой. Основной проблемой высшего образования во многих странах является недостаток местного спроса, что свидетельствует о несовершенстве и стагнации национальной инновационной системы. Реформирование системы высшего образования может способствовать построению более совершенной и динамичной инновационной системы [4]. Сис-

тема высшего образования является лишь частью национальной инновационной системы. Стратегия развития промышленности должна быть направлена на развитие видов экономической деятельности, соответствующих местным особенностям с положительным обратным эффектом для образования.

Важно отметить, что масштабы и динамика создания и диффузии инноваций зависят не только от наличия формальных организаций как таковых (фирмы, университеты, научные институты и т.д.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, и от их соответствия другим общественным институтам (ценностям, нормам, законодательным ограничениям и т.п.). Речь идет среди прочего о интеграции высшей школы и промышленности в деле развития инноваций.

Исторически сложилась ситуация, что в процессе своей эволюции вузы формировались как ядро научно-технического прогресса. В реализации инновационной политики вузам отводится важная роль. На базе вузов создаются различные инновационные структуры: научно-технические парки; университеты-инкубаторы; технополисы и наукограды, инновационные зоны и территории, учебно-инновационные комплексы и др. Существует ряд механизмов взаимодействия науки, образования и промышленности [3].

Во-первых, это создание совместных научно-образовательных объединений в различных организационно-правовых формах - от договоров на реализацию совместных образовательных программ, где партнерами являются вузы, академические и отраслевые научные организации, до создания самостоятельных научно-образовательных центров и формирования университетских комплексов.

Во-вторых, это передача финансовых, имущественных и других ресурсов отечественных предприятий, включая передачу части акций этих предприятий в управление университетам. Для этого необходимо предложить предприятиям конструктивные мероприятия по их гармоничному развитию, включая комплексный анализ предприятий. Ключевым моментом, определяющим согласие передать акции или другие ресурсы предприятия в трастовое управление вузам, явится экономическая эффективность этой передачи, сопровождаемая увеличением налоговых поступлений в результате развития предприятия через созданную иннвационно-инвестиционную инфраструктуру высшей школы.

В-третьих, серьезным препятствием на пути инноваций все в большей мере становятся и кадровые проблемы. Обучение специалистов современного типа должно по возможности опережать интенсивные технологические сдвиги в экономике. Отсутствие профессиональных менеджеров, специалистов, способных реализовать коммерческий потенциал изобретений и других результатов научных исследований и разработок, снижает и без того невысокий инновационный эффект отечественной науки, ведет к полной его потере. В подобной ситуации от вузов требуется скорейшее освоение новых направлений широкомасштабной подготовки специалистов по коммерциализации технологий и управлению инновационными процессами. Такие специалисты

должны получать необходимые знания по менеджменту инновационных проектов, маркетингу инноваций и инновационной продукции, трансферу технологий, патентованию и другим формам охраны интеллектуальной собственности, формированию инновационных сетей в научном и промышленном сообществах.

В-четвертых, интеграция науки, образования и производства возможна путем создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), где все входящие элементы существуют на договорных началах, но предлагается несколько иная система финансирования, связанная с перераспределением адресатов бюджетных статей. Одним из направлений модернизации системы образования, в первую очередь высшего профессионального, является создание университетских комплексов (УК), и как их разновидности - учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК). Университетские комплексы -это интеграция по уровням образования, повышение качества подготовки специалистов на основе научной и инновационной деятельности учёных университета, интеграция университетов с реальным промышленным сектором, где необходимо претворять результаты научных работ учёных университета в реальную наукоёмкую продукцию, в товар, востребованный рынком, и на базе интегрирования науки и инноваций с промышленным сектором экономики вести подготовку специалистов по всем уровням образования.

Учебно-научно-инновационный комплекс - высшее учебное заведение, обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и педагогических кадров, деятельность которого направлена на социально-экономическое и духовное развитие общества, страны, региона. Миссия учебно-научно-инновационного комплекса заключается в производстве инновационного продукта, что является спецификой УНИК, когда наряду с вещественным (материальным) и информационным (идеальным) инновационными продуктами он должен выпускать специфический, традиционный для высшей школы инновационный продукт - специалистов.

В-пятых, интеграция возможна через центры совершенства (передовых исследований), формируемые на базе ведущих вузовских и академических научных коллективов и финансируемые на конкурсной основе. Такие центры, как показал опыт не только ведущих индустриальных стран, но в последние годы и ряда стран Центральной и Восточной Европы, могли бы стать эффективным инструментом преодоления институциональных барьеров между наукой и образованием, одновременно решая задачу реструктуризации государственных научных учреждений.

В-шестых, для успешной коммерциализации результатов исследований и разработок следует содействовать созданию и поддержке малых стартовых фирм, обеспечивающих разработку и передачу новых технологий, в том числе путем предоставления им стартового капитала (по опыту американской программы 8Б1Я) и налоговых льгот, оказания правовой и информационной поддержки, а также организации центров передачи технологий, ответственных за

продвижение разработанных в вузах объектов интеллектуальной собственности в производство, проведение патентных и маркетинговых исследований.

Наконец, в-седьмых, взаимодействие высшей школы и производства возможно через создание центров коллективного пользования научным оборудованием и телекоммуникационных сетей, совместных испытательных центров и полигонов, научных и технологических парков, научно-технических и инновационных фирм, совместных специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе ведущих вузов и НИИ.

Существуют и другие формы сотрудничества. Так. Кельчевская и Романова предлагают создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ) - объединения учебных заведений и предприятий, частично объединившие свои финансовые, материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества образовательных услуг [2]. Состав ОПГ может колебаться в зависимости от поставленных перед таким объединением задач. Типовой набор участников группы состоит из одного вуза и нескольких предприятий промышленности или других отраслей. В случае необходимости в группу может входить несколько образовательных учреждений - либо вузов, либо учебных заведений разных уровней системы профессионального образования: средние школы (гимназии, лицеи), колледжи, высшие учебные заведения. Это предоставит возможность создать фирменное образование - эффективную цепочку поэтапной, начиная со школы, подготовки специалистов для определенных отраслей промышленности. Основной задачей создания образовательно-промышленных групп является разработка и реализация проектов, обеспечивающих эффективный рост качества образования, особенно в ракурсе сбалансированности профессиональных качеств специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований предприятий к работникам интеллектуального труда.

В целом необходимо отметить, что степень и качество университетско-промышленных отношений стали чрезвычайно важными. В результате во многих странах подобное сотрудничество стало центральной задачей правительственной промышленной политики [1]. При этом развитие официальных связей - особенно тех, которые имеют форму научных исследований, проводимых по контрактам, совместных патентов, лицензий и сопутствующих результатов научных исследований - может рассматриваться как верхушка айсберга, в основании которого лежит множество неоформленных соглашений, а также мобильность исследователей и информации между этими сферами.

За последние несколько десятилетий заметно возросло сотрудничество в исследовательской работе между промышленностью и университетами, вызванное рядом социальных факторов, включая сокращение федеральной поддержки научных исследований, давление глобальной конкуренции и увеличение значимости научно обоснованного знания для процесса инноваций.

В современной литературе, посвященной промышленно-научным отношениям, также существует ряд подтверждений важности действующих

взаимосвязанных сообществ и групп исполнителей, различаемых на субнациональной и местной основе. В этом смысле наиболее успешные промыш-ленно-научные взаимодействия часто осуществляются за счёт связей между университетами и научно-исследовательскими институтами (НИИ), финансируемыми государством, с одной стороны, и группами местных отраслей промышленности - с другой. Поэтому развитие промышленно-научных отношений стало неотъемлемой частью стратегии инновационной политики.

В России для успешного развития интеллектуального капитала прежде всего необходимо работать над массовым сознанием, чтобы внедрить формулу «богатство в мозгах, а не в недрах». В этой работе должны быть задействованы правительство, парламент, пресса, гражданское общество, ученые. Государство обязано создать благоприятную правовую, организационную и экономическую среду. Усиление роли правительства в развитии этого сектора означает гарантированное финансирование важных объектов фундаментальных исследований, создание необходимых условий для развития общественного образования и информационной работы, формирование механизма рискованных капиталовложений и поощрение притока капитала в механизм создания новшеств; оказание поддержки и предоставление льготных условий предприятиям, занимающимся высокими технологиями; поощрение лиц, которые вносят вклад в создание новшеств, посредством целевого выделения средств; разработку системы законоположений, способствующих защите авторских прав, с одной стороны, и распространению новых знаний и расширению социальных эффектов - с другой. Крупные компании должны быть участниками экономики знаний, а для этого нужно научиться патронировать и создавать малые фирмы в целях венчурного финансирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битенкорт П. Отношения между предприятиями и университетами в экономически развитых регионах Бразилии / П. Битенкорт, М. Рапини, Д. Брито, Ж. Кас-сиолато // Материалы 5-й Междунар. конф. «Глобеликс-Россия 2007». - Саратов, 2007. - Т. 3.

2. Кельчевская Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала / Н.Р. Кельчевская, Л.А. Романова // Университетское управление. - 2004. - №3.

3. Клименко Д.А. Концепция развития инновационной деятельности на уровне региона // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы 3-й Всерос. науч.-метод. конф. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2003.

4. Лундвалл Б.-А. Высшее образование, инновации и экономическое развитие // Материалы 5-й Междунар. конф. «Глобеликс-Россия 2007». - Саратов, 2007. - Т. 3.

5. Макаров А.М. Преобразующий менеджмент в хозяйственной организации (монография). - Екатеринбург: Изд-во УРО РАН, 2004.

6. Макаров А.М. Состояние интеллектуального капитала предприятий Удмуртии: результаты эксплоративного исследования // Менеджмент: теория и практика. -2004. - №3,4.

7. Meier B. Mobile Wirtschaft - immobile Gesellschaft: gesellschaftliche Konsequenzen der Globalisierung. - Köln: DIV, 1999.

Поступила в редакцию 11.12.07

A.M. Makarov, doctor of economics, professor V.M. Ivanov, postgraduate

Interaction of industry and higher school in the development of innovative activities

The mechanism of managing the innovative activities in industry is considered. The role of higher school in the development of innovative activities is defined.

Макаров Александр Михайлович, д.э.н., профессор Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ» 426035, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

Иванов Владимир Николаевич, соискатель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426035, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.