Научная статья на тему 'Взаимодействие понятий юридическая ответственность и юридическая помощь'

Взаимодействие понятий юридическая ответственность и юридическая помощь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / LEGAL AID / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL RESPONSIBILITY / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ГАРАНТИЯ / GUARANTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов Артур Левонович, Гусева Светлана Геннадьевна

Рассматривается взаимосвязь юридической ответственности с юридической помощью. Анализируется текущее законодательство по возможности привлечения к юридической ответственности при нарушении права на получение юридической помощи и степень влияния этого на реализацию конституционного права человека на получение квалифицированной юридической помощи. Рассмотрены как внутригосударственные гарантии реализации права на юридическую помощь, так и международные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of concepts legal responsibility and legal aid

In article the interrelation of legal responsibility with a legal aid is considered. The current legislation whenever possible of attraction to legal responsibility at violation of the right to a legal aid and extent of influence of it on realization of a constitutional right of the person on receiving the qualified legal aid is analyzed. Are considered as interstate guarantees of realization of the right for a legal aid, and international.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие понятий юридическая ответственность и юридическая помощь»

УДК 34 ББК 67

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОНЯТИЙ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

АРТУР ЛЕВОНОВИЧ МИРОНОВ,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: arturmironov@yandex.ru СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА ГУСЕВА,

Научный сотрудник отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела управления организации научной и редакционно-издательской деятельности

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: svetkin85@yandex.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается взаимосвязь юридической ответственности с юридической помощью. Анализируется текущее законодательство по возможности привлечения к юридической ответственности при нарушении права на получение юридической помощи и степень влияния этого на реализацию конституционного права человека на получение квалифицированной юридической помощи. Рассмотрены как внутригосударственные гарантии реализации права на юридическую помощь, так и международные.

Ключевые слова: юридическая помощь, юридическая ответственность, конституция, гарантия.

Annotation. In article the interrelation of legal responsibility with a legal aid is considered. The current legislation whenever possible of attraction to legal responsibility at violation of the right to a legal aid and extent of influence of it on realization of a constitutional right of the person on receiving the qualified legal aid is analyzed. Are considered as interstate guarantees of realization of the right for a legal aid, and international.

Keywords: legal aid, legal responsibility, constitution, guarantee.

Любое нарушение субъективных прав должно повлечь за собой наступление юридической ответственности. Каково же соотношение юридической ответственности и конституционного права на юридическую помощь?

Взаимодействие таких объектов научного исследования, как юридическая ответственность и юридическая помощь, проявляется в двух аспектах. Во-первых, при обеспечении юридической помощи в случаях привлечения лица к юридической ответственности; во-вторых, при наступлении юридической ответственности при нарушении права на юридическую помощь.

В случаях привлечения лица к юридической ответственности резко возрастает опасность нару-

шения его субъективных прав. Снизить опасность несправедливого взыскания, а также чрезмерного взыскания может именно квалифицированная юридическая помощь.

Рассмотрим роль юридической помощи в случаях привлечения субъектов права к различным видам юридической ответственности. Нам представляется, что, помимо таких общепризнанных в науке видов юридической ответственности, как уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, материальная, существует еще и конституционная ответственность.

Взаимодействие права на юридическую помощь с юридической ответственностью довольно обширно. Юридическая помощь является одной из гаран-

тий обеспечения таких основных принципов юридической ответственности, как законность, обоснованность, справедливость, целесообразность. Как отмечал в своей работе О.Э. Лейст, «обеспечение лицу, к которому применяется (или может быть применена) санкция, права на защиту — важнейший и общий принцип ответственности по советскому праву. Реализация этого принципа обеспечивается именно процессуальной формой самой ответственности»1.

В случае привлечения лица к любому виду юридической ответственности соответствующее отраслевое законодательство всегда предусматривает право привлекаемого лица на получение юридической помощи. Уголовная, административная ответственность — право на адвоката (ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная — право на представителя (ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Необходимо отметить, что конституционная ответственность — явление в конституционном праве довольно редкое. Последний факт дал повод некоторым авторам вообще отрицать существование конституционной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности2.

Между тем, в действующей Конституции Российской Федерации закреплено право на юридическую помощь при привлечении к конституционной ответственности Президента Российской Федерации. Так, согласно ст. 93 Конституции, Президент Российской Федерации отрекается от должности при наличии заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Это значит, что привлекаемый к конституционной ответственности Президент Российской Федерации имеет право на юридическую помощь в виде предоставления результатов юридического анализа Конституционного Суда, носящего юридически обязательный характер, — о соответствии закону самой процедуры привлечения его к конституционной ответственности. Деятельность Конституционного Суда здесь можно сравнить с деятельностью адвоката в уголовном процессе. Ведь, кроме консультации по поводу материального уголовного права, адвокат всегда

обращает внимание и на процедуру привлечения своего подзащитного к уголовной ответственности (наличие всех стадий уголовного процесса, их последовательность и т.п.). В соответствии со ст. 379 Уголовно-процессуального кодекса РФ результатом данной юридической помощи может стать отмена приговора судом кассационной инстанции по причине существенного нарушения уголовно-процессуального закона. А результатом работы Конституционного Суда может стать прекращение процедуры отстранения от должности Президента Российской Федерации.

Очевидно, что юридическая помощь оказывается и в случаях привлечения лица к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Таким образом, мы видим, что на нынешнем этапе развития российского законодательства юридическая помощь и юридическая ответственность не только оказывают значительное влияние друг на друга, но и взаимодействуют столь тесно, что раздельное их существование уже не представляется возможным3.

Рассмотрев юридическую помощь в свете ее предоставления при охране субъективных прав, необходимо уделить особое внимание вопросу охраны самого этого субъективного права, которая осуществляется в двух направлениях: охрана права на юридическую помощь от противоправного поведения лиц, оказывающих юридическую помощь, и охрана данного права от противоправного поведения третьих лиц.

Охрана права на юридическую помощь от противоправного поведения лиц, оказывающих юридическую помощь, является очень актуальной задачей. Представляется необходимым упорядочить российский рынок юридических услуг, ввести его в цивилизованные, контролируемые государством рамки. В последнее время особую актуальность приобретают вопросы осуществления контроля за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь. В частности, такой контроль особенно необходим за соблюдением этими лицами условий и требований законодательства по предоставлению юридической помощи. Речь здесь идет не о требовании законодательства как о совокупности отраслей права вообще, а только о том законодательстве,

которое связано с регулированием деятельности по предоставлению юридических услуг; т.е. должна быть подвергнута контролю деятельность по предоставлению юридических услуг, а не само содержание блага, предоставляемого данной услугой. Так, может контролироваться лицо, предоставившее юридическую консультацию — в смысле наличия у него на это формальных прав (юридическое образование, лицензия и т.п.), но никак не само содержание этой консультации. Контроль должен производиться, прежде всего, в целях соблюдения законности при реализации этой деятельности, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц — потребителей юридических услуг.

Контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь, осуществляется различными органами. Вместе с тем, очевидно, что добиться желаемых результатов исключительно контролем за деятельностью лиц, нельзя. Необходим также и самоконтроль лиц, оказывающих юридическую помощь. Последнее выражается в необходимости их объединения в ассоциации, союзы на основе общности интересов с целью выработки определенных морально-этических правил во взаимоотношениях с клиентами, друг с другом и т.д.

Охрана права на юридическую помощь производится также путем установления юридической ответственности за нарушение данного конституционного права. Можно выделить конституционную, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение права на юридическую помощь.

Прямого упоминания о конституционной ответственности за нарушение права на юридическую помощь, как, впрочем, и иных субъективных прав, в действующей Конституции Российской Федерации нет. Конституция возлагает на государство обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Под защитой, в частности, понимается создание механизма охраны прав, т.е. возможности привлечения к юридической ответственности субъектов, нарушающих конституционные права.

Отсутствие прямого указания о запрете нарушения права на юридическую помощь в Российской Конституции не является всеобщим правилом. В

развернутых конституциях некоторых государств установлены охранительные конституционные нормы, запрещающие препятствовать обеспечению права на юридическую помощь. Например, в ст. 62 Конституции Республики Беларусь указано: «Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается»4.

В уголовном праве России отсутствует состав преступления, прямо предусматривающий уголовную ответственность за нарушение права на юридическую помощь. Однако, существует возможность привлечения к уголовной ответственности должностного лица, нарушающего право на юридическую помощь. Так, если должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, и при этом произошло нарушение права на юридическую помощь, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ как злоупотребившее должностными полномочиями.

Итак, согласно законодательству России, нарушение права на юридическую помощь влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность. Однако, ответственность за нарушение права закреплена в охранительных нормах текущего законодательства и порой может быть выведена из нескольких статей, содержащихся в различных нормативных актах. Например, в соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. В соответствии со ст. 47 УПК РФ, обвиняемый имеет право пригласить защитника. Согласно ч. 7 ст. 49 УПК РФ, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого. В случае отказа адвоката от своей обязанности оказать юридическую помощь, на последнего может быть наложена ответственность.

Необходимо заметить, что от юридической ответственности за нарушение права на юридическую помощь необходимо отличать меры защиты данного права. Как указывают некоторые авторы: «Меры защиты — это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление восстановительных задач — на восстановление нарушенного права»5.

Мерой защиты конституционного права на юридическую помощь является пример, когда на

стадии предварительного следствия лицо не было обеспечено юридической помощью. В данном случае доказательства, добытые в ходе расследования, признаются полученными с нарушением уголовно-процессуального закона, вследствие чего теряют юридическую силу.

Следующей мерой защиты является отмена противозаконного акта, нарушающего право на юридическую помощь. Так, в случае наличия в нормативном акте положений, нарушающих право на юридическую помощь, последний должен быть отменен.

Система международных гарантий является наиболее существенным условием обеспечения и зашиты права на юридическую помощь. Далее по значимости идут конституционные гарантии, которые являются основой для всех отраслевых юридических гарантий, к которым следует отнести уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и другие.

Объединяющим звеном международного и внутригосударственного механизмов гарантий прав человека выступает система конституционных гарантий. К конституционно-правовым гарантиям права на юридическую помощь относятся: ф установление правовых институтов, которые являются базовыми для всех юридических гарантий защиты этого права; ф конституционное закрепление этого права и гарантий его обеспечения (ст. 48 Конституции Российской Федерации); ф обеспечение контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью государственных органов, призванных охранять права человека (в данном случае на юридическую помощь).

Конституция, являясь основным законом государства, не только провозглашает конкретное право гражданина, но и закладывает основы принципов деятельности государства, должностных лиц и граждан; к ним относится и система гарантий указанного права6.

Действительно, именно международно-правовые гарантии и возглавляют взаимосвязанную систему гарантий права человека и гражданина на юридическую помощь. Данная норма содержится в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, со-

гласно которой, в случае противоречия правил международного договора Российским законам, применяются правила международного договора. Тем самым открывается возможность прямого воздействия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении любых споров.

Согласно данной статье, правила международных договоров, нормы и принципы международного права должны обладать приоритетом по отношению к противоречащим им внутригосударственным законам. Сложившееся в настоящий момент положение дел в этой сфере свидетельствует о невозможности успешно решить эту проблему в рамках отдельных государств, а значит, и о необходимости объединить усилия международного сообщества при решении этой проблемы.

Другим аспектом данных гарантий является создание и существование международных неправительственных правозащитных движений, которые могут влиять на политику своих правительств в сфере предоставления юридической помощи, оказывать воздействие на формирование мирового общественного мнения в области обеспечения и охраны права человека на юридическую помощь, содействие деятельности международных правозащитных органов, а также вести воспитательную и образовательную работу в различных государствах планеты. Такие движения уже существуют во многих странах мира.

Не менее важным аспектом данной гарантии является и укрепление международного сотрудничества в сфере предоставления юридической помощи. Укрепление международного сотрудничества означает усиление помощи мирового сообщества отдельным странам в решении данных вопросов (консультации, обмен специалистами), проведение международных встреч по правозащитным проблемам.

Международной экономической гарантией права человека на юридическую помощь, с точки зрения современных международных документов, следует считать совокупность мер, принимаемых международным сообществом в сфере экономики, призванных создать материальные условия

для обеспечения права человека на юридическую помощь. К указанным мерам следует отнести искоренение бедности как условие устойчивого развития (принцип 5 Декларации Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Выполнение всеми государствами планеты данных требований для проведения экономической политики позволит материально реализовать право человека на юридическую помощь, равно как и на развитие других прав.

Под международно-правовыми гарантиями рассматриваемого права следует понимать совокупность таких международно-правовых условий и средств их осуществления, которые обеспечивают фактическую реализацию данного права как отдельными людьми, так и народами, населяющими все государства планеты, а также его надежную защиту в случае посягательства как отдельных граждан, их групп, так и любого государства в целом.

Определяя понятие данного вида гарантий, следует отметить, что к числу указанных международно-правовых средств относятся не только международно-правовые нормативные акты (конвенции, договоры, декларации и т.д.), но и различного рода международные организации и учреждения, на которые возложена обязанность обеспечения прав и свобод человека.

По охвату стран международные контрольные механизмы бывают либо универсальными, либо региональными. По способу образования и функциям данные механизмы могут быть как созданными на основе конкретного договора по правам человека с целью обеспечения выполнения именно его положений, так и имеющими более общую компетенцию, в частности, по обеспечению выполнения международных стандартов по правам человека.

Так, если положения Пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства лишь «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч. 1 ст. 2). Получается, что указанные права не являются юридическими нор-

мами, а лишь стандартом, к которому государство должно стремиться в будущем. США, например, официально придерживаются позиции, что рассматриваемые права по юридической силе являются необязательными, а лишь своеобразным пожеланием. Таким образом, реализация этих прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются и различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами — Комитет по правам человека обладает гораздо большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (данный Комитет был создан в 1984 г.).

Подобное отношение к социально-экономическим правам вообще и праву человека на юридическую помощь, в частности, автор считает неприемлемым, поскольку это принижает значение указанного права.

Итак, в целях обеспечения права на юридическую помощь и соблюдения прав человека принимаются международные соглашения, стандарты и создается международный контрольный механизм за соблюдением прав человека. В случае нарушения обязательств по действующим международным договорам наступает международная правовая ответственность. Ее виды и формы обусловливаются серьезностью нарушений. В результате ответственность за ординарные нарушения прав человека — это, как правило, ненасильственные санкции в виде представлений заинтересованных сторон в адрес нарушителя соответствующих обязательств. В случае неэффективности подобных мер воздействие на нарушителя может быть усилено дополнительными политическими и экономическими санкциями7. Ответственность за нарушения прав человека может быть возложена на основании как универсальных, так и региональных соглашений.

Представляется совершенно очевидным, что все многообразие данных проблем можно свести в две традиционные группы причин: объективные и субъективные. По нашему мнению, главной объективной причиной сложной ситуации с данным правом является многолетний экономический кризис в Рос-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сии. Его результатом является отсутствие в бюджете достаточных денег на юридические нужды.

Не менее важной причиной является несовершенство законодательства в области предоставления юридической помощи, а также несоответствие законодательства ряда субъектов Федерации федеральным нормативным актам. Действующее законодательство в сфере получения юридической помощи представляет собой систему преимущественно подзаконных актов и является, как правило, неэффективной. Причины — отсутствие концепции формирования нового законодательства, т.е. целостного представления о содержании и сроках осуществления отдельных этапов его развития, а также о создании работы механизма его обеспечения, отсутствие формализованного процесса законотворчества, установленного федеральным законом, отсутствие полной, достоверной и своевременной информации о законопроектных работах вообще и в данной сфере в частности; отсутствие системы объективных критериев оценки эффективности законодательства и деятельности государственных органов и должностных лиц по его применению.

Исходя из указанных проблем, можно сформулировать следующие задачи, от решения которых зависит дальнейшее состояние данного вопроса: ф целенаправленное формирование законодательства Российской Федерации, которое отвечало бы современным социально-экономическим, политическим и правовым реалиям и которое должно осуществляться как неотъемлемая часть правовой реформы;

разработка концепции формирования нового законодательства;

координация законопроектных работ в сфере предоставления юридической помощи, осуществляемых различными органами, в первую очередь Государственной Думой; организация и проведение независимой (в том числе международно-правовой) юридической экспертизы законопроектов, направленных на реализацию права на юридическую помощь; включение законопроектов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с получением юридической помощи, в число приоритетных;

создание научного центра для организации разработки фундаментальных проблем по предоставлению юридической помощи и координации усилий в этой области иных исследовательских учреждений; ф для формирования единого правового пространства в рамках СНГ важно подготовить вместе с юристами этих стран модельные законодательные акты об обеспечении граждан юридической помощью.

В то же время, не менее существенной проблемой в данной сфере является комплекс субъективных обстоятельств, тормозящих реализацию рассматриваемого права. Заметим, что данную группу проблем упоминает в своих работах большинство авторов.

Во главе указанной группы причин мы поставили бы проблему низкой правовой культуры должностных лиц, усугубляемую отсутствием реальной ответственности за правонарушения. Последнее ведет к постоянному проявлению неуважения к праву, пренебрежению им. Наряду с этим, не менее весомым вкладом в неразрешимость проблем выступает низкая правовая культура граждан, которые не привыкли отстаивать свои права в судебном или административном порядке. Последний факт объясняется недоверием к органам государственной власти и управления. Эта тенденция имеет многовековую практику, а в последнее время особенно укрепилась и прочно закрепилась в общественном сознании российских граждан.

1 Лейст О.Е. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 112.

2 См.: Гороховцев О.В. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2008.

3 См.: Миронов А.Л. Реализация конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия. Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2009.

4 Андреева Г.Н. Конституции стран СНГ и Балтии. М., 2000. С. 271.

5 Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д. Ростиздат, 2003. С. 45—47.

6 Подробнее см.: Миронов А.Л. Конституционно-правовое регулирование права на юридическую помощь // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 159—161.

7 Мелешников А.В. Оговорки и отсылки международного права и российского законодательства. / Проблемы юридической техники: Сборник статей. Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. С. 425—440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.