ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Тюрина К.В.*
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
В статье анализируется и предлагается модель формирования взаимодействия педагогов и родителей.
Ключевые слова взаимодействие педагогов и родителей, педагогическое проектирование, проблемы образования.
Вопросы педагогического взаимодействия интересуют многих ученых, они исследованы А.Ф. Амендом, И. В. Гребенниковым, А.С. Каповой, В.Д. Семеновым, А.С. Федотовой. Вопросам психолого-педагогического осмысления педагогического взаимодействия в образовательном процессе посвящены работы Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкина, В.А. Бухва-лова, Г.В. Гатальской, А. А. Гин, Т.Г. Григорьевой, И.А. Зимней, Е.В. Коро-таевой, П.И. Пидкасистого, И.И. Рыдановой.
Проблемы содержания и модели субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями исследованы в работах Б.Б. Алассан, Т.И. Бабаевой, И.В. Гребенникова, O.JI. Зверевой, А.И. Карпенко, М.В. Кру-лехт, И.В. Кротовой, В.Г. Маралова, Т.А. Марковой, A.A. Петрикевич, В.А. Петровского, В.А. Ситарова и др.
Цель работы - обосновать модель формирования взаимодействия педагогов и родителей на основе социальных и психолого-педагогических проблем педагогического проектирования.
Изучение педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что взаимодействие детского сада и семьи необходимо осуществлять на основе партнерских отношений (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова, В.П. Дуброва, Л.В. Свирская, О.А. Ку-ревина), построенных на принципах активности, комплексности, проблем-ности, индивидуализации и рефлексии их результатов, в условиях открытого педагогического пространства.
Модель взаимодействия педагогов и родителей представляет собой системную конструкцию, объединяющую основные компоненты взаимодействия и оптимальные условия его обеспечения посредством педагогического проектирования. Педагогическое проектирование взаимодействия педагогов и родителей предполагает пошаговость совместных действий, в процессе которых у субъектов взаимодействия формируются коммуникативные на-
* Студент МПГУ, воспитатель ГБОУ школа № 1914.
146
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
выки, накапливается опыт согласованных педагогических действий с последующим анализом полученных результатов.
Показано, что хотя взаимодействие в течение ряда лет развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова), были также разработаны достаточно эффективные методы общения с родителями (анкетирование, тестирование, интервьюирование и т.д.) и методы развития рефлексии (анализ педагогических ситуаций, решение проблемных педагогических задач, управляемое игровое взаимодействие родителей и детей).
Список литературы:
1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Затем? Как? -М., 1993. - 208 с.
2. Березина Т.А. Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство: Педагогический альманах. -СПб.: Акцидент, 1998. - № 1. - С. 47.
3. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 1 - С.41-47; № 2 - С. 44-49.
4. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. - М.: ГПИ, 2003. - 40 с.
5. Крулехт М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка // Детство: Педагогический альманах. - СПб.: Акцидент, 1998. - № 1. - С. 71.
6. Огороднова О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезаптации дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 25 с.