ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Добродомова Т.М.*
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Становление художника во многом зависит от учителя, именно ему принадлежит решающая роль в судьбе ученика. Каким бы талантом ни обладал ребенок, только под руководством взрослого он сможет добиться значительных высот в творческой деятельности. То, насколько талантливо выполнена работа, напрямую зависит от объема профессиональных знаний и умений, которыми обладает ученик, конечно, если при этом он обладает природными данными. Наличие художественных школ, школ искусств, студий изобразительного искусства открывают перед ребенком большие возможности. Многие приходят, потому что им нравиться рисовать, кого-то приводят родителя, а кто и просто за компанию с другом. Есть и такие дети, которые идут осознанно, чтобы в будущем стать художником, дизайнером или архитектором. Таким образом, у каждого своя цель, но объединяет их всех одно - любовь к рисованию. Закономерно, что в процессе обучения происходит отсев учащихся и здесь важно понимать, что формирование профессиональной направленности должно стать основным стержнем в процессе обучения художественным дисциплинам на протяжении всего периода обучения в художественной школе.
Многие дети с увлечением рисуют, но наступает момент, когда собственные рисунки перестают приносить удовольствие юному художнику, так как не реализуют в полной мере изначальный замысел. Ребенок в 1011 лет уже более критично относиться к своим работам, уже чувствует нехватку знаний, и художественная школа может ему помочь их получить. Бывает, что в процессе работы ребенок мнет и выбрасывает свои рисунки, объясняя тем, что у него не получилось так, как он хотел это изобразить. Но важно еще и то, что у одного, если не получается, он расстроиться, и дело может дойти до слез и полного отказа от работы, а другой может сказать: «Вы не переживайте, я еще нарисую» - все зависит и от характера ребенка и от того насколько сильно его увлечение рисованием, и даже от действий педагога на тот момент. Все дети индивидуальны и к каждому нужен свой подход. Если в нужный момент не будет рядом опытного руководителя, все кисти, краски, карандаши будут заброшены, не смотря ни на что. Овладеть основами изобразительной грамоты ребенок может только с помощью учителя. С первых шагов обучения ему нужен наставник и руководитель.
* Аспирант кафедры Общей педагогики и педагогической психологии
Общая педагогика
35
Говоря о необходимости художественного образования и грамотного руководства учителя, важно стремиться не к поверхностному знакомству с искусством, а к получению глубоких знаний. Человек не может любить то, чего он не знает, значит, ребенку нужно дать знания, показать ему всю красоту мира искусства, научить видеть удивительное в обычных вещах которые нас окружают. Сделать это легче, если сам процесс художественного образования начать в раннем возрасте, когда ребенок более восприимчив ко всему новому, пока рисование для него является потребностью.
Личностно-профессиональное развитие учащихся в художественной школе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в данной художественной деятельности. В процессе художественного обучения выделяется стремление к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует более серьезному подходу к учебной деятельности.
Задача художественной школы состоит в том, чтобы каждому ученику дать основу, фундамент, профессиональные знания и умения, которые помогут ему сориентироваться и самоопределиться в будущем. Здесь сама атмосфера влияет на ребенка, нет привычных парт, вместо них мольберты. Выполненные на высоком уровне работы выпускников вызывают восхищение. Положительно влияет коллектив, ребенок не сам по себе, он окружен детьми со сходными интересами и самое главное учитель который влюблен в свое дело, передает эту любовь своим ученикам. В художественных школах ежегодно проходят выставки преподавателей, на которых учащиеся могут познакомиться с творческими работами своих педагогов. Трудно переоценить впечатление ученика от посещения подобной выставки, здесь проявляется и радость, и гордость, и стремление быть таким же.
Маловероятно, чтобы учащиеся смогли получить полноценное образование у педагога, который прекрасно знает свой предмет, но тяготится своей работой и не получает от нее видимого удовольствия. Взрослые зачастую недооценивают наблюдательность и здравый смысл детей. Между тем дети прекрасно понимают, как относится к своему делу тот или иной взрослый. И если, например, учитель внутренне далек от преподаваемого предмета, не любит его, не интересуется им, то учащиеся обязательно почувствуют это и могут прийти в результате общения с таким учителем к выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса. Таким образом, внутренняя мотивация педагога служит способом формирования у детей собственного внутренне мотивированного отношения к знаниям и к процессу обучения в целом.
В начале занятия нужно обязательно проговорить задачи, которые стоят перед учащимися при выполнении задания, показать основные моменты построения, технику владения цветом, тоном. Важно изложить ма-
териал интересно, увлечь им учащихся, чтобы не было скучно на уроке, но в то же время нельзя превращать урок в игру. Когда педагог объясняет доступно и увлеченно, все внимательно его слушают, если же изложение темы запутанно и неясно, ученики постепенно перестают воспринимать суть рассказа. Следовательно, речь педагога играет большую роль в усвоении материала, она должна быть достаточно четкой, грамотной и эмоционально насыщенной.
Учителю необходимо завоевать доверие учеников, но сделать это сразу, вряд ли получиться, необходим долгий и кропотливый труд, прежде всего над собой. У детей доверие проявляется к тем учителям, о которых говорят что он справедливый. Отсутствие справедливости - это отсутствие взаимопонимания, дети не могут объяснить и понять действия, поступки педагога и перестают его воспринимать. Доверие между учителем и учениками создает атмосферу дружелюбия, понимания, рабочий настрой в процессе обучения. Влияние личности педагога в процессе сотрудничества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и учениками. Педагогу необходимо умение определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит. Не обойтись здесь и без умения опираться на реальные мотивы и способности ребенка, которыми он уже обладает.
Таким образом, можно выделить основные составляющие, определяющие направление взаимодействия педагога и ученика: внутренняя мотивация педагога, речевая культура педагога, доверительный стиль общения.
Идеалом для ребенка мог бы стать такой учитель, который не просто дает знания, объясняя законы перспективы и правила построения предметов, а выполняет вместе с детьми задание, наглядно показывая и этапы построения, и технику владения карандашом. В Москве в 1999 году открылась Школа акварели Сергея Адрияки, в которой применяется данная методика профессионального образования - все задания даваемые ученикам, выполняются параллельно с педагогом. На личном примере учитель показывает всю последовательность ведения работы. Такие позиции совпадают с практикой, существовавшей у художников эпохи Возрождения, когда ученик мог видеть, как работает мастер и учиться у него.
Безусловно, всех знаний дать не получится, зато именно педагог может помочь в самопознании и саморазвитии, и это будет самый лучший путь обучения. Только творческий педагог может быть образцом и стимулом для творческого развития своих учеников.
Список литературы:
1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, Вла-дос, 1994. - 160 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.