Научная статья на тему 'Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий'

Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕССЕНДЖЕР / МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORKING / INSTANT MESSENGER / MOBILE DEVICE / CLOUD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сардак Любовь Владимировна, Софронов Алексей Александрович

Значимым фактором при ориентации учащегося на выбор будущей профессии, в частности, инженерных направлений подготовки, является влияние не только образовательной организации, но и семьи, родителей. В условиях ограничения доступа членов семьи в образовательные организации возникает проблема взаимодействия педагога и родителей. В связи с этим представляется актуальным обеспечение согласованного воздействия педагогов и родителей с целью мотивации детей и повышения их интереса к инженерной деятельности. Такое воздействие включает две составляющих: 1) содержательно-методическую, предметно ориентированную чему и как учить, мотивировать; 2) технологическую способ организации взаимодействия субъектов. Обсуждению технологических аспектов посвящена данная статья. Представлена схема традиционного и сетевого взаимодействия родителей (законных представителей) с педагогом средствами мобильных мессенджеров в интеграции с облачными сервисами и специализированными сайтами. Приведен сравнительный анализ наиболее популярных мессенджеров на базе мобильных устройств. Обоснован выбор программного продукта для реализации сетевого взаимодействия. Проанализированы необходимые функций для сервиса коммуникации. Предложен алгоритм реализации взаимодействия на базе Whatsapp, облачного хранилища данных, сервиса learningapps.org (коммуникация, файловый обмен, оперативный опрос)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сардак Любовь Владимировна, Софронов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) OF STUDENTS BY MEANS OF MOBILE AND CLOUD TECHNOLOGY

The important factor in the student's orientation to choose their future profession, in particular, in engineering spheres is the impact of not only education organizations, but also families and parents. Under the conditions of limiting access for family members in educational institutions, there is a problem of interaction of the teacher and parents. Therefore it is important to build good relations between teachers and parents to motivate children and increase their interest in engineering. Such impact includes two components: content-methodical, detail-oriented what and how to teach and motivate; technology a way of organizing the interaction of subjects. This paper is devoted to the technological aspects. A scheme for traditional and network interaction of parents (legal representatives) with the teacher by means of mobile messenger, with cloud services and specialized sites is provided. A comparative analysis of the most popular instant messengers based on mobile devices is held. The choice of software to implement networking is offered. We analyzed the necessary functions for the communication service. The algorithm implementation based on the interaction in Whatsapp and cloud data storage service learningapps.org (communication, file exchange, operational survey) is described.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий»

УДК 37.064.1 ББК 4448.027.1

ГСНТИ 14.85.51

Код ВАК 13.00.01

Сардак Любовь Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информационно-коммуникационных технологий в образовании, Институт математики, информатики и информационных технологий, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: l.v.sardak@gmail.com

Софронов Алексей Александрович,

воспитатель, Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации; 620062, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 8; e-mail: boevik.1979@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ МОБИЛЬНЫХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие; мессенджер; мобильное устройство; облачные технологии.

АННОТАЦИЯ. Значимым фактором при ориентации учащегося на выбор будущей профессии, в частности, инженерных направлений подготовки, является влияние не только образовательной организации, но и семьи, родителей. В условиях ограничения доступа членов семьи в образовательные организации возникает проблема взаимодействия педагога и родителей. В связи с этим представляется актуальным обеспечение согласованного воздействия педагогов и родителей с целью мотивации детей и повышения их интереса к инженерной деятельности. Такое воздействие включает две составляющих: 1) содержательно-методическую, предметно ориентированную - чему и как учить, мотивировать; 2) технологическую - способ организации взаимодействия субъектов. Обсуждению технологических аспектов посвящена данная статья. Представлена схема традиционного и сетевого взаимодействия родителей (законных представителей) с педагогом средствами мобильных мессенджеров в интеграции с облачными сервисами и специализированными сайтами. Приведен сравнительный анализ наиболее популярных мессенджеров на базе мобильных устройств. Обоснован выбор программного продукта для реализации сетевого взаимодействия. Проанализированы необходимые функций для сервиса коммуникации. Предложен алгоритм реализации взаимодействия на базе Whatsapp, облачного хранилища данных, сервиса learningapps.org (коммуникация, файловый обмен, оперативный опрос).

Sardak Liubov' Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Information and Communication Technologies in Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Sofronov Aleksey Aleksandrovich,

Mentor, Ekaterinburg Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation; Ekaterinburg.

INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS (LEGAL REPRESENTATIVES) OF STUDENTS BY MEANS OF MOBILE AND CLOUD TECHNOLOGY

KEYWORDS: networking; instant messenger; mobile device; the cloud.

ABSTRACT. The important factor in the student's orientation to choose their future profession, in particular, in engineering spheres is the impact of not only education organizations, but also families and parents. Under the conditions of limiting access for family members in educational institutions, there is a problem of interaction of the teacher and parents. Therefore it is important to build good relations between teachers and parents to motivate children and increase their interest in engineering. Such impact includes two components: content-methodical, detail-oriented - what and how to teach and motivate; technology - a way of organizing the interaction of subjects. This paper is devoted to the technological aspects. A scheme for traditional and network interaction of parents (legal representatives) with the teacher by means of mobile messenger, with cloud services and specialized sites is provided. A comparative analysis of the most popular instant messengers based on mobile devices is held. The choice of software to implement networking is offered. We analyzed the necessary functions for the communication service. The algorithm implementation based on the interaction in Whatsapp and cloud data storage service learningapps.org (communication, file exchange, operational survey) is described.

Oi

»дним из показателей результативности воспитательной работы в образовательном учреждении является надежность взаимодействия с семьей (единство позиций, требований) для обеспечения формирования «осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и

заботливого отношения к членам своей семьи» [7]. Бесспорно, значимым фактором при ориентации учащегося на выбор будущей профессиональной деятельности, в частности, инженерных направлений подготовки является влияние не только образовательной организации, но и семьи, родителей. Задача педагога в образовательном

© Сардак Л. В., Софронов А. А., 2016

учреждении - организация индивидуального взаимодействия с родителями, активизация воспитательной деятельности семьи, придание ей целенаправленного общественно значимого характера с учетом социальной специфики семьи (с кем проживает ребенок, каковы условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т. д.) в соответствии со ст. 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» [1]. Между родителями и педагогами необходимо устанавливать регулируемое взаимодействие, которое основывается на «понимании особой связи субъектов и объектов образования, детерминированной образовательной ситуации, основанной на событийно-информативном, организационно-деятельностном и эмоционально-эмпатив-ном единстве» и приводит «к количественным и / или качественным изменениям в организации педагогического процесса» [4]. Однако в связи с изменениями обеспечения безопасности обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях введено ограничение на свободный доступ, в том числе данное ограничение действует и на законных представителей обучающегося, регламентируется доступ локальным документом - «Правила внутреннего распорядка». Таким образом, можно говорить об утрате визуального контакта, оперативной связи педагога с родителем, тем более в условиях пребывания ребенка в образовательном учреждении типа суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) кор-

пус, выпускники которых, как правило, ориентируются на инженерно-технические вузы. Исходя из вышесказанного можно сформулировать проблему исследования: каким образом организовать взаимодействие педагога и родителей в современных условиях для реализации системной учебно-воспитательной работы по мотивации и ориентации учащихся с учетом специфики семьи обучающегося?

Согласование мотивационных действий педагога и родителей возможно в процессе коммуникации. При этом необходимо учитывать, что «каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы работы с родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе. Гарантом эффективности работы с родителями являются:

• установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель - враг, соперник»);

• доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

• заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения «для галочки»);

• системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий)» [10].

Формы взаимодействия педагога и родителей могут носить как групповой, так и индивидуальный характер (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема форм взаимодействия педагога с родителями

Для реализации представленных форм в традиционной очной модели взаимодействия необходимо обеспечить визуальный контакт взаимодействующих сторон. Кроме того, сотрудничество носит эпизодический характер. Коммуникационная модель пред-

ставлена на рис. 2, информация передается напрямую от педагога к родителю, как правило, в устной форме, под запись на собрании или в форме раздаточного материала. Модифицируем данную модель для удаленного взаимодействия.

Предлагается сымитировать модель очного взаимодействия средствами коммуникационных мобильных систем в опНпе-режиме, что позволит [14]:

• минимизировать время доступа к информации;

• открыть возможность для оперативной демонстрации документов;

• обеспечить индивидуальный подход к родителям;

• сочетать индивидуальную и групповую работу и др.

Рис. 2. Модель традиционного очного взаимодействия педагога и родителей

в образовательном учреждении

Систему коммуникационного взаимодействия средствами информационно-коммуникационных технологий можно представить в форме схемы (см. рис. 3). В модель (см. рис. 2) добавляется «посредник» - коммуникационный сервис, при этом базовая схема взаимодействия обогащается информационными возможностями сервиса. Более подробно схемы сетевого взаимодействия

средствами сетевых сервисов, их типизация рассмотрены в работах [13, с. 5-6; 9, с. 41]. Так, появляется возможность оперативного файлового обмена сохраненных данных (фото, документы, аудио, видео, оперативное анкетирование), педагог может подготовить online-опрос о предпочтениях семьи в выборе профессии для ребенка, опросить детей и сопоставить результаты.

Рис. 3. Модель сетевого взаимодействия педагога и родителей с использованием сервисов коммуникационного и информационного взаимодействия

Возможностями обеспечения коммуникации и файлового обмена обладают современные LMS (Learning Management System - система поддержки очного и очно-заочного обучения). Однако следует отметить, что данные системы ориентированы в первую очередь на персональные компьютеры, а не на мобильные и планшетные устройства, что значительно сужает границы комфортной применимости таких систем -отсутствие масштабируемости, удобных виджитов для мобильных устройств, ограничение на объем при передаче файлов.

Как видно из схемы (см. рис. 3), нам необходимо подобрать такой инструментарий коммуникации, который бы позволил реализовывать как групповой, так и индивидуальный режимы общения, а для обеспечения комфорта сервис должен поддерживать синхронный и асинхронный режимы передачи данных.

Таким образом, предпочтение следует отдать такому программному решению, которое позволяет в комплексе получать услуги электронной почты, текстового, аудио- и/или видеочата, оперативного оповещения.

Предлагается использовать комплексное решение на основе облачных сервисов (на базе почтовых аккаунтов) и мобильного мессенджера для смартфонов (на базе номера мобильного телефона).

Рассмотрим наиболее популярные мес-сенджеры (см. таблица 1), при составлении таблицы анализировались ресурсы [15; 11; 12]. Анализируя функциональные возможности представленных приложений, можно сделать вывод о целесообразности использования УШег. Однако следует помнить, что при удалении приложения с мобильного устройства (телефона) происходит удаление всех имеющихся чатов и, как следствие, требуется повторное подключение абонента в чат. Также следует отметить ограниченный набор типов передаваемых файлов. Преодолеть данное ограничение предлагается, используя мессенджер Whatsapp в системе с облачными сервисами. В чате для ускорения работы выкладывается контент в форме как присоединенных файлов допустимых форматов, так и гиперссылки на контент, заранее загруженный в облако. При этом не важно, какое облако использу-

ет как отправитель, так и получатель (mail.ru, yandex.ru, googl.drive, onedrive и др.), поскольку доступ осуществляется по гиперссылке. С обзором и сравнением облачных сервисов можно ознакомиться в статье «Построение модульной системы управления обучением в высшей школе на основе облачных сервисов» [8].

Отметим еще один интересный сетевой ресурс - learningapps.org, позволяющий создавать интерактивные упражнения, задания, опросы. После создания интерактивного объекта генерируется URL-адрес для доступа, который в свою очередь также может быть размещен в чате. Пример реализации опроса представлен на рисунке 4. Родители получают ссылку на опрос, голосуют и знакомятся с оперативной информацией о распределении мнений по обсуждаемому вопросу. Можно воспользоваться наряду с learningapps.org и сервисами Google (google-формы) или другими ресурсами, позволяющими подготовить опрос и сгенерировать URL-адрес для рассылки респондентам.

Таблица 1

\ Мессенд-жер Показа-\ч тель \ УПкч' Whatsapp Hangouts Ф Facebook Messenger О Telegramm О Бкуре

I I ©

Аппаратная платформа кроссплатфор-менный мобильное приложение кроссплатфор-менный кроссплатфор-менный кроссплатфор-менный кроссплатфор-менный

Интерфейс русифицирован русифицирован русифицирован русифицирован English русифицирован

Идентификатор номер телефона номер телефона логин логин номер телефона логин

Веб-версия нет есть, после установки мобильной версии да да нет нет

Десктопная версия да нет нет да да да

Хранение переписки синхронизация, устройство синхронизация, устройство синхронизация, устройство сервер сервер устройство

Групповой чат да 200 чел да 256 чел да 150 чел да да 1000 чел да 300 чел

Текстовый чат да да да да да да

Видеозвонки да нет да да нет да

Аудио-звонки да да да да нет да

Передача файлов медиа медиа медиа медиа медиа и документы любой тип файлов

Рис. 4. Пример опроса в сервисе learningapps.org (вид в браузере)

Определим круг задач, которые необходимо решить педагогу для реализации удаленного взаимодействия с родителями.

1. Сбор данных по контингенту родителей (номер сотового телефона, адрес электронной почты).

2. Выбор мессенджера. Из опыта работы рекомендуется Whatsapp.

3. Создание групповых чатов с родителями - чат класса, чат родительского комитета, личные чаты с родителями.

4. Установение прав участникам чатов с учетом этических норм поведения [6].

5. Настройка участниками своих мобильных версий системы, синхронизация с облачным пространством для автоматического сохранения передаваемого контента.

Предложенное нами решение проблемы реализации коммуникации опробовано при реализации взаимодействия воспитателей, родителей, родительского комитета в Суворовском военном училище на базе мес-

сенджера Whatsapp. Следует отметить, что существует опыт работы с данным приложением и в других образовательных учреждениях, порой не всегда положительный [15], но в конечном итоге все зависит от культуры общения конкретных пользователей. Разрешение проблем «засорения чата», передачи конфиденциальной информации возможно при введении регламента работы, который вырабатывается в процессе эксплуатации. Необходимо помнить, что «как и родители, учитель имеют в сознании ребенка несколько "ипостасей", соответствующих выполняемым учителем функций: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определённой области; старший товарищ и друг» [2]. Следовательно, ведущую роль в установлении правил работы общественного чата, безусловно, должен брать на себя педагог.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ.

2. Жаринова Е. Н. Влияние коммуникативных умений родителей и учителей на развитие детей и подростков // 1нновацшт пвдходи до виховання студентсько1 молодi у вищих навчальних закладах: матерiали М1жнар. наук.-практ. конференцп (м. Житомир, 22-23 травня 2014 р.) / за ред. О. А. Дубасенюк, В. А. Ковальчук. Житомир : ЖДУ iм. I. Франка, 2014. С. 315-319.

3. Какой мессенджер круче — сравниваем лучшие программы для переписки. URL: http: //ukrainianiphone.com/ 20l6/oi/messengers-comparison-20l6.

4. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / / Проблемы педагогики и психологии. 2011 №1 С. 209-212.

5. Лучшие Чаты и Мессенджеры. URL: http://best-messengers.softsalad.ru.

6. Николаева Т. 7 главных правил общения родителей и учителей. Как построить правильные отношения с помощью этики // Мел. URL: http://mel.fm/2015/11/05/rules.

7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

8. Сардак Л. В., Старкова Л. Н. Построение модульной системы управления обучением в высшей школе на основе облачных сервисов // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 120-128.

9. Стариченко Б. Е. О потроении информационного обеспечения учебного процесса в вузе // Педагогическое образование в России. 2012. №5. С. 39-44.

10. Формы работы с родителями // Первый психологический портал Пятигорска. URL: http: //5psy.ru/obrazovanie/formi-raboti-s-roditelyami.html.

11. Часто задаваемые вопросы. URL: https://www.whatsapp.com/ faq/ru/android/23776567.

12. Электронное обучение в вузе. Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber? URL: http: //cdesbmt.blogspot.ru/2014/11/skype-whatsapp-viber.html.

13. Явич Р. П., Стариченко Б. Е., Махрова Л. В., Давидович Н. Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий // Образование и наука. 2007. № 6. С. 3-17.

14. Якшимбетова Т. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьей. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/preimuschestva-ispolzovanija-ikt-vo-vzaimodeistvi-s-semei.html.

15. WhatsApp - зло? // Эхо столицы. URL: http://cdesbmt.blogspot.ru/2014/11/skype-whatsapp-viber.html.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.