Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности'

Взаимодействие органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8431
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ENFORCEMENT AUTHORITIES / СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / JOINT ACTIONS / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TERRITORIAL BODIES / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СЛУЖБА / SERVICE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / СУБЪЕКТ РФ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОДЕЙСТВИЕ / ASSISTANCE / ЗАКОН / LAW / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / PRINCIPLES OF ACTIVITY OF POLICE / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / THE FORM OF ACTIVITY OF POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Э.В.

Раскрываются основные направления взаимодействия Органов внутренних дел с Федеральными органами исполнительной власти, нацелена на охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, на примерах совместных нормативно правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of law-enforcement bodies with federal enforcement authorities in sphere of protection of a public order, maintenance of public safety and criminality counteraction

The author opens the basic directions of interaction of Law-enforcement bodies with Federal bodies исполнительной the authorities. The primary goal of co-operating bodies consists in protection of a public order and maintenance of public safety. In turn the author visually on examples of joint is standard legal certificates opens these directions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности»

22 В. Куликов. Возьмут в кулак // Российская газета. 2013, сударственной Думы Томской области. 2010. №12; Закон г. 21 марта. № 61. С. 9. Москвы от 26 июня 2002 г № 36 «О Московской городской

23 Закон Воронежской области от 3 апреля 2008 г. №18- народной дружине»// Вестник Мэра и Правительства Мо-ОЗ «Об участии граждан и общественных объединений в сквы. 2002. №31. с внесенными изменениями Законом горо-охране общественного порядка на территории Воронежской да Москвы № 49 // Тверская, 13 №148 от 11 декабря 12 г. и др. области» // «Молодой Коммунар». От 10 апреля 2008 г. №38; 24 А.М. Лимонов, Ш.М. Нурадинов. Развитие консти-Закон Томской области от 4 марта 2010 г. №28-ОЗ «О внесе- туционной основы взаимодействия граждан с правоохра-нии изменений в Закон Томской области «Об участии граж- нительными органами в охране общественного порядка. дан и общественных объединений в охране общественного // Вестник Московского университета МВД России. № 6 . порядка на территории Томской области» // Ведомости Го- 2013. С. 31.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПОРЯДКА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Э.В. Маркина,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского Университета МВД России Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс E-mail: swin-90@mail.ru

Аннотация. Раскрываются основные направления взаимодействия Органов внутренних дел с Федеральными органами исполнительнйо власти, нацелена на охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, на примерах совместных нормативно правовых актов.

Ключевые слова: взаимодействие, полиция, органы исполнительной власти, совместные мероприятия, территориальные органы, информация, служба, деятельность, общественный порядок, общественная безопасность, субъект РФ, содействие, закон, принципы деятельности полиции, формы деятельности полиции.

INTERACTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES WITH FEDERAL ENFORCEMENT AUTHORITIES IN SPHERE OF PROTECTION OF A PUBLIC ORDER, MAINTENANCE OF PUBLIC SAFETY AND CRIMINALITY COUNTERACTION

E.V. Markina,

candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity o fDepartment of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs

Moscow University of Russia

^fer ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. The author opens the basic directions of interaction of Law-enforcement bodies with Federal bodies исполнительнйо the authorities. The primary goal of co-operating bodies consists in protection of a public order and maintenance of public safety. In turn the author visually on examples of joint is standard legal certificates opens these directions.

Keywords: interaction, police, enforcement authorities, joint actions, territorial bodies, the information, service, activity, a public order, public safety, the subject of the Russian Federation, assistance, the law, principles of activity of police, the form of activity of police.

Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи полиции с государственными органами исполнительной власти РФ. Их взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях и во взаимной помощи по достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Главная цель взаимодействия — обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной власти невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач по охране общественного порядка и осуществления общественной безопасности.

Взаимодействие полиции с федеральными органами исполнительной власти по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обеспечивается:

• единым пониманием поставленных перед ними задач, твердым знанием общих и особых обязанностей и способов их выполнения всеми взаимодействующими органами;

• знанием оперативной обстановки;

• наличием устойчивой и бесперебойной связи, постоянной взаимной информации о полученных новых данных в оперативной обстановке и действиях по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Взаимодействие сторон проводится на основе принципов соблюдения законности, самостоятельности каждого органа в пределах, предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий, процессуальной независимости и персональной ответственности сотрудников за точное выполнение согласованных мероприятий по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Актуальными остаются задачи координирован-ности действий правоохранительных органов, эффективности их взаимодействия, достаточности профессиональной подготовки, повышения чувства ответственности за порученное дело как со стороны

сотрудников полиции, так и со стороны других органов исполнительной власти.

Любая форма взаимодействия может быть эффективной лишь при соблюдении определенных условий взаимодействия. Одно из общих условий взаимодействия — «строгое соблюдение законности». Данное условие так же проистекает из принципа деятельности полиции по ФЗ «О полиции».

Министерство внутренних дел, в лице полиции по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, взаимодействуют с ФСБ РФ, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, МЧС России, ФМС России, ФНС России и т.д.

Для координации действий служб и подразделений МВД России с ФСО России, ФСБ России и МЧС России при проведении мероприятий с участием объектов государственной охраны, осуществлялась организационно-методическая и практическая помощь при подготовке и проведении охранных мероприятий, а так же осуществлялся контроль за принимаемыми мерами.

Одним из наиболее важных направлений деятельности МВД России является линия взаимодействия с МЧС России в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В течение 2013 г. вопросы защиты населения от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В МВД России осуществлялась подготовка необходимых информационных материалов к заседаниям, организовывалось исполнение принятых решений. Одним из важнейших показателей защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является совершенствование нормативной правовой базы в данной области.

Вопросы взаимодействия различных органов и должностных лиц с полицией урегулированы постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ № 362, МВД РФ № 810, ФСБ РФ № 584 от 25 ноября 2010 г. «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Феде-

рации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма», Приказ МВД РФ» 737, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 900 от 18 октября 2010 г. «О внесении изменений в Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации», Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденное МВД РФ № 1/8656, ФНС РФ № ММВ-27-4/11 13 ноября 2010 г., Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, утвержденный Приказом МВД РФ от 2 сентября 2009 г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти».

Определены функции полиции, во-первых, по оказанию в пределах своих полномочий содействия государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка и, во-вторых, по оказанию поддержки гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается вопрос о взаимодействии органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления с территориальными органами внутренних дел в сфере обеспечения правопорядка в Российской Федерации.

Приказом МВД России от 2 сентября 2009 г. № 684 утвержден Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной вла-сти1, в п. 2 которого указано, что МВД России осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ самостоятельно или в непосредственном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Порядок взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти определяется нормативными правовыми актами Президента

РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

Так, приказом Минэкономразвития России, МВД России, Министра обороны РФ, Минюста России, Минздравсоцразвития России, МЧС России, Мин-комсвязи России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФМС России и ФНС России от 3 сентября 2010 г. № 412/645/1183/216/422/782Н/120/425/370/ 1638/264/ММВ-7-6/437 «О функционировании государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации» утверждены Положение о государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации», Регламент подготовки и размещения информации в государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации» и Регламент межведомственного обмена информацией с использованием государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации».

Согласно названному Положению целями функционирования государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации» являются:

1) обеспечение граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций полной общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещающих информацию в Системе, и сведениями, предусмотренными электронными сервисами Системы, с использованием информационных технологий;

2) обеспечение реализации прав пользователей Системы на обращение в федеральные органы исполнительной власти, размещающие информацию в Системе, о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средств связи, а также на сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти в области борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

3) обеспечение обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, размещающими информацию в Системе в электронной форме в целях подготовки информации для предоставления с использованием Системы.

Взаимодействие МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти регламентируется также двусторонними соглашениями и

совместными приказами. В качестве примера можно назвать Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 октября 2010 г. МВД России № 1/8656 и ФНС России № ММВ-27-4/11, в качестве второго примера — Приказ Минюста России, МВД России и ФСБ России от 25 ноября 2010 г. № 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма».

Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственного взаимодействия полиции как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами госу-

дарственной власти субъектов РФ. Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ дает право утверждать, что каждый из субъектов заинтересован в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во благо граждан, проживающих на территории регионов, являющихся субъектами РФ.

Полиция оказывает в пределах своих полномочий содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, осуществляет соблюдение законности и правопорядка, а так же оказывает поддержку гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

1 Приказ МВД России от 2 сентября 2009 г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти» // БНА ФОИВ. 2009. № 49.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ посредничеству

ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ В ИСТОРИИ РОССИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.Ю. Олимпиев,

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры ПНОН Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России;

Ю.Б. Гаврюшкин, кандидат юридических наук, доцент кафедры ПНОН Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс.

Е-mail: A.olimpiev@yandex

Аннотация. Изучены этапы развития коррупции в Российской Федерации. Рассмотрен исторический аспект ответственности за преступления коррупционной направленности. Раскрыты нормативно-правовые акты дореволюционного периода, регулирующие ответственность за преступления коррупционной направленности.

Ключевые слова: Российская Федерация, коррупция, противодействие коррупции, дача взятки и посредничество во взяточничестве, посредник, пособничество, посредничество в коммерческом подкупе, уголовное уложение, судебник, уголовный кодекс.

MEDIATION IN COMBATING BRIBERY IN THE HISTORY OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES LEGISLATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.