Научная статья на тему 'Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в Алтайском крае в 2000-е гг'

Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в Алтайском крае в 2000-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ГРАНТОВАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ADMINISTRATION OF THE ALTAI KRAI / GRANT POLICY / PUBLIC CHAMBER OF THE ALTAI KRAI / THIRD SECTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов А.В.

На протяжении последних 20 лет высшим исполнительным органом Алтайского края проводилась различная политика по отношению к третьему сектору региона: от массовых проверок до широких форм сотрудничества и финансирования. В 2007 г. сформировалась тенденция на сокращение численности некоммерческих организаций (НКО). На современном этапе разработаны нормативно-правовые основы функционирования третьего сектора, которые не противоречат федеральному законодательству. Осуществляется широкий спектр финансовой поддержки некоммерческих организаций, что позволило стабилизировать численность некоммерческих организаций в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Public Authorities and Non-profit Organizations in the Altai Krai in the 2000s (Legal Aspect)

Over the past 20 years, the administration of the Altai territory has implemented various policies in relation to the third sector of the region: from mass inspections to broad forms of cooperation and financing. In 2007, there was a tendency to reduce the number of non-profit organizations. At the present stage, the regulatory framework for the functioning of the third sector has been developed, which does not contradict the Federal legislation. A wide range of financial support for non-profit organizations is provided. This allowed to stabilize the number of non-profit organizations in the region.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в Алтайском крае в 2000-е гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 193-198. УДК 342(571.150)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.193-198

А. В. Шарапов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2000-е гг.

На протяжении последних 20 лет высшим исполнительным органом Алтайского края проводилась различная политика по отношению к третьему сектору региона: от массовых проверок до широких форм сотрудничества и финансирования. В 2007 г. сформировалась тенденция на сокращение численности некоммерческих организаций (НКО). На современном этапе разработаны нормативно-правовые основы функционирования третьего сектора, которые не противоречат федеральному законодательству. Осуществляется широкий спектр финансовой поддержки некоммерческих организаций, что позволило стабилизировать численность некоммерческих организаций в регионе.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации; высший орган исполнительной власти Алтайского края; грантовая политика; Общественная палата Алтайского края; третий сектор.

A. V. Sharapov

INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE ALTAI KRAI IN THE 2000s (LEGAL ASPECT)

Over the past 20 years, the administration of the Altai territory has implemented various policies in relation to the third sector of the region: from mass inspections to broad forms of cooperation and financing. In 2007, there was a tendency to reduce the number of non-profit organizations. At the present stage, the regulatory framework for the functioning of the third sector has been developed, which does not contradict the Federal legislation. A wide range of financial support for non-profit organizations is provided. This allowed to stabilize the number of non-profit organizations in the region.

Keywords: socially oriented non-profit organizations; administration of the Altai Krai; grant policy; Public Chamber of the Altai Krai; third sector.

Актуальность. Некоммерческие организации являются структурно выраженным элементом гражданского общества. От их численности, специализации и деятельности можно говорить о степени развитости общества в целом. На сегодняшний день некоммерческие организации (далее - НКО) являются важными элементами гражданского общества. Особенностью НКО является то, что данные организаций не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. К НКО относится широкий спектр частных, общественных, государственных и муниципальных организаций, основной деятельностью которых является:

© Шарапов А. В., 2018

благотворительность, социальные услуги, защита прав и законных интересов граждан, культура, образование, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан и многое другое. Благодаря действующему нормативно-правовому регулированию деятельности НКО и существенной финансовой поддержки со стороны государства, наблюдается стабилизация численности НКО. В частности, в Алтайском крае существуют различные зарегистрированные НКО, призванные помогать гражданскому обществу в различных его сферах.

2000-е годы ознаменовались неоднозначным отношением российского государства к гражданскому обществу. В начале 2000-х гг. демонстрировались нейтральные взаимоотношения, но со второй половины 2000-х гг. данный процесс ознаменовался ужесточением политики федеральной власти по отношению к третьему сектору. В 2006 г. были внесены поправки, усложняющие отчёт общественных и некоммерческих организаций перед проверяющими органами власти, что привело к крупномасштабным проверкам со стороны различных служб и ликвидации значительной части организаций. Данные тенденции проявились и в Алтайском крае. Поэтому чрезвычайно интересным является исследовать современное состояние гражданского общества в регионе.

Цель: изучить действующую нормативно-правовую основу функционирования НКО в Алтайском крае.

На федеральном уровне основы правового положения некоммерческих организаций определяются: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», постановлениями Правительства РФ и другими ведомственными актами. В них даётся чёткая трактовка данным структурам, прописаны организационные формы существования, функции1.

В Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1] закреплён исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации: общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества, фонды, государственная корпорация, государственная компания, некоммерческие партнёр-

ства, частные учреждения, государственные, муниципальные учреждения, бюджетное учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциации (союзы).

Кроме того, вышеуказанный федеральный закон регулирует вопросы создания, реорганизации и ликвидации НКО, виды деятельности НКО, основы управления НКО, поддержку НКО органами государственной власти и органами местного самоуправления, контроль за деятельностью НКО.

Иные федеральные законы регламентируют создание, деятельность отдельных видов некоммерческих организаций (например, религиозных, профсоюзных, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений).

Постановления Правительства РФ регулируют в частности вопросы предоставления экономической поддержки НКО (например, постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»).

До внесения в 2006 г. поправок в закон, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю проводила проверку лишь на соответствие деятельности общественного объединения уставу. Как отмечали в Управлении, около 50 % проверенных организаций имели какие-либо нарушения. В этот период времени организации проверялись не чаще одного раза в два года.

Ситуация изменилась в связи с изменением законодательства в 2006 г. Для некоммерческих организаций, если иной порядок не установлен федеральным законом об отдельных видах некоммерческий организаций и для общественных объединений теперь стало необходимо предоставлять информацию об объёме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства денежных средств и иного имущества не позднее 15 апреля года, следующего за текущем. Были введены новые более сложные формы финансовой отчётности. Данные поправки в большей степени затронули интересы иностранных организаций, работающих в Российской Федерации. Особые требования бы-

ли введены для структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций они должны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие следующую информацию:

1) об объёме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования, - ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным кварталом;

2) о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества, - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным;

3) о предполагаемых для осуществления этим структурным подразделением на территории Российской Федерации программах, -ежегодно, не позднее 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа. При утверждении программы, о предполагаемом осуществлении которой структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный орган не был информирован до 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа, это структурное подразделение подаёт документы, содержащие дополнительную информацию, не позднее чем за 1 месяц до начала осуществления ранее не заявленной программы [2].

Данные поправки осложнили работу иностранных некоммерческих организаций в первую очередь в плане бухгалтерской отчётности и проведения мероприятий так как любые изменения в программе проведения акций надо обязательно заранее уведомлять соответствующие органы власти.

В 2007 г. в реестре Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю (на тот период времени ответственный орган власти, осуществлявший контроль за НКО), содержались сведения о 3 609 организациях, в том числе о 1 392 некоммерческих организациях, 1 944 общественных

объединениях. За 9 месяцев следующего года принято 842 решения о регистрации, из них 164 - об образовании организаций и 19 решений об отказе в регистрации [3, с. 240].

Введение системы отчётности позволило увидеть действительную численность третьего сектора. За первые 3,5 года нововведений в Алтайском крае было ликвидировано около 1 200 не действующих в действительности общественных организаций. В 2009 г. в регионе отчёты не предоставили около 300 организаций [4].

Таким образом, в период 2007-2010 гг. в Алтайском крае было ликвидировано около 1 200 не действующих в действительности общественных организаций. Новые же НКО достаточно активно регистрируются, поэтому общее число общественных организаций в крае существенно не меняется. На 1 января

2010 г. было зарегистрировано 2 400 организаций. Из них 885 - некоммерческие организации и 1 515 - общественные объединения [5].

С 2009 г. начинается этап по исправлению правовых «перегибов» в регулировании НКО. Принят Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"», предусматривающий упрощение процедуры регистрации НКО. Утверждён Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

На уровне Алтайского края основы правового положения НКО определяются следующими актами.

Закон Алтайского края от 6 февраля 1998 г. № 7-ЗС «О благотворительной деятельности на территории Алтайского края», который регулирует общественные отношения в сфере благотворительной деятельности, создаёт условия для её распространения на территории Алтайского края.

Закон Алтайского края от 11 июля

2011 г. № 78-ЗС «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае» [6] определяет полномочия органов государственной власти Алтайского края в области

поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае и основные формы такой поддержки.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 87-ЗС «Об Общественной палате Алтайского края». Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Алтайского края, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов.

Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. № 153-ЗС «Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты» определяет основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений по реализации социально значимых проектов (например, социальная поддержка ветеранов, инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных социально незащищенных категорий населения Алтайского края; защита семьи, детства, материнства и отцовства; развитие детского и молодёжного общественного движения).

Указ Губернатора Алтайского края от 6 марта 2014 г. № 16 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» [7] определяет условия и порядок предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Соискателями грантов могут быть социально ориентированные некоммерческие организации. Предоставление грантов осуществляется по приоритетным направлениям (например, профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства; повышение качества жизни пожилых людей; социальная адаптация инвалидов и их семей).

Указ Губернатора Алтайского края от 06.03.2014 № 17 «Об утверждении порядка предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодёжной политики» [8]. Указ Губернатора Алтайского края от 27.03.2014 № 24 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере культуры». Данные указы определяют порядок предоставления грантов в конкретных сферах.

Постановление Администрации Алтайского края от 14 января 2014 г. № 7 «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы» [9]. Данная программа включает подпрограмму поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (увеличение объёма и повышение качества социальных и иных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций).

Постановление Администрации Алтайского края от 4 апреля 2014 г. № 158 «О предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям», определяет процедуру конкурсного отбора негосударственной некоммерческой организации на предоставление субсидии с целью проведения мониторинга эффективности результатов реализации проектов социально ориентированными некоммерческими организациями, получившими меры государственной поддержки за счёт средств федерального и краевого бюджетов, включая монито-

ринг состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, социологических исследований для определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, выявления уровня конфликтогенности в Алтайском крае и конфликтогенных факторов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на территории Алтайского края отсутствует нормативная база, предусматривающая налоговые льготы для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах Сибири такие льготы предусмотрены соответствующим законодательством. Так, например, в Забайкальском крае налоговые льготы для социально ориентированных некоммерческих организаций введены в отношении налогов на прибыль, имущества и транспортного налога. В Кемеровской области также действуют законы, касающиеся предоставления налоговых льгот. В Новосибирской области налоговые льготы предоставляются общественным организациям инвалидов.

Кроме того, в Алтайском крае прослеживается сокращение имущественной поддержки для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно федеральному законодательству, региональным актом может быть предусмотрена имущественная поддержка посредством передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного имущества (передача в безвозмездное пользование или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Ранее в Алтайском крае, законом Алтайского края от 14 сентября 2006 г. № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края» была предусмотрена возможность передачи имущества Алтайского края в безвозмездное пользование некоммерческим организациям для достижения социальных, культурных, образовательных целей, осуществления деятельности в области здравоохранения, развития искусства, физической культуры и спорта, охраны и содержания объектов культурного наследия, содействия духовному развитию личности. В настоящее время данная норма исключена.

Таким образом, на сегодняшний день в Алтайском крае разработан и реализуется мощный механизм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: финансовая путём предоставления субсидий; информационная путём создания региональной информационной системы и информационно-телекоммуникационных сетей (создан портал http://nko22.ru/; печатные издания и ТВ-каналы, на которых публикуется информация об НКО «Наши новости»; газета «Вечерний Барнаул»); консультационная реализуется за счёт подготовки методических и аналитических материалов (созданы ресурсный центр развития гражданских инициатив и поддержки СО НКО Алтайского края, Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив»); при органах исполнительной власти края создаются общественные советы для организации взаимодействия с институтами гражданского общества для решения социально значимых вопросов (ряд нормативных правовых актов и иных документов принимаются с учётом мнения данного совета).

Кроме того, в Алтайском крае поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в муниципальных образованиях края. Так, например, в городе Барнауле принято постановление администрации города Барнаула от 5 августа 2014 г. № 1671 «Об утверждении муниципальной программы "Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2020 годы"». В городе Новоалтайске принята муниципальная программа «Молодёжь Новоалтайска» на 2016-2020 годы. На территории города Бийска поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в рамках муниципальной программы «Молодёжь Наукограда Бийск» на 2017-2020 годы. Предоставляются гранты на реализацию молодёжных социально значимых проектов.

Данные меры поддержки позволили стабилизировать численность НКО в регионе. Так на 1 января 2017 г. зарегистрировано 2 376 НКО из них: общественные объединения - 1 247; политические партии - 48; религиозные организации - 369; иные некоммерческие организации - 760 [10, с. 192].

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Выделяют 6 организационно-правовых форм - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. О некоммерческих организациях : Федеральный законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций : Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Беляев Н. Регулирование конституционного права на объединение в середине 2000-х гг.: гражданское участие в тисках «Поправок -2006» // Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования. - М. : ТЕЙС, 2007. - 360 с.

4. Алтайский край в числе лидеров в СФО по активности некоммерческих организаций // Агентство социальной информации. - 11К1_: http://www.infohome-altai.ru/node/2019 (дата обращения: 18.06.2018).

Информация о статье

Дата поступления 24 июля 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Шарапов Алексей Владимирович - канд. ист. наук, доцент кафедры политической истории национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) Адрес для корреспонденции: 656000, Россия, Барнаул, ул. Димитрова, 66 E-mail: marin-sharapov@yandex.ru

Для цитирования

Шарапов А. В. Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций в Алтайском крае в 2000-е гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 193-198. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.193-198.

5. Сведения о зарегистрированных некоммерческих организациях // Официальный сайт Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю. - URL: http://www.minjust22.ru/activity/noncommerc/ svedeniya/ (дата обращения: 18.06.2018).

6. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае : Закон Алтайского края от 11 июля 2011 г. № 78-ЗС // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. - URL: http://pravo-search.minjust.ru (дата обращения 20.05.2018).

7. О грантах Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций : Указ Губернатора Алтайского края от 6 марта 2014 г. № 16 // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. - URL: http://pravo-search. minjust.ru (дата обращения: 20.05.2018).

8. Об утверждении порядка предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодёжной политики : Указ Губернатора Алтайского края от 6 марта 2014 г. № 17 // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. - URL: http://pravo-search.minjust.ru (дата обращения: 20.05.2018)

9. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы : Постановление Администрации Алтайского края от 14 января 2014 г. № 7 // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. - URL: http://pravo-search. minjust.ru (дата обращения: 20.05.2018).

10. Максимова С. Г. Характеристика гражданского общества в Алтайском крае// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2017. - № 9. - С. 190-197.

Article info

Received July 24, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Sharapov Aleksey Vladimirovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Political History, National and State-confessional Relations of the Altai State University (Barnaul, Russia) Postal address: 66, Dimitrova ul., Barnaul, 656000, Russia

E-mail: marin-sharapov@yandex.ru For citations

Sharapov A. V. Interaction of Public Authorities and Non-profit Organizations in the Altai Krai in the 2000s (Legal Aspect). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 193-198. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4. 193-198 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.