Научная статья на тему 'Взаимодействие нормативных регуляторов в условиях становления и функционирования гражданского общества'

Взаимодействие нормативных регуляторов в условиях становления и функционирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / НОРМАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СИСТЕМА / ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ / НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев В. И.

В статье исследуется процесс взаимодействия нормативных потенциалов, рассмотрена роль системы нормативных регуляторов как основы жизнедеятельности гражданского общества. Автор делает вывод о том, что позитивно-ценностные правовые и нравственные убеждения граждан, стремление к правовым и нравственным идеалам, становление и развитие позитивных правовых и нравственных эмоций и чувств, связанных с долгом, ответственностью, порядочностью, преломление нравственных качеств и уважительное отношение к правовым ценностям в состояниях внутреннего мира людей становятся характерными особенностями нравственного и правомерного поведения значительной части граждан в условиях формирования и функционирования гражданского общества и правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие нормативных регуляторов в условиях становления и функционирования гражданского общества»

В.И. Шепелев

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В условиях формирования и функционирования гражданского общества первостепенное значение приобретает внесение должной упорядоченности во все многообразие общественных отношений, обеспечение массового позитивного, в том числе правомерного, поведения членов общества. В связи с этим исключительно значимое, ценностное значение приобретает активное, целенаправленное, полновесное и весьма многогранное взаимодействие всех социальных норм (нормативных регуляторов). Приоритетное значение имеют формы связи и взаимодействия юридических норм со всеми другими видами норм общественного поведения.

Будучи ценностной основой гражданского общества, нормативно-регулятивная система охватывает своим влиянием всю массу общественных отношений и достигает в ней должного порядка в решающей степени благодаря естественному взаимодействию между всеми ее компонентами. Взаимодействие - самое главное характерное свойство нормативно-регулятивной системы. Ее составные компоненты соответствуют системно-функциональным параметрам именно потому, что они обладают потенциальной возможностью находить точки соприкосновения с другими структурными подразделениями и сообща, совместно воздействовать на соответствующие общественные отношения, сознание, психологию, поведение тех или иных членов гражданского общества.

Разумеется, каждый вид социальных норм и соответствующих нормативных регуляторов по самой своей природе, регулятивному предназначению действует избирательно в пределах своего типа (рода) общественных отношений. Но в условиях быстротекущих, меняющихся, не всегда предсказуемых, противоречивых жизненных обстоятельств, перехода общественных отношений из одного состояния в другое их упорядоченность зачастую может быть достигнута лишь в процессе совместного приложения регулятивного потенциала различных видов социальных норм. Следовательно, взаимодействие нормативных регуляторов в конечном счете является непременным условием внесения должного порядка во все многообразие общественных отношений.

Термин «взаимодействие» - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы [1, с. 199].

Применительно к системе социальных норм взаимодействие свидетельствует о том, что в процессе регулирования общественных отношений определенные виды нормативных регуляторов объединяют, координируют, прилагают свой регулятивно-поведенческий потенциал и совместно, взаимно влияют друг на друга, естественно усиливают свои регулятивно-охранительные возможности, комплексно воздействуют на одни и те же общественные отношения (жизненные ситуации) с общей, единой целью -достичь необходимых позитивных результатов, направить соответствующее социальное поведение в нужное русло.

Процесс взаимодействия нормативных потенциалов не есть их упрощенное, механическое приложение, поскольку те или иные виды социальных норм не равнозначны, не адекватны друг другу, их регулятивные возможности могут существенно различаться, они избирательно включаются в то или иное общественное отношение и вступают во взаимодействие с другими нормативными регуляторами под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и своей содержательно-сущностной готовности (предрасположенности) к совместному воздействию на данные общественные отношения.

Природа, особенности, формы наиболее четкого, детализированного и эффективного нормативнорегулятивного взаимодействия в значительной степени обусловлены участием в нем юридических норм, представляющих здесь все право как особое специфическое регулятивное средство высокого ценностного свойства. Нормы морали (нравственности), политические, корпоративные, эстетические, религиозные и иные нормы общественного поведения взаимодействуют с юридическими нормами, благодаря особой социальной роли, высоким эффективным качествам, надежным регулятивным возможностям права, законов, юридических норм. Указанное взаимодействие не только приводит к упорядочению определенных общественных отношений, но и усиливает, стимулирует, обогащает функционально-

регулятивные роли неюридических правил поведения, укрепляет и расширяет их место в механизме воздействия на определенные общественные отношения. Выигрыш от такого взаимодействия в большей мере получают нормы общественного поведения, не обладающие таким устойчивым и эффективным регулятивным механизмом, который лежит в основе функционирования юридических норм. Общественнонормативные регуляторы, взаимодействуя с правовыми нормами, получают дополнительный регулятивный ресурс, обретают своего рода гарантию относительно успешного разрешения соответствующей жизненной ситуации.

Однако по мере развития гражданского общества, формирования правовой государственности, внедрения в регулятивную систему совершенных правовых законов, приоритетной ориентации общества и государства на права, свободы человека и гражданина, интересы и потребности каждой личности в нормативно-регулятивной системе идет своего рода выравнивание регулятивных возможностей ее компонентов. Право, нормативно-правовые акты, юридические нормы в большей степени приближаются к потребностям гражданского общества, тем самым приближают свою регулятивную ориентированность к сфере действия других видов социальных норм, становятся более открытыми, приспособленными для контактов и взаимосвязи с общественно-нормативными регуляторами.

В условиях функционирования гражданского общества юридические регулятивные средства становятся все более устойчивым, надежным, естественным связующим механизмом, координирующим звеном, центральной основой приложения регулятивных потенциалов всех видов социальных норм. В результате взаимодействия с общественно-нормативными регуляторами право, законы, соответствующие правовые нормы не только «расходуют» свой регулятивный потенциал в пользу других видов социальных норм, но и повышают степень своей эффективности за счет социальной значимости, общественного престижа, массового признания и одобрения определенных норм нравственности, традиций, обычаев, корпоративных норм и других правил поведения, действующих параллельно или совместно с юридическими нормами.

Отдельные виды правил поведения, будучи компонентами нормативно-регулятивной системы, действуют сообразно своей специфике, сущности, социальному назначению, воздействуют на те жизненные ситуации, которые в наибольшей степени нуждаются в упорядочении посредством именно данных видов социальных норм.

Высока степень вероятности, что в процессе нормативного регулирования тех или иных общественных отношений всегда незримо присутствует влияние права как общесоциальной ценности, правовых законов как основы юридического регламентирования наиболее сущностных общественных отношений, юридических норм как источника социально значимых стандартов поведения. Поэтому, если предположить полное «отключение» права, действующих законов и юридических норм, их нейтралитет, изолированность от круга тех общественных отношений, которые обычно составляют сферу правовой регламентации, то можно констатировать, что многообразные формы, механизмы взаимосвязи и взаимодействия самих общественно-нормативных регуляторов во многом утратят свою эффективность и практическую значимость. При нейтральном подходе права к общественно-нормативным регуляторам непременно выпадает то важнейшее звено механизма взаимодействия социальных норм, которое стимулирует, определенным образом гарантирует, предопределяет главный целевой курс упорядочения всей системы (всего множества) общественных отношений.

Объективное существование права и его компонентов уже является достаточным для того, чтобы инициировать, поддерживать, стимулировать, корректировать, наполнять динамичным содержанием соответствующие процессы взаимодействия нормативных регуляторов, повышать эффективность их функционирования. Непосредственное же взаимодействие правовых норм и общественно-нормативных регуляторов придает действенность, четкую целевую направленность, надежную слаженность нормативнорегулятивной системе в целом. Сама перспектива, вероятность, возможность прибегнуть в случае необходимости к потенциалу права, юридических норм поддерживает механизм взаимодействия всех нормативных регуляторов в состоянии постоянной готовности, создает предпосылки и определенные гарантии относительно успешного упорядочения конкретных общественных отношений.

Природа права, его устоявшиеся принципы, четко определенные юридические предписания и требования, надежно действующие регулятивные механизмы становятся притягательными, объективно необходимыми при упорядочении многих общественных отношений посредством общественнонормативных регуляторов. Правовое влияние значительно усиливает функциональное действие политических норм, многих традиций, корпоративных норм, правил поведения в экстремальных условиях, норм экологического поведения, религиозных норм и т.д. В свою очередь правовое регулирование становится более оперативным и эффективным при подключении к конкретным общественным отношениям потенциала норм нравственности (морали), наиболее адаптированных к условиям

современной жизни традиций и обычаев, приближенных к проблемам общественной жизни политических и корпоративных норм и других видов нормативных регуляторов.

Именно совпадение, пересечение, взаимообусловленность внутренних регулятивных потенциалов правовых и иных видов социальных норм определяют характер, особенности, формы их взаимодействия в процессе упорядочения определенных общественных отношений и разрешения конкретных жизненных ситуаций.

Именно совокупное, интегрированное, совместное приложение регулятивных потенциалов различных видов социальных норм опосредует, с одной стороны, избирательный подход к воздействию на соответствующие виды общественных отношений, варьирование определенными нормативными средствами (правовыми и (или) общественно-нормативными), а с другой стороны, инициирует системное, многовариантное нормативное воздействие на те или иные стороны жизнедеятельности людей, сознание и поведение членов общества. В этом и состоит ценнейшее качество социальных норм (соответствующих нормативных регуляторов) как системных, комплексных, динамичных средств влияния, воздействия на те или иные стороны, сферы жизнедеятельности людей, которые испытывают потребность в определенном упорядочении, разрешении конфликтных, противоречивых ситуаций. Реализация (приложение) совокупного, системного нормативно-регулятивного потенциала и состоит в том, чтобы вывести определенные разновидности человеческой деятельности, устремления людей на требуемые (необходимые) жизненные параметры, внести позитивные коррективы в те или иные связи и взаимоотношения между ними. Взаимодействие множества нормативных регуляторов - это не есть некая абстракция, нечто изолированное от реалий общественной и частной жизни; данное взаимодействие - это форма приведения в нормальное состояние всех тех общественных отношений, от которых прямо или косвенно зависят качество и перспективы функционирования и развития гражданского общества и благополучие его членов.

Нормативно-функциональная роль системы нормативных регуляторов как основы жизнедеятельности гражданского общества и полноценного положения в нем граждан проявляется в многоаспектном, многопорядковом, комплексно-системном воздействии естественно взаимосвязанных правовых норм и правил общественного поведения на все многообразие общественных отношений, подлежащих нормативной регламентации. Система нормативных регуляторов является той социальной ценностью, без которой немыслимо укрепление и развитие социального, политического, правового, духовного статуса человека и гражданина, удовлетворение его жизненно важных многообразных интересов и потребностей. Надежная нормативно-регулятивная основа взаимодействующих правовых норм и правил поведения общественного свойства постепенно обретает черты одного из естественных, закономерных состояний, присущих формирующемуся и развивающемуся гражданскому обществу как непременному условию становления и укрепления правовой государственности в России.

Система социальных нормативных регуляторов - явление первичное по отношению к личности. Последняя как субъект регулируемых общественных отношений, проявляя свои индивидуальные свойства, качества, способности, сообразует свои поступки, действия, поведение с требованиями, положениями, предписаниями соответствующих видов социальных норм. При этом поведенческие устремления личности в первую очередь ориентированы к потенциалу права, к конкретным законам и юридическим нормам. Поэтому в нормативно-регулятивной системе общества главные, основополагающие притязания каждого члена общества, каждого гражданина в первую очередь обращены к системе права, к действующему законодательству как наиболее надежным средствам разрешения конкретных жизненных ситуаций, способам достижения и удовлетворения многих интересов и потребностей личности.

Поэтому повышение престижа, авторитета права, усиление его потенциала за счет расширения удельного веса правовых законов приобретают приоритетное значение, так как обеспечивают юридическим нормам качества ключевого звена в нормативно-регулятивной системе гражданского общества. Такой социально-ценностный подход к праву приобретает особый вес в условиях отсутствия реальной правовой государственности, наличия серьезного кризиса законности и правопорядка, отсутствия благоприятных условий для полновесной реализации целого ряда прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь это касается экономических, социальных, личных прав определенной части населения (детей, бюджетников, пенсионеров). Действующее законодательство, как можно судить по данным общественного мнения, не пользуется доверием значительной части членов общества, многие люди относятся к юридическим средствам обеспечения их жизнедеятельности со значительной долей скептицизма.

Граждане нередко ставят вопрос - в состоянии ли государство, используя действующие законы и правовые нормы, переломить ситуацию (особенно в сферах охраны жизни, здоровья, безопасности членов

общества, борьбы с бедностью) и направить ход общественной жизни в позитивное, предсказуемое, целенаправленное русло и тем самым несколько повысить уровень оптимизма среди тех людей, которые оказались в ряду самых обездоленных? Ведь отчуждение человека от права как объективной социальной ценности, пренебрежение требованиями юридических норм, которые оторваны от интересов и потребностей членов общества, усиливают деформационные процессы в общественной и частной жизни, негативно влияют на становление и развитие правового сознания и правовой культуры на их общественном и индивидуальном уровнях.

Если законодательство утрачивает свою социальную привлекательность, то на смену ему приходит правовой нигилизм с его ростом преступности, массовым противоправным поведением, неверием людей в возможность становления зрелого гражданского общества и надежного правового государства. Все это непосредственно подрывает основы нормального функционирования всей системы нормативных регуляторов, установления и развития форм взаимосвязи и взаимодействия между ними, ведет к нравственному дефициту, разрушению духовности, культуры, отрицанию и свртыванию принципов гуманизма, справедливости, уважительного отношения к правам и свободам других людей.

Юридическая основа общественной жизни - это тот каркас (становой хребет), который удерживает, объединяет, направляет все многообразие позитивных правил поведения, содействующих обеспечению достойного существования личности и должного порядка в отношениях между людьми. Поэтому малейшие неурядицы в правовой сфере жизни общества незамедлительно вносят негативные коррективы в процесс регулирования общественных отношений, нивелируют потенциал и функционирование системы общественно-нормативных регуляторов.

Все позитивные и негативные стороны общественной и частной жизни накладывают глубокий отпечаток на содержание и регулятивные возможности каждого вида социальных норм, на общее состояние нормативно-регулятивной системы, механизмы упорядочения общественных отношений, обеспечения позитивно-полезного поведения членов общества. Изъяны в системе правового регулирования существенно ограничивают возможности нормативно-общественных регуляторов разрешения острых социальных противоречий и конфликтов, обеспечивания нравственного, духовнопсихологического климата для реализации прав и свобод человека и гражданина. И напротив, внедрение в общественные отношения правовых законов, с их четкой целевой направленностью, приближенностью к жизненным устремлениям человека, с отрегулированными регулятивными механизмами, выделенным финансированием, вносит элементы активной динамики, целеустремленности в нормативно-регулятивную систему, раскрывает и усиливает регулятивно-практический потенциал взаимодействующих социальных норм.

Наглядность и значение функционирования нормативно-регулятивной системы гражданского общества в наибольшей степени прослеживаются в соотношении и взаимодействии правовых норм с какими-либо отдельно взятыми видами социальных норм.

Как показывают история и регулятивная практика, в системе функционирования и взаимодействия социальных норм приоритетное место занимают юридические нормы и нормы нравственности (морали). Этой форме взаимодействия уделялось и продолжает уделяться наибольшее внимание в научной и учебной литературе [2; 3; 4; 5; 6; 7]. В условиях становления и функционирования гражданского общества и правового государства взаимодействие юридических норм и норм нравственности не только не утратило своей актуальности, но приобрело еще более весомое значение, поскольку лежит в основе самых сущностных, острых, проблемных аспектов взаимоотношений между гражданами, членами общества.

Нормативно-регулятивная система характеризуется наличием в ней значительной доли моральных ценностей, которые определяют и духовно-нравственную оболочку правовой системы и всех ее компонентов. Элементы нравственных начал вклиниваются в правовые законы, юридические нормы, правовые отношения, правовое сознание, правовую культуру, законодательную и правоприменительную деятельность, лежат в основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое регулирование, обеспечение должного правопорядка, достижение с помощью права социальной справедливости в значительной степени строятся на надежной нравственной основе. Лишь некоторая часть юридических норм и правоотношений напрямую с нормами морали не связана (осмотр места происшествия, составление формально-процессуальных документов, осуществление процедурных действий, следование правилам сугубо технических правовых норм и т.д.). В целом же оценка правовых действий, характера правомерного или противоправного поведения, эффективности функционирования юридических норм не может быть полной, объективной и справедливой без учета нравственных критериев, моральных принципов и требований. В условиях формирования и развития гражданского общества и правовой государственности

все более ценностное значение приобретает «процесс углубления нравственных начал, сближения права и морали демократического общества» [8, с. 99].

Взаимодействие правовых норм и норм морали (нравственности) занимает доминирующее положение в системе нормативного регулирования и в значительной степени обусловливает все другие формы взаимодействия юридических норм с другими видами норм общественного поведения.

Взаимодействующие между собой нормы права и нравственные регуляторы образуют своеобразный центр, вокруг которого в регулятивно-функциональном состоянии располагаются другие социальнонормативные регуляторы. Чем глубже и динамичнее связи правовых норм и норм нравственности, чем в большей степени они отражают запросы общественной жизни, большинства членов социума, тем благоприятнее условия для приложения нормативного потенциала всех других видов социальных норм. При нейтрализации связей между нормами права и нравственности (дефиците правовых законов и ослаблении нравственных начал в обществе) значительно снижается уровень позитивно-ценностного функционирования всей нормативно-регулятивной системы формирующегося гражданского общества, а это незамедлительно и негативно сказывается на характере взаимоотношений между членами общества во всех ячейках их жизнедеятельности и повседневного бытия.

Непосредственное, насыщенное, полнокровное взаимодействие правовых и нравственных регуляторов в ведущих сферах жизни гражданского общества объективно отражает намерения, склонности, чаяния, интересы, потребности практически каждой личности, обусловливает поступательное совершенствование и развитие наиболее важных общественных отношений, содействует внедрению в эти отношения принципов гуманизма, свободы, справедливости, гражданственности и других социально-духовных ценностей, что создает благоприятные условия для комфортного и достойного существования значительной части членов общества. Гражданское общество, функционирующее на надежной нравственно-правовой основе, в состоянии решать самые сложные экономические, социальные, политические, духовно-преобразовательные и иные задачи и проблемы, находить наиболее эффективные пути удовлетворения насущных запросов членов общества.

По степени приближенности требований взаимодействующих норм права и нравственности в определенной мере можно судить об уровне цивилизованности и демократизации общественной жизни, степени приближения ее к параметрам гражданского общества. Гражданское общество - это особая организация граждан, имеющая не только высокий уровень экономического, социального, политического, культурного, но и духовно-нравственного развития в сочетании с надежной правовой основой.

В процессе воздействия на общественную и государственную жизнь, в ходе регулирования взаимоотношений между членами общества право (юридические нормы) и мораль (нравственные нормы) взаимно поддерживают друг друга, естественно, на встречной основе дополняют и обусловливают свой регулятивный потенциал, выступают, как правило, с единых исходных позиций, что и определяет позитивное, общественно значимое содержание конечных результатов данного взаимодействия.

Взаимосвязь между указанными нормативными регуляторами предопределена не только способностью морали (нравственности) проникать во все сущностные стороны общественной и частной жизни, но и в немалой степени тем обстоятельством, что право (его компоненты), будучи ценностным явлением гражданского общества, исходит из нравственного начала, ориентируется на моральные ценности и естественно и закономерно проявляет постоянную готовность (способность) к взаимодействию с соответствующими правилами, нормами морали (нравственности). «Мораль требует, - отмечал Гегель, -чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения» [9, с. 32]. Такая практическая взаимосвязь указанных нормативных регуляторов обусловлена тем, что право в определенной степени предстает в качестве юридически оформленной нравственности, обогащено, усилено моральными принципами и требованиями. Простые нормы нравственности (типа «не убий», «не укради») пересекаются с аналогичными предписаниями юридических норм.

Если в процессе нормативного регулирования общественных отношений в силу определенных причин несколько ослабевает потенциал законов, правовых норм, то в конкретной жизненной ситуации положение может в определенной степени нормализоваться благодаря подключению к данным общественным отношениям соответствующих нравственных принципов, требований, правил поведения. Точно так же с помощью юридических норм усиливается потенциал нравственных регуляторов. В тех общественных отношениях, где «право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением» [10, с. 113]. Разумеется, речь может идти лишь о сугубо легитимном государственном принуждении. В целом же

внедрение нравственных начал в жизнедеятельность членов общества может протекать под влиянием лишь высокого авторитета, престижа права и правовых законов, но никоим образом на основе подмены этого процесса непосредственным правовым регулированием и применением юридических санкций.

Сила нравственных ценностей, принципов, идей и норм морали состоит в том, что посредством их потенциала, на их разветвленной основе возможно осуждать проявление любых противоправных деяний, любое отступление от принципов законности, посягательство на правопорядок, ущемление прав и свобод человека и гражданина. Всякая противоправная акция, любое противоправное поведение - аморальны по своей природе, но, как известно, не любой аморальный поступок и не всякое безнравственное поведение могут оцениваться посредством юридических норм, рассматриваться в качестве противоправных деяний. Во многих жизненных ситуациях право, законы, юридические нормы занимают нейтральные, бесстрастные позиции по отношению к аморальным акциям, поскольку сфера действия правовых регуляторов значительно уже того жизненного пространства, круга тех общественных отношений, в которых постоянно присутствуют, занимают приоритетные позиции и определенным образом проявляют себя нравственные правила поведения, ценности, моральные нормативные регуляторы.

Глобальный характер действия нравственно-нормативных регуляторов обеспечивает им естественное преимущество перед правовыми регулятивными средствами и другими нормативными регуляторами, которые, как правило, строго придерживаются своего круга общественных отношений. Но там, где нормы права и нравственности действуют в едином регулятивном пространстве, юридические нормы максимально используют свои потенциальные возможности и тем самым естественно и объективно подчеркивают проявление и социальное значение моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации, усиливают действие нравственного потенциала, а в порядке обратной связи получают необходимую регулятивную поддержку со стороны принципов и норм нравственности.

Воспринимая нравственные ценности, подзаряжаясь потенциалом норм морали, право, правовые законы, соответствующие юридические нормы предстают в качестве той созидательной силы, которая вносит в общественную жизнь, по крайней мере, минимум добра и того общественного порядка, который изначально не допускает какого бы то ни было проявления зла. Право и его ведущие компоненты не являются творцами нравственных ценностей, но они выступают в качестве своеобразных проводников этих ценностей в ведущие сферы жизнедеятельности граждан. Можно уверенно утверждать, что пропитанные идеями естественного права правовые законы и соответствующие юридические нормы не только не становятся тормозом на пути внедрения нравственных ценностей в общественные отношения, но своим внутренним потенциалом активно содействуют этому процессу.

Юридические нормы, все созидательно-ценностные правовые средства в условиях формирования и функционирования гражданского общества становятся более открытыми и предрасположенными для того, чтобы в должной мере воспринимать и осваивать все те нравственные средства, которые повышают эффективность правового регулирования в ведущих областях общественной жизни, и в то же время являются более готовыми для трансформации своего потенциала в те сферы духовной жизни людей, где ощущается заметная потребность в нравственных ценностях, где имеет место определенное противодействие нравственным началам бытия людей. В условиях морально-нравственного дефицита повышается значение идей и принципов естественного права и основанных на них правовых законов, несущих в себе определенные нравственные начала, требования социальной справедливости и поэтому предрасположенных к постоянному контакту и взаимодействию с соответствующими нравственными регуляторами в самых важных сферах жизнедеятельности людей. Даже самые совершенные юридические регуляторы, естественно воспринимающие требования норм нравственности, аккумулирующие их ценности, тем не менее находятся под своеобразным контролем системы нравственных регуляторов, поскольку именно нравственные ценности выступают в качестве того важного критерия, который оценивает соответствие принимаемых законов параметрам правовых, степень их приближенности к интересам, потребностям, притязаниям членов общества. Взаимное приложение в законах, юридических нормах истинно правовых и нравственных начал является свидетельством и одновременно своеобразной гарантией их успешного внедрения в соответствующие общественные отношения. Значение этой стороны взаимодействия правовых и нормативных регуляторов должно быть в центре внимания представителей законодательной власти и правотворческих органов, учитываться, находить отражение в процессе подготовки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Закон, совершенный с точки зрения правовой сущности и безукоризненной юридической техники и при этом обогащенный нравственными ценностями, приближается к параметрам правового и изначально претендует на высокую степень эффективности в сферах правоприменительной деятельности, при отправлении правосудия, обеспечении

прав и свобод человека и гражданина, преодолении социальных конфликтов и противоречий, устранении фактов злоупотребления правом.

Право и нравственность, их принципы и нормы являются важнейшими духовно-нормативными механизмами формирования полноценной личности с высоким уровнем гражданственности, чувства ответственности перед другими людьми, с развитыми формами правосознания, общей и правовой культуры, естественно уважающей право, правовые законы как высоко ценностные явления и средства достижения жизненно важных интересов и потребностей. Личность, почитающая правовые законы и нравственные ценности, не только является носителем естественного правомерного поведения, но и становится своеобразным гарантом воплощения в общественные отношения начал свободы, справедливости, гуманизма, добродетели, достоинства, совести, чести, то есть того социального и духовного начала, которое облагораживает существование каждого члена гражданского общества.

Позитивно-ценностные правовые и нравственные убеждения граждан, стремление к правовым и нравственным идеалам, становление и развитие позитивных правовых и нравственных эмоций и чувств, связанных с долгом, ответственностью, порядочностью, преломление нравственных качеств и уважительного отношения к правовых ценностям в таких состояниях внутреннего мира людей, как честность, принципиальность, решительность и последовательность в избранном жизненном курсе, становятся характерными особенностями нравственного и правомерного поведения значительной части граждан в условиях формирования и функционирования гражданского общества и правового государства.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. М.; СПб., 1997.

2. Кареева М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе. М., 1951.

3. Мицкевич А.В. Взаимодействие права и нравственности // Взаимодействие форм общественного сознания. М.: МГУ, 1964.

4. Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970.

5. Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования // Теория права и государства / Отв. ред. Г.Н. Манов. М., 1995.

6. Марченко М.Н. Право в системе других социальных норм // Теория государства и права. М., 2004.

7. Пиголкин А. С. Право в системе социального регулирования // Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

8. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1.

9. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2.

10. Новгородцев П.Н. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.