Научная статья на тему 'Взаимодействие логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью'

Взаимодействие логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УМЕРЕННАЯ И ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СOMMUNICATION SKILLS / TEACHING LITERACY / MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штефанова Екатерина Сергеевна

В статье представлено содержание взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Выделены этапы формирования педагогической грамотности родителей детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; сформулированы цели и задачи, решаемые на каждом этапе; определены содержание и формы работы на всех этапах; выделены критерии оценки эффективности прохождения каждого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штефанова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN SPEECH THERAPIST AND FAMILYON DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLSOF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN WITH MODERATE AND SEVEREMENTAL RETARDATION

The article is devoted to the content of the interactionbetween a speech therapist and a family in the formation of communicative skills in 6-8-year-old children with moderate or severe mental retardation. The stages of the formation of pedagogical literacy of 6-8-year-oldchildren's parents with moderate or severe mentalretardation are described; the aims and tasks at eachstage are identified; the content and the form of the work at all stages are determined, the evaluation criteria of effectiveness of each stage are given.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-8-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

INTERACTION BETWEEN SPEECH THERAPIST AND FAMILY ON DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS OF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN WITH MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION

Е.С. Штефанова E.S. Shtefanova

Коммуникативные умения, педагогическая грамотность, умеренная и тяжелая умственная отсталость. В статье представлено содержание взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Выделены этапы формирования педагогической грамотности родителей детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; сформулированы цели и задачи, решаемые на каждом этапе; определены содержание и формы работы на всех этапах; веделены критерии оценки эффективности прохождения каждого этапа.

Сommunication skills, teaching literacy, moderate and severe mental retardation. The article is devoted to the content of the interaction between a speech therapist and a family in the formation of communicative skills in 6-8-year-old children with moderate or severe mental retardation. The stages of the formation of pedagogical literacy of 6-8-year-old children's parents with moderate or severe mental retardation are described; the aims and tasks at each stage are identified; the content and the form of the work at all stages are determined, the evaluation criteria of effectiveness of each stage are given.

В сфере образования произошли существенные изменения в отношении к лицам с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Проблемы изучения потенциальных возможностей детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, адаптации их в жизни приобретают высокую социальную значимость.

Многие исследователи отмечают, что возможности успешной социальной реабилитации и адаптации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости в значительной мере определяются уровнем сформированности коммуникативных умений, а также эмоциональной и поведенческой сферы [Задумова, 2005, с. 67; Маллер, Цикото, 2003, с. 31; Шипицына, 2002, с. 5].

В настоящее время доказаны социальная обусловленность коммуникативного развития и ведущая роль взрослого в коммуникативном развитии ребенка. В специальной литературе имеются мно-

гочисленные указания на тот факт, что семьи, воспитывающие ребёнка с тяжёлым нарушением интеллекта, встречаются с большим количеством характерных проблем, связанных с формированием навыков общения у детей. Для разрешения этих проблем родители зачастую не обладают необходимыми знаниями, умениями, то есть у них отмечается недостаточный уровень сформированности педагогической грамотности и они испытывают необходимость в профессиональной педагогической помощи.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам выявить уровневые различия в плане сформированности коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. При составлении схемы обследования детей мы руководствовались методиками, предложенными А.В. Мамаевой [Мамаева, 2008, с. 79],

О.Б. Половинкиной [Половинкина, 2005, с. 55]. Диагностические методики указанных авторов были адаптированы и модифицированы нами с учетом целей исследования, возраста и психолого-педагогических особенностей данной категории детей.

На основании таких критериев, как сформированного экспрессивной, импрессивной речи, адекватность и активность в общении, нами выделены 4 уровня коммуникативных нарушений.

Первый уровень характеризуется ведущей не-сформированностью коммуникативных умений при относительной сохранности экспрессивной и импрессивной речи.

Второй уровень характеризуется ведущей не-сформированностью экспрессивной речи при относительной сохранности импресивной речи и коммуникативных умений.

Третий уровень характеризуется грубой не-сформированностью коммуникативных умений и экспрессивной речи при относительно сохранном понимании речи (не ниже номинативного уровня).

Четвёртый уровень является полиморфным, в нём выделено 2 группы:

1) с грубой несформированностью коммуникативных умений и импрессивной речи при относительно сохранной экспрессивной речи;

2) с грубой несформированностью коммуникативных умений, экспрессивной и импрессивной речи.

Выявлены уровневые различия в плане сфор-мированности педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Нами выделены 5 уровней педагогической грамотности родителей:

1 уровень - высокий, характеризуется активной взаимосвязанностью матери и ребёнка;

2 уровень - средний, характеризуется наличием тенденции к «влиянию и взаимовлиянию» в общении с ребёнком;

3 уровень - ниже среднего, характеризуется наличием у родителей мнимой «предполагаемой» взаимосвязанности с ребёнком;

4 уровень - низкий, характеризуется наличием в общении родителя с ребёнком тенденции к «молчаливому соприсутствию»;

5 уровень - нулевой, характеризуется наличием тенденции к «изолированности».

Нами выявлено, что существует тесная и высокозначимая взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории детей и уровнем педагогической грамотности родителей (Гэмп=0,85).

Таким образом, в результате анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента выявлены несоответствия и противоречия между:

- значимостью коммуникативных умений для успешной социализации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости и тяжестью, многообразием проявлений коммуникативных нарушений у данной категории детей;

- значимостью семьи в процессе формирования коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и недостаточным уровнем сформированности педагогической грамотности многих родителей;

- необходимостью оказания специализированной помощи родителям по формированию коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и недостаточной разработанностью содержания взаимодействия логопеда и семьи в данном направлении.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия позволили сформулировать цель исследования: определение содержания взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

Наряду с представленными в литературе данными по вопросам изучения, развития и коррекции когнитивной, эмоционально-личностной сфер, коммуникативного развития у детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта нам не встретилось специальных исследований, раскрывающих особенности включения родителей в процесс формирования коммуникативных умений у ребёнка 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Неразработанность содержания консультирования и способов сопровождения учителем-логопедом такой семьи определило актуальность проведения данного исследования.

Новизна исследования заключается в том, - Формирование у родителей знаний о ти-

что: пологических и специфических особенностях

1) выделены этапы формирования педаго- детей.

гической грамотности родителей детей 6-8 лет - Знакомство родителей с потенциальными

с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; возможностями детей. Важным моментом, по-

2) сформулированы цели и задачи, решаемые зволяющим обосновать родителям необходи-

на каждом этапе;

3) определены содержание и формы взаимодействия на всех этапах;

4) определены критерии оценки эффективности прохождения каждого этапа.

Нами выделены следующие этапы взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

к Подготовительный.

N. Основной.

Мк Заключительный.

I этап. Подготовительный

Цель - формирование у родителей готовности к сотрудничеству с педагогом в коррекционно-развивающем процессе.

В рамках i этапа реализуются следующие задачи.

1. Формирование эмоционального аспекта Содержание

- Формирование положительного отношения родителей к совместной работе с учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе. В работе с родителями мы придерживаем-

мость проведения коррекционных мероприятий, является формулирование педагогом позитивного условно-вариативного прогноза на ближайшую перспективу.

- Знакомство родителей с причинами появления неправильного поведения у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

- Раскрытие значения воспитания и обучения в развитии ребенка с проблемами интеллекта.

- Знакомство с ролью семьи в развитии ребёнка и формировании коммуникативных умении и эмоционально-поведенческого компонента у детей.

- Знакомство с методами и приемами обучения и воспитания детей, эффективными способами общения с детьми в семье.

Формы работы

1. Индивидуальные и подгрупповые беседы.

2. Индивидуальная консультация с педагогом.

3. Семинары-практикумы, на которых родители не только расширяют и уточняют знания по проблеме, а также овладевают необходимыми практическими навыками.

Итоги i этапа

1. Создание предпосылок для принятия роди-

ся принципа опоры на все положительное, так как телем решения об активном участии в коррекци-

это способствует формированию доверия к педа- онной работе.

гогу и повышению эффективности педагогическо- 2. Повышение уровня педагогической гра-го воздействия. мотности родителей в области психолого- Формирование у родителей осознания того, педагогических знаний о закономерности разви-что ребёнок обладает потенциальными возмож- тия ребенка с умеренной и тяжёлой степенью ум-

ностями.

- Формирование положительного отношения родителей к логопедическим занятиям с ребёнком.

ственной отсталости.

3. Сформированность у родителей активной позиции в вопросах обучения и воспитания ребёнка. Родители из пассивных наблюдателей стано-

- Формирование у родителей установки вятся активными участниками воспитания и обу-

на безоценочное принятие ребёнка.

2. Формирование когнитивного аспекта Содержание

- Знакомство родителей с причинами возникновения выраженных интеллектуальных нарушений, симптоматикой сопутствующих заболеваний.

чения своих детей.

4. Появление тенденции к постепенному исключению родителями гиперболизации проблем и представления об отсутствии перспективности развития ребенка.

5. Сформированность у родителей адекват-

ных ожиданий в отношении результатов коррек-ционной работы.

6. Сформированность у родителей позитивной воспитательской модели «сотрудничества».

7. Появление тенденции к формированию установки на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует.

II этап. Основной

Цель - формирование у родителей умений применять полученные знания в общении с детьми.

В рамках i этапа реализуются следующие задачи.

1. Формирование эмоционального аспекта Содержание

- Продолжение формирования у родителей установки на безоценочное принятие ребёнка.

- Формирование у родителей осознания возможностей ребенка и умения радоваться его маленьким успехам.

- Продолжение формирования у родителей позиции понимания и принятия проблем своего ребенка.

- Повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

2. Формирование когнитивного аспекта Содержание

- Знакомство родителей с методами и приемами формирования коммуникативных умений у детей 6-8-летнего возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями.

- Получение родителями информации об альтернативных источниках помощи: ассоциациях родителей и других формах общественной поддержки, о наличии реабилитационных центров в районе проживания.

- Формирование первоначальных навыков наблюдения за ребёнком.

3. Формирование поведенческого аспекта Содержание

- Формирование конкретных навыков общения с детьми в различных моделях общения.

- Педагогическое влияние на изменение отношений ребенка с его родителями. Неадекватные родительские установки рождают дезадаптивное поведение детей. Основными задачами педагогического влияния на данном этапе являются: изме-

нение родительской позиции, воссоздание полноценных контактов ребенка с родителями, перестройка способов эмоционально-поведенческого реагирования родителей на нарушения поведения у детей.

Формы работы

1. Участие родителей в разработке и реализации индивидуальных планов развития ребенка с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

2. Практические занятия «педагог - ребёнок -родитель».

3. Индивидуальные консультации с педагогом.

Итоги II этапа

1. Сформированность позиции понимания и принятия проблем ребенка.

2. Оптимизация детско-родительских отношений.

3. Сформированность умений применять полученные знания в общении с детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Исправление ошибочных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, стремление уйти от трудностей. Принятие родителями индивидуальности ребенка.

5. Овладение родителями навыками проведения в домашних условиях занятий с ребёнком.

6. Сформированность у родителей установки на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует.

III этап. Заключительный

Цель - создание у родителей новых ресурсов, позволяющих максимально адаптироваться в социуме.

В рамках III этапа реализуются следующие задачи.

1. Формирование поведенческого аспекта Содержание

1. Привлечение родителей к участию в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии.

2. Привлечение родителей к участию в работе различных конференций, видеоконференций, интернет-форумов.

3. Привлечение родителей к организации совместно проводимых мероприятий по вопросам

обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями при участии родителей детей с нарушениями в развитии, педагогов, преподавателей, аспирантов, магистрантов, специалистов учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, представителей общественных организаций.

Итоги III этапа

1. Активное включение родителей в совместную деятельность в более широком социальном пространстве.

2. Трансляция своих достижений (например, через публикации историй из жизни на сайте конференции и в сборнике материалов конференции).

В ряде случаев, почувствовав свой потенциал, некоторые родители могут поступать в педагогические вузы, на курсы по тьюторскому сопровождению, однако это не является обязательным условием.

Таким образом, предложенное нами содержание взаимодействия логопеда и семьи в работе по формированию коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости включает следующие взаимосвязанные компоненты: этапы, задачи, содержание и формы организации. Основные задачи: формирование эмоционального, когнитивного, поведенческого аспектов - реализу-

ются через индивидуальные и подгрупповые беседы, индивидуальные консультации с педагогом, семинары-практикумы, участие родителей в разработке и реализации индивидуальных планов развития ребенка, практические занятия «педагог - ребёнок - родитель». Содержание взаимодействия усложняется поэтапно.

Библиографический список

1. Задумова Н.П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. СПб., 2005.

3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003.

2. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 228 с.

4. Половинкина О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: дис. . канд. пед. наук. М., 2005. 176 с.

5. Шипицына Л. . «Необучаемый ребёнок» в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.