Научная статья на тему 'Взаимодействие гражданского oбщectbа и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства и духовно-нравственного воспитания молодежи в 1991-2009 гг'

Взаимодействие гражданского oбщectbа и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства и духовно-нравственного воспитания молодежи в 1991-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CIVIL SOCIETY / PUBLIC ORGANIZATIONS / ENLIGHTENMENT / RELIGIOUSLY-MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокопенко А. В.

В статье изложена проблема взаимодействия общественных организаций гражданского общества и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства как инструмента духовно-нравственного воспитания молодежи в 1991-2009 гг. Анализируется роль просветительства в формирующемся демократическом обществе в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil society and Russian Orthodox Church interaction in enlightenment renaissance and the young people religiously-moral education in 1991-2009

In the article the problem of civil society public organizations and Russian Orthodox Church interaction in the enlightenment renaissance as a tool of the young people religiously-moral education in 1991 -2009 is stated. The enlightenment role in a formed democratic Russian society is analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие гражданского oбщectbа и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства и духовно-нравственного воспитания молодежи в 1991-2009 гг»

УДК 94(47) : 37.017.92 : 316.3-053.6

Л. В. ПРОКОПЕНКО

Белгородский государственный университет

ВЗЛИМОДЕЙСТВИЕ ГРЛЖДЛНСКОГО ОБЩЕСТВЛ И РУССКОЙ ПРЛВОСЛЛВНОЙ ЦЕРКВИ В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЛ И ДУХОВНО-НРЛВСТВЕННОГО ВОСПИТЛНИЯ МОЛОДЕЖИ В 1991-2009 гг.

В статье изложена проблема взаимодействия общественных организаций гражданского общества и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства как инструмента духовно-нравственного воспитания молодежи в 1991-2009 гг. Лна-лизируется роль просветительства в формирующемся демократическом обществе в России.

Ключевые слова: Русская Православная церковь, гражданское общество, общественные организации, просветительство, духовно-нравственное воспитание.

Смена общественно-политической системы в Российской Федерации после распада СССР положила начало новому историческому периоду — 1991 — 1999 гг., когда государство, общественные организации и Русская Православная церковь по-разному оценивали роль просветительства в формирующемся демократическом обществе в России, в том числе и по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

В 1991 —2000 гг., в период, когда во главе российского государства находился Б. Н. Ельцин и его политическое окружение, по политическим соображениям был осуществлен «революционный отказ» от советской системы образования в начальной, средней, среднеспециальной и высшей школе. За отказом от советской системы появились самые разнообразные многовариантные программы образования, которые привели к тяжелым последствиям. В условиях огромного недофинансирования образования, школы были заполонены программами и учебниками, изданными на средства западных и американских гуманитарных фондов, ослаблена образовательная и просветительская миссия общеобразовательной школы, подорван ее народный демократический характер, в упадок пришло профессионально-техническое образование; многократное увеличение университетов, академий и институтов, прежде всего частных, привело к падению качества высшего образования, за чем последовал отток огромного количества талантливой молодежи в европейские страны, США.

Эти и другие трагические последствия ошибочных реформ системы образования были осознаны только после вступления в должность Президента РФ В. В. Путина. Начался новый период 2000 — 2009 гг., главным содержанием которого стало постепенное восстановление традиций российского образования,

укрепление своей национальной системы, поощрение любого передового опыта, в том числе и достижений советской системы образования. На Архиерейском соборе 2000 г. Святейший патриарх Алексий II в своем докладе очень четко обозначил принцип плодотворного развития просвещения: «Опыт показывает, что в наше время духовно-нравственное воспитание молодежи немыслимо без сотрудничества Церкви с государственной системой образования» [1]. Ярким примером тому является появление духовно-просветительских центров, православных гимназий, где воспитание и образование предполагают образование личности, где наряду с формированием профессиональных навыков и деловых качеств присутствуют высокие духовные ценности.

Поддерживая позицию Патриарха, ряд ученых справедливо отмечает, что не может быть просветительства без религиозного просвещения. Так, заведующий отделом Института социологии РАН, проф. Г. А. Ключарев и президент Всемирной ассоциации образования проф. О. Корсгард отмечали: «На протяжении веков церковь прилагала значительные усилия для создания единой христианской культуры. Первые священники стояли перед задачей, во многих отношениях равнозначной задаче миссионеров. Российское государство традиционно оказывало всемерную поддержку религиозному просвещению через систему народного образования. А кроме того, существовала еще обширная сеть церковноприходских школ. Последнее десятилетие церковь вновь обретает возможность оказывать влияние не только на духовную, но и на практическую, повседневную жизнь. Просветительская и педагогическая деятельность церкви в сочетании с поддержанием определенного уровня нравственности и морального мышления — все это позволит по мнению высших иерархов, создать более эффективную систему, чем была до сих пор [2].

В советской идеологии просветительство раскрывалось через понятие деятельности просветителя, в которое вкладывалось следующее содержание: «Просветитель — прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний» [3]. Этому понятию и соответствовала идеология советского просветительства, которая считала передовыми знаниями идеи марксизма-ленинизма, идеи коммунизма и объявляла вредным любое просветительство, выходящее за рамки идеологии марксизма-ленинизма. Следует подчеркнуть, что в советский коммунистический период духовное наследие русского просветительства, Русской Православной церкви было отброшено, квалифицировано как чуждое системе воспитания советского человека.

Исключение из просветительства духовной составляющей в советское время, отказ от взаимодействия с Русской Православной церковью, нанесли значительный урон духовно-нравственному воспитанию молодежи. Попытка советских идеологов подменить просветительство просвещением окончилась неудачей. Результатом идеологических подходов к просветительству в советское время стал глубокий духовный кризис. Так, председатель Правления МГОФ «Знание» им. академика К. В. Фролова, проф. Ф. Ф. Светик отмечал: «У подрастающего поколения проявляется размытость коренных представлений о духовных ценностях народа, которые сформировались всей его предшествующей историей, что проявляется весьма остро в легковесном отношении к семейным ценностям, патриотизму и истории страны, в повсеместном распространении насилия, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений» [2].

Советская система просветительства, упраздненная в 1991 — 1999 гг., которая имела не только недостатки, но и достоинства, должна была быть заменена современным просветительством, неразрывно связанным с глубокими российскими традициями, с просветительством, суть которого выразил выдающийся русский просветитель В.И. Даль: «Просветить, просвещать кого, даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце» [4].

Следует отметить, что в 1991 — 1999 гг. идеологами реформ в стране ошибочно считалось, что политическое информирование молодежи, патриотическое воспитание, просвещение в области международных и внутренних вопросов развития страны ограничивает права и свободы гражданина в демократическом обществе. Все это имело тяжелые последствия. Известный специалист в сфере реализации государственной молодежной политики проф. И. М. Ильинский, констатируя провалы в государственной молодежной политике в 1999 г., писал: «В центре внимания современной политики должен оказаться, не просто человек, а человек молодой, молодежь как стратегический ресурс общества, как носитель будущего, источник инноваций и фактор перемен. Человек, и прежде всего дети, молодежь, — вот ныне главное поле современных финансово-материальных и духовных инвестиций... Российская молодежь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей. В общественном сознании, и особенно в сознании индивида, образовался духовный вакуум» [5]. И хотя, по оценкам социологов, в 1999 г. значительная часть молодежи была настроена патриотично, более 40 % гордились Победой в Великой Отечественной войне, около 35 % — культурным наследием России, 38 % гордились историей страны в целом, остро встал вопрос о повы-

шении роли просветительства в воспитании молодежи [5].

Необходимо отметить, что возрождение просветительства было вызвано реальными требованиями социально-экономической и духовно-культурной модернизации России:

— Россия, вовлеченная в глобальные процессы, не могла развиваться без инновационной революции, в том числе и в агропромышленном комплексе;

— глобальный экологический кризис, особенно чувствительный в сельском хозяйстве, потребовал совершенно иного работника, вооруженного новыми современными знаниями;

— болезненный период трансформации государственного устройства потребовал переосмысления духовных ценностей, тесного взаимодействия власти, РПЦ и других конфессий, гражданского общества, бизнеса в деле воспитания жизнеспособных поколений;

— угрозы глобализации потребовали осознанного подхода граждан к осуществлению своей патриотической социальной миссии, что невозможно осуществить без цельной и комплексной просветительской деятельности.

Т. И. Ивенина, видный исследователь культурно-просветительной работы в России, отмечает: «На протяжении столетия шел поиск ответа на вопрос: что подвигло ученых, преподавателей университетов, учителей и педагогов, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто разносторонне образованных людей дореволюционной России активно включиться в просветительскую деятельность? Ведь, работая в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в аудиториях рабочих курсов, на факультетах народных университетов, ведя воскресные чтения для народа, создавая народные дома и театры, представители отечественной интеллигенции посвящали этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг. Большинство исследователей признало главным движущим мотивом для подвижников просвещения — бескорыстное служение народу на благо его просвещения и приобщения к ценностям культуры» [6].

Сущность российского просветительства принципиально была иной, нежели в советское время, и возрождение просветительства в 2000 — 2009 гг. стало возможным только благодаря восстановлению просветительской миссии Русской Православной церкви и роста активности общественных организаций. Впервые за многие десятилетия они выразили новую идею просветительства, которая провозгласила, что отсутствие согласия среди ученых не должно раскалывать общество, народ, семью, Отечество. Осознание данной констатации выражено группой ученых во главе с членом-корреспондентом РАН, профессором, председателем комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке М. В. Ковальчуком: «Трудно ожидать, что в России, с ее непростой, порой трагической историей, многочисленными традициями, гражданское общество в таком понимании (как совокупность общественных институтов, не включенных в структуры государства и позволяющие гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы) может сложиться за короткий период времени. Вместе с тем институты такого общества у нас уже есть. И если раньше они представляли собой разрозненную массу объединений, в одиночку решающих свои узкие задачи, не имевших подлинного авторитета и признания, то теперь их работа —

в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов власти, они — тот дозор, в котором нуждается сегодня Россия» [2].

Сложность в решении проблемы активизации участия гражданского общества в духовно-нравственном воспитании молодежи состояла в том, что ни организации гражданского общества, ни общественные организации Русской Православной церкви не могли принять обязывающие друг друга решения, которые бы возродили просветительскую деятельность. Во многом этот процесс сдерживали и региональные отделения политических партий, которые стремились всячески подменить гражданское общество политическими структурами, действующими в среде граждан. Этот недостаток был устранен в 2003 — 2004 гг., когда в Общественные палаты России, федеральных округов и субъектов РФ на основе принятых законов стали входить неполитические общественные организации. Это позволило Русской Православной церкви вести более открытый и плодотворный диалог с организациями гражданского общества по основным проблемам просветительства в интересах духовно-нравственного воспитания молодежи.

Сравнивая содержание двух периодов — 1991 — 1999 гг. (отказ от системы просветительства) и 2000 — 2009 гг. (возрождение российского просветительства) можно четко отметить решительные изменения. Анализируя угрозы процессу воспитания жизнеспособных поколений, схимитрополит Юве-налий (Тарасов) в докладе «Мы обязаны спасти наших детей» на Международных Рождественских образовательных чтениях в январе 2004 года отмечал: «Можно ли не замечать эти реальные угрозы? Увы, некоторые руководители не только умудряются их не замечать, но и даже смеяться над ними. Хочется спросить у таких руководителей, будут ли смеяться над своим ребенком-наркоманом, ребенком-алкоголиком, ребенком, обреченным на смерть, попавшим в секту, их разумные отцы или матери? Я таковых еще не видел... Мы должны сформировать молодое поколение, способное жить в соответствии с высшими ценностями, поколение, невосприимчивое к любому злу. А для этого мы должны создать целостную систему духовно-нравственного воспитания . полноценную воспитательную работу, выстроенную на основе традиционных духовно-нравственных ценностей» [7].

Одним из важнейших направлений в деле возрождения просветительства посредством взаимодействия гражданского общества и общественных организаций Русской Православной церкви на территории Центрального федерального округа стала деятельность по консолидации значительных интеллектуальных ресурсов с целью развития в ЦФО общественного просветительского движения. Анализ показал, что если в формирующемся просветительском движении в 1995 году участвовало в 18 областях (в дальнейшем вошедших в состав ЦФО) не более 34 организаций, то в 2005 г. их численность достигла более 400 организаций, две трети которых осуществляли целевые просветительские программы непосредственно для молодежи. Общественные организации при поддержке Русской Православной церкви ведут активную социальную деятельность в самых разных направлениях — благотворительность, образование, здравоохранение, просветительство, средства массовой информации и т.д. Их место в больницах, тюрьмах, школах, воинских частях, домах престарелых, детских приютах. С благословения Православной

церкви, гражданами создаются милосердные сест-ричества и братства, которые оказывают бескорыстную материальную поддержку больным, инвалидам, престарелым, одиноким, многодетным и слабо обеспеченным семьям. Многие миряне оказывают священнослужителям активную помощь в работе с осужденными, находящимися в местах лишения свободы, особенно с молодыми преступниками. Во многих общеобразовательных школах субъектов РФ, входящих в ЦФО, введен предмет «Основы Православной культуры», который направлен на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи. Во многих высших учебных заведениях России появились теологические факультеты и кафедры религиоведения. Совместно с Русской Православной церковью общественные организации проводят различные благотворительные акции, мероприятия. Взаимодействие гражданского общества и общественных организаций Русской Православной церкви по возрождению института просветительства в 2000 — 2009 гг. приобрело новое качество. Церковь стала более открыта для молодежи. Наличие православных форумов в сети Интернет, дает возможность молодым людям задать интересующие их вопросы, узнать массу полезной информации о церковной жизни. Традиционным стало проведение ежегодных молодежных Рождественских чтений, где обсуждаются насущные вопросы и перспективы дальнейшего развития отношений РПЦ с молодежью и гражданским обществом России.

В 2000 — 2009 гг. положительный опыт просветительской деятельности среди молодежи накопили взаимодействующие с РПЦ общественные организации сферы культуры. Взаимодействуя с епархиями субъектов РФ, входящих в ЦФО, они широко использовали в своей работе возможности творческих союзов и ассоциаций, школы искусств, классы мастерства, студии и кружки, самодеятельные хоры, оркестры, театры, танцевальные группы, студии живописи и другие.

Ключевой идеей взаимодействия общественных организаций гражданского общества и Русской Православной церкви в деле возрождения просветительства в 1991 — 2009 гг. стала идея формирования гражданской компетентности. По мнению автора, ее можно определить как реальное обладание совокупностью способностей, позволяющих осуществлять просветительскую деятельность молодежи.

Изучение процесса взаимодействия общественных организаций гражданского общества и РПЦ в деле возрождения просветительства позволило сделать ряд важных выводов:

— институт гражданского и православного просвещения молодежи формирует у нее ценности, умения, навыки, обеспечивает укрепление самого гражданского общества;

— просветительство общественных организаций гражданского общества во взаимодействии с РПЦ обеспечивает непрерывность образования, дополняя четыре ступени образования (Ранняя социализация, школьное обучение 1 — 9 классы, 10—11 классы, ссу-зы, вузы). И хотя просветительство выполняет на четвертой ступени (прежде всего в отношении молодежи) компенсирующую и стимулирующую роль, значение его трудно переоценить.

Роль просветительства в 2000 — 2009 гг. возросла и в связи с возникшими проблемами национальной безопасности России. Генерал-майор А. В. Черкасов, проф. Военного университета МО РФ, отмечал относительно периода реформ после 1991 г.: «Мы все

явились свидетелями и участниками информационно-психологической революции. Возможности целенаправленного информационного и психологического воздействия на сознание, психику, мораль человека, государства, общества отдельных групп людей, постоянно растут и расширяются» [8].

Определенный итог совместной работы общественных организаций и епархий ЦФО по возрождению просветительства как инструмента духовно-нравственного воспитания молодежи был подведен на Образовательных чтениях ЦФО 17—19 сентября 2007 г. в г. Белгороде. В чтениях приняли участие 350 делегатов от гражданского общества и епархий ЦФО, 40 почетных гостей из 18 субъектов РФ, входящих в ЦФО. Главная тема чтений — «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». В ключевом докладе митрополита Калужского и Боровского Клемента основное внимание было обращено на духовно-нравственное просветительство молодежи, особенно в малых городах и отдаленных селах и деревнях, на объединение усилий общества и Церкви в деле воспитания молодого поколения [9].

Решающее значение имели положения Российской Академии наук о развертывании просветительской деятельности в России, включении в эту работу гражданского общества, Общественной палаты РФ, общественного совета ЦФО, Общественных палат субъектов РФ, входящих в ЦФО.

Одновременно, в 2000 — 2009 гг. были заложены необходимые основания для усиления данной работы в перспективе. Приступив к разработке Концепции духовного образования Русской Православной церкви Священный Синод фактически поставил две задачи:

— готовить в духовных учебных заведениях священнослужителей, способных действовать в современном глобальном информационном, технотронном, технологическом мире, в условиях, сложных для России, как вне, так и внутри страны;

— предложить гражданскому обществу формировать новый корпус современных просветителей и просветительских организаций, способных совместно с РПЦ обеспечить духовную безопасность страны, поставить духовный щит на пути тех, кто стремится разрушить жизнеспособность молодых поколений России [10].

Подводя итог необходимо отметить, что возрождая просветительство, общественные организации гражданского общества, взаимодействуя с епархиями Русской Православной церкви на территории ЦФО, смогут преодолеть в духовно-нравственном воспитании молодежи атеистическое наследие советского времени, сформировать у молодого поколения осознание необходимости взаимодействия граждан и Церкви в деле укрепления Отечества, решении важнейших экономических, социальных и духовно-

культурных задач. Вместе с тем в современных условиях необходимо формировать кадры, способные вести регулярную просветительскую работу, обмениваться опытом просветительской деятельности с РПЦ по духовно-нравственному воспитанию; систематически проводить мониторинги эффективности и результативности духовно-нравственного воспитания молодежи посредством просветительской деятельности общественных организаций гражданского общества совместно с региональными епархиями. По мнению автора, необходимо создать специальный Интернет-сайт, на котором концентрировался бы передовой опыт просветительской работы общественных организаций совместно с РПЦ.

Библиографический список

1. Журнал Московской патриархии [Текст] : православный журнал. - 2000. - М., 2000. - № 9. - 32 с.

2. Неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение России : История. Опыт. Перспективы. - М. : МГОФ «Знание», 2008. - 352 с. -ISBN 978-5-87633-082-6.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская Академия наук. Институт русского языка ; Российский фонд культуры. - М. : АЗЪ, 1993. - 955 с. - ISBN 5902638-10-0.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3 : Л-Р / В. И. Даль // Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - Ст. 1328. -ISBN 5-86455-061-2.

5. Ильинский, И. М. О молодежной политике российского политического центризма [Текст] / И. М. Ильинский. - М. : Голос, 2001. - 694 с. - ISBN 5-85085-437-1.

6. Ивенина, Т. А. Просветительство во имя народа [Текст] / Т. А. Ивенина. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2003. - 101 с. - ISBN 5-940090-15-Х.

7. Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления) / Курский государственный университет. - 2-е изд., расширен. и доп. - Курск : КГУ, 2006. - 398 с. - ISBN 5-9900736-5-8.

8. Церковный вестник [Текст] : православная газета - 2007. -М., 2007. - № 15-16. -38 с.

9. Белгородские епархиальные ведомости [Текст] : православная газета- 2007. - август. - Белгород, 2007. - № 8. - 27 с.

10. Рождественские чтения 2009 года [Текст] / Русь державная : православная народная газета - 2009. - М., 2009. - № 3. - 32 с.

ПРОКОПЕНКО Анастасия Викторовна, аспирантка, ассистент кафедры теологии.

Адрес для переписки: e-mail: anastasiya_ovchi@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2009 г. © А. В. Прокопенко

Книжная полка

Прохорова, Л. Д. История исторической науки [Текст] : учеб. пособие / Л. Д. Прохорова ; ОмГТУ. -Омск , 2010. - 85 с. - Библиогр.: с. 83. - ISBN 978-5-8149-0911-4.

Учебное пособие содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История исторической науки», планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе (СРС), контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список.

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.