Научная статья на тему 'Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия'

Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOODSTUFF MARKET / GOVERNMENT REGULATION / MARKETING INSTRUMENTATION / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стуканова Ирина Петровна

В статье рассматривается проблема необходимости регулирования потребительского рынка продовольственных товаров, обозначена общая цель функционирования данного рынка и задачи, которые необходимо решить для ее реализации. Также в статье рассматривается вопрос о границах государственного вмешательства в рыночные процессы с учетом требований продовольственной безопасности и актуальности применения маркетингового инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стуканова Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government and Marketing Regulation of the Foodstuff Market

In this article a significant problem of the foodstuff market regulation necessity is considered, as well as the overall goal and tasks, which have to be solved are designated. Also in the article a question concerning the boundaries of state intervention into the market process is analyzed (with paying attention to the national food security requirements and to the marketing instrumentation relevance).

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УДК 33.338.24

Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия

Стуканова И. П.

Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация: В статье рассматривается проблема необходимости регулирования потребительского рынка продовольственных товаров, обозначена общая цель функционирования данного рынка и задачи, которые необходимо решить для ее реализации. Также в статье рассматривается вопрос о границах государственного вмешательства в рыночные процессы с учетом требований продовольственной безопасности и актуальности применения маркетингового инструментария.

Ключевые слова: рынок продовольствия, государственное регулирование, маркетинговый инструментарий, продовольственная безопасность

Government and Marketing Regulation of the Foodstuff

Market

Stukanova I. P.

Financial University under the Government of the Russian

Federation

Abstract: In this article a significant problem of the foodstuff market regulation necessity is considered, as well as the overall goal and tasks, which have to be solved are designated. Also in the article a question concerning the boundaries of state intervention into the market process is analyzed (with paying attention to the national food security requirements and to the marketing instrumentation relevance).

Keywords: foodstuff market, government regulation, marketing instrumentation, food security

По мере развития рыночной экономики требуется всё более эффективное регулирование рыночного механизма, что

обеспечивается реализацией основных функций государства, определяемых целями социально-экономической политики.

При проведении социально-экономической политики государство должно обеспечить, прежде всего, сохранение и развитие нации, достижение и поддержание высокого уровня жизни населения, защиту от внешней экспансии, рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды [2]. Решение всех этих вопросов в значительной степени связано с развитием и эффективным функционированием рынка продовольствия, как результата деятельности агропромышленного комплекса (АПК), являющегося жизненно важным для страны и отдельных её регионов сектором экономики.

Общей конечной целью функционирования АПК является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и обеспечение продовольственной безопасности, повышение уровня и качества жизни населения.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи [2]: обеспечение населения региона качественными продуктами питания в необходимом количестве и ассортименте; установление оптимального уровня цен на продукты питания, обеспечение экономической доступности продовольствия; обеспечение сбалансированного развития платежеспособного спроса и предложения продуктов питания в регионе; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в регионе; поддержка местных производителей продуктов питания; организация производства и реализации продуктов питания с учётом региональных особенностей воспроизводства и потребления; обеспечение эффективного функционирования рыночной инфраструктуры; разработка и осуществление эффективной системы государственной поддержки и контроля продовольственного рынка, при эффективном сочетании административных и рыночных методов регулирования.

Вопрос о границах государственного вмешательства в рыночные процессы долгое время продолжает оставаться дискуссионным, однако решение первоочередных задач, таких

как восстановление АПК, создание организационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, снижение продовольственной зависимости от импорта, повышение среднедушевого потребления населением продовольствия невозможно без активного государственного регулирования.

Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью изменений, происходящих в экономике и политике, обеспечивать стабильность и безопасность страны. Выход из сложившейся на российском и региональном рынках ситуации, тем более в условиях экономического кризиса, должен обеспечиваться способностью государства поощрять развитие институциональных форм в соответствии с требованиями экономических условий.

Страны с развитой рыночной экономикой имеют богатый практический опыт регулирования рыночных отношений, который необходимо изучить и использовать, но с учётом особенностей нашей страны, её региональных, национальных, культурных, природно-климатических, экономических и политических особенностей.

При регулировании отношений, в частности на рынке продовольствия, государство использует различные формы и методы воздействия. Управленческие функции государства на регулируемом рынке продуктов питания должны реализовываться в нескольких направлениях, определяющих общую концепцию развития рынка продовольствия (рис. 1).

Продовольственная безопасность страны требует, чтобы практически все стратегически необходимые продукты производились в стране, сохраняя экономическую и политическую её независимость, что является одним из самых весомых доводов в пользу государственного регулирования рынка продовольствия.

Корректируя работу рыночного механизма на потребительском рынке продовольственных товаров, государство обеспечивает физическую и экономическую доступность

продуктов питания, социальную защиту населения, способствует сбалансированности в структуре рынка.

Осуществляя регулирование рынка продуктов питания, государство использует различные формы и методы воздействия. При этом очень важно правильно сочетать прямые и косвенные методы, не допуская грубого вмешательства в работу рыночного механизма, но и не самоустраняясь, надеясь, что рынок сам все расставит по местам.

Степень государственного регулирования рынка не является величиной постоянной. Она может и должна меняться в зависимости от складывающихся условий. Соглашаясь с А. Лившицом в том, что соотношение государства и рынка динамично, для каждого исторического момента характерен новый баланс между ними [1], мы считаем, что степень государственного влияния на рынок продовольствия должна меняться в соответствии с изменением экономических условий и целями государственной социально-экономической политики.

Мы также считаем, что государственное регулирование в сфере потребительского рынка продуктов питания должно осуществляться с учётом ряда принципов:

во-первых, при решении ряда проблем потребительского рынка продуктов питания необходимо разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов управления;

во-вторых, необходимо принимать региональные программы развития продовольственного рынка с учётом их обоснования и определения источников финансирования;

в-третьих, необходимо обеспечить контроль региональных органов власти за использованием финансовых ресурсов для реализации программ.

Стратегические программы, направленные на развитие рынка продовольствия и построенные с учётом этих принципов, будут способствовать развитию рыночных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти регионального уровня с хозяйствующими субъектами, функционирующими на данном рынке. Кроме того, это

обеспечит более эффективное взаимодействие всех участников рынка и, в конечном итоге - более полное удовлетворение потребительского спроса.

Библиографический указатель:

1. Лившиц А. Государство в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. - 1992г. - №12. - С. 105110.

2. Стуканова И.П. К вопросу о необходимости регулирования регионального потребительского рынка продовольственных товаров. - //Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - №4. - 2013г.

Об авторе:

Стуканова Ирина Петровна - Д.э.н., профессор кафедры «Общий менеджмент» Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва. (stip-2015@mail.ru)

About the author:

Stukanova Irina Petrovna - Doctor of economic sciences, Professor of the Department " General Management" Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. (stip-2015@mail.ru)

Направления государственного регулирования

- рост покупательной способности денежных доходов потребителей;

- субсидирование потребителей с низкими доходами;

- регулирование цен на продукты питания;

- формирование госудаственных резервов продовольствия

Спрос на продовольствие

-стимулирование платежеспособного спроса;

- информационное сопровождение рынка продовольствия;

- мониторинг платежеспособного спроса на продутггы питания

т

- поддержка отечественных производителей продовольствия: субсидии целевого характера, льготное кредитование, товарные и закупочные интервенции;

- налоговая политика;

- контроль за качеством продовольствия;

- квотирование и лицензирование производства;

-страхование рисков и неплатежей за продукцию, передаваемую на переработку

Предложение продовольствия

- стимулирование производства новых товаров, предпочитаемых покупателями;

- продвижение местных продовольственных товаров;

- развитие региональной марки;

- организация межрегиональных связей

- ограничение импорта продовольствия и обеспечение продовольственной независимости;

- лицензирование импортеров и экспортеров;

- тарифное регулирование;

- квотирование импорта;

- ограничения по качествугпро-дукции;

- субсидирование экспорта;

- кредитование экспорта

Внешнеэкономические связи

- стимулирование производителей к выпуску продуктов питания на экспорт;

- продвижение отечественных продовольственных товаров на иностранные рынки

о

1

- лицензирование торговли и организаций. осуществляющих хранение и транспортировку;

- субсидирование хранения;

- формирование и функционирование биржевой системы;

- регулирование оптовых продовольственных рынков;

- контроль за соблюдением правил торговли и качеством реализуемых продовольственных товаров

Инфраструктура рынка продовольствия

- стимулирование развития оптовой и розничной торговли;

- информационное обеспечение и мониторинг рынка продовольствия;

- развитие партнерских отношений;

- оптимизация товародвижения

Направления маркетингового воздействия

Рисунок 1 - Взаимодействие государственного и маркетингового регулирования рынка продовольствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.