Научная статья на тему 'Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственного воспитания дошкольников'

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственного воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3836
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ранговская Е.С., Сергеева А.В.

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. Обосновано это отсутствием единых нравственных требований в обществе, в семье, образовательном учреждении, в результате чего общество зачастую получает гражданина с проблемами нравственного, патриотического воспитания. В современном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ранговская Е.С., Сергеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственного воспитания дошкольников»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственного

воспитания дошкольников

Ранговская Е.С. воспитатель ГБОУ СОШг. Москвы № 680 (дошкольное отделение «Сказка»)

Сергеева А.В.

воспитатель ГБОУ СОШ г. Москвы № 680 (дошкольное отделение «Сказка»)

Аннотация: В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. Обосновано это отсутствием единых нравственных требований в обществе, в семье, образовательном учреждении, в результате чего общество зачастую получает гражданина с проблемами нравственного, патриотического воспитания. В современном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: нравственное воспитание, социализация, снижение воспитательного потенциала семьи, взаимодействие, сотрудничество, воспитательно-образовательный процесс, смена позиций участников педагогического процесса.

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. Обосновано это отсутствием единых нравственных требований в обществе, в семье, образовательном учреждении, в результате чего общество зачастую получает гражданина с проблемами нравственного, патриотического воспитания. В современном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения.

К определению «нравственного воспитания» нет единого подхода. Разные авторы рассматривают его с разных позиций, так Р.С. Буре определяет нравственное воспитание как целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [2]. С.А. Козлова понимает под нравственным воспитанием целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества [4].

Проблемы нравственного воспитания были затронуты в работах известных педагогов, исследователей Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградовой и других. Большую ценность для современной теории и практики нравственного воспитания детей представляют материалы исследований С.А. Козловой, И.Н. Курочкиной, Н.А.

Стародубовой, М.И. Богомоловой, C.B. Петериной, Н.А. Дудиной и других.

Новый импульс для активизации нравственного воспитания в дошкольном учреждении дают Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ № 655 Минобрнауки, ноябрь 2009 г.). Среди интегративных качеств, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указаны: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Важное место в становлении личности ребёнка и в целостном процессе его развития занимает нравственность. Получение детьми дошкольного возраста своих первых уроков нравственности происходит в семье, где формируются основы характера человека, его отношения к труду, нравственным качествам, культурным ценностям. И именно в семье

формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка [1]. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Именно в дружной, теплой домашней атмосфере начинается нравственное развитие каждого ребенка, укрепляется его уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Однако существуют семьи, где из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, создать ему, так сказать «счастливое детство», они физически и нравственно изнеживают его, т.е. получается, что ребёнок привыкает удовлетворять только свои потребности и не замечает потребностей других - растёт индивидуалистом. Основными причинами недостатков воспитания детей в некоторых семьях являются неподготовленность родителей к семейной жизни, неумение и нежелание правильно воспитывать детей. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают ряд серьезных трансформаций. Например, отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка [3]. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в дальнейшем сказывается на его психическом здоровье [5].

Ближе всего, в данной ситуации, к дошкольнику и проблемам его нравственного воспитания стоят педагоги дошкольных образовательных учреждений, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей и их взаимодействии с дошкольным учреждением.

Мы опираемся на опыт ГБОУ СОШ г. Москвы № 680 (дошкольное отделение «Сказка»), в котором одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива является нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия с семьями воспитанников.

Коллектив педагогов исходит из понимания того, что всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых (педагогов и родителей, прежде всего, как партнеров) на ребенка. В дошкольном учреждении для воспитания нравственности у детей дошкольного возраста создана теплая, уютная атмосфера. Педагоги стараются, что бы каждый день ребенка в дошкольном отделении был наполнен радостью, улыбками, интересным общением со взрослыми и детьми. Задачи нравственного воспитания в учреждении решаются в процессе непосредственно образовательной деятельности и при организации самостоятельной деятельности детей в режиме дня с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для вовлечения родителей в решение задач нравственного воспитания важным моментом было выявить их представления об истоках нравственных чувств у детей первых лет жизни, возможности участия каждой семьи в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Для этого на базе дошкольного учреждения провели анкетирование, которое показало, что многие родители не задумываются над нравственным воспитанием ребенка (особенно молодые семьи). Встречаются родители, которые твёрдо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; в противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей родителями нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счёт подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

В связи с чем, для педагогического коллектива дошкольного учреждения важно было провести просветительскую работу информационного содержания среди родителей. Перед собой мы поставили задачу рассказывать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию нравственности у детей дошкольного возраста.

Был разработан план взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по нравственному воспитанию дошкольников, где очень важным моментом вовлечения родителей в работу по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста являлись следующие позиции.

Одной из первых позиций является то, что родители очень часто зрят, что происходит в детском саду, но происходит это как правило, поверхностно, поэтому одной из задач педагогического коллектива было выведение родителей из позиции зрителя к позиции наблюдателя: вначале педагоги разработали тематику информационного стенда «У истоков нравственности», затем среди родителей старших и подготовительных групп был проведен ряд родительских собраний по темам: «Нравственное воспитание в контексте семья - ребёнок -детский сад», «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста», основной целью которых являлась интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи. Систематически педагогами проводились консультации для родителей по вопросам нравственного воспитания детей: «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности воспитания мальчика», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать -пример для дочери», «Поощрение и наказание в семье» и другие. Интересной формой работы предстал родительский лекторий на темы: «Роль семьи в формировании личности», «Нравственное воспитание детей в семье». Далее прошли заседания круглых столов на темы: «Воспитание игрой», «Общение родителей и детей», посвященные вопросам нравственного воспитания дошкольников между родителями и педагогами, итогом, которого стало принятие совместного решения о создании родительского актива. На данном этапе - создание родительского актива - перед педагогами встала проблема, как подвести родителей от позиции наблюдателей к позиции активных участников, которые были бы связанны общими интересами. Закипела работа... С позиции вовлечения родителей, как активных участников, для всего педагогического коллектива важным моментом в первую очередь было выявление передового семейного опыта, в связи с чем, интересной практикой работы выступают психолого-педагогические гостиные, например, «Вместе весело шагать», «Спешите делать добрые дела», «Обычаи, традиции, ценности нашей семьи», «Семейное счастье.в чём оно?» и др. Интересной формой работы с родителями оказалось проведение тематической конференции по обмену опытом воспитания детей на тему: «Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни».

Большой интерес среди родителей вызывала совместная продуктивная деятельность, направленная на изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам (православным праздникам). Были оформлены такие выставки как «Рождество Христово», «Пасхальное яичко» и др. Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей способствовало сплочённости родителей и детей по отношению друг другу: «Праздник осени», «Новогодняя сказка», «Рождество Христово», «Наша армия сильна», « Широкая масленица», «Поздравляем наших мам», «Праздник весны», «Пасха» и т.д. Уникальным средством обеспечения сотрудничества в вопросах нравственного воспитания, сотворчества детей и взрослых, явилась технология проектирования. Были разработаны и представлены следующие проекты: «Книжка в подарок малышке», где дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями и педагогами подготовили книги в подарок малышам из домашней библиотеки, создавали собственные; «Нет на свете семьи такой, где бы ни был свой герой» позволил создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми были построены на основе доброжелательности и взаимоуважении. Это позволило сформировать у детей интерес к своей семье, профессии родителей, их интересам и увлечениям сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи и их деятельности.

Однако для работы по нравственному воспитанию дошкольников вышеуказанных позиций: зритель, наблюдатель, участник - недостаточно. Существует еще одна позиция - проявление деятельной активности родителей (я вам помогу), к осознанному взаимодействию родителей с педагогами (мне тоже есть, что показать, в чем-то обогатить вас),

т.е. позиция родителей как инициаторов. Примером такой активности, выступает следующий момент: на одном из заседаний родительского актива, родители Саши Л., Миши С. и Риты К. предложили выпускать газету «Наши будни», где каждый ребенок, совместно с родителем мог бы делиться своим опытом по нравственному воспитанию, вносить свой материал, в котором давались бы советы, были бы представлены фото-отчеты, рисунки, стихи, где бы педагоги делились с родителями, проделанной работой по воспитанию нравственности у детей в дошкольном учреждении, а родители с педагогами. Совместными усилиями педагогов и родителей был подобран материал и состоялся выпуск таковой газеты. Так же были продуманы и оформлены фото-выставки: «Носите детей на руках», «Именины в кругу семьи» и другие.

Коллектив дошкольного учреждения считает, что успех нравственного воспитания детей во многом зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешен тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентиров.

Вся эта разнообразная работа объединяет педагогов, детей, родителей дошкольного учреждения в важнейшем деле формировании основ нравственности. Важно не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия они делают вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы совместно с ребенком, переосмысление ими идей нравственного воспитания и приводит в конечном счете, к тому, что в детях закладываются чувства уважения к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Благодаря тесной взаимосвязи с родителями, активной их помощи, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса по нравственному воспитанию дошкольников.

Библиография

1. Бочкарёва О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград. с. 6—7

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. 1985. «Воспитатель и дети». М., с.83

3. Вахитова З.Г. 2009. Формирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи // Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования: 29—30 мая 2009 г. Уфа, с. 233

4. Козлова С.А., Куликова С.А. 2009. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 10-е изд., стер. М. с. 103.

5. КозловаА.В. 2007. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М., с. 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.