Научная статья на тему 'Взаимодействие Белгородской и Старооскольской епархии с органами государственной власти и гражданским обществом в решении социальных проблем'

Взаимодействие Белгородской и Старооскольской епархии с органами государственной власти и гражданским обществом в решении социальных проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / ценности / общество / русская православная церковь / социальная концепция
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Белгородской и Старооскольской епархии с органами государственной власти и гражданским обществом в решении социальных проблем»

УДК 94 (470)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И СТАРООСКОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ"

Статья посвящена исследованию состояния российского общества рубежа ХХ - XXI веков, анализу необходимости принятия Русской Православной Церковью Социальной концепции, ее содержания и основных направлений ее реализации.

Ключевые слова: христианство, ценности, общество, Русская Православная Церковь, Социальная концепция.

^ e-mail: belonozhko@bsu.edu.ru

2) e-mail: moshkin@bsu.edu.ru

Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества. Они содержат бесценный опыт и мудрость многих поколений. Религии всегда были тесно переплетены со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, политикой, экономикой, бытовыми традициями. Мы живем в традиционно многонациональном обществе, и вряд ли сегодня кто-то будет спорить с истиной, что важнейшей составляющей любого этноса является религия. Можно сказать, существуют два принципиально различных понимания роли религии в обществе: первый - в ней видят источник общественного развития (к примеру, в последнее время часто говорят, что путь возрождения России - в возрождении православия, в котором вполне справедливо усматривают один из первоисточников российской культуры и государственности); второй исходит из понимания того, что религия есть сложное образование, включающее в себя помимо вероучения и моральных заповедей социальные структуры, которые и формирует само общество в процессе развития и вносит в них обновляющие факторы. В религии как культурно-историческом феномене аккумулирован духовно-нравственный опыт человечества, тех или иных сообществ людей. Любая религия содержит совокупность норм, посредством которых регулирует поведение людей.

Как известно, значительную часть православной этики занимает учение о любви к ближнему и милосердии. В силу закономерной монополии и функциональной обязанности Православной Церкви проповедовать христианское учение о любви к ближним, древнерусское общество пользовалось руководством церковной иерархии в выполнении дел милосердия. Данное руководство осуществлялось по трём направлениям: воспитание нравственных побуждений к благотворению через проповедь учения о любви и милосердии; воспитание паствы примерами собственного милосердия в среде иерархов; практическая работа по организации призрения через собственные структуры за счёт церкви, государства, общин, братств и милостыни.

Авторитетные представители церкви не только декларировали принципы христианского отношения к богатству, но и примером своей жизни их доказывали. О святителе Новгородском Ионе сказано: «Он получаемое богатство не для себя копил, но отдавал в общественное имущество всех живущих с ним, принося этим помощь обители»1. Максим Грек о таких людях писал следующее: «Они не пекутся о том, как

* Печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее (Ц) 2009 - 01(а) Белгородская область № 09-01-55103 а/ц.

1 Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М., 2003. С. 83.

Е.П. БЕЛОНОЖКО11 А.Н. МОШКИН21

Белгородский

государственный

университет

приобрести в изобилии имения, и богатства, и стада разного скота или большие земные сокровища, золото и серебро. Одно у них в изобилии богатство и сокровище неистощимое - прилежнейшее хранение и исполнение всех евангельских заповедей, посредством которых скоро и удобно достигается ими самая главная добродетель -любовь к Богу и ближнему своему... Непрестанно посвящают себя служению людям»2. В этом отношении интересны и теоретические размышления Ермолая-Еразма Полоцкого и Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий защищал идею сильной и богатой церкви, связывал ее не с самодостаточностью церкви как таковой, а с ее «социальными задачами». Иосиф Волоцкий стремился к богатству (не личному, а Иосифо-Волоколамского монастыря), не во имя стяжания, а во имя расширения возможностей для творения благотворительных и Богу угодных дел. Для окрестного населения монастырь всегда являлся источником хозяйственной помощи3.

Тема ответственности и обязанности заботиться о подданных была поднята ещё в Ветхом Завете, например, в обращении царя Давида к Соломону. В Древней Руси впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности правителя за свои поступки появляется у Нестора в «Повести временных лет». По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на ее правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах митрополита Иллариона (середина XI в.), где в качестве аргументов он приводит факты из жизни князя Владимира Святого. Илларион - митрополит Киевский, оратор, писатель, церковный деятель в «Слове о Законе и Благодати» раскрывает учение о богоустановленности власти, в контексте которого отмечает, что мирское правление должно строиться на принципах милосердия. Рассматривая княжение Владимира Святого как «образцовое», митрополит Илларион выделяет несколько причин: «закон был предтече и служителем благодати и истины», отказ от идолопоклонства, принятие «спасительного учения». Эти главные стороны общественного реформирования князя Владимира, а также «щедроты и милостыни», творимые князем и особо хранимые в памяти народной, привели к социальной стабильности.

Кризисные явления в Русской Православной Церкви, как и во всех политических, социальных и экономических институтах России на рубеже XIX - XX веков, уничтожение советской властью Церкви на протяжении всего советского периода как социального института, репрессии по отношению к духовенству и верующим привели к ослаблению Церкви на рубеже XXI века, к таким явлениям как внешняя религиозность, отсутствие тяги к вероучению, моде на церковные обряды, церковную атрибутику. На сегодняшний день утверждению в обществе культуры нравственных отношений препятствует стихия безжалостного рыночного прагматизма выживания сильнейших, о чем не раз говорили авторитетные духовные деятели. Особенностью нынешнего общества является духовная и нравственная пустота. Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема возвращения российского образования к историко-культурным и духовно-нравственным традициям России. Так, в докладе Патриарха Алексия II на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. было заявлено, что сегодня «...иерархия ценностей определяется принципом пользы при настоящем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество. в это сложнейшее, лукавое время»4.

Русская Православная Церковь несет огромную ответственность за нравственное и патриотическое воспитание современных поколений страны. Она является

и и <_> О О -[-» -р.

крупнейшей традиционной религиозной организацией в России. В начале 2000-х гг.

2 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. (Вып. 6) / Сост. Д.С. Лихачёв, Л.А. Дмитриев. М., 1984. С. 477.

3 Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. XIX век. М., 1995. С. 338.

4 Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. С. 20.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Выпуск 15

ее объединения составляли более половины от всех зарегистрированных религиозных общин. Большинство россиян признают Православную Церковь институтом гражданского общества, которому принадлежит особая роль в общественной жизни страны, в ее духовно-нравственном преображении. Переживаемый Россией в последнее пятнадцатилетие период резких экономических и политических перемен требует от РПЦ особой отзывчивости в сфере церковно-государственных и церковнообщественных отношений. Суть этих отношений всегда сводилась к представительству Церкви перед лицом власти за нужды и чаяния российского народа, большая часть которого исторически принадлежит Православию по Крещению или по духовнокультурным корням.

В соответствии с Конституцией РФ Церковь отделена от государства, что позволяет ей более полно исполнять свою миссию и свидетельствовать перед власть имущими о трудностях и бедах людей. Получив независимость от государства, Русская Православная Церковь стала полноценным институтом гражданского общества, который рассматривает себя как частное явление, не претендующим на всеобщность, зато получившим полную свободу для решения задач, стоящих перед обществом. Сегодня Православная Церковь является наиболее авторитетным и почитаемым социальным институтом в обществе. По мнению русского писателя и общественного деятеля А.И. Солженицына: «.Церкви необходимо укрепляться как самостоятельной силе в стране. Законодательный принцип отделения Церкви от государства не означает вытеснения ее из общественной жизни, не должно быть отделения Церкви от общества»5.

Т~| <-> <->

В основе важнейших теоретических предпосылок познания социальной концепции Русского Православия как любой конфессиональной социальной доктрины лежит преодоление утвердившихся мифологем. Безусловно, существует ряд факторов, которые повышают общественный и моральный авторитет социальной концепции, к которым относятся исторические традиции, наличие массы последователей, достаточно большая группа неверующих или безразлично относящихся к религии людей, но испытывающих недоверие к популистской политике представителей правительства, поэтому тяготеющих к вековым гуманистическим принципам христианства. Большое социальное значение приобретают православные, как и другие конфессиональные организации в решении извечных духовных потребностей, что наиболее остро ощущается на рубеже XX - XXI вв., когда человечество испытывает отрицательные плоды своей деятельности, выражающиеся в экономическом, политическом, экологическом и других глобальных кризисах. Интерес к изучению социальных функций религиозных организаций, особенно в современном измерении, объясняется недостаточной изученностью. Это объясняется еще и тем, что обнаруживается специфика данных явлений в зависимости от конкретных особенностей экономического, социального развития региона и временных рамок.

Анализ социальных функций Русской Православной Церкви как основной институциональной организации для России предполагает грамотную постановку проблемы, объективность исследования при отсутствии политической конъюнктурности и с учетом конкретной специфики современных российских религиозных организа-

«-» ХГ °

ций. К сожалению, несмотря на изменение идеологической направленности в связи с новыми социально-политическими реалиями, можно выделить два вида используемых мифологем о социальной роли РПЦ, которые отличаются резкой полярностью: во-первых, что религиозные организации традиционно занимаются манипуляцией сознанием населения, и, во-вторых, что Православие - единственный путь к социальному благополучию страны. Думается, что многостороннему раскрытию социальной функции и социальной деятельности РПЦ может способствовать изучение объективной позиции, исследование всех составляющих религиозного комплекса Православия, а главное - социальных связей и отстаивание социальных интересов опреде-

5 Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 15.

ленных групп населения. Это также должно быть методологической основой для изучения социальной роли всех развитых религий мира.

Безусловно, религия это многообразный спектр различных функций и сфер ее деятельности и выделение одной из ее сфер ведёт к умалению её значения. Важнейшим является представление о том, что религия является сферой самосознания, мировоззрением, духовным миром верующих. В то же время человек живёт в социуме, он связан с культурными традициями общества, с определённым типом цивилизации, с собственным этносом. Как религия воздействует на бытие человека, так и велико влияние на религию секуляризации, элементов жизни и деятельности человека. Поэтому возникает проблема специфики удовлетворения религией фундаментальных личностных потребностей. Проблема усложняется тем, что возрастает роль эт-ноконфессиональных мотивов и вторжением религии в этническую, экологическую и социальную жизнь, а также в светские проблемы: науку, образование, международные отношения. Остается нерешенной проблема использования идеологемы о негативной классовой роли религии, о том, что она защищает интересы господствующих классов, а для нуждающихся слоёв является фактором регулятора социального равновесия в обществе, хотя РПЦ всегда являлась объединителем нации, охранителем духовных ценностей, стабильности и национальной идентичности.

Избегая односторонности влияния со стороны существующих в России религий необходимо изучение многообразия глубоких исследований воздействия религии на индивидуальное и общественное сознание, этническое самосознание, художественное и творческое восприятие произведений искусства, этические нормы и ментальность народа, сложившийся образ жизни населения. Поэтому становится интереснее соотнесение всех этих сфер с официально декларируемой самой Церковью Социальной доктриной, которая нашла отражение в документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятой юбилейным Архиерейским собором РПЦ в августе 2000 г. В нем выражена социальная позиция самого крупного религиозного объединения России (православными, согласно социологическим исследованиям, являются % верующих россиян, составляющих, в свою очередь, почти половину населения). Для светской науки представляет интерес раскрытие социального и культурологического значения этого документа с позиций ответов на те глобальные вопросы современности, которые интересуют все человечество - и верующих, и неверующих.

Изучение Социальной доктрины РПЦ невозможно без учета культурных традиций, вековых нравственных и психологических устоев, как равно и современных реалий, таких как социальные, политические, научно-технические, международные, экологические, в условиях которых они должны реализоваться. В основе научных исследований должны лежать изучение глубин конфессиональных вероучений, церковно-государственных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений на основе объективных методологических подходов, избегая апологетики возвеличивания социальной роли Церкви и тенденции к огульной критике ее значения.

Проведение в Российской Федерации социально-экономических и политических реформ неразрывно связано с процессом строительства правового государства и формированием гражданского общества. Модернизация российского общества, постепенное преодоление системного кризиса в стране, экономический и духовнокультурный подъём невозможны без возрождения доверия к власти, без объединения усилий самых разных институтов общества в интересах реализации прав и свобод граждан, без социально активных общественных организаций, которые являются надежным гарантом демократизации институтов государства и установления общественного контроля за властными структурами.

Современное российское законодательство о религиозных организациях создает благоприятные условия для реального включения РПЦ в совместную работу с другими институтами общества по воспитанию граждан Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объедине-

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Выпуск 15

ниях»6 РПЦ сформулировала те области и направления деятельности, где она сотрудничает совместно с государством и которые регулируются действующим законодательством Российской Федерации. К этим областям относятся:

1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

2) забота о сохранении нравственности в обществе;

3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

8) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

9) наука, включая гуманитарные исследования;

10) здравоохранение;

11) культура и творческая деятельность;

12) работа церковных и светских средств массовой информации;

13) деятельность по сохранению окружающей среды;

14) экономическая деятельность в пользу Церкви, государства и общества;

15) поддержка института семьи, материнства и детства;

16) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества7.

Сегодня Русская Православная Церковь шаг за шагом обретает достойное место в обществе и общественном мнении, поэтому на нее возлагается большая ответственность в сложной и многоплановой работе по вопросу духовно-нравственного воспитания молодого поколения. На уже упомянутом Архиерейском соборе 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II в своем докладе так же очень четко обозначил принцип плодотворного развития просвещения: «Опыт показывает, что в наше время духовно-нравственное воспитание молодежи немыслимо без сотрудничества Церкви с государственной системой образования»8. Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны: здесь и защита прав граждан, и правовое просвещение, охрана природы и экологическое просвещение, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, краеведение, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое. Именно в этих направлениях РПЦ реализует свое социальное служение. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл вводит новый термин социального служения РПЦ и российского общества - солидарность. Он говорит о том, что «солидарность - это способность разделить с другим бремя его забот, его проблемы, его болезни, его скорби. Солидарность - это система взаимной поддержки. Чем выше

6 См.: Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Сост. А.В. Пчелинцев. М., 1998.

7 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 17-18.

8 Журнал Московской Патриархии. 2000. № 9. С. 37.

уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество. Солидарность имеет огромное значение. Общество, теряющее солидарность, не способно существовать»9.

Начиная с 2000 г. Белгородской и Старооскольской епархией был подписан ряд соглашений с государственными органами власти и общественными организациями. В 2002 г. было подписано «Соглашение управления социальной защиты населения администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской Епархии»10. Совместными усилиями Белгородской и Старооскольской епархии и администрацией Белгородской области было создано образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Прохоровский Православный детский дом-школа во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла». В результате достигнутого соглашения «О сотрудничестве между администрацией Красненского района Белгородской области и Белгородско-Старооскольской Епархией» было принято решение о совместном создании и содержании территориального Центра социального обслуживания инвалидов и престарелых во имя св. блаженной Ксении Петербургской, причем финансирование Центра в равных долях было возложено на администрацию района и Белгородско-Старооскольскую епархию11. 9 февраля 2004 г. в с. Горки Красненского района состоялось открытие социального приюта для детей и подростков при территориальном Центре во имя св. блаженной Ксении Петербургской, в котором воспитываются дети из разных районов области.

В целях возрождения культурно-исторической преемственности, духовнонравственного воспитания, формирования патриотических и гражданских убеждений подрастающего поколения было подписано «Соглашение о двустороннем долгосрочном сотрудничестве Управления по делам молодежи администрации области и Белгородско-Старооскольской епархии». На территории Белгородской области под эгидой и при всесторонней поддержке Белгородской и Старооскольской епархии действует достаточно большое количество общественных организаций и объединений. Например, Белгородская региональная организация общероссийской общественной организации «Российская Оборонная Спортивная Техническая Организация» («РОСТО»). Своим приоритетным направлением работы она определяет военнопатриотическое воспитание молодежи и проводит его в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», областной программой «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области». В реализации поставленных программ организация «РОСТО» взаимодействует с Белгородской и Старооскольской епархией по различным направлениям: это и организация областного слета «Армия. Родина. Долг», организация и проведение автомотопробега по местам боевой славы Белгородчины, организация системы патриотического воспитания учащихся и их подготовка к военной службе на базе образовательных учреждений. Существующая в г. Белгороде общественная организация «Союз офицеров» так же принимает участие в военно-патриотическом воспитании и подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

На протяжении последних 40 лет существует Белгородская региональная общественная организация «Историко-патриотическое объединение «Поиск», которую всемерно поддерживает епархия. Эта организация проводит планомерную работу по поиску и перезахоронению останков погибших советских воинов. Так же активно действует Белгородская общественная организация «Федерация вольной борьбы», местная общественная организация «Авиационный клуб», Белгородская региональная общественная творческая организация «Молодежная филармония». В 2004 г. начал действовать клуб спортивной спутниковой навигации, действует клуб рукопашного боя «Белгородская черта». С 2006 г. функционирует молодежный театр «Ди-джей-Микс». При поддержке управления по делам молодежи Белгородской об-

9 Журнал Московской Патриархии. 2009. № 10. С. 38.

10 Сборник нормативных документов о церковно-государственных отношениях. Белгород, 2002. С. 138-139.

11 Там же. С. 137-138.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Выпуск 15

ласти создана Белгородская региональная общественная организация «Союз студентов, аспирантов, докторантов Белгородской области». Все это осуществляется при активной поддержке Белгородской и Старооскольской епархии.

Если говорить об опыте сотрудничества Белгородской и Старооскольской епархии с государственными структурами власти, то здесь налицо взаимная заинтересованность. Подписаны: соглашение «О взаимодействии Отдела здравоохранения администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии», «Соглашение о сотрудничестве Управления образования администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии», «Соглашение о сотрудничестве Управления культуры администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии». На территории епархии созданы и действуют 30 духовно-просветительских центров, 2 православные гимназии, открыт первый православный детский сад «Рождественский». Говоря о ближайших перспективах развития епархии, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что «главной задачей должно стать совершенствование духовно-образовательного пространства»12. Исходя из этого, при поддержке светских властей во всех школах Белгородской области в школьный курс введен предмет «Православная культура». Наработан ценный опыт подготовки и переподготовки светских преподавателей данного предмета. Специалистов в области теологии готовит социально-теологический факультет БелГУ. Состоялось четыре выпуска специалистов и один выпуск бакалавров по направлению «Теология». Кроме того, преподавание дисциплин религиоведческого характера кафедра теологии осуществляет практически на всех факультетах БелГУ по 68 специальностям.

Управление по делам молодежи Белгородской области при поддержке Белгородской и Старооскольской епархии реализуют программы международного сотрудничества в сфере молодежной политики. Так, например, успешно реализуется программа международного сотрудничества с Федеративной Республикой Германия. В 2006 г. начата программа международного сотрудничества с Индией. В январе 2006 г. молодежная делегация Белгородской области приняла участие в Международном слете кадетов в Индии на базе главного национального кадетского корпуса страны. Цель визита заключалась в знакомстве со структурой и организацией работы кадетских корпусов Индии, культурой и религией самой страны, а также развитие международного сотрудничества в сфере военно-патриотического воспитания. Такое сотрудничество поддерживается с Японией, Южной Кореей, Италией, Украиной.

Положителен опыт сотрудничества Белгородской и Старооскольской епархии со средствами массовой информации на территории Белгородской области. В 2006 г. открыта православная телестудия «Просветитель», в которой выпускаются передачи с участием священнослужителей и профессиональных журналистов, где затрагиваются вопросы нравственности, рассказывается об опыте взаимодействия РПЦ с общественными и государственными организациями в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Имеется опыт деятельности православной телестудии при Алек-сандро-Невском кафедральном Соборе г. Старый Оскол. Что касается печатных изданий, то Белгородская и Старооскольская епархия издает ежемесячную газету «Белгородские епархиальные ведомости», также издается православный молодежный журнал «Новый Ковчег». Практически каждый приход издает свою печатный газету, например, Смоленский Собор г. Белгорода издает газету «Свет Xристов».

Белгородская и Старооскольская епархия имеет опыт сотрудничества с вооруженными силами. Религиозная потребность верующих военнослужащих в российском законодательстве регулируется пунктами: п. 1 - 5 ст. 8 Закона РФ «О статусе военнослужащих», п. 5 ст. 4 и п. 4 ст. 16 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»13. Священнослужителями окормляется воинская часть Белгород-22. Сегодня отно-

12 Белгородские епархиальные ведомости. Белгород, 2007. № 1. С. 6.

13 См.: Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Сост. А.В. Пчелинцев. М., 1998.

шения «армия - Русская Православная Церковь» уже вышли за рамки редкого посещения гарнизона священником или присутствие его на воинских праздниках, проведение православных бесед с военнослужащими. Армейская сфера стала одной из приоритетных в планах работы Церкви. В перспективе эта программа будет распространена и на личный состав воинских частей, дислоцированных в г. Белгороде и Белгородской области. Во время проведения чеченских кампаний молодым воинам, служащим в горячих точках, не раз помогал, наставлял на истинный путь, благословлял протоиерей Виктор Кравец, который более 8 раз был командирован в Чечню.

Одним из важных направлений является взаимодействие РПЦ с государственными органами в деле профилактики преступности. Священнослужители активно работают с осужденными, находящимися в местах лишения свободы, особенно с молодыми преступниками. Ведь общество отторгает бывших заключенных - им трудно не только получить жилье и работу, но и восстановить обычные человеческие связи с окружающими. Принять к себе таких людей, пожалуй, могут лишь религиозные общины, для которых и преступник остается человеком, несущим искру Божью. Именно через веру он получает шанс почувствовать себя своим среди людей, обрести опору для нормальной жизни. На основании договора «О взаимодействии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархии» священнослужители на основе разработанных программ ведут большую работу по воспитанию осужденных, подвигают их к нравственному покаянию. Данная работа, в соответствии с требованиями Конституции РФ, осуществляется на основании личных пожеланий осужденных. В 2006 г. была введена система дистанционного обучения «Основам православной культуры» заключенных, находящихся в местах лишения свободы. В православных храмах области были проведены богослужения, за которыми священники обратились с проповедями, целью которых ставилось привлечение широких масс граждан к проблемам улучшения условий содержания заключенных в исправительных, воспитательных учреждениях области, а также сбор пожертвований в виде денежных средств, вещей, предметов личной гигиены. Состоялись встречи осужденных во всех исправительных учреждениях области со священнослужителями, были организованы: выставки предметов церковной утвари, изготовленные осужденными, проведены концерты художественной самодеятельности, турниры и спортивные соревнования, праздничные обеды для осужденных. В Новооскольской воспитательной колонии в программу вечерней общеобразовательной школы был введен предмет «Основы и ценности Православия».

Таким образом, Белгородская и Старооскольская епархия, заключая бессрочные и долговременные соглашения с государственными структурами власти и общественными организациями и выполняя совместные программы, реализует Социальную концепцию РПЦ и способствует становлению гражданского общества в России.

INTERACTION OF BELGOROD AND STARY OSKOL EPARCHIES WITH STATE AUTHORITIES ORGANS AND CIVIL SOCIETY IN SOLVING SOCIAL PROBLEMS

Belgorod State University

E.P. BELONOZHKO11 A.N. MOSHKIN21

The article is devoted to investigations of state of the Russian society in the end of the XX - the beginning of the XXI century. The authors also analyze necessity of adoption of the Social Conception by the Russian Orthodox Church, its content and main directions of its realization.

x> e-mail: belonozhko@bsu.edu.ru Key words: Christianity, values, society, Russian Orthodox

Church, Social Conception.

2) e-mail: moshkin@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.