Научная статья на тему 'Вызов принят. Что дальше?'

Вызов принят. Что дальше? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызов принят. Что дальше?»

152 Высшее образование в России • № 12, 2007

Вызов принят. Что дальше?

10-11 октября в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялась международная научно-практическая конференция «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы». В ее работе приняли участие представители органов власти, первые лица крупнейших российских и зарубежных компаний, ректоры и проректоры вузов России и стран СНГ. Спонсорами конференции выступили компании Microsoft, 1C, «Виртуальные технологии в образовании», Competentum, Международный университет бизнеса и но-выхтехнологий (МУБиНТ).

«Применять ли технологии электронного обучения? Сегодня это не вопрос дискуссии. Электронное обучение - уже вызов времени », - определила лейтмотив конференции Н. Тихомирова, ректор МЭСИ. Как выяснилось в процессе обсуждения, всеми сторонами сферы образования вызов принят. В первую очередь - студентами: сегодня они активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями, ищут информацию в сети Интернет, общаются с помощью ICQ и Skape. Эпоха информационного общества заставила адекватно отреагировать на вызов современности и органы власти. «Благодаря технологиям любой молодой человек имеет возможность получить полноценное высшее образование», - заявил Я. Ильин, начальник отдела департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ.

«Дистанционные технологии позволяют давать качественное образование и строить общество, основанное на знаниях. Технологии - это решение немаловажной задачи обеспечения непрерывности образования», - подчеркнул Д. Бадарч, директор Московского бюро ЮНЕСКО.

О качестве электронного обучения на конференции говорили языком цифр. Были приведены результаты отчета по качеству обучения в США (Entering the Mainstream: The Quality and Extent of Online Education in the US) и отчета по электронному обучению в США (Growing by Degrees: Online Education in the United States). Представителям государственных вузов был задан вопрос: «Качество онлайн-курса не хуже традиционного? » Почти 50% респондентов выразили согласие, и только около 3% - несогласие.

Завершено внедрение e-Learning. Что дальше? Так прозвучала тема доклада В. Тихомирова, научного руководителя МЭСИ. Действительно, e-Learning в своем развитии прошел ряд этапов - от заочного обучения и телерадиоуниверситетов до Интернета, открывшего широкие возможности для общения преподавателя и студента. Сегодня созданы условия для международного обмена знаниями в реальном масштабе времени. В перспективе - развитие мобильного обучения (m-Learning) и «вездесущего, всепроникающего », по выражению корейских коллег, e-Learning (u-Learning). К слову, в настоящее время Республика Корея является одним из мировых лидеров использования информационных технологий в образовании. 64% национальных и государственных университетов страны уже применяют технологии электронного обучения. Образованы центры поддержки eLearning, охватывающие около 240 университетов и колледжей. Такие центры отвечают потребности в особой системе образования, ориентированной на пользователя, позволяют уменьшить разрыв в качестве образования между региональными университетами. Об

75

МЭСИ

www.mcsi.ru

Рецензии. Информация

153

этом рассказал на конференции г-н Сунг-Тэ Ли, исполнительный директор Информационной службы Кореи по образованию и научным исследованиям (KERIS).

Создание технопарков, объединение в единую информационную сеть всех вузов, внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс - таковы цели и задачи развития отечественного e-Learning, предусмотренные «Стратегией развития информационного общества России ». Однако при новых перспективах в нашей стране по-прежнему не решены многие старые проблемы. О них на конференции говорили представители и российской, и западной систем образования. Главные проблемы перечислил А. Ад-жемов, ректор Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ): «При неправильном применении технологий, например при погоне за быстрым финансовым успехом, качество электронного обучения начинает страдать. Вызывает опасение то, что обучающиеся могут утратить литературный язык, ведь компьютерщики общаются на своем «птичьем » языке. Еще одна проблема заключается в том, отечественная нормативноправовая база не успевает за тем, что могут предложить технологии».

Перед информационным обществом стоят и другие проблемы - права собственности и качества. «В эру перегруженности информацией надо отличать «качественные» знания», - отметил Д. Винсент, президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU). Правда, в России до сих пор остро стоит проблема получения знаний вообще. В то время как весь мир стремится к распространению открытых образовательных ресурсов, наша страна, наоборот, стремится их закрывать или предлагать за деньги. «Пример безвозмездной передачи знаний - Википедия, где «любители» критикуют «любителей », и в споре рождается истина », - наметил решение Д. Винсент.

Неформальное обучение в совместном общении учащихся может быть реализовано и с помощью технологий Web 2.0. О них рассказала Е. Тихомирова, директор Центра eLearning: «Технологии Web 2.0 позволяют улучшить отношения между студентами через блоги, формировать систему поддержки друг друга для студентов и преподавателей, создавать смешанные источники для обогащения сайта вуза и внутренних порталов. Теперь информация доступна многим без дополнительного редактирования ».

Качеству e-Learning был посвящен доклад ректора МЭСИ Н. Тихомировой. Она подчеркнула, что «возможности электронного обучения можно эффективно использовать только при обеспечении механизмов улучшения и оценки качества данного обучения. Данная оценка необходима для обеспечения внешней гарантии для потребителей. О каких бы системах сертификации мы ни говорили, главный человек - это студент, потребитель образовательных услуг».

Еще одну проблему - повышения квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети - обозначил на конференции В. Гаркуша, генеральный директор ООО «Виртуальные технологии в образовании». «Дополнительное профессиональное образование практически не субсидируется государством, - констатировал он. -Корпорации вынуждены сами проводить повышение квалификации и переподготовку».

На настоящий момент около 150 крупных предприятий РФ находятся на стадии внедрения или развития систем дистанционного обучения. Уже используют системы удаленного обучения такие компании, как«Сибнефть», «Русскийалюминий», «Ингосстрах», РАО «ЕЭС России » и другие. «Положительные отзывы об использовании электронного обучения (5 по пятибалльной шкале) получены от 61,1% обучаемых», - отметил В. Г аркуша.

Десятки докладов, представленных на конференции, не только подчеркнули преимущества использования новых технологий, но и поставили много новых вопросов. Одно несомненно: электронное обучение будет развиваться - и во многом благодаря помощи, которую смогут оказать друг другу специалисты, работающие в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.