Научная статья на тему 'Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом'

Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

Статья посвящена рассмотрению специфики развития сферы образования за рубежом. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в мире. Сформулирован вывод, что потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карамян Инара Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and the specific development of educational services ABROAD

The article is devoted to consideration of the specifics of development of sphere of education abroad. Identified main trends and regularities of the development of education in the world. Formulated conclusion that consumers exercise choice in favor of the educational institutions of the region, based not so much on the cost of training, as its quality

Текст научной работы на тему «Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом»

17.7. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗА РУБЕЖОМ

Карамян Инара Размиковна, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт», г. Кисловодск

nnn-nauka@yandex.ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению специфики развития сферы образования за рубежом. Выявлены основные тенденции и закономерности развития сферы образования в мире. Сформулирован вывод, что потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество.

Ключевые слова: рынок услуг; образовательные услуги; региональное развитие; тенденции развития.

TRENDS AND THE SPECIFIC DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES ABROAD

Karamyan Inara Razmikovna, Post-graduate student Nou VPO (NP) «Kislovodsk humanitarian-technical Institute», Moscow. Kislovodsk

nnn-nauka@yandex.ru

Annotation: the article is devoted to consideration of the specifics of development of sphere of education abroad. Identified main trends and regularities of the development of education in the world. Formulated conclusion that consumers exercise choice in favor of the educational institutions of the region, based not so much on the cost of training, as its quality

Keywords: market services; real estate services; regional development; trends of development

Проблема высшего образования является в настоящее время актуальной не только в нашей стране, но и за рубежом. Все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривают сферу высшего образования как наиболее приоритетную.

Высокий образовательный уровень рассматривается в развитых зарубежных странах как известная гарантия от безработицы. Увеличение занятости идет главным образом за счет лиц с относительно высоким образованием; именно для них предназначены, прежде всего, новые рабочие места. Преследуя цель более широкого охвата молодежи разными видами образования в рамках высшей школы наблюдается расширение вечернего и заочного обучения.

В США получило определенное распространение так называемое полуочное образование, когда часть занятий проходит в учебном заведении, а многие разделы курсов оставляются для самостоятельной работы. На Западе ряд ученых и общественных деятелей выступает за дальнейшее развитие заочного и вечернего обучения, считая это реальным проявлением демократизации высшего образования. Однако наиболее престижные университеты полагают,

что уровень подготовки там, как правило, уступает стационарному обучению1.

Для западных стран характерно интенсивное развитие неуниверситетского сектора высшего образования - трехгодичные и четырехгодичные высшие профессиональные школы. В результате в последние годы растет их популярность, и они начинают конкурировать с университетами благодаря менее продолжительному сроку обучения и четкой профессиональной направленности подготовки, что увеличивает спрос со стороны промышленных и коммерческих фирм на выпускников этих заведений.

До недавнего времени в западноевропейских странах гуманитарное образование считалось особенно перспективным. В последнее время, по мнению Б. Л. Вульфсона, иерархия разных направлений учебы меняется, естественнонаучная и техническая подготовки становятся более престижными и более перспективной2.

В Японии особенно наглядно обнаружилась диспропорция в количественном соотношении выпускников медицинских и инженерных направлений. Уже сейчас намечается дефицит инженеров. А к 2010 производству будет недоставать более миллиона технических специалистов. Объяснение простое -заработная плата инженера меньше зарплаты других специалистов3.

Таким образом, в связи с тем, что преподавательские кадры учебных заведений представляют собой важнейший фактор повышения качества высшего образования4, необходимо уделять особое внимание стимулированию труда, обеспечению достойного качества жизни и творческой деятельности педагогических работников, а также предоставлению им возможности обновлять и совершенствовать свои знания, что в свою очередь является первостепенной задачей государства, заинтересованного в будущем своих граждан.

В любой стране, где осуществляется реализация реформ, наблюдаются осложнения,

характеризующиеся наличием двух факторов: отсутствие механизмов их реализации и недостаток ресурсов5.

19 июля 1999 г. 29 государств подписали Болонскую декларацию, в которой были сформулированы общие цели и принципы создания единой европейской системы образования. При этом основной целью является повышение качества образования и создание условий для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей, другими словами, создание нового общества, более открытого, с широкими возможностями, что дает возможность пройти обучение в любом университете Европы.

1Филлипов Л. Д. Высшая школа США. - М., 1981. 328 с.

2Вульфсон Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и ХХ1 веков // Педагогика. 2002. № 10. С. 3 - 14.

3 Молев, М.Д. Сфера сервиса: региональная стратегия развития [Текст]/ М.Д.Молев.- Шахты: ЮРГУЭС, 2008.- 104с.

4 Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

5Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма

устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-

ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

Карамян И. Р.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЗА РУБЕЖОМ

В настоящее время во всем мире развивается дополнительное профессиональное образование руководителей предприятий и организаций, характеризующееся рассмотрением подготовки управленческих кадров высшей квалификации в качестве одного из важнейших факторов экономического развития страны.

При этом наблюдается многообразие форм, методов, организации подготовки менеджеров в разных странах мира. Английский стандарт МВА создан на основе концепции модульного обучения менеджеров-практиков, сочетающей изучение теории и методов решения управленческих проблем в школе бизнеса путем выполнения прикладных бизнес-проектов на предприятиях и в организациях.

Единство уровня образования по программам МВА обеспечивает Американская ассоциация

университетских школ бизнеса (AACSB - American Assembly of Collegiate Schools of Business), аккредитация которой имеет важное значение для американских школ бизнеса. AACSB, утверждающая стандарты МВА, имеет 1200 членов, в том числе 680 школ бизнеса, из которых 286 аккредитованы в AACSB. Лучшие школы США аккредитованы в AACSB. В остальном мире около 500 школ бизнеса выпускают более 10 тыс. магистров бизнеса в год6.

Выделяют следующие особенности МВА в США:

«1. Фундаментальная подготовка руководителя на базе высшего образования в области менеджмента и бизнеса.

2. Магистратура - третий уровень обучения с получением академической степени и практической ориентацией на руководство бизнесом.

3. Длительность обучения - от 10 до 24 мес. (7201100 академических часов). Очень большой объем занимает самостоятельная работа студента в библиотеке и над проектами.

4. Сочетание базовых курсов (от 720 ч) с профессиональными специализированными курсами по выбору (от 450 ч).

5. Интенсивная самостоятельная работа студентов с контролем знаний с помощью «зачетных очков».

6. Связь с практическим бизнесом, ориентированным на самостоятельное принятие решений (деловые игры, хозяйственные ситуации, работа над реальными проектами в фирмах).

7. Высокий уровень профессорского состава, значительная часть которого занимается конкретным бизнесом или консультированием компаний.

8. Зачет некоторых курсов ВВА в состав базовых курсов МВА. Включение некоторых базовых курсов магистратуры (МВА) в состав лекционных курсов аспирантуры (Ph.D.) Использование некоторых курсов EDP в качестве спецкурсов МВА»7.

Зачетная единица (или очко) соответствует 15 академическим часам в течение семестра (2 очка - 30

ч, 3 очка - 45 ч и т. д.). В настоящее время курсов более 45 ч не практикуется. Кредитные очки начисляются за участие в разработке проектов - 3-4 очка, защиту магистерской диссертации - 2-8 очков.

Общая программа МВА имеет от 48 до 72 очков, в том числе не менее 18 очков (270 ч) отводится на базовые курсы, 18 - на специализированные курсы, остальные - на курсы по выбору8.

Таким образом, наиболее важное значение для развития международного бизнеса и транснациональных компаний имеют

целенаправленное повышение квалификации и подготовка менеджеров высшей квалификации по программе МВА благодаря наличию высокого уровня базового профессионального образования, соответствующего профилю бизнеса (магистр или кандидат наук).

Подготовка менеджеров нового поколения требует более эффективного подхода к поиску будущих лидеров среди молодого населения страны. Вследствие разделения общества на классы (богатые, средние, бедные), нестандартного поведения лидеров в группе, часто приводящее к нарушению законов и правил, а также необходимости дополнительных инвестиций в развитие талантов - обусловлено применением мер по государственной поддержки одаренных людей, формирующих политическую, экономическую, научную и культурную элиту общества.

Что же касается основных мотивов партнеров, далеких от лидирующих позиций, то он представлены следующими направлениями9:

- освоением передового зарубежного опыта в реализации программ МВА: знакомством с учебным планом, организацией учебного процесса, получением доступа к учебникам и учебно-методическим материалам, изучением новых форм и методов обучения и т. д.;

- повышением квалификации профессорско-преподавательского состава;

- получением доступа к международным источникам и сетям образовательной и научной информации;

- возможностью участия в распределении и целевом использовании финансовых средств международных образовательных фондов;

- использованием приобретаемого по

международным проектам оборудования, учебных

программ и материалов для собственных нужд учебного процесса и сотрудников;

- расширением объема реализации образовательных

и сопутствующих услуг (включая оформление загранпаспортов, виз, проездных и других

необходимых документов и т. д.).

Отметим, что кроме перечисленных, существуют и общие для всех мотивы интернационализации образования по программе мВа и мотивы

сотрудничества равных партнеров, реализующиеся в различных формах.

Таким образом, образовательным услугам присущ положительный внешний эффект в результате выполнения ими социальной и экономической функции, что свидетельствует о получении выгоды от них не только потребителями, но и обществом в целом. Обусловлено это, прежде всего, его

6Егоршин А.П., Кучеренко В.И., Ванькина И.В. Маркетинг образования/

(http://fictionbook.ru/author/aleksandr_petrovich_egorshin/marketing.

obrazovaniya/read_online.html?page=4)

7 Там же.

8Егоршин А.П., Кучеренко В.И., Ванькина И.В. Маркетинг образования/

(http://fictionbook.ru/author/aleksandr_petrovich_egorshin/marketing,

obrazovaniya/read_online.html?page=4)

9 Там же.

социальной стабильностью, духовностью,

цивилизованностью, формированием человеческого капитала, ценность которого определяется объемом полученных знаний и способностью их использовать для получения конкретных экономических результатов.

Проведенный анализ процессов формирования и развития сферы образовательных услуг позволил выделить сопутствующие отраслевые проблемы в российской Федерации:

1. Отсутствие политической и экономической стабильности, оказывающее негативное воздействие на настроения в обществе в целом и сфере образовательных услуг, в частности.

2. Ухудшение кадровой составляющей учреждений сферы образовательных услуг, проявляющееся в старении работников, отток молодых специалистов в другие отрасли вследствие недостачного уровня оплаты труда и низкого социального признания результатов работы.

3. Сокращение капитальных вложений, высокая степень износа материально-технической базы большинства образовательных учреждений.

4. Несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточный контроль за исполнением норм законодательства в сфере образования, низкий уровень гарантий по обеспечению защиты прав индивида и субъектов образовательного процесса.

5. Снижение общего уровня образования среди населения и др.

Анализируя все вышесказанное можно выявить основные закономерности развития сферы образовательных услуг:

- сфера образовательных услуг является одной из главнейших отраслей, ориентированных на повышение качества жизни населения;

- транформация прав собственности в ходе реализации процессов приватизации на управление учреждениями сферы образования;

- формирование нового сегмента образовательных услуг, включающего ускоренное, дистанционное, деловое образование и др.;

- стимулирование развития конкурентных преимуществ, ориентированных на предоставление возможности выбора у потребителей образовательных услуг.

В настоящее время наблюдается доминирование предложения образовательных услуг, зачастую превышающее спрос, что оказывает непосредственное воздействие на отношение к основному потребителю услуг (студенту). Вместе с тем, наблюдается ситуация, когда потребители осуществляют выбор в пользу образовательных учреждений своего региона, ориентируясь не столько на стоимость обучения, сколько на его качество.

Список литературы:

1. Филлипов Л. Д. Высшая школа США. - М., 1981. 328 с.

2. Вульфсон Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже ХХ и ХХ1 веков // Педагогика. 2002. № 10. С. 3 - 14.

3. Молев, М.Д. Сфера сервиса: региональная стратегия развития/ М.Д.Молев.- Шахты: ЮРГУЭС, 2008.- 104с.

4. Дергиева А.И., Новоселова Н.Н. Исследование текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе// Инженерный вестник Дона (электронный журнал). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

5. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

6. Егоршин А.П., Кучеренко В.И., Ванькина И.В. Маркетинг образования/

(http://fictionbook.ru/author/aleksandr_petrovich_egorshin/

marketing_obrazovaniya/read_online.html?page=4)

7. Карамян И. Р. Исследование направлений модернизации механизмов предоставления образовательных услуг // Бизнес в законе №5, 2012, с. 127

Reference list:

1. Филлипов L. Dr.. Higher school of the United States. - M., 1981. 328.

2. Вульфсон B. L. The world educational space at the turn of the twentieth and of XX1 century // Pedagogy. 2002. № 10. With. 3 - 14.

3. Molev, M.. Services: regional development strategy/ М.Д.Молев.- Mines: ЮРГУЭС, 2008.- 104s.

4. Дергиева A.I., Aleksandr N.. Study of the current and prospective trends of development of educational services in the regions// journal of Engineering of the don (electronic magazine). 2012. № 1 // http://www.ivdon.ru

5. Novoselov S.. The formation of institutional mechanism of sustainable development of the enterprises of sphere of services in the environmental-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).P.238-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Егоршин A.P., Kucherenko V.I., Ванькина I.V. Marketing education/

(http://fictionbook.ru/author/aleksandr_petrovich_egorshin/

marketing_obrazovaniya/read_online.html?page=4)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Карамян И. Р. «Выявление тенденций и специфики развития сферы образовательных услуг за рубежом»

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами преодоления опасности накапливающегося отставания государства от мировых тенденций экономического и общественного развития. Наблюдается постепенное вхождение сферы образования в состав основных приоритетов российского общества и государства. Сфера образовательных услуг занимает уверенные позиции в формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Ее роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Однако динамику сферы образования необходимо поддерживать с помощью осуществления общенациональной образовательной политики, при содействии государства в проведении глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образовательная политика способствует постановке целей и решению задач развития образования, гарантирует их претворение в жизнь путем взаимодействия государства и общества. Следовательно, в современных условиях главной задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в целом.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры прикладной

информатики ФГБОУ ВПО

«Ставропольский государственный

аграрный университет», д.э.н., профессор

А. В. Шуваев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.