Научная статья на тему 'Выявление профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России'

Выявление профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
622
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA CADETS‘ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ КУРСАНТОВ / ВОЕННОГО ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / PROFESSIONAL SUITABILITY / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTE OF THE INTERNAL TROOPS / PROCESS OF STUDYING AND PROFESSIONAL SUITABILITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Д. В.

Целью данной работы является теоретический анализ понятия профессиональной пригодности и рассмотрение основных подходов к ее выявлению в высших образовательных учреждениях военно-профессионального образования внутренних войск МВД России. Несмотря на определенную разработанность этого вопроса в системе военного образования, существует ряд проблем, которые могут существенно отражаться на качестве подготовки квалифицированных кадров для внутренних войск. Методологической основой работы выступили положения современной философии, социологии, педагогики и психологии. Результатами исследования являются теоретико-методологические положения, которые можно использовать в современной психологии и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL SUITABILITY DETECTION OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTE OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA CADETS

The purpose of this work is theoretical analysis of concept of professional suitability and consideration of the main approaches to its identification in the highest educational institutions of military professional education of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Despite a certain readiness of this question in the system of military education, there is a number of problems which can significantly be reflected in the quality of preparation of qualified personnel for the internal troops. The provision of modern philosophy sociology pedagogics and psychology acted as methodological basis of work. Theoretical and methodological provisions which can be used in modern psychology and educational practice are the results of the research.

Текст научной работы на тему «Выявление профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России»

Далее, проведя корреляционный анализ, мы определили, что выявленные факторы являются значимыми для формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий (Р <0,05).

Выбранные модельные факторы были объединены в компоненты:

- когнитивно-рефлексивный (знания по физической культуре, рефлексивность, творческая активность);

- мотивационный (мотивационная готовность, целеустремленность);

- психофизический (уровень здоровья, двигательная активность, стрессо-устойчивость, самочувствие, время принятия ре-

Библиографический список

шений, уровень функциональных возможностей, концентрация внимания);

- личностный (самостоятельность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль). На основе выявленных компонентов, с учетом разработанных этапов (идентификации, актуализации, индивидуализации), была апробирована модель сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

Таким образом, созданная нами педагогическая модель позволит в дальнейшем разрабатывать пути целенаправленного совершенствования учебного процесса, направленного на достижение высокого уровня сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

1. Скупченко, Е.А. Новый образ физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в Комсомольском-на-Амуре гос. техни-

ческом университете / Е.А. Скупченко, В.К. Стручков // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре. - 2012. - № II-2(10).

2. Матухно, Е.В. Фактор готовности в формировании установки на успешность в профессиональной деятельности // Ученые записки

Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре. - 2010. -

№ 111-2(3).

3. Штоф, В.А. Моделирование и философия. - М., 1966.

4. Treliven, P. Neurocomputers. - London: Univercity college, 1989.

Bibliography

1. Skupchenko, E.A. Novihyj obraz fizkuljturnogo obrazovaniya studentov s oslablennihm zdorovjem v Komsomoljskom-na-Amure gos. tekhnicheskom universitete / E.A. Skupchenko, V.K. Struchkov // Uchenihe zapiski Komsomoljskogo-na-Amure gos. tekhn. universiteta. Nauki o cheloveke, obthestve i kuljture. - Komsomoljsk-na-Amure. - 2012. - № II-2(10).

2. Matukhno, E.V. Faktor gotovnosti v formirovanii ustanovki na uspeshnostj v professionaljnoyj deyateljnosti // Uchenihe zapiski Komsomoljskogo-na-Amure gos. tekhn. universiteta. Nauki o cheloveke, obthestve i kuljture. - Komsomoljsk-na-Amure. - 2010. - № III-2 (3).

3. Shtof, V.A. Modelirovanie i filosofiya. - M., 1966.

4. Treliven, P. Neurocomputers. - London: Univercity college, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.05.13

УДК 316.6

Smirnov D. V. THE PROFESSIONAL SUITABILITY DETECTION OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTE OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA CADETS. The purpose of this work is theoretical analysis of concept of professional suitability and consideration of the main approaches to its identification in the highest educational institutions of military professional education of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Despite a certain readiness of this question in the system of military education, there is a number of problems which can significantly be reflected in the quality of preparation of qualified personnel for the internal troops. The provision of modern philosophy sociology pedagogics and psychology acted as methodological basis of work. Theoretical and methodological provisions which can be used in modern psychology and educational practice are the results of the research.

Key words: professional suitability, Military higher education institute of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia cadets‘ process of studying and professional suitability assessment.

Д.В. Смирнов, начальник лаборатории профессионального отбора отдела по работе с личным составом

Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России,

г. Новосибирск, E-mail: denis_smirnov@211.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Целью данной работы является теоретический анализ понятия профессиональной пригодности и рассмотрение основных подходов к ее выявлению в высших образовательных учреждениях военно-профессионального образования внутренних войск МВД России. Несмотря на определенную разработанность этого вопроса в системе военного образования, существует ряд проблем, которые могут существенно отражаться на качестве подготовки квалифицированных кадров для внутренних войск. Методологической основой работы выступили положения современной философии, социологии, педагогики и психологии. Результатами исследования являются теоретико-методологические положения, которые можно использовать в современной психологии и образовательной практике.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, процесс изучения и оценки профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России.

Социально-психологические исследования, проводимые в военных вузах внутренних войск МВД России показывают, что за последние пять лет значительно увеличилось количество лиц (более 35%), отнесенных по результатам профессионального

психологического исследования к третьей категории профессиональной пригодности, т.е. минимально соответствующих предъявляемым требованиям профессии и условно рекомендуемых для обучения. Многие из них, ввиду различных обстоя-

тельств, связанных как с демографической проблемой страны, так и другими, отбираются и проходят обучение в военном институте.

Прежде всего, речь идет о социально дезадаптированных юношах, которые могут быть ограничены к получению профессионального образования по состоянию психологического здоровья, при котором выявляются скрытые или явные акцентуации характера (т.е. нарушения адаптации или непродуктивные действия), имеются отдельные признаки нервно-психической неустойчивости и снижены такие показатели как: формирование личностных характеристик; военно-профессиональная направленность (мотивация); организаторские способности; особенности общения и поведения в коллективе; образовательная и профессиональная подготовленность.

По нашему мнению, данной проблеме не всегда уделяется должное внимание, что в значительной мере может отрицательно влиять на систему профессиональной подготовки квалифицированных кадров для внутренних войск МВД России.

Исходя из вышесказанного и на основе анализа различной литературы, не до конца разработанными являются вопросы, связанные с изучением и оценкой профессиональной пригодности курсантов военных вузов. Поэтому рассмотрение данных проблемных вопросов в вузах внутренних войск МВД России, на сегодняшний день, представляется актуальным.

Прежде чем приступить к рассмотрению указанной проблемы необходимо сказать, что военный вуз является одним из социальных институтов военной организации, которая представляет собой целенаправленную социальную систему для решения определенных задач, связанных, прежде всего с обеспечением военной безопасности страны методами и средствами вооруженной борьбы [1].

Наряду с военной организацией различные государственные и социальные институты страны все больше внимания также начинают уделять качеству уровня образования и профессиональной подготовленности современной молодежи. Еще совсем недавно любому молодому человеку при устройстве на работу, было достаточно предоставить диплом о высшем профессиональном образовании. Практика последних лет показывает, что современного работодателя интересует не только официальный документ об образовании, но и индивидуально-психологические особенности личности, уровень способностей молодого человека, пригодность его к профессиональной деятельности. По-

этому в большинстве организаций в настоящее время для оценки тех или иных способностей будущего работника стали привлекаться специалисты, занимающиеся изучением и оценкой профессиональной пригодности к конкретной трудовой деятельности.

Чтобы определить соответствие индивидуально-психологических особенностей человека и уровня его профессиональной подготовленности требованиям профессии по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Его осуществление порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности, подобрать либо сконструировать средства диагностики профессионально значимых качеств человека [2].

Различные исследования, связанные с психологией труда, показывают, что в общем виде профессиональная пригодность человека представляется как соответствие его личности к профессии, раскрываемое через призму определенного комплекса взаимных требований. При этом необходимо заметить, что основной приоритет в большинстве случаев отдается требованиям профессии к личности, а не наоборот, что в свою очередь может приводить к возникновению проблемы соответствия личности и профессии. Так, если в гражданской организации во многих случаях от работника требуется его соответствие требованиям к профессии, то в военной организации, исходя из ее специфики, должны соблюдаться оба условия, т.е. учитываться как требования профессии к личности, так и требования личности к профессии. Соблюдение данного условия является необходимым для существующей системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

Прежде всего, профессиональная пригодность человека рассматривается в двух аспектах:

- как совокупность исходных индивидуальных качеств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (или классу деятельностей);

- как система наличных, сформированных и взаимосвязанных качеств субъекта деятельности (профессиональных, психологических и др.), обеспечивающих эффективное выполнение конкретных профессиональных задач [3].

В целом, профессиональная пригодность представляет собой сочетание природных задатков и способностей человека, наличие которых является необходимым условием для успешно-

Навыки, опыт, выучка

Рис. 1. Структурные компоненты профессиональной пригодности по Е.А. Климову

Рис. 2. Принципы определения профессиональной пригодности

го формирования таких свойств его личности, которые соответствуют требованиям профессии, что в дальнейшем обеспечит высокий уровень эффективности обучения, работоспособности и успешности. Е.А. Климов, рассматривая профессиональную пригодность, выделил пять ее структурных компонентов (рис. 1).

Выделенные пять компонентов структуры образуют слово «ГОДЕН», а содержание каждого компонента в разных профессиях может изменяться в зависимости от специфики самой профессии. На основе учета психологических и медицинских предпосылок успешности деятельности Е.А. Климов выделил четыре вида профессиональной пригодности человека к профессии: непригодность, годность, соответствие и призвание [4].

Кратко опишем данные виды профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Может быть временной или практически непреодолимой. В основном ее выделяют, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые возможно будут несовместимы с предстоящей профессиональной деятельностью, и работа в данной профессии может ухудшать состояние человека. Вместе с тем, противопоказания могут быть не только медицинские, но и психологические, т.к. те или иные стойкие личные качества человека могут стать преградой для овладения конкретной профессией.

2. Годность. При ее выявлении нет противопоказаний, но и нет очевидных показаний. Поэтому человек может при определенных усилиях стать успешным в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Соответствие. Характеризуется отсутствием противопоказаний и наличием у человека определенных личных качеств, которые соответствуют как требованиям конкретной профессии, так и других предпосылок, таких как выраженный интерес к профессии, наличие определенного опыта работы в данной области.

4. Призвание. Характеризуется как высший уровень профессиональной пригодности, прежде всего тем, что во всех элементах структуры данной пригодности человека присутствуют явные признаки соответствия требованиям профессии, которыми человек может значительно выделяться среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития.

Таким образом, оценивая профессиональную пригодность человека необходимо отметить, что все люди отличаются друг от друга своими личными качествами, которые могут оказывать как положительное влияние на успешность в профессиональной деятельности, так и отрицательное. Поэтому в каждом случае необходим принцип индивидуального подхода.

Говоря о принципах определения профессиональной пригодности с учетом научного обоснования проблемы ее оценки различными авторами, такими как А.Н. Леонтьев, К.М. Гуревич, М.Р Гинзбург, В.А. Бодров, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов и др., можно выделить ряд «принципиальных положений, которые определяют методологию психологического обследования и организационные формы его проведения, а также связь результатов определения пригодности с другими формами обеспечения успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности», и реализуются в соответствующих подходах к изучению профессиональной пригодности [5, с. 21], (рис 2).

Процесс формирования и развития профессиональной пригодности человека на пути его профессионализации как непрерывного процесса становления личности, проходит ряд этапов, основными из которых являются следующие (рис. 3).

Каждый из этапов определяется показателями успешности формирования профессиональной пригодности. Так, на этапе трудового воспитания и обучения оценивание проводится на основе качественных показателей, которые имеют стимулирующий, направляющий и осведомительный характер.

Рис. 3. Этапы формирования и развития профессиональной пригодности

На этапах профессиональной ориентации и профессионального отбора производится диагностика психологических качеств личности, которые профессионально важны для конкретной профессии. Этап профессиональной подготовки предполагает применение результирующих и психофизиологических показателей оценки выполнения заданий. Уровень профессиональной адаптации человека определяется на следующем этапе по показателям выполнения им профессиональных норм и качественным оценкам его социально-психологической адаптации.

На этапе профессиональной деятельности показателями профессиональной пригодности служат данные об эффективности, надежности и безопасности труда, а также сведения о заболеваемости человека. Этап профессиональной аттестации предполагает оценку текущих трудовых достижений и предпосылок для успешного выполнения новых профессиональных функций. И на этапе профессиональной реабилитации оценке подвергается полнота, устойчивость и скорость восстановления профессиональной работоспособности человека.

Таким образом, рассмотрев понятие, структуру, основные принципы и подходы к изучению профессиональной пригодности мы можем сделать вывод о том, что она имеет большое значение, как для профессиональной деятельности, так и для самого человека, который является субъектом этой деятельности, и посредством взаимодействия с которой происходит психологическое становление его личности. Тем не менее, нельзя предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность, она может развиваться беспредельно и практические пределы развития человеческих способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения, но вовсе не заложены в них самих [6].

Рассматривая профессиональную пригодность курсантов военного вуза необходимо сказать, что ввиду своеобразия социальных условий, в которых происходит формирование их личности, т.е. в условиях военизированной организации, развитие пригодности имеет свою специфику, что в свою очередь обуславливает своеобразное содержание психических и психологических особенностей каждого военнослужащего. Прежде всего, данное содержание выражается направленностью личности, особенностями волевой, мотивационной и эмоциональной сфер, особенностями характера и темперамента, а также характерными социокультурно обусловленными ценностными ориентация-

ми, особенностями стереотипов поведения, эмоционального восприятия и реагирования в различных ситуациях.

Специфической особенностью воинской деятельности является факт постоянного взаимодействия ее субъектов, что обуславливает постоянные изменения как условий военно-профессиональной деятельности, так и самого человека как участника военизированной организации. Военнослужащий постоянно находится в состоянии необходимости разрешения противоречий, что дает ему возможность пережить качественные изменения, а потребность восстановить баланс между содержанием его психологических особенностей и условиями профессиональной деятельности вынуждают проявлять достаточно высокую психологическую активность. Ограничения данной активности на любом из этапов формирования профессиональной пригодности сразу же могут приводить к нарушению функционирования ведущих компонентов психологической структуры личности (росту личностной напряженности, психологическому дискомфорту и др.).

Процесс изучения и оценки профессиональной пригодности курсантов военного вуза происходит в рамках проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, который позволяет избежать многих проблем, которые, например, могут возникать у студентов гражданских вузов. Успешность обучения курсантов и качество их дальнейшей профессиональной деятельности напрямую зависят от проводимого профессионального психологического отбора, основной задачей которого является определение профессиональной пригодности кандидатов, которые по своим нравственным качествам, общественной и трудовой активности, военно-профессиональной направленности, психологическим данным и психофизиологическим особенностям соответствует требованиям учебной и военно-профессиональной деятельности. Определение уровня этих качеств в значительной степени позволяет оценивать способности человека к овладению соответствующих навыков, его обучаемость, профессиональную работоспособность и прогнозировать успешность психологического формирования его личности.

Мероприятия профессионального психологического отбора в военном вузе включают проведение обязательного психологического обследования, которое позволяет оценивать познавательные психические процессы кандидатов (восприятие, внимание, память, мышление); психологические особенности личнос-

ти (темперамент, характер, способности); свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность); уровень нервно-психической устойчивости. Экспертиза профессиональной психологической пригодности осуществляется путем проведения комплексного психодиагностического обследования, включающего изучение психологических и психофизиологических качеств кандидатов на обучение с использованием методов (методик), отражающих его специфику. При проведении психодиагностического обследования используются рекомендуемые документами по профессиональному психологическому отбору основные и дополнительные методы и методики, с обязательным соблюдением стандартов их применения (унифицированные тексты инструкций, стимульный материал, условия и приемы тестирования, способы обработки результатов) [7].

Так, для изучения свойств интеллекта используются методики, представляющие собой задания по обработке различных видов информации: словесной, цифровой, образной, символьной и другой. С их помощью оценивается возможность выполнения обследуемыми интеллектуальных (мыслительных) операций, включенных в различные виды военно-профессиональной деятельности. К ним относятся: опознание и классификация стимулов, определение пространственной ориентации и мысленные преобразования объектов в пространстве, операции с числами и многие другие.

Важная роль при определении профессиональной пригодности в военном вузе отводится оценке уровня нервно-психической устойчивости. Связанно это, прежде всего с тем, что военная служба сопряжена с повышенными психическими нагрузками, требующими быстрой адаптации к ее условиям, отношениями в коллективе, действиями экстремальных факторов и большими физическими нагрузками.

Движения человека играют огромную роль в приспособлении к военной среде и активном ее преобразовании, поэтому особое значение в определении уровня профессиональной пригодности имеют психомоторные качества, объединяющие индивидуальные особенности двигательной активности личности (скорость реакции, координация, быстрота, частота движений и другие свойства). Их роль особенно очевидна для специалистов, профессиональная деятельность которых включает достаточно сложные двигательные действия, в особенности это касается подготовки офицеров для подразделений специального назначения.

В целом, структура профессиональной пригодности курсантов представлена совокупностью различных компонентов, находящихся в основе ее диагностики, таких как: профессионально важные качества; военно-профессиональной мотивация; общеобразовательная и профессиональной подготовленности.

Профессионально-важные качества представляют собой совокупность духовных, психических и физических свойств человека, необходимых и достаточных для успешного овладения определенной профессией, эффективной работы и карьеры в данной специальности [8]. Готовность курсанта, с точки зрения психофизиологии, к предстоящей профессиональной деятельности в качестве офицера предполагает высокую степень сфор-мированности его профессионально-важных качеств.

Военно-профессиональная мотивация курсантов предполагает наличие совокупности личностных и общественно значимых потребностей, которые на различных уровнях ими интерио-ризируются. В целом, мотивы военно-профессиональной деятельности курсантов рассматриваются как осознанные внутренние побуждения, определяющие направленность их активности в профессиональном поведении и ориентации на различные стороны профессиональной деятельности.

Под профессиональной и общеобразовательной подготовленностью понимается усвоение курсантом необходимого учебного материала, лежащего в основе изучения соответствующего вида профессиональной деятельности на требуемом уровне. Они находятся в постоянной взаимосвязи, что требует постоянного преобразования методов и средств обучения, организации образовательного процесса.

Таким образом, действующая в военных вузах система профессионального отбора кандидатов на обучение и курсантов, в целом, способствует качественному определению структурных компонентов профессиональной пригодности, и позволяет прогнозировать успешность подготовки курсантов по специальности. Тем не менее, с учетом постоянного изменения социума военизированной организации и особенностей психологического развития современной молодежи, в вузах внутренних войск МВД России, необходимо совершенствование системы официально установленных психологических требований и методов психо-лого-эргономической оценки психологической составляющей профессиональной пригодности. Это позволит значительно улучшить качество подготовки будущих специалистов и создать необходимые условия для успешного формирования личности офицера.

Библиографический список

1. Агранат, Д.Л. Социализация личности в военизированных организациях: проблемы, нормы и отклонения. - М., 2010.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - М.; Екатеринбург, 2003.

3. Павлова, А.М. Психология труда: учеб. пособие / под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург, 2008.

4. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. - М., 1997.

5. Бодров, В.А.Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов - М., 2001.

6. Теплов, Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИИ психологии. - М., 1941. -Т. II.

7. Методика организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД РФ и учебу в образовательные учреждения МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД при перемещении по службе: методические рекомендации ГУК и МУ МВД России. - М., 2009.

8. Барташев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Барташев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. - СПб., 2007.

Bibliography

1. Agranat, D.L. Socializaciya lichnosti v voenizirovannihkh organizaciyakh: problemih, normih i otkloneniya. - M., 2010.

2. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professiyj: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. - M.; Ekaterinburg, 2003.

3. Pavlova, A.M. Psikhologiya truda: ucheb. posobie / pod red. Eh.F. Zeera. - Ekaterinburg, 2008.

4. Klimov, E.A. Osnovih psikhologii: uchebnik dlya vuzov. - M., 1997.

5. Bodrov, V.A.Psikhologiya professionaljnoyj prigodnosti: ucheb. posobie dlya vuzov - M., 2001.

6. Teplov, B.M. Sposobnosti i odarennostj // Uchenihe zapiski GNII psikhologii. - M., 1941. -T. II.

7. Metodika organizacii professionaljnogo psikhologicheskogo otbora kandidatov na sluzhbu v OVD RF i uchebu v obrazovateljnihe uchrezhdeniya MVD Rossii, a takzhe sotrudnikov organov, podrazdeleniyj, uchrezhdeniyj sistemih MVD pri peremethenii po sluzhbe: metodicheskie rekomendacii GUK i MU MVD Rossii. - M., 2009.

8. Bartashev, A.V. Diagnostika professionaljno vazhnihkh kachestv / A.V. Bartashev, I.Yu. Alekseeva, E.V. Mayjorova. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 14.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.