Научная статья на тему 'Выявление приоритетных компетенций студентов направления подготовки «Экология» в рамках проекта «Тюнинг»'

Выявление приоритетных компетенций студентов направления подготовки «Экология» в рамках проекта «Тюнинг» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ «ТЮНИНГ» / ОБЩИЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / TUNING METHODOLOGY / SPECIFIC AND GENERIC COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / ENVIRONMENTAL EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малькова Ирина Леонидовна

Представлены итоги опроса работодателей, преподавателей, студентов и выпускников направления подготовки «Экология» по оценке важности и уровня реализации общих и предметных компетенций, проведенного в рамках программы Европейской комиссии Темпус IV «Внедрение методологии Тюнинг в систему образования Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малькова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detection of priority competences of students of the direction of preparation «Ecology» within the «Tuning» project

The article deals with the analysis of the survey conducted with the aim of validating the list of subject specific and generic competences in subject area Ecology. The survey of academics, employers, students and graduates was initiated by the programme of the European Commission Tempus IV Implementation of Tuning methodology into the system of education of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Выявление приоритетных компетенций студентов направления подготовки «Экология» в рамках проекта «Тюнинг»»

Экологическое образование

УДК 372.891 (045)

И.Л. Малькова

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЭКОЛОГИЯ» В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЮНИНГ»

Представлены итоги опроса работодателей, преподавателей, студентов и выпускников направления подготовки «Экология» по оценке важности и уровня реализации общих и предметных компетенций, проведенного в рамках программы Европейской комиссии Темпус IV «Внедрение методологии “Тюнинг” в систему образования Российской Федерации».

Ключевые слова: методология «Тюнинг», общие и предметные компетенции, компетентностный подход, экологическое образование в высшей школе.

Удмуртский госуниверситет с 2010 г. участвует в реализации международного проекта «Создание сети центров “Тюнинг” в российских вузах в рамках программы Европейской комиссии Темпус IV «Внедрение методологии “Тюнинг” в систему образования Российской Федерации». Проект нацелен на выработку сопоставимых учебных планов для университетов России и Европы. Итогом проекта должны стать результаты обучения, выраженные в компетенциях и кредитах.

В этом проекте участвуют около двадцати российских и европейских университетов. Российские университеты объединены в предметные группы по отдельным направлениям подготовки.

Кафедра природопользования и экологического картографирования географического факультета и кафедра общей экологии биолого-химического факультета УдГУ входят в рабочую группу по направлению «Экология». В данную группу, кроме УдГУ, также входят Астраханский государственный университет, Донской государственный технический университет, Московский государственный университет, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Новгородский госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Тверской государственный университет.

Одним из первых этапов работы в рамках проекта стало выявление и описание списков компетенций для первого и второго образовательных уровней в нескольких предметных областях. Именно формулировка компетенций является начальным этапом в логике разработки образовательных программ. В рамках проекта «Тюнинг» компетенция представляет собой динамичную комбинацию мировоззрения, знаний, понимания, умений, навыков и способностей [2]. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) компетенция понимается как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1]. Таким образом, видно, что такое понимание компетенции близко европейскому представлению.

В большинстве случаев европейские компетенции сформулированы более лаконично, конкретно и детально, в отличие от российских. Тем не менее, в обеих системах высшего профессионального образования нет принципиальных различий в формулировании общих компетенций. Это говорит о возможности сближения европейских и российских образовательных программ.

Список общих компетенций в дальнейшем был согласован с другими рабочими группами -участниками проекта «Тюнинг». Список предметных компетенций был составлен на основе методологии «Тюнинг», собственного опыта, а также ФГОСа для бакалавров и магистров с учетом специализаций в рамках направления подготовки «Экология».

В конечном итоге в базовую модель вошло 30 общих компетенций:

1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

2. Умение работать в команде.

3. Способность к созданию новых идей (креативность).

4. Способность определять, формулировать и решать проблемы.

5. Способность разрабатывать проекты и управлять ими.

6. Способность применять знания на практике.

7. Способность общаться на иностранном языке.

2012. Вып. 3 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

8. Способность пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

9. Способность к самообразованию.

10. Способность к общению в устной и письменной форме на родном языке.

11. Способность работать самостоятельно.

12. Способность принимать обдуманные решения.

13. Способность мыслить критически.

14. Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества.

15. Способность действовать в соответствии с принципами социальной ответственности и гражданского сознания.

16. Способность действовать в соответствии с этическими нормами.

17. Преданность идее охраны окружающей среды.

18. Способность общаться на профессиональные темы с неспециалистами в своей области.

19. Способность планировать и распределять свое время.

20. Способность оценивать и поддерживать качество выполняемой работы.

21. Способность к критике и самокритике.

22. Способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников.

23. Ответственное отношение к вопросам безопасности.

24. Навыки межличностного общения.

25. Способность проводить научное исследование на должном уровне.

26. Знание и понимание предметной области и профессии.

27. Способность разрешать конфликты и вести переговоры.

28. Нацеленность на достижение качества.

29. Нацеленность на достижение результата.

30. Способность к инновационной деятельности.

По направлению «Экология» в список предметно-специфических вошло 18 компетенций:

1. Знать и понимать основные факты, концепты, процессы, принципы и теории экологии.

2. Понимать принципы деятельности и ответственность специалистов в сфере экологии и их роль в обществе.

3. Обладать знаниями по смежным дисциплинам.

4. Самостоятельно анализировать элементы окружающей среды в полевых и лабораторных условиях, описывать, оформлять документально и представлять результаты исследования.

5. Эффективно применять основные принципы естественных и гуманитарных наук к решению современных экологических проблем.

6. Понимать и использовать специальные термины при решении экологических проблем.

7. Уметь четко формулировать сущность технических проблем экологии, используя данные смежных областей.

8. Взаимодействовать с представителями других направлений при решении важных стратегических задач в области экологии.

9. Выбирать и применять необходимые инструменты для анализа и обработки информации по вопросам экологии.

10. Адекватно оценивать источники информации по вопросам экологии.

11. Определять стратегические направления решения экологических проблем с учетом этических норм общества и региональных потребностей.

12. Демонстрировать глубокие знания в одном из узкоспециализированных направлений экологии.

13. Быть способным разработать и реализовать стратегический план мероприятий по решению экологических проблем.

14. Обладать навыками ведения презентаций и дискуссий на экологическую тематику со специалистами различных областей.

15. Быть способным вести преподавательскую деятельность по направлению «Экология».

16. Понимать взаимодействие процессов окружающей среды и оценивать их последствия.

17. Представлять результаты своих исследований в устном и письменном виде.

18. Проводить самостоятельные, оригинальные, научно и практически значимые исследования в сфере экологии.

Далее для корректировки этих списков оценивалась степень важности и уровень реализации каждой компетенции.

Оценка компетенций проводилась на основе опроса, в котором приняли участие респонденты четырех групп, так или иначе задействованных в образовательном процессе: работодатели, преподаватели, студенты 5-го курса и выпускники последних 5 лет (табл. 1). Среди работодателей были представители министерств и ведомств, производств, природоохранных и образовательных учреждений, то есть те, кто на сегодняшний день формирует рынок труда в области охраны окружающей среды. Группа выпускников была представлена инженерами-экологами, инженерами и инспекторами по охране окружающей среды, специалистами отделов экологического проектирования, педагогами дополнительного образования и др.

Таблица 1

Количество респондентов, принявших участие в опросе по направлению «Экология»

Количество опрошенных

Группы респондентов по общим по предметным

компетенциям компетенциям

Преподаватели 196 188

Работодатели 193 192

Студенты 268 250

Выпускники 262 250

Всего 919 880

Респондентам было предложено по четырехбалльной шкале оценить степень важности и уровень реализации компетенций, что в дальнейшем легло в основу их ранжирования. При этом были использованы методы качественного анализа и одномерной статистики.

Таким образом, результаты исследования представляют собой оценку базовых компетенций, обусловленных общими тенденциями развития конкурентности на рынке труда, требованиями работодателей к системе высшего профессионального образования в условиях перехода на новый уровень образования. Результаты опроса дают возможность оценить профессиональную компетентность выпускников представителями всех групп участников образовательного процесса. Позволяют увидеть соотношение запросов работодателей с тем, что предлагают сегодня высшие учебные заведения и наметить необходимые корректировки образовательных программ для повышения конкурентноспособности выпускников на рынке труда.

Результаты опроса по оценке общих компетенций показали следующее (рис. 1-4). Наиболее высоко была оценена важность таких общих компетенций, как:

- способность применять знания на практике;

- знание и понимание предметной области и профессии;

- способность принимать обдуманные решения;

- нацеленность на достижение результата.

Как наименее значимые во всех четырех группах были отмечены следующие компетенции:

- понимание и уважение разнообразия мультикультурности общества;

- способность общаться на иностранном языке;

- способность к инновационной деятельности.

Схожим образом были проранжированы общие компетенции во всех девяти предметных группах. За исключением компетенции «Преданность идее охраны окружающей среды», которая по результатам общего опроса попала в список наименее важных, а в группе «Экология» занимает одну из лидирующих позиций.

Уровень реализации достаточно высоко был оценен по следующим общим компетенциям:

- преданность идее окружающей среды;

- знание и понимание предметной области и профессии.

Также, с точки зрения работодателей, был отмечен высокий уровень достижения таких компетенций, как:

- нацеленность на достижение результата;

- навыки межличностного общения;

- умение работать в команде.

В наименьшей степени уровень реализации был указан по следующим компетенциям:

- способность к инновационной деятельности;

- способность общаться на иностранном языке.

Работодатели как слабо реализованную компетенцию отметили «Способность к созданию новых идей».

Стоит отметить, что по направлению «Экология» наименьшие оценки уровня реализации компетенций были получены среди преподавателей (рис. 5). Это одна из немногих рабочих групп проекта, в которой преподаватели оценили профессиональную пригодность своих студентов значительно ниже, чем работодатели. Наиболее высокие баллы, как и в большинстве других групп, были получены среди студентов.

Все группы

преподаватели работодатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выпускники

Рис. 5. Оценка уровня реализации общих компетенций (по четырехбалльной шкале)

Сходимость результатов опроса всех четырех групп достаточно высока - коэффициент корреляции более 0,75 (табл. 2). В большинстве случаев расхождения отмечены между работодателями и студентами. Видимо, даже при наличии производственных и предквалификационных практик на старших курсах студенты далеко не всегда адекватно оценивают свои знания, умения и навыки относительно требований работодателей. Ранжирование компетенций выявило наибольшие расхождения между группами преподавателей и работодателей (0, 75).

Таблица 2

Уровень корреляции результатов оценки общих компетенций между группами респондентов

Важность преподаватели работодатели студенты

работодатели 0,82

студенты 0,83 0,81

выпускники 0,88 0,9 0,89

Уровень реализации работодатели 0,91

студенты 0,87 0,86

выпускники 0,93 0,91 0,93

Ранжирование работодатели 0,75

студенты 0,85 0,84

выпускники 0,92 0,85 0,94

Результаты опроса во всех группах респондентов показали достаточно выраженную закономерность - чем важнее компетенции, тем ниже уровень их реализации и наоборот. Единственной компетенцией, где отмечено совпадение «желаемого и действительного» является «Понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества». Эта компетенция попала в категорию наименее значимых.

Анализ опроса важности предметно-специфических компетенций показал наименьшую сходимость оценочных баллов между группой работодателей и группами преподавателей и студентов (рис. 6). Из наиболее важных для выпускника-эколога были названы следующие компетенции:

- понимать взаимодействие процессов окружающей среды и оценивать их последствия;

- знать и понимать основные факты, концепты, процессы, принципы и теории экологии;

- адекватно оценивать источники информации по вопросам экологии.

Эти же компетенции были указаны как наиболее реализованные. В числе наиболее важных работодатели также отметили компетенции сугубо практической направленности:

- понимать принципы деятельности и ответственности специалистов в сфере экологии и их роль в обществе;

- самостоятельно анализировать элементы окружающей среды в полевых и лабораторных условиях, описывать, оформлять документально и представлять результаты исследования;

- выбирать и применять необходимые инструменты для анализа и обработки информации по вопросам экологии.

По мнению большинства опрошенных, наименее важными оказались такие компетенции, как:

- быть способным вести преподавательскую деятельность по направлению «Экология»;

- понимать и использовать специальные термины при решении экологических проблем.

Невостребованной работодателями является компетенция уровня магистра - проводить самостоятельные, оригинальные, научно и практически значимые исследования в сфере экологии.

Как и в случае с общими компетенциями, оценка уровня реализации в группе преподавателей оказалась наименьшей по всем предметно-специфическим компетенциям (рис. 7). За исключением первой компетенции все остальные оценены на уровне менее трех баллов. Из всех рабочих групп, участвующих в проекте, аналогичная ситуация характерна только для направления «Инженерная экология». Но в этой группе все без исключения респонденты поставили менее трех баллов. В группе «Экология» средняя оценка составила 2, 995 балла (рис. 8).

Наименьший уровень сходимости отмечен между группами студентов и преподавателей -коэффициент корреляции равен 0,67 (табл. 3). Студенты почти всех направлений подготовки оценивают свои знания и умения выше, чем преподаватели.

— преподаватели —■— работодатели

студенты — *— выпускники

Рис. 7. Оценка уровня реализации предметно-специфических компетенций

Рис. 8. Средние оценки уровня реализации предметных компетенций по направлению «Экология»

Как наименее реализованные были отмечены следующие предметно-специфические компетенции:

- быть способным разработать и реализовать стратегический план мероприятий по решению экологических проблем;

- эффективно применять основные принципы естественных и гумманитарных наук к решению современных экологических проблем.

Таблица 3

Уровень корреляции результатов оценки предметных компетенций между группами респондентов

Важность преподаватели работодатели студенты

работодатели 0,76

студенты 0,82 0,75

выпускники 0,81 0,85 0,85

Уровень реализации работодатели 0,83

студенты 0,67 0,84

выпускники 0,87 0,87 0,79

Ранжирование работодатели 0,89

студенты 0,85 0,85

выпускники 0,89 0,89 0,91

Таким образом, проведенный опрос позволяет сделать некоторые выводы и в то же время ставит новые встречные вопросы. Некоторые из полученных результатов были предсказуемы, например, высокая самооценка студентов. Отдельные результаты обнадеживают, например, достаточно высокие оценки профессиональной подготовки выпускников-экологов со стороны работодателей.

Есть моменты, которые требуют более детального подхода к рассмотрению проблемы. Прежде всего, это несовпадение требований к компетенциям выпускников со стороны преподавателей и работодателей. Работодателю в большинстве случаев нужен довольно узкоспециализированный работник, причем, на уровне бакалавра, умеющий по шаблону, по инструкции выполнять определенный набор функций. В очень редких случаях приветствуются инициативность, креативность, инновационная деятельность, не говоря уже о научной значимости результатов деятельности. Преподаватели придерживаются традиционной точки зрения, что выпускник вуза - это, прежде всего, интеллигентный человек. В этом случае, какие требования должны учитываться при проектировании образовательной программы? Кем является работодатель в образовательном процессе - заказчиком или потребителем? Насколько тесной должна быть связь между рынком труда и рынком образовательных услуг? Что дает для производства магистерское образование, если магистра готовят, прежде всего, как исследователя? С другой стороны, достаточно ли знаний дает бакалавриат для успешной работы выпускника во всех сферах производства?

Вероятно, нужно сначала определиться, на какого бакалавра будут рассчитаны наши образовательные программы - академического или профильного. Уточниться, для какой конкретно сферы деятельности мы готовим нашего выпускника. А затем, анализируя должностные инструкции, с учетом профессиональных стандартов, более целенаправленно формулировать предметно-специфические компетенции. Это немалый и очень ответственный труд, поскольку формулирование компетенций -первый этап в логике разработки образовательных программ. Это тот начальный этап, который будет формировать качество знаний выпускника.

* * *

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) бакалавр). М., 2009.

2. Tuning Educational structures in Europe. Socrates - Tempus. URL: http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm

Поступила в редакцию 23.03.12

I.L. Malkova

Detection of priority competences of students of the direction of preparation «Ecology» within the «Tuning» project

The article deals with the analysis of the survey conducted with the aim of validating the list of subject specific and generic competences in subject area “Ecology”. The survey of academics, employers, students and graduates was initiated by the programme of the European Commission Tempus IV “Implementation of Tuning methodology into the system of education of the Russian Federation”.

Keywords: Tuning methodology, specific and generic competences, competence approach, environmental education at higher educational institutions.

Малькова Ирина Леонидовна,

кандидат географических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: mi.izhevsk@mail.ru

Malkova I.L.,

candidate of geography, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: mi.izhevsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.