Научная статья на тему 'Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей'

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1550
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей»

148

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

- свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к информационно-правовой системе "Законодательство России".

Информационно-правовая система "Законодательство России" является элементом государственной системы правовой информации, созданной в рамках реализации государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации. Система предназначена для:

- ведения государственных информационно-правовых фондов;

- обеспечения доступа к государственному информационно-правовому фонду;

- формирования, обработки, хранения и доступа к текстам правовых документов;

- автоматизированной поддержки юридической обработки правовой информации.

Применение облачных технологий позволяет работать с «Официальным интернет-порталом правовой информации" в любом месте, где есть сеть Интернет. Доступ к сети возможен с настольных компьютеров, ноутбуков, нетбуков, мобильных устройств.

Теперь меньше возникает проблем для однозначного определения реальной даты вступления закона в силу. Отсчёт времени по определенным правилам, установленным законодательством, можно вести от даты первой публикация полного текста документа в "Российской газете" или в издании «Собрании законодательства Российской Федерации» или от первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) [5].

Можно размесить ссылку (баннер) портала на своем сайте без каких-либо ограничений и пользоваться услугами портала круглосуточно и бесплатно.

Литература

1. Интернет-портал "Российской газеты". // URL: http://www.rg.ru ( дата обращения 15.06.2015).

2. Официальный интернет-портал правовой информации / Федеральная служба охраны Российской Федерации. - М.: 2011. // URL: http://www.pravo.gov.ru ( дата обращения 16.06.2015).

3. Рябинина И. Где официально публикуются нормативно-правовые акты. // Бухгалтерия и банки, 2013.- № 4.- С. 56 - 60.

4. Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. // URL: http://minjust.ru ( дата обращения 6.07.2015).

5. Указ Президента Российской Федерации от

02.02.2013 № 88 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".// Российская газета, 28.05.1996, № 99.

6. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №8, ст. 801.

7. Федеральный закон от 21.10.2011 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Российская газета, 24.10.2011, № 238.

8. Федеральный закон от 25.12.2012 № 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" // Российская газета, 28.12.2012, № 5974.

9. Филатова Л. В. Развитие государственных электронных сервисов в области правовой информации. // Российская юстиция, 2012.-№ 4.-С. 42 - 45.

10. Фирсова О. Утром - в Интернете, вечером - в работе, или Об источниках официального опубликования нормативных документов. // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии, 2013.- № 3.- С. 3-11.

ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Шкилева Наталья Леонидовна

Юго-Западный государственный университет, г. Курск, аспирантка

Дети могут остаться без попечения родителей по самым разным причинам. К объективными причинами можно отнести смерть родителей, их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, признание родителей недееспособными, ограничение или лишение родителей родительских прав. Субъективными причинами оставления детей без попечения родителей могут быть: пребывание родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинской организации и т.п.) либо нежелание выполнять свой родительский долг. При этом такое нежелание может быть как беспричинным, так и может быть связано с определенными обстоятельствами, например, созданием новой семьи.

Российское государство и общество всегда уделяли большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей [1].

Наиболее тяжелой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из организации, где он находится (больницы, где ребенок

находился на лечении, воспитательной организации, организации социальной защиты населения либо другой аналогичной организации, куда он был помещен родителями на время). Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать тяжело больна, а отец находится в местах лишения свободы; мать лишена родительских прав - отец создал новую семью и уехал и т.п.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является задачей органов опеки и попечительства, в обязанности которых входит: выявление детей, оставшихся без попечения родителей и их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования [2].

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

149

Сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных организаций, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Эта обязанность в законе не закреплена, но ее следует воспринимать как должное поведение в интересах защиты прав ребенка.

В ст. 122 СК РФ закреплено правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение 3 дней провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могли бы обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть помещен в воспитательную, лечебную организацию, организацию социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно необходимо принять меры по охране его имущества.

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

В том случае, если невозможно устроить ребенка в семью по месту его фактического нахождения, сведения о нем в течение месяца направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в государственный банк данных).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (п. 1 ст. 122 СК РФ).

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, является функцией Министерства образования и науки РФ. Основной целью учета является осуществление содействия в устройстве каждого ребенка в семью на территории нашей страны [4; 285].

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, закреплен в ФЗ от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о государственном банке данных), а также в Приказе Минобразования России от 28.06.2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

1) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

2) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

3) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (ст.3 Закона о государственном банке данных являются).

Основаниями прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются:

1) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

2) возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

3) достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

4) смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст.9 Закона о государственном банке данных). Обязательными условиями получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях являются подача в письменной форме заявления гражданином, который желает взять ребенка на воспитание в свою семью, с просьбой предоставить ему соответствующую информацию и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации. Данная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется для ознакомления в письменной форме лично гражданину.

При выборе ребенка гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается направление в организацию, в которой находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В российском законодательстве предусмотрены следующие формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Законодательство субъектов РФ может предусматривать иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, например, патронатная семья. К сожалению, практика показывает, что предусмотренная законом возможность установления в законодательстве субъектов РФ иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда положительно реализуется региональным законодателем. При этом региональный инсти-

150

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тут «патроната» в большинстве случаев подменяет институт «приемной семьи» с уменьшением объема предусмотренных федеральным законом компенсаций и льгот [3; 39].

Таким образом, сегодня в Российской Федерации органами власти всех уровней, общественными организациями, а также при непосредственном участии самих граждан реализуется беспрецедентный комплекс мер, направленных на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Вместе с тем позитивная динамика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается и рядом проблем. К ним относятся такие как отказ от детей и возвращение их в детские дома, физическое, сексуальное и психологическое насилие над приемными детьми, неисполнение родительских обязанностей.

В большинстве случаев причинами невыполнения усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями своих обязанностей, жестокого обращения с детьми являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к решению проблем воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение надлежащей подготовки потенциальных замещающих родителей.

В целях защиты детей от жестокого обращения в замещающих семьях, профилактики возвратов детей в ин-

тернатные учреждения с 1 сентября 2012 года введена обязательная подготовка кандидатов в замещающие родители. Кроме того, активно развиваются разнообразные формы пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации.

Но самое главное, на наш взгляд, для эффективной работы предусмотренных законом возможностей для обеспечения каждому ребенку семьи является постоянный контроль за деятельностью органов, ответственных за устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствование законодательства, регулирующего данный процесс.

Список литературы

1. Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // СПС «Консультант плюс: комментарии законодательства, поиск по названию

2. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. - М. Гроссме-диа. Росбух. - 2008. / СПС «Консультант плюс»: комментарии законодательства, поиск по названию.

3. Михеева Л. Правовое регулирование патронатного воспитания детей // Российская юстиция. - 2003. -№7. - С. 39 - 41.

4. Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ». - 2005. -320 с.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Шмыков Д. В.

Кандидат юридических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Волков В. С.

Кандидат юридических наук, «Прикамский социальный институт», г. Пермь

Закон «О милиции» [Закон «О милиции» 1991] в современных условиях уже по многим позициям не отражал потребностей современного общества. Как отмечал бывший Президент России Д. А. Медведев, «органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией со времен Октябрьской революции. Тем самым подчеркивался их народный или рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что, по сути, это дружинники в погонах. Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому пришла пора вернуть полиции ее прежнее название» [Медведев Д.А. 2010 г.].

Кроме того, милиция существенно отличалась от той, что была создана еще в советский период. В большей степени она выполняла функции полиции, однако оставалась перегруженной целым рядом задач, не свойственных современным системам органов полиции зарубежных государств. Возникла потребность в создании эффективного органа государственной власти, осуществляющего в условиях современных реалий именно полицейские функции, что и обусловливает необходимость разработки и принятия нового нормативного акта, регламентирующего его деятельность,- Федерального закона «О полиции».

Наряду с правовыми проблемами приобретают актуальность и проблемы выбора подходящих организаци-

онных форм и методов управления кадровым обеспечением ОВД. Необходимость заключается в том, что при выборе структуры и принципов функционирования кадрового обеспечения, существует объективная необходимость перехода к их научно-обоснованному проектированию, прогнозированию и планированию, что подчеркивает неотложность использования научного анализа процессов происходящих в деятельности ОВД.

Особое значение в реализации кадровой политики приобретают вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки сотрудников полиции в системе образовательных учреждений МВД России. Существует реальная проблема дефицита образовательных учреждений высоко уровня подготовки бедующих специалистов ОВД и переподготовки имеющихся.

К наступлению второго десятилетия XXI в. самой предпочтительной формой решения создавшихся проблем стало не внесение очередных поправок в действующий Закон «О милиции» и не изложение его в свежей редакции, а разработка и издание нового федерального закона.

В рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Указ Президента РФ 2010], началась модернизация системы российской милиции. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.