ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
© Тютюнник Т.Е.*
Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова, г. Смоленск
В работе с одаренными детьми педагоги всегда ставят целью создание оптимальных условий для их гармоничного развития и творческой самореализации. В лицее № 1 им. академика Б.Н. Петрова за многолетний опыт работы и была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая действует на развитие инновационного мышления и достижение стратегической цели развития лицея. Основные аспекты работы по развитию одаренности учашдхся, выявленные автором, представлены в статье.
Ключевые слова: современные инновационные образовательные программы профильного обучения, педагогические условия успешного развития предпрофильного и профильного обучения, одаренность, условия развития.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
Колмогоров А.Н.
Переход к инновационной экономике способствует развитию общества, ориентированного на интеллектуальные, инновационные принципы деятельности. В условиях современной глобальной экономики центр тяжести конкурентной борьбы перемешается в сферу инноваций. Инновации играют одну из ключевых и неотъемлемых ролей.
Реализацию стратегии инновационного развития России, замедляют проблемы в сфере образования. В то время как именно потенциал человеческих ресурсов, возможности и знания людей становятся приоритетным направлением и залогом развития общества в условиях современной инновационной экономики. Творческие способности людей и интеллектуальный потенциал являются базой социально-экономического становления и развития любого общества, умножают эффективность социальных реформ, играют роль одного из решающих факторов в процессе экономического развития.
Законодательные и нормативные акты современной России окончательно утвердили одаренность как системообразующий фактор в достижении
* Заведующий кафедрой Математики, физики и информатики.
поставленной цели развития общества. В тоже время каждое учебное заведение и каждый отдельный предмет в частности имеет свою специфику и тем самым обуславливает выбор и применение форм, методов и приемов работы с учащимися. Основываясь на опыте нашей работы можно выделить следующие педагогические условия успешного развития предпрофильного и профильного обучения:
- вовлечение школьников в исследовательскую и межпредметную конкурсную деятельность;
- применение в процессе обучения в лицее инновационных педагогических подходов, различных форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса в лицее;
- успешное овладение учащимися общепредметных и ключевых компетенций;
- эффективное вовлечение детей во внеурочную предметную деятельность (олимпиады различного уровня, занятия в физико-математической школе при СмолГУ занятия в математическом кружке открытого лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа» РАО при МГУ им. Ломоносова, практические занятия, научно-практические и предметные конференции и др.);
- создание и применение диагностического, методического и практического аппарата для эффективного отбора и приема обучающихся в специализированные профильные классы;
- реализация компетентной психолого-педагогической поддержки профильного обучения и процессов профильной ориентации учащихся.
Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова, как учреждение повышенного статуса, стремится к постоянному совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Педагоги кафедры математики, физики и информатики успешно реализуют образовательные программы профильного обучения. В настоящее время, когда вся система российского образования находится в стадии модернизации в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» в лицее выделено особое направление в работе - Развитие системы поддержки талантливых детей. За почти 50-летний опыт работы в лицее сложилась эффективная система работы с одаренными детьми. В ходе предпрофильного и профильного изучения математики, физики и информатики, при грамотном выборе педагогических технологий, появляется возможность успешно развивать одаренность учащихся. Ведь в процессе преподавания этих дисциплин имеется возможность использовать различные виды учебно-познавательной деятельности и методы внеурочной деятельности: работа с основной учебной и дополнительной специализированной литературой, осуществление наблюдений и выполнение эксперимента, а также решение задач, написание рефератов, творческих работ. Сре-
ди форм и методов внеурочной работы обширными возможностями раскрытия и развития способностей одаренных учащихся обладают разнообразные факультативные занятия, кружки по интересам, конкурсы, возможности вовлечения детей в участие в предметных олимпиадах и конкурсах, организованных вне лицея. Развитие одаренной личности обязательно требует воспитания и развития инновационного подхода к мышлению, в том числе математического и естественнонаучного.
Известно, что одаренные учащиеся имеют ряд психологических особенностей. Таких как: ускоренное психическое развитие, ненасыщаемая познавательная потребность, высокая степень умственной активностью, творческий подход к преодолению проблем, желание к самостоятельному освоению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Данные особенности безусловно необходимо учитывать при работе с одаренными учащимися.
За многолетний опыт работы на кафедре сформирована эффективная и зарекомендовавшая себя система работы с одаренными учащимися, которая действует на реализацию стратегической цели развития лицея. В основе данной системы лежит поэтапное определение, раскрытие, поддержка и развитие одаренности учащихся в лицее.
Во-первых - работа по выявлению одаренных и мотивированных детей безусловно начинается на уроках. Учителя кафедры на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и формируют условия для выявления и реализации одаренности учащихся. Основной прием данного аспекта работы - это индивидуализация разрабатываемых заданий. Индивидуальные, нестандартные и творческие задания или заданий повышенной сложности способствуют развитию нетрадиционного мышления, упорства и развития личностных, индивидуальных качеств каждого ребенка.
Во-вторых - работа над обнаружением и воспитанием одаренности учащихся продолжается на курсах по выбору и элективных курсах. В лицее на II и III ступенях обучения проводятся курсы по выбору и элективные курсы по математике, физике и информатике. Грамотная организация работы этих курсов является важной составляющей определения и развития одаренности учащихся и содействует решению следующих педагогических задач: стимулировать развитие личностных качеств учащихся, необходимых для самораскрытия, самовыражения и самосовершенствования; дает возможность учащимся попробовать себя и свои силы в углубленном изучении предмета; развивает детскую креативность, рефлексивные умения; создает круг общения учащихся с общими предметными интересами; формирует возможность осуществить нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные личные способности обучающихся. К началу сентября
каждого учебного года создаются небольшие группы учащихся, желающих изучать учебные предметы дополнительно. Они посещают курсы по выбору, элективные курсы и предметные кружки во внеурочное время.
В-третьих - работа над определением и раскрытием одаренности учащихся продолжается в рамках конкурсов в лицее, работе над проектами, участии в соревнованиях и олимпиадах различного уровня. Зачастую одаренность учащихся в определенной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом к ребенку на уроках и дополнительными предметными знаниями, раскрывается в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах, олимпиадах, Днях науки.
В-четвертых - формирование одаренности учащихся в малых группах в рамках работы курсов по выбору, элективных курсов, предметных кружков, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности.
В-пятых - для учащихся с высокой степенью развития одаренности для последующего роста в заинтересовавшей его области неотъемлемым является индивидуальный, часто личный контакт с учителем, наставником. Подобный вид работы требует значительного времени, больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда, к сожалению, приводит к измеримому и желаемому результату. Вся эта работа основана исключительно на интересе и желании обучающегося формировать в интересном именно для него направлении научных интересов. Основное связующее звено между этапами - мотивация учащихся. В старших классах при осуществлении работы с одаренными учащимися, обладающими особыми достижениями в определенных видах деятельности, особое внимание, безусловно, уделяется индивидуальным занятиям с учениками, что позволяет наиболее эффективно раскрыть способности старшеклассников. На научно-практических конференциях «Шаг в науку», ежегодно проводимых в лицее, наша кафедра представляет работы учащихся в трех секциях: «Математика», «Физика», «Информатика и ИКТ». Наряду с учащимися, педагогами кафедры в работе этих секций активное участие принимают и преподаватели высшей школы, которые достаточно высоко оценивают исследовательские работы, представляемые учащимися. В последнее время педагоги кафедры стали привлекать к участию в исследовательской работе и учащихся среднего звена, которые представляют свои проектные работы.
Для осуществления контроля и более эффективного управления развитием одаренности учащихся мы стараемся проводить целенаправленную деятельность:
- систематическая работа по формированию базы данных учащихся лицея, проявляющих особые учебные, научные и творческие достижения;
- по мере возможности поддерживаем связь с выпускниками лицея, отслеживаем дальнейшее развитие способностей бывших учеников;
- знакомство с эффективными методами психолого-педагогического выявления и сопровождения одаренности.
Реализация данной системы работы с одаренными детьми позволила лицею успешно достичь следующих показателей. Количество победителей и призеров интеллектуальных конкурсов и конференций за последние три года выросло почти в три раза. Так в 2012-2013 учебном году ребята результативно поучаствовали в Общероссийской предметной олимпиаде по математике Олимпус ООО «ИРШО» Калининград (207 участников, 19 лауреатов), Городском Дне науки в СмолГУ (2 Грамоты призера по секциям «Математика» и «Физика», 1 сертификат за активную работу), Дистанционном конкурсе для школьников г. Смоленска «Юный математик» (Диплом I степени), Городском математическом турнире «Интеллектик» (Диплом победителя), Интеллектуальном конкурсе по физике «Апельсин» для школьников г. Смоленска (Диплом I степени, 3 Диплома II степени), Областном конкурсе «Информационные технологии в образовании - 2013», направление: 'еЬ-программирование (Диплом за III место), XXII межрегиональной научно-практическая конференции школьников, посвященной 1150-летию упоминания Смоленска в летописи (секция «Математика», Диплом победителя II степени), XV областной конкурс по ЖЕВ-проектам в сети Интернет (Диплом за III место), Олимпиаде школьников «Надежда энергетики» по предмету «Математика» (Отборочный этап, 2 призера, Заключительный этап 1 призер), Отраслевой физико-математической олимпиаде школьников «РОСАТОМ» (Дипломы призера 3 степени по физике и математике), Олимпиаде школьников «Информационные технологии» СПбГУ заключительный этап по информатике (Диплом призера II степени).
Высокий удельный вес имеют результаты участия в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру - выпускникам, 2013» (Средний балл по всем участникам 9 классов 45,6 - в лицее - 60,8, 11 классов - 45,2,в лицее - 62,4), международной математической игре - конкурсе «Кенгуру, 2013» (Ценные призы за место в регионе - 11).
Следует отметить, что проводимая работа позволила повысить уровень мотивации к изучению предметов, а также к более активному участию в различных конкурсах и олимпиадах, и как следствие этого существенно увеличилась результативность участия учащихся лицея в различных мероприятиях разного уровня. Такие результаты способствуют личностному росту наших воспитанников, подтверждают высокий уровень интеллектуального и творческого развития обучающихся, обеспечивают высокий процент качества образования - 73 % в 2012-2013 году и 100 % поступление выпускников в престижные ВУЗы страны.