Научная статья на тему 'Выставка живописи и графики "многогранность творчества". Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г'

Выставка живописи и графики "многогранность творчества". Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка живописи и графики "многогранность творчества". Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г»

стран Четверного союза. В годы войны произошло быстрое изменение способов ведения войны и видов вооружений. Появились танки, ручные пулеметы, огнеметы, оружие массового поражения и так далее. Из-за огромных военных потерь и жертв среди мирного населения после войны произошел бурный подъем пацифизма, бывшего до войны в целом вполне маргинальным движением. Война привела к активному вмешательству государств экономику. Война породила целый ряд революций, в том числе и в России в 1917 году. Произошло расширение политических и экономических прав граждан, в том числе женских прав, во многом из-за включения женщин в промышленное производство. Также война привела к подъему национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

Профессор СПбГУ Б.А. Ширяев в начале своего выступления отметил ответственность венгерской политической элиты Австро-Венгрии за развязывание войны. Также профессор Ширяев заметил, что Первая мировая война была «не русской войной», не нужной русскому обществу, а в основе противостояния лежал германо-британский антагонизм. Б.А. Ширяев также отметил, что сегодня имеют место тенденции к установлению нового мирового порядка. Но подоб-

ный порядок возникает, как правило, через глобальные катаклизмы. Скорее всего, закончил Б.А. Ширяев, человечеству придётся вновь пережить такой катаклизм.

Профессор СПбГУ Р.В. Костюк согласился с Д.А. Рущиным в том, что война привела к очень многим переменам в социальной, военно-технической, внешнеполитической сферах. К крушению сразу нескольких империй. В то же время, анализируя сегодняшнее состояние международных отношений, нужно учитывать, что сейчас Европа уже не является столь определённым центром мировой политики и экономики, как это было век назад. Р.В. Костюк указал на грандиозное влияние событий Первой мировой на международное рабочее и социалистическое движение. Война породила социалистическую революцию в России, но и привела к организационному расколу социал-демократического движения. Р.В. Костюк также отметил, что война заметно усилила антивоенное движение, что сегодня, в условиях новой гонки вооружений и системного противостояния разных центров силы в мировой политике представляется весьма актуальным. По мнению Р.В. Костюка, говорить о том, что политики современности учли и выучили все уроки Первой мировой войны, не приходится.

С.С. Акимов

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ «МНОГОГРАННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»*

Нижний Новгород, ноябрь-декабрь 2018 г.

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: ss.akimov@mail.ru

В Школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» (Нижний Новгород) был задуман выставочный проект, призванный познакомить зрителей с живописными и графическими произведениями преподавателей данного учебного заведения. Первая выставка цикла «Художники школы «Изограф» состоялась в ноябре-декабре в выставочном зале школы и была названа «Многогранность творчества», поскольку организаторы стремились к разнообразию экспонатов с точки зрения тематики и техник исполнения.

Первая выставка включила работы восьми авторов. Устроители преследовали не только культурно-просветительские, но и учебные цели - показать как можно полнее многообразие техник живописи и графики и

диапазон выразительных возможностей каждой из них, поскольку экспозиция адресована в первую очередь обучающимся. Именно критерии разнообразия и познавательности содержания лежали в основе отбора экспонатов. Поэтому яркие по цвету, декоративно-реалистические полотна А.М. Осминина соседствуют с пленэрными этюдами акварелью Л.А. Катрановой, быстрые и точные зарисовки И.И. Еськова - с пейзажами и учебными натюрмортами Е.А. Кропотовой, тонко исполненные акварельные пейзажи О.В. Захаровой с темперными этюдами автора этой заметки и изысканно-отточенными перовыми рисунками С.И. Квача.

Скромный по площади выставочный зал школы позволяет формировать полноцен- ЕЕ

* Иллюстрации к материалу - см. 4-я страница обложки.

о

3

ю О

ные экспозиции; весной следующего года запланированы коллективные выставки, посвященные натюрморту и работе на пленэре (последнее будет особенно актуально в виду обязательных в конце учебного года занятий на открытом воздухе).

К старшему поколению художников принадлежит Иван Иванович Еськов, чью биографию без преувеличения можно назвать полувековой историей нижегородского искусства, воплощенной в незаурядной личности. На выставке в «Изографе» Есь-ков представил несколько листов, наглядно свидетельствующих о том, что из самых незамысловатых материалов можно извлечь богатые выразительные возможности. Таковы, к примеру, портрет девушки (1988), легко и уверенно набросанный обычной шариковой ручкой, или зарисовка «Причалы» (2001), сделанная тушью деревянной палочкой. Для обучающихся работы Еськова - отличная школа графического мастерства.

Своеобразная, легко узнаваемая манера присуща живописным полотнам члена Союза художников России Александра Михайловича Осминина, чей творческий метод основывается на смелом обобщении натурных форм, отказе от малосущественных деталей, декоративной насыщенности колорита, весьма точно передающего при этом реальные цветовые и тональные соотношения в пейзаже. Мастер умеет найти ту степень соединения условности и реалистичности, которая позволяют зрителю любоваться и изображенным ландшафтом, и красотой самих живописных материалов. В этом плане очень показательна представленная на выставке серия из трех пейзажей, исполненная в 2015 г. и принадлежащая к несомненным удачам автора. Их объединяет ясное построение пространства с несколькими крупными мотивами - деревьями, петляющей дорогой, пасущимся на лугу стадом коров, цвет же в каждой из трех работ служит разным целям.

Широта интересов, стремление к образно-пластическим экспериментам при прочной опоре на реалистические традиции, многообразие тематики отличают творчество Сергея Ивановича Квача, работающего как дизайнер, архитектор, живописец и график. В последнее время он также стал инициатором и одним из авторов нескольких изданий о нижегородском изобразительном искусстве, в частности альманаха, который бы ежегодно освещал художественную жизнь региона. Разнообразный опыт в области дизайна интерьера и в сопутствующей ему монументально-декоративной живописи, увлечение народным художественным творчеством, помогающее глубже понять природу художественной ус-

ловности, знания в сфере теории и истории искусства во многом обусловили специфику его живописных и графических произведений. На выставке он представил графические листы, выполненные в конце 1970-х и начале 1980-х гг. Изысканная точность линий и контрастов черного и белого присущи его рисункам тушью пером («Благовещенская слобода», 1976; «Ночь на Крюковом канале», 1978).

Внимание к деталям и тщательность исполнения характерны для акварелей Людмилы Александровны Катрановой. Художница активно пишет на пленэре при любой погоде, предпочитая технику акварели, и ее пейзажные этюды последних лет демонстрируют неуклонный творческий рост: обогащается и становится более насыщенной палитра, точнее передаются различные состояния атмосферы и освещения. По преимуществу акварелью работает и Ольга Владимировна Захарова, чьи небольшие пейзажи чаще всего исполнены маленькими и аккуратными мазками, что не делает, однако, их дробными. Самые незамысловатые мотивы - сельский храм, вокруг которого густо разрослись трава и кустарник («У околицы», 2015) или закат на реке («Закат. Пристань», 2006) - наделены у нее обаянием непосредственного переживания красоты.

Целый ряд работ, в основном этюдного характера, показали на выставке молодые художницы Мария Юрьевна Фролова и Елена Алексеевна Кропотова, выпускницы Нижегородского художественного училища. Из произведений М.Ю. Фроловой наиболее удачными представляются два архитектурных пейзажа: «Отражение» с тонко переданной рябью на воде и «Крыши Выборга», где делается попытка придать пространству динамичную остроту (оба - картон, масло). Мягкая цветовая гармония и светлый колорит присущи пейзажам Е.А. Кропотовой, будь то вид Свято-Троицкого Макарьевского Жел-товодского монастыря на Волге - одного из замечательных памятников нижегородского зодчества XVII столетия («Макарьевский монастырь», бумага, гуашь), изображение заливных лугов в пойме Оки («Окрестности Горбатова», бумага, гуашь) или же этюды моста через Волгу.

Известный советский плакатист и живописец Олег Савостюк в интервью журналу «Художник» (1985 г.) подчеркивал: «самые сильные впечатления от искусства - впечатления детских лет, и они остаются с человеком на всю жизнь», и далее - «поэтому я глубоко убежден, что не только в институте, но обязательно и в школе должны преподавать лучшие, ведущие художники». Ученикам школы «Изограф», безусловно, повезло: их наставники стремятся соответствовать этому строгому требованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.