Научная статья на тему 'Высшей школе новые импульсы'

Высшей школе новые импульсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшей школе новые импульсы»

В. МАТВИЕНКО Заместитель Председателя Правительства РФ

Хочу поздравить Российский Союз ректоров вузов с 10-летием и еще раз поблагодарить искренне всех вас, а в вашем лице профессорско-преподавательский состав страны за ваш нелегкий труд, за то, что вы не сдались. В наше сложное время вы не только сохранили высшую школу России, но дали ей новое, современное развитие. Говорю потому, что была в высших учебных заведениях, искренне преклоняюсь перед вашим подвижничеством.

Сегодняшний ваш съезд является событием не только в жизни высшей школы, но и в жизни всего нашего общества. Здесь действительно собралась интеллектуальная элита страны, чье мнение представляет несомненный интерес.

Главное, ваш съезд должен глубоко и внимательно рассмотреть назревшие проблемы образования и науки, найти эффективные пути их решения, безусловно, в тесной увязке с реформами в экономике и социальной сфере страны. Акценты в российской государственной политике расставлены таким образом, что сфера образования сегодня относится к числу государственных приоритетов. Я считаю это действительно важным. Доля расходов консолидированного бюджета на образование по отношению к валовому внутреннему продукту ежегодно увеличивается. В 2003 году она составит 3,9 процента. Растет удельный вес федеральных, региональных и иных расходов на образование в общих расходных статьях бюджета.

Я не буду повторять те цифры, которые уже обозначил сегодня Владимир Владимирович Путин. Действи-

Высшей школе -новые импульсы

тельно, мы осознаем необходимость решения острых проблем высшей школы. И сразу хочу оговориться: удовлетворяет ли правительство уровень финансирования высшей школы сегодня? Безусловно, нет. Мы понимаем, что государство еще в огромном долгу перед высшей школой. Но, уважаемые коллеги, вы также понимаете пределы возможностей, которыми мы располагаем, исходя из того уровня экономики, который на сегодня есть.

Правительство принимает все необходимые меры, чтобы придать экономике новый импульс, увеличить доходную часть бюджета, увеличить социальные расходы. Это главное направление нашей политики. К сожалению, пока еще не все получается. Но тенденция увеличения расходов на образование сохраняется. Правительством РФ одобрены программы модернизации образования. Однако нельзя, как это в последнее время, к сожалению, делается в средствах массовой информации, да и в ректорском корпусе, сводить модернизацию только к системе единых государственных экзаменов либо к экспериментированию по финансированию вузов на основе ГИФО. В этом направлении осуществляются, как вы знаете, эксперименты. Подключение к эксперименту по единому государственному экзамену в 2003 году 48 субъектов Российской Федерации с охватом более 50 процентов выпускников школ говорит все-таки о перспективности этой формы в расширении доступности высшего образования и в более объективной оценке качества работы школ. Но и здесь предстоит значительная отработка самих процедур прове-

дения единого экзамена, которым доверяли бы и выпускники, и учителя школ, и родители, и, конечно же, вузы.

Тут важен не эксперимент в пределах Садового кольца, а активное участие всей высшей школы в разработке соответствующих технологий.

Как известно, сегодня более 80 процентов выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, из них третий год примерно половина идет в вузы вне государственного планового приема, то есть на платной основе. Платность образования, безусловно, можно только приветствовать. Вместе с тем порядок распределения выпускников школы по ступеням профессионального образования - начального, среднего, высшего - вызывает определенную тревогу. Во многих регионах выпускники вузов испытывают серьезные трудности в получении работы, соответствующей их квалификации, хотя там ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Например, в Санкт-Петербурге на некоторых предприятиях предлагаемая зарплата рабочих в два-три раза выше, чем для выпускников вузов.

Вопросы подготовки кадров национального образования будут рассмотрены в начале следующего года на заседании Правительства Российской Федерации, и мне думается, что Российский Союз ректоров не должен оставаться в стороне от разработки соответствующих отраслевых и региональных нормативных документов. За последние годы практически все вузы страны открыли у себя много новых специальностей и направлений подготовки специалистов, зачастую не по профилю данных вузов, а просто по коммерческим соображениям. В результате не обеспечивается качество подготовки специалистов и распыляются бюджетные средства. В связи с этим, в соответствии с постановлением Пра-

вительства, предстоит перейти уже с 2003 года на конкурсное распределение государственного заказа на подготовку специалистов. И я знаю, что в разработке такого проекта, его нормативного обеспечения активно принимали участие десятки вузов. До принятия окончательного решения Правительство считает, что этот важный для высшей школы и страны вопрос должен быть рассмотрен на разных уровнях. Практика целевого приема в высшие учебные заведения существует уже не первый год. В июне этого года принят федеральный закон, легализирующий возможности целевого приема в вузы на основе договоров с абитуриентами, администрациями субъектов Российской Федерации. Предстоит разработать и принять соответствующие нормативные акты Правительства и Министерства образования, с тем, чтобы уже к приему в вузы летом 2003 года в полной мере использовать возможности целевого набора абитуриентов.

Следующая тема. В соответствии с программой модернизации российского образования завершается разработка проектов документов по введению государственных возвратных субсидий для студентов высших учебных заведений. Они направлены на расширение доступности высшего образования, на повышение его эффективности и обеспечение трудоустройства выпускников. И здесь предстоит предусмотреть все многообразие интересов как личности, государства, так и высших учебных заведений.

В соответствии с недавно одобренной Правительством Российской Федерации концепцией оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года предусматривается повысить тарифный фонд оплаты на 33 процента. С июня намечается переход на новую систему оплаты труда, более гибкую и стимулирующую, взамен действующей единой тарифной сетки. Министерство

труда и социальных отношений совместно с Министерством образования разработают соответствующий проект оплаты труда в системе образования. И мы рассчитываем, что вы включитесь сейчас же активно в его доработку, чтобы эта система действительно была эффективным стимулятором оплаты труда работников высшей школы.

Предстоит также введение категории ведущего высшего учебного заведения. Очевидно, что к этой категории должны относиться как признанные общероссийские флагманы высшего образования, так и лучшие вузы федерально-регионального и федеральноотраслевого уровней. Важно, чтобы ректорский корпус очень внимательно рассмотрел включение определенных вузов к категории ведущих. Кроме того, на мой взгляд, требуется, чтобы такой статус для вуза не был пожизненным, а подтверждался достаточно регулярно - например, один раз в пять лет. При этом желательно в новой отраслевой системе оплаты труда предусматривать введение трех категорий высших учебных заведений, и здесь также надо предусмотреть вполне прозрачные критерии такой процедуры, чтобы не допустить субъективного подхода.

В рамках реформы осуществляется переход к накопительной пенсионной системе, когда работникам, как вы знаете, будет гарантирован определенный уровень пенсии, а суммарная ее величина может быть увеличена как за счет вклада работодателя, так и за счет личного вклада гражданина, в том числе с использованием бюджетных средств, и т. д. И в этой связи на съезде ректоров предстоит рассмотреть разработанный уже Министерством образования совместно с ЦК профсоюзов работников образования и науки проект и внести свои предложения в его содержание.

Безусловно, вопросам социальной

поддержки преподавателей, студентов, работников вузов следует уделить особое внимание, имея в виду прежде всего реализацию принципа адресности и целевой поддержки нуждающихся. Предстоит перевод на новые условия работы санаториев-профилакториев высших учебных заведений в связи с переходом их на финансирование из федерального бюджета. В текущем году постановлением Правительства введены академические и социальные стипендии для студентов. Я знаю о возникающих вопросах недостаточного обеспечения в полной мере всех нуждающихся в материальной поддержке студентов. Увеличение с 1 сентября следующего года стипендиального фонда вузов в 2 раза позволит эффективнее решать эти вопросы. Вместе с тем ректоры вузов должны исходить из принципа адресной поддержки наиболее нуждающихся студентов. Вопрос обеспечения студентов стипендиями нуждается, на мой взгляд, в серьезном комплексном рассмотрении, исходя из имеющегося опыта в других странах. Нам надо подумать: достаточно ли на сегодня 200 рублей для особо одаренных? Выбор -для принятия решения на местах. Конечно, мы понимаем, что нужна адресная поддержка талантливой молодежи. Этим целям служат специальные стипендии Президента Российской Федерации, размер которых в текущем году увеличен студентам с 400 до 1200 рублей, аспирантам — с 1200 до 1500 рублей. Почти в три раза выросли ассигнования для молодых ученых, которые теперь составляют более 200 тысяч рублей на каждые два года. Адресная поддержка касается обеспечения молодежи общежитиями. В этом году принята программа «Жилье для молодых семей », и со следующего года при поддержке депутатов, комитета по образованию Думы предусмотрено 500 миллионов рублей для ее реализации. Для этой же цели привлекается 2/ 3 субсидий из бюджетов субъектов Федерации.

Не могу не сказать еще об одной проблеме. Сегодня приходится признать, что в последние годы в студенческую среду стали все более активно проникать наркотики, асоциальные настроения. Это противоречит традициям нашей высшей школы. Особую актуальность приобретает постановка в новых условиях и новых формах воспитательной работы в вузах, прежде всего путем вовлечения самого студенчества в общественно-значимую деятельность. Предстоит воссоздание органов студенческого самоуправления в каждом вузе, на уровне регионов, а возможно, и общероссийского студенческого союза. И решение этого вопроса нельзя откладывать на потом, до следующего съезда ректоров.

Перед российской высшей школой сегодня стоят действительно серьезные задачи в деле ее обновления на основе принятой концепции модернизации российского образования, принципов сохранения лучших его традиций. И мы должны всеми своими действиями достичь расширения доступности высшего образования, улучшения его качества и эффективности. Все выводы, все предложения, которые будут выработаны вашим съездом, будут самым внимательным образом рассмотрены Правительством Российской Федерации. Я хочу пожелать вам успехов в работе, от которой во многом зависит и будущее многих миллионов россиян, и будущее нашей России.

В. ФИЛИППОВ, министр образования РФ

Съезд ректоров - это крупное событие в жизни не только нашего образования, это заметное событие в общественной жизни России. Поэтому не случайно, что среди множества вопросов, которые обычно ставят на съезде, всегда есть несколько крупных, ключевых проблем, на сегодня наиболее актуальных для жизни и развития высших учебных заведений страны. На совете Союза ректоров таких ключевых проблем за день до съезда было отмечено три.

Первая - проблема налоговых льгот в связи с введением налогового кодекса. По этой проблеме мы получили принципиальную поддержку Президента России, признал наши доводы и министр по налогам. С учетом того, что на заседании Правительства России 5 декабря было принято решение готовить целый пакет изменений в налоговый ко-

Ключевые проблемы

декс, считаем, что начато решение и этой сложнейшей проблемы.

Вторая проблема - повышение автономии вузов в связи с работой казначейства по введенному Бюджетному кодексу, здесь мы также получили принципиальное понимание Президента, что не надо нами руководить, нажимая какие-то кнопочки. А с учетом того, что по итогам встречи группы ректоров с Председателем Правительства России Михаилом Касьяновым ведется уже соответствующая работа по повышению самостоятельности вузов, их финансовой деятельности, и здесь можно выйти на новые, нужные нам движения.

Третья серьезная проблема, связанная как с Гражданским кодексом, так и с законом о науке, - это вопрос о юридическом статусе НИИ в составе вузов и о статусе вузов как научных организаций и вхождении НИИ в состав ву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.