Научная статья на тему 'Высшее образование медицинских сестер в Латвии в контексте европейской системы образования'

Высшее образование медицинских сестер в Латвии в контексте европейской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЙ ПУНКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КРЕДИТ / CREDIT SYSTEM / CREDIT POINT / PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION / INTEGRATION / ACADEMIC CREDIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокина Т., Саргсяне Е., Одиня О., Умбрашшко Л.

Работа медицинской сестры принадлежит к одной из семи профессий, которую регламентируют секто­ральные директивы Европейского Союза [1]. Международная организация здравоохранения профессиональной работе медицинской сестры придаёт боль­шое значение. Профессиональная работа медицинской сестры рассматривается как деятельность, которая помогает пациентам, их родственникам и различным общественным группам обеспечить физические, психичес­кие и социальные возможности в той обстановке, в которой живут и работают члены общества [2]. По мере развития общества, индустрии развивалось и сестринское дело. Ещё в 1920 году общество Красного Креста организовало в Лондоне международные курсы сестёр милосердия. Задачей курсов было дать возмож­ность уже дипломированным медицинским сестрам получить высшее образование, подготовить их к руководя­щей работе, работе в школах, пунктах здоровья. Среди медицинских сестер, окончивших курсы, было девять медицинских сестёр милосердия из Латвии [6]. Возможность высшего образования медицинских сестер в Латвии появилась в 1990 году, когда Латвийская Медицинская Академия создала отделение медсестёр с академическим образованием, таким образом начав но­вый этап образования, который направлен и на обучение пациента, уход за его здоровьем и профилактику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION OF MEDICAL NURSES IN LATVIA IN TERMS OF EUROPEAN EDUCATIONAL SYSTEM

The work of the nurse belongs to one of seven professions which are being regulated by sector directives of the European Union. [1]. The International Organization of Health Protection regards the nurse's job as a job of great significance. Professional work of a nurse is considered to be an activity, which helps patients, their relatives and various social groups to ensure physical, psychical and social possibilities in the proper for life and work of society members circumstances.[2]. The nurse's job was developing simultaneously with the social as well as industrial development. It was in 1920 when International courses for the sisters ofcharity were organized by Red Cross Society in London. The aim of the courses was to give the medical nurses with undergraduate education the possibility of getting higher education, prepare them for leadership as well as for work in schools and health care centres. There were nine sisters of charity from Latvia among those who finished the courses [6]. The possibility of getting higher education by medical nurses in Latvia appeared in 1990, when the department of medical nurses with academic education was founded in Latvian Medical Academy. Therefore, a new stage in education began which aimed at teaching the patient, taking care of his or her health as well as prophylaxis.

Текст научной работы на тему «Высшее образование медицинских сестер в Латвии в контексте европейской системы образования»

УДК 614.25.3.52 : 378(474.3)

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ЛАТВИИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Кокина, Е. Саргсяне, О. Одиня, Л. Умбрашко Даугавпилсский медицинский колледж, Латвия

Работа медицинской сестры принадлежит к одной из семи профессий, которую регламентируют секторальные директивы Европейского Союза [1].

Международная организация здравоохранения профессиональной работе медицинской сестры придаёт большое значение. Профессиональная работа медицинской сестры рассматривается как деятельность, которая помогает пациентам, их родственникам и различным общественным группам обеспечить физические, психические и социальные возможности в той обстановке, в которой живут и работают члены общества [2].

По мере развития общества, индустрии развивалось и сестринское дело. Ещё в 1920 году общество Красного Креста организовало в Лондоне международные курсы сестёр милосердия. Задачей курсов было дать возможность уже дипломированным медицинским сестрам получить высшее образование, подготовить их к руководящей работе, работе в школах, пунктах здоровья. Среди медицинских сестер, окончивших курсы, было девять медицинских сестёр милосердия из Латвии [6].

Возможность высшего образования медицинских сестер в Латвии появилась в 1990 году, когда Латвийская Медицинская Академия создала отделение медсестёр с академическим образованием, таким образом начав новый этап образования, который направлен и на обучение пациента, уход за его здоровьем и профилактику.

Ключевые слова: кредитная система, кредитный пункт, профессиональное высшее образование, интеграция, академический кредит.

The work of the nurse belongs to one of seven professions which are being regulated by sector directives of the European Union. [1].

The International Organization of Health Protection regards the nurse's job as a job of great significance. Professional work of a nurse is considered to be an activity, which helps patients, their relatives and various social groups to ensure physical, psychical and social possibilities in the proper for life and work of society members circumstances.[2].

The nurse's job was developing simultaneously with the social as well as industrial development. It was in 1920 when International courses for the sisters ofcharity were organized by Red Cross Society in London. The aim of the courses was to give the medical nurses with undergraduate education the possibility of getting higher education, prepare them for leadership as well as for work in schools and health care centres. There were nine sisters of charity from Latvia among those who finished the courses [6].

The possibility of getting higher education by medical nurses in Latvia appeared in 1990, when the department of medical nurses with academic education was founded in Latvian Medical Academy. Therefore, a new stage in education began which aimed at teaching the patient, taking care of his or her health as well as prophylaxis.

Key words: credit system, credit point, professional higher education, integration, academic credit.

Особенности высшего образования Латвии с ложение об обмене специалистами в масштабе Европы,

введением кредитно-зачетной системы обучения требующее сопоставимости степеней, приложений к

Латвия, как член Евросоюза (ЕС), взяла на себя обяза- диплому с указанием специальности, списком прослу-

тельства по выполнению задач, поставленных в Лисса- шанных курсов и системы кредитных (зачетных) учеб-бонской стратегии, а к 2010 году вместе с другими госу- ных часов, по типу европейской системы кредитных дарствами - членами ЕС - создать экономику ЕС, кото- трансфертов, - European Credit Transfer System (ECTS), рая является наиболее конкурентоспособной и динамич- рассматриваемых как средство поддержки мобильности ной в мире. Нынешняя ситуация в Латвии и ЕС на рынке студентов в Европе. Перечисленные документы предпо-

труда требует непрерывного обучения и совершенство- лагают принятие удобной, в плане сравнимости, систе-

вания профессиональных навыков, и этот процесс в на- мы четких и сопоставимых степеней, в частности, за счет стоящее время все больше и больше поддерживают как введения приложений к дипломам, с тем, чтобы содей-

государство, так и работодатели [2]. ствовать не только потенциальному трудоустройству ев-

В 2001 г. было принято Пражское коммюнике, в кото- ропейских граждан, но и международной конкурентос-ром подтверждалась перспективность Болонской декла- пособности европейского высшего образования, приня-рации для европейского образования. Болонская декла- тие и переход на двухуровневую систему подготовки, -

рация является одним из наиболее значимых докумен- бакалавр и магистр [3].

тов в сфере интеграции образования для Объединенной На плановой основе и в ходе целенаправленной ра-

Европы, ориентирована на интегративные тенденции в боты обеспечивается реформа высшего профессиональ-

Европейском образовании, на тенденцию формального ного образования и интеграция образования Латвии в

единства, включающего следующие элементы: учреж- общую европейскую систему образования [8]. дение двухступенчатой системы университетского обра- Существует несколько типов высших профессиональ-зования, разделение на бакалавров и магистров; предпо- ных образовательных программ в Латвии - первого уров-

Татьяна Кокина - магистр педагогики, врач, зам.директора Даугавпилсского медицинского колледжа;

Елена Саргсяне - магистр педагогики, врач, заведующая кафедрой Даугавпилсского медицинского колледжа;

Ольга Одиня - лектор Даугавпилсского медицинского колледжа, докторант Рижского Университета им. П. Страдиня; Лигита Умбрашко - магистр педагогики, лектор Даугавпилсского медицинского колледжа.

ня профессионального высшего образования (так называемых колледжных программ) и второго уровня профессионального высшего образования программ, которые рассматриваются в качестве «завершения» профессионального высшего образования [9].

Существенным пунктом Болонской декларации является кредитная система (ECTS), которая призвана обеспечить мобильность студентов в пределах Европы. Кредиты выходят за пределы европейской системы и могут быть использованы в образовании в течение всей жизни (life-long education). Кредитная система - это системный способ описания образовательных программ путем присвоения определенного количества кредитных единиц их компонентам и структурным элементам. [19]

ECTS - European Credit Transfer System - Европейская система взаимозачета кредитов, разработанная в рамках проекта Совета Европы.

В основу ECTS положены 3 элемента:

• информация о программах обучения и результатах работы студента,

• соглашение между вузами - партнерами и студентом,

• обозначение объема работы студента.

«Академический кредит» в рамках ECTS - это универсальная единица измерения трудоемкости изучения дисциплины; мера вложенного учащимся труда при освоении знаний, за которые он отчитался [17].

По существующей в европейском высшем образовании традиции единицу измерения трудоёмкости учебной нагрузки студента назвали «академическим кредитом». «Академические кредиты» нужны как для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине, так и равным образом для того, чтобы поддерживать систему академической мобильности студентов. Благодаря академическим кредитам, студент сможет в течение достаточно длительных периодов учиться в других, в основном, в зарубежных вузах, привозя оттуда академические кредиты, которые базовый вуз должен засчитать в счёт основного образования и использовать при принятии решения о выдаче своего диплома. Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болон-ской декларации систем кредитов была признана разработанная в рамках проекта Совета Европы система ECTS - «European Credit Transfer System» [18].

Европейская система взаимозачета кредитов (ECTS) рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года, равных 60 кредитам. ECTS (Европейская система взаимозачета кредитов) или ECTS-совместимая система - используется во всех совместных программах во фламандской области Бельгии, Чешской республике, Эстонии, Финляндии, Германии, Исландии, Ирландии, Латвии, Литвы, Румынии, Мальты, Нидерландов, Норвегии и Португалии [16].

Кредитный пункт (КП) является единицей объема (в контактных часах) учебных курсов или других видов работы студентов, включая практику. Один кредитный пункт в Латвии соответствует объему полной учебной нагрузки студента, равной 40 академическим часам продолжительностью по 45 минут, что включает работу в аудиториях и самостоятельную работу. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 40 академических часов (1КП). Кредитные пункты рассчитываются путем деления академических часов на 40. Объем нагрузки в учебном году составляет 40 кредитных пунктов (60 ECTS). Количество ECTS кредитов определяется путем умножения латвийских кредитных пунктов на 1,5 [13].

12

Первый уровень профессионального высшего

образования в Латвии - медицинские колледжи

В 2004 году медицинские школы в Латвии были реорганизованы, создались медицинские колледжи. В настоящее время медицинских сестёр в Латвии готовят следующие медицинские колледжи: Рижский медицинский колледж, Первый Рижский медицинский колледж, Медицинский колледж Красного Креста, колледж имени П.Стра-диня, Даугавпилсский медицинский колледж и Лиепайс-кий медицинский колледж [8].

Колледж - это образовательное учреждение высшей ступени, которое реализует образовательные программы первого уровня профессионального высшего образования. Эти программы относятся к программам высшего образования «неуниверситетского типа» и в основном ориентированы на получение профессиональных знаний и умений. Полученная квалификация соответствует четвертому уровню профессиональной квалификации: подготовка, дающая возможность исполнять сложную работу в меняющейся ситуации, брать ответственность за распределение ресурсов, организовать и руководить работой других специалистов [14].

Закон о высших учебных заведениях и Закон о профессиональном образовании в Латвии предусматривает два уровня профессионального высшего образования -первого уровня профессионального высшего образования или высшее образование (2-3 года), с присвоением 4 уровня профессиональной квалификации (Диплом первого уровня профессионального высшего образования), и второго уровня профессионального высшего образования, с присвоением 5 уровня квалификации (2-3 года) [15].

Второй уровень высшего профессионального образования медицинских сестёр

В 1990 году в Латвийскую Медицинскую Академию на факультет медсестры с высшим образованием было принято 25 рефлектантов с обязательным условием -средне-специальное образование медицинской школы и опыт работы. Длительность обучения - 4 года. Закончив Академию, медицинские сестры получали степень бакалавра [5].

В 1994 году в регистре медработников Латвии были зарегистрированы первые 20 медсестёр, которые закончили Медицинскую Академию [7].

В 1993 году отделение медсестёр с академическим образованием стало факультетом, ведущим также научную деятельность [10].

В 1999 году получить степень бакалавра и магистра сёстрам стало возможно и в Латвийском университете. Закончив магистратуру, сестра получает степень магистра в области общественного здоровья, что даёт возможность продолжать обучение в докторантуре [4].

Программа бакалавра включает в себя следующие цели:

- подготовить квалифицированных специалистов, которые организуют, координируют работу по уходу за пациентами;

- подготовить специалистов, которые обучают пациентов, членов их семей и общество по сохранению и укреплению здоровья;

- подготовить специалистов для развития и проведения научно-исследовательских работ в практике медсестры;

- дать возможность студентам, имеющим первый уровень высшего профессионального образования, получить степень бакалавра.

7

Задачи программы бакалавра:

- способствовать углублённым знаниям в научной сфере;

- подготовить специалистов для работы в руководящих, исследовательских и педагогических отраслях;

- дать углублённые знания, которые будут способствовать укреплению здоровья населения;

- укрепить межперсональный контакт и возможность работать в команде;

- способствовать конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.

Набор рефлектантов происходит согласно условиям приёма:

- граждане Латвии с общим средним образованием;

- постоянные жители Латвии с общим средним образованием;

- граждане Европейского Союза и их дети с общим средним образованием;

- граждане Латвии, постоянные жители Латвии, граждане Европейского Союза и их дети, имеющие образование медицинского колледжа (первый уровень высшего профессионального образования и 4 квалификационный уровень) или медсёстры со средне - специальным медицинским образованием.

Университет, оценивая прежде полученное медицинское образование, приравнивает его к профессиональной программе бакалавра. Освоив программу второго уровня профессионального высшего образования, студенты получают 5 квалификационный уровень и профессиональную степень бакалавра, после чего могут последовать еще 1-2 года профессиональной магистратуры [15].

Структура программ обучения

Длительность обучения:

- очная программа (для студентов с общим средним образованием) - 4 года (8 семестров);

- заочная программа (для студентов с общим средним образованием) - 5 лет (10 семестров);

- очная программа (для студентов с первым уровнем высшего профессионального образования) - 2 года (4 семестра);

- очная программа (для студентов с средне-специальным медицинским образованием) - 3 года (6 семестров).

Программы обучения состоят из курсов А, Б и Ц. Разделение кредитных пунктов по программам и семестрам указано в таблицах 1 и 1а.

Таблица 1 - Разделение кредитных пунктов (КП) по А, Б и Ц частям программам и семестрам очного обучения

Часть программы Всего КП С е м е с т р

1 2 3 4 5 6 7 8

А часть 144 20 20 18 16 18 16 16 20

Б часть 10 - - - - 2 4 4 -

Ц часть 6 - - 2 4 - - - -

Всего 160 20 20 20 20 20 20 20 20

Таблица 1а - Разделение кредитных пунктов по А, Б и Ц частей программ и семестрам заочного обучения

Часть программы Всего КП С е м е с т р

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А часть 144 14 14 12 14 19 17 8 12 16 18

Б часть 10 - - 2 - - - 6 2 - -

Ц часть 6 - - - 4 - - - - 2 -

Всего 160 14 14 14 18 19 17 14 14 18 18

«А» часть обучения - обязательные курсы, в процессе которых студенты получают знания и навыки. Теоретические знания студенты закрепляют на практических занятиях и на семинарах. Объём А курсов составляет 144 КП.

«Б» часть обучения - выборочные курсы. Из предложенных 26 КП надо выбрать 10.

«Ц» часть программы - курсы свободного выбора.

Посещая курсы по выбору, студенты получают знания, навыки, которые будут необходимы в профессиональной работе. Ц часть состоит из 10 КП, из которых студентам надо выбрать 6. Для успешного усвоения программы студентам необходимо посещать все курсы, сдавать зачёты и экзамены, пройти практику, подготовить и защитить все предусмотренные проекты, курсовые и исследовательские работы. Для получения степени бакалавра необходимо сдать государственный экзамен и защитить дипломную работу [11].

Программа магистратуры состоит из А, Б и Ц частей, которые реализуются при очном обучении в течение 4 семестров. Общий объём 80 КП.

Цель программы:

- подготовить медсестёр с аналитическими возможностями и критическим мышлением, которые применяют научные методы для решения различных ситуаций и проблем по уходу за больными.

Задачи программы:

- углубить знания в области сестринского дела;

- улучшить педагогический процесс по образованию индивидов, групп и общества;

- развить научно-исследовательскую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способствовать конкурентоспособности медсестёр в масштабе своей страны и на международном рынке труда.

Условия приёма в магистратуру:

На магистерскую программу обучения принимаются лица с высшим медицинским профессиональным образованием (степень бакалавра) в области сестринского дела на конкурсной основе. Процесс обучения происходит за государственные средства или платно. Программа включает 30% контактных часов и 70% самостоятельной работы.

Таблица 2 — Разделение КП по частям программы и семестрам

Часть Всего С е м е с т р ы

программы КП 1 2 3 4

А часть 67 14 13 20 20*

Б часть 7 3 14 0 0

Ц часть 6 3 3 0 0

Всего 80 20 20 20 20

* Разработка и защита магистерской работы.

«А» часть программы включает основные курсы, посредством которых магистранты расширяют и углубляют теоретическую базу в области психологии, педагогике и руководстве. Объём основных курсов составляет 67 КП.

«Б» часть - это обязательный выбор курсов, благодаря которым развивается наука о сестринском деле. Из предоставленных 14 КП надо выбрать 7. Этот выбор согласовывается с руководителем программы.

«Ц» часть - курсы свободного выбора. Ц часть составляют 12 КП, из которых магистрантам надо выбрать 6 КП.

В 4 семестре магистранты разрабатывают и защищают магистерскую работу [12].

Обобщив все вышеуказанное, можно сделать выводы:

1. В связи с изменениями в политической, социальной и экономической системе Латвии произошли и радикальные изменения в профессии медицинской сестры. После провозглашения Латвии как независимого государства (1991 год), для медицинских сестёр появилась возможность получить высшее профессиональное образование.

2. В странах, подписавших Болонскую декларацию, существует признание зачетных единиц, кредитной системы с целью интеграции в европейское образование. Положительное же восприятие интеграционной политики в образовании связано с практической включенностью в европейский интеграционный процесс.

3. Необходимость усиления актуальной европейской компоненты высшего образования и потенциальной занятости выпускников особенно важна в разработке курсов и учебных программ всех уровней с европейским содержанием, ориентацией и организацией. Целью введения кредитной зачетной системы обучения в высшее образование Латвии является не стандартизация и не унификация образования, а соизмеримость и прозрачность, высокая мобильность студентов, интеграция образовательных систем в масштабе Европы.

4. В настоящее время образование медсестры в Латвии отвечает всем предоставленным Европейским требованиям, что делает её конкурентоспособной не только в масштабе своей страны, но и на международном рынке труда.

Литература

1. Андерсоне Р. (2007) Образовательные и учебные предметные программы. Рига, РаКа.

2. ATEE Limerick Conference „Teacher Education in the 21st. Century". RDCG материалы. 1998 г., август.

3. Балтыньш М. (2000) Medical practice, medical education and medical science in Latvia in the second half of the 19th century and in the 20th century. University of Latvia Baltic studies programme. Riga.

4. Улдис Викманис, Ингрида Румба, Арнис Виксна (2008) Медицинский факультет Латвийского Университета 1998-2008, Академическое издательство Латвийского университета

5. Бирута Гейдане (1993) Медицинским сестрам- высшее образование. Журнал «Латвийский Врач // Сестра милосердия»

6. Достопримечательное посещение (1935) Журнал «Сестра Милосердия», Nr.2, 3

7. Заксс Э. (1994) Высшее образование сестрам в высших школах Балтии, журнал „Сестра Милосердия» Nr. 1(52)

8. Качество образования и коммуникация в Латвийской образовательной системе: социологическое исследование точек зрения в образовании/ Министерство образования и науки Латвийской Республики. Рига , 2003.

9. Масло И. (2006) Обучение как интеграционный, интроспективный процесс. Рига, Латвийский университет.

1 0. Милграве Ингуна (1 996) История сестринского дела, ЛЕМОН, 1 книга, Копенгаген

11. Миллере Инга, Самооценка факультета сестринского отделения 2007/ 2008 академического года, протокол Nr. 1-2/ 21.10.08. от 2008 года 21 октября

1 2 . Миллере Инга, Самооценка факультета сестринского отделения по магистерской программе за 2007/ 2008 академический год, протокол Nr. 1-2/ 21.10.08. от 2008 года 21 октября

13. Паудере И., Гулбе Д. (2004) Опыт в обучении медсестер. Рига, Латвийский университет.

14. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. - 2003.- Nr. 4.-С. 5-15.

15. Хахеле Р. (2006) Самооценка в учебном процессе. Рига, РаКа.

16. Эглитис И. (2002./2003) Оценка качества образования. Обзор образования Латвии. Рига.

17. Bologna Declaration.- http://europa.eu.int/comm/education/ socrates/erasmus/bologna.pdf

18. Ewell P. Some Notes on the Credit Hour.- http:// abouteducation-reform.org. - P. 1-13.

19. Hartley D. The "McDonaldization" of Higher Education: Food for Thought?//Oxford Review of Education.- 1995.- V. 21- Nr. 4.

Поступила 27.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.