Научная статья на тему 'Высшая школа Мордовии - XX век: проблемы становления образовательного пространства. . '

Высшая школа Мордовии - XX век: проблемы становления образовательного пространства. . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / HIGHER SCHOOL / REPRESSIONS / EDUCATION / LOCAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисанова Наталья Александровна

В статье, посвященной проблемам становления высшего образования Мордовии, доказывается, что образовательный, культурный и хозяйственный уровень региона прямо зависел от образовательной среды, которая активно формировалась в эти годы в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mordovia Higher School - XX century: Challenges during the Establishment of Educational Space

The article, devoted to problems of higher education in Mordovia, proves that the educational, cultural and economic level of the region directly depends on the educational environment which has actively been formed in the Republic in those years.

Текст научной работы на тему «Высшая школа Мордовии - XX век: проблемы становления образовательного пространства. . »

%

Финно-угорский мир. 2009. № 2

Высшая школа Мордовии — XX век: проблемы становления образовательного пространства

94

Н. А. Крисанова,

кандидат исторических наук, доцент

кафедры педагогики

ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»

(г. Саранск, РФ)

«История просвещения мордовского народа для своего изучения представляет значительные трудности. Давно потеряв следы национально-государственной организации, мордовский народ попал в тесный социально-экономический переплет с ближайшими соседями, и в первую очередь с русскими. В его культурной истории получается такой сложный клубок взаимных влияний, который до известной степени можно распутать только путем серьезного изучения и внимательного анализа» [2. Оп. 1. Д. 449. Л. 11]. Эти слова сказаны человеком, сыгравшим значительную роль в деле просвещения мордовского народа, -Г К. Ульяновым. Действительно, основная масса мордвы (около 1 млн чел.), проживавшая главным образом в Средне-Волжской области и оформленная к 1928 г. в Мордовский округ, резко отставала по темпам просвещения и количеству просветительных учреждений от других народов Поволжья, создавших свои автономии еще в начале 1920-х гг. Слабая экономическая база Мордовского округа являлась определенным тормозом для культурного роста народа. Школой в 1920-е гг. было охвачено всего 42,0 % мордовских ребят, грамотность взрослого населения составляла 22,7 %, а среди женщин этот показатель местами падал до 5,0 % [2. Оп. 1. Д. 440. Л. 62]. Официально массовая неграмотность в Мордовии была ликвидирована к 1939 г., но реально - значительно позже [1, 287-288]. Причина столь длительного процесса ликвидации неграмотности и вообще отставания мордвы в области образования

видится в отсутствии развернутой сети национальных школ, которая развивалась достаточно медленно из-за сравнительно позднего создания национальной автономии [1, 297].

В сложившихся условиях со всей остротой вставал кадровый вопрос - большинство учителей не владели мордовским языком. Несомненно, учителя составляли основную и наиболее деятельную часть мордовской дореволюционной интеллигенции, но сама она была крайне малочисленна. Неблагоприятно обстояло дело и с преподаванием на родном языке: более 50 % просветительных учреждений в 1929/30 учебном году вели работу на русском языке. Национальное государственное строительство, развитие других сфер общественной жизни «поглощали» почти всех образованных мордвинов, и в первую очередь учителей. Поэтому национальных преподавательских кадров постоянно не хватало [1, 289]. Так, потребность в педагогических кадрах для всеобуча у мордвы по линии Наркомпроса к 1931 г. составляла 717 чел., у татар, чувашей и башкир - соответственно 163, 80 и 60 чел. [2. Оп. 1. Д. 481. Л. 39].

Учителя составляли основную и наиболее деятельную часть мордовской дореволюционной интеллигенции, но сама она была крайне малочисленна.

Для усиления подготовки национальных педагогических кадров с высшим образованием ВЦИК обязал Наркомпрос РСФСР в 1931 г. открыть в Саранске высшее учебное заведение - агропедагогический институт. На заседании секретариата Мордовского обкома партии от 29 сентября 1931 г. была определена дата его открытия - 8 октября 1931 г.

© Крисанова Н. А., 2009

В 1932 г. агропедагогический институт был преобразован в Мордовский государственный педагогический институт (МГПИ) им. М. М. Хатаевича с четырьмя отделениями: историко-экономическим, физико-техническим, химико-биологическим и политехническим. Педагогический институт имел три формы обучения: дневную, заочную и вечернюю, а также подготовительное отделение, которое в 1934 г. было передано рабфаку [5. Ф. Р-546. Оп. 1. Д. 33; Д. 16. Л. 33]. Для ускоренной подготовки учителей семилетних и средних школ 9 декабря 1934 г. в составе МГПИ был образован Саранский учительский институт с отделениями: историческим, языка и литературы, физикоматематическим и естественно-географическим, где обучение велось не четыре года, а три. В 1938 г. в Темникове был открыт второй учительский институт, имевший ту же структуру и те же сроки обучения, что и Саранский. Согласно решению партии и правительства о подготовке учителей для 5-7 классов в объеме полного курса педагогического института Саранский и Темниковский учительские институты были ликвидированы соответственно в 1953 и 1956 гг. За годы своего существования они подготовили свыше 3 тыс. учителей для 5-7 классов семилетней и средней школы [4, 107].

В связи с организацией Мордовской автономии и созданием местных партийных и советских органов возросла потребность в кадрах партийно-советских работников высшей квалификации. Для их удовлетворения в июле 1932 г. в Саранске на базе Мордовского отделения Самарского комвуза было создано высшее коммунистическое учебное заведение с отделениями партийно-советского строительства и, несколько позже, комсомольским [6. Оп. 1. Д. 774. Л. 5]. Функционировали 4-месячные подготовительные курсы для поступающих. В октябре 1932 г. Комвуз им. К. Маркса был реорганизован в Мордовскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу, которая до момента своего закрытия в 1939 г. подготовила более 600 партийных, советских и комсомольских работников и руководителей земельных органов, МТС и совхозов [4, 99].

Для усиления подготовки национальных педагогических кадров с высшим образованием ВЦИК обязал Наркомпрос РСФСР в 1931 г. открыть в Саранске высшее учебное заведение - агропедагогический институт.

В 1931 г. в Саранске было открыто еще одно партийное учебное заведение повышенного типа - Мордовское республиканское отделение Средне-Волжского краевого института массового заочного обучения партийного актива ЦК ВКП(б). Учебная работа отделения, про-

!Г/ / // I/ ' V • /

Здание агропедагогического института. 1931 г

Здание педагогического института. 1936 г

существовавшего до 1938 г., проводилась в основном на местах, т. е. в районах.

В 1932 г. в с. Инсар был организован Всесоюзный институт прядильных культур. Высшее учебное заведение имело в своем составе два отделения: агро-инже-нерное и инженерно-технологическое. Однако в связи с проблемами кадрового и материально-технического плана постановлением СНК СССР от 21 декабря 1932 г., подкрепленным решением областных директивных органов и распоряжением Народного комиссариата земледелия, институт был ликвидирован. На его базе стал работать опорный техникум северных прядильных культур [3. Оп. 1 «л». Д. 3. Л. 2].

Таким образом, в 1930-е гг. в республике было создано шесть высших учебных заведений, из которых к концу десятилетия только половина оказались жизнеспособными и востребованными временем. Основная причина свертывания ряда вузов заключалась в отсутствии высококвалифицированных научно-педагогических кадров, которые должны были обеспечить учебно-воспитательный процесс, отвечающий требованиям высшей школы.

Для первых лет становления вузов Мордовии были характерны различные способы формирования кадров. Основные из них:

- привлечение в высшие учебные заведения республики специалистов, профессоров и преподавателей из других вузов страны;

95

%

Финно-угорский мир. 2009. № 2

- привлечение к преподавательской работе в вузах работников партийных и советских органов, введение института «выдвиженцев» из коренной национальности;

- создание собственной базы для подготовки научных и преподавательских кадров через аспирантуру;

- направление на учебу и повышение квалификации в другие вузы страны собственных кадров.

Приглашение профессоров из столичных вузов, привлечение к чтению лекций партийных, советских работников ни в коей мере не решали проблему формирования кадров высшей школы. Процесс воспроизводства вузами республики национальных научно-педагогических кадров посредством аспирантуры хотя и был начат в указанный период, но не получил должного развития вследствие невозможности обеспечения аспирантов высококвалифицированным научным руководством. Тем не менее, при всех трудностях становления высшего образования в Мордовии, профессорско-преподавательский коллектив педагогического института добился определенных успехов. Научные конференции, сборники научных статей, активизация работы по защите диссертаций и сдаче кандидатских экзаменов наглядно демонстрируют процесс включения высшей школы республики в научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность на общероссийском уровне.

Следует также отметить, что, несмотря на имевшиеся недостатки в формировании преподавательского состава высшей школы, с первых лет работы вузов

Студенты Мордовского рабфака. 1933 г

С первых лет работы вузов кадрам уделялось существенное внимание. Активно проводилась политика привлечения к педагогической деятельности ученых (особенно мордовской национальности).

кадрам уделялось существенное внимание. Активно проводилась политика привлечения к педагогической деятельности ученых (особенно мордовской национальности), которым оказывалась определенная материальная помощь. Было очевидным стремление руководителей республики к консолидации научно-преподавательских кадров, их материальной поддержке, в силу чего в Мордовию вернулись многие крупные ученые, и среди них - профессора А. П. Рябов и И. Я. Бондяков, доценты Д. И. Васильев, С. И. Сумбаев, Ф. И. Петербургский.

В период репрессий и Великой Отечественной войны в высшей школе Мордовии произошли значительные изменения. События 1937-1938 гг. сломали весь естественный ход научно-исследовательской и учебной деятельности высших учебных заведений республики. Процесс формирования научно-педагогических кадров был приостановлен, все достигнутое в этом направлении было практически полностью уничтожено. Сельскохозяйственная школа как высшее учебное заведение в 1939 г. прекратила свое существование

и была реорганизована в областную совпартшколу. В связи с эвакуацией Мордовского педагогического института в г. Темников произошло его слияние с Темниковским учительским институтом под общим руководством дирекции МГПИ. Из-за ухода части преподавателей и студентов на фронт контингент вуза значительно сократился. Научная работа была сведена к минимуму. Вся деятельность профессорско-преподавательского состава сосредоточилась на учебно-воспитательных и хозяйственных работах. Из-за стремления руководства сохранить прежний состав студентов наборы отличались чрезвычайно слабой подготовкой. Отсюда вытекали проблемы учебного и воспитательного характера. Кроме того, изменение учебных планов и сокращение срока обучения до трех лет приближали учебный процесс к уровню самостоятельной работы. С возвращением в Саранск руководство вуза стало энергично принимать меры по возрождению всех направлений работы и жизнедеятельности. Восстанавливался педагогический коллектив, возобновлялась научная работа.

В 1957 г. система высшего образования Мордовии вступила в новый этап своего становления. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1957 г. № 1121 на базе Мордовского педагогического института был организован Мордовский государственный университет [5. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 85. Л. 121]. Вуз имел в своем составе шесть факультетов: историко-филологический, физико-математический, естествознания, иностранных языков, инженерно-технический и сельскохозяйственный, на которых велась подготовка агрономов, зоотехников, инженеров, а также преподавателей истории, русского и родного языков и литературы, физики, математики, химии, биологии, иностранных языков для средних школ. Университет ставил перед собой такие первоочередные задачи, как поднятие качества лекций и семинарских занятий на более высокий научный уровень; коренное улучшение всей научно-исследовательской работы, установление тесной связи с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами республики; привлечение к преподаванию высококвалифицированных ученых, организация выездов профессоров из ведущих вузов страны для чтения лекций и проведения консультаций по вопросам научно-исследовательской работы; повышение требований к студентам в вопросах успеваемости, поведения, общего культурного развития; улучшение культурно-бытовых условий студентов в общежитиях и т. д. [5. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 85. Л. 121].

Как видим, проблем перед высшей школой стояло немало, причем проблем не второстепенного характера, а касавшихся непосредственно основной деятельности. Первоочередной задачей оставалась подготовка кадров для системы, поскольку практика приглашения специалистов уже не могла решать кадровый вопрос в полном объеме. Недостаточной была и материально-техническая база, что выражалось в нехватке

Темниковский учительский институт

лабораторий и кабинетов, оборудованных согласно требованиям университетской подготовки. Кроме того, остро стоял вопрос набора студентов: с первых дней существования вуза (так же, как и в педагогическом институте) велась непрерывная профориентационная работа среди школьников республики. Социокультурный уровень молодежи республики не соответствовал потребности практической реализации образовательных задач, которые ставились перед Мордовией.

Решая первоочередные задачи стремительно развивавшихся отраслей промышленности в обеспечении высококвалифицированными кадрами, республика ежегодно недополучала специалистов-педагогов для русской и национальной школ Мордовии. Например, в 1957/58 учебном году университет окончил 231 чел., в том числе 182 получили педагогическую специальность. Их них только 128 чел. были распределены в школы республики [5. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 10. Л. 4], что было крайне недостаточным.

В 1957 г. система высшего образования Мордовии вступила в новый этап своего становления.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР на базе Мордовского педагогического института был организован Мордовский государственный университет.

Кроме того, аграрной Мордовии прежде всего были необходимы специалисты в области сельского хозяйства и педагогические кадры для села, но эту задачу университет не мог выполнить самостоятельно. Имея широкий спектр распределения специалистов по Союзу, вуз заботился о воспроизводстве собственных научно-педагогических кадров: только в 1957-1958 гг. в аспирантуру Москвы и Казани были направлены

97

Финно-угорский мир. 2009. № 2

98

Студенты и преподаватели филологического факультета. 1955 г.

27 чел. [5. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 1. Л. 129]. В результате через пять лет после реорганизации во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 30 июня 1962 г. № 899 в Саранске вновь был организован Мордовский государственный педагогический институт, в состав которого входили три факультета и восемь кафедр. Необходимо заметить, что новый вуз открывал специальность, которой не было ни в старом МГПИ, ни в университете, - учителя биологии и основ сельскохозяйственного производства, -

тем самым решая две серьезные образовательные проблемы. В торжественной речи, посвященной открытию вуза, его первый ректор Н. Н. Молин отметил: «Педагогический институт должен не вообще готовить специалистов с высшим образованием, не просто учителей, а учителей для работы в сельской школе. В 1963 году на первый курс будет принято 650 студентов, пройдет еще 4 года, и в институте будет обучаться более 3 тысяч» [5. Ф. Р-2542. Оп. 1. Д. 1. Л. 34].

Студенты и преподаватели филологического факультета. 1956 г

ш

№'

тш

Первый выпуск светотехников. 1962 г

Напрашивается вопрос: была ли столь острой необходимость в открытии еще одного вуза или можно было ограничиться увеличением приема в университет с целью решения возникших проблем? На этот вопрос как в качественном, так и в количественном смысле может быть дан только отрицательный ответ. По предварительным подсчетам Министерства просвещения, с 1963 по 1970 г. потребность республики в учителях с высшим образованием ежегодно составляла 500 чел. [5. Ф. Р-546. Оп. 1. Д. 1. Л. 29]. Объективно университет никак не мог решить поставленные перспективные задачи. Кроме того, за период существования МГПИ с 1931 по 1957 г. его коллектив приобрел богатый опыт подготовки национальных педагогических кадров для республики. На этой базе с определенной материально-организационной помощью логически верным было возобновление деятельности педагогического вуза в Мордовии.

Таким образом, можно утверждать, что с открытием педагогического института в 1962 г. в Мордовии сложилась система высшего образования, решавшая кадровые потребности как республики, так и, частично, региона. Процесс становления системы завершился формированием структуры, которая в полном объеме удовлетворяла потребности народно-хозяйственной жизни республики. Университет и педагогический институт, негласно разделив сферы деятельности, гармонично сосредоточились на решении собственных задач, находясь при этом в постоянном сотрудничестве и взаимопомощи. Так, в состав ученых советов были включены представители руководства другого вуза с

целью повышения эффективности всех направлений учебно-методической и научно-исследовательской работы. У каждого высшего учебного заведения республики к 1962 г. имелись свои научно-педагогический потенциал, возможности для расширения и укрепления материально-технической базы, контингент студентов, ориентированный на ту или иную сферу профессиональной деятельности, и, наконец, своя неповторимая атмосфера, которая и сегодня отличает два крупнейших вуза Мордовии.

Ключевые слова / keywords:

высшая школа; образование; национальные кадры

high school; education; national staff

Поступила 16.02.2009

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Абрамов, В. К. Мордовский народ (1897-1939 гг.) / В. К. Абрамов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 412 с.

2. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. А-296.

3. Инсарский районный государственный архив. Ф. 14.

4. Киселев, А. Л. Социалистическая культура Мордовии / А. Л. Киселев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1959.

5. ЦГА РМ (Центральный государственный архив Республики Мордовия). Ф. Р-546 ; 2542.

6. ЦДНИ (Центр документации новейшей истории). Ф. 269.

ээ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.