Научная статья на тему 'Вышивка в традиционном интерьере крымскотатарского жилища'

Вышивка в традиционном интерьере крымскотатарского жилища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА / ИНТЕРЬЕР / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА / ОРНАМЕНТ И МОТИВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вышивка в традиционном интерьере крымскотатарского жилища»

Вышивка в традиционном интерьере крымскотатарского жилища

Бавбекова Ирина Александровна

кандидат искусствоведения, ст. преподаватель, зав. кафедрой изобразительного искусства ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический

университет», г. Симферополь РК

Ключевые слова: вышивка, интерьер, композиционные приемы, цветовая гамма, орнамент и мотив, национальные особенности.

Важную роль в развитии вышивки крымских татар играла популярность ее как вида народного искусства до конца XIX ст. Традиционно-бытовые особенности вышивки в интерьере характеризуются устойчивостью традиций ткачества и вышивки, где орнаментальный текстиль был обязательным атрибутом домашнего быта, обрядов.

Цель статьи: охарактеризовать стилистические особенности вышивки в интерьере крымских татар, которая формируются на влиянии стилистики «турецкого стиля», барокко. Навыки и традиции передавались из поколения в поколение, что позволило к ХХ веку ткачеству и вышивке сохранить технику шитья, композиции, орнамент, выработанные веками. Вышивать умели старые женщины, молодые девушки, мужчины разных социальных слоев. Вышивкой украшали молитвенные коврики-«намазлыкъ», концы полотенец-«безазы», «юзбез», платки на голову-«марама» и «шербенти», скатерти, наволочки надиванные подушки-«дивар ястыкъ», компоненты традиционной одежды: женские нагрудники

«кокслюк», манжеты «ень къапакъ», передники «оглюк», тюбетейки и фески, сумочки для табака «кисе», футляры для часов и т.д.

Исследование литературных источников показало, что до начала XVIII века в интерьере у крымских татар присутствовали и вышитые предметы быта и роспись стен, с середины XVIII века только вышитые предметы. М. Дубровский в своем сборнике указал, что в интерьере крымских татар практически отсутствует мебель, но отмечено обилие мягких вещей. «Вдоль стен лежали матрацы «мендеры», обтянутые ярким ситцем. Подушки приставлены к стене в виде спинки. Стены

украшены чадрами и платками своей работы... На окнах висят занавески из кисейной или ситцевой ткани.» [3]. Б. Засыпкин отметил, что «.стены украшали множество полок, которые делили декорацию комнаты на две части: нижнюю, до полочки, и верхнюю, выше нее.В дополнение к декоративному убранству стен все деревянные части раскрашивали живописью, используя характерный цветочный орнамент» [4]. На роспись в интерьере указывает Б.Куфтин: «на потолке выполнена деревянная аппликация из палочек, образующая розетку в центре потолка с отходящими от нее лучами. Вместо аппликации можно встретить роспись, которой расписывали карнизы, стены, с характерными мотивами тюльпана и баночки с цветами» [1]. Г. Радде предлагает свое описание интерьера: «.у богатого татарина степной группы расстояние между полками украшало множество платков и полотенец, стенные подушки выполняли из турецкой шелковой материи красного или желтого цвета, у бедного-из бумажной материи, с цветным прямолинейным узором» [1]. Автор отметил, что декорированные стены встречал редко, а те, что встречал, были выполнены неаккуратно, хотя просматривались мотивы птиц, цветов. Используемые цветные разводы на стенах символизировали райский сад [1].

Ткань всегда служила украшением интерьера. Особое внимание в интерьере уделялось вышивке на полотенцах, покрывалах на голову, их функциональному и символичному значению в оформлении интерьера. Ткань «атма», однотонная и полосатая, ткалась из льняных ниток «ускуль», конопли, хлопчатобумажных ниток «камукъ», мастера умело использовали их природную красоту-блеск, глубину оттенков, рельефность. В оформлении интерьера доминировали полотенца для рук «эльбез», для лица «юзбез», для украшения полок «къыбрыз» и головное покрывало «марама» (рис.2). Характерными орнаментальными мотивами в этих тканях выступают вазон, архитектурные мотивы, а из техник вышивки татарская гладь-«татар ишлиме». В целом, композиции отдельных тканей и тканых вещей отличаются законченностью, что дает им возможность самостоятельно существовать в интерьере. Умение соединить разные по размеру, цветовой гамме, ритмическому строю элементы с пространством интерьера указывает на особый характер народного искусства крымских татар.

Немаловажную роль в оформлении интерьера играли полотенца для свадебного обряда. Согласно своей цветовой гамме полотенца были своего рода украшением, декоративным акцентом в оформлении комнаты молодоженов. На потолке от центра к краям натягивали множество шнуров, на которые развешивались платки «явлук» и платки на голову «марама», которые имели вышивку на концах изделий (А. табл. 3.3). Потолка при этом могло быть не видно из-за их количества (рис. 1). Стены полностью закрывали специальными

полотенцами «сачма», «дувар без», «верледжек», головными покрывалами «папи-марама» создавая целый ряд декоративных украшений. Г. Бонч-Осмоловский в своей статье указал, что на определенном расстоянии к полотенцам прикрепляются разноцветные маленькие фестоны, вышитые по углам платки «чевре» [2]. В

этнографических материалах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) найдена информация об оформлении интерьера у татар Крыма: «для округления углов комнат вешали полотенца, выполненные из тонкой кисеи белого цвета «емени-явлук». Этим платком завязывали руки жениха после того, как он выкупил хну водкой. Друг жениха-«сагъдыч» окрашивает жениху ладонь, большой и указательный пальцы [5]. Кисейные полотенца «едек» розового цвета содержали вышивку золотой нитью в технике «м’клама». Оно играло обрядовую роль при окрашивании рук жениха хной. Полотенца вывешивали перекрестно, создавая округлость комнаты. Полочки и расстояние между ними украшали вышитые головные покрывала «топу марама» (рис. 1). Расположение на стене в виде ромба давало возможность видеть оба вышитых конца. Неотъемлемой частью декорирования интерьера в свадебном обряде являлся занавес «перде» или «кошеге» (степной район Крыма). Ее вешали, как занавес, на дверной проем, закрывая невесту от жениха. В вышивке доминировала золотая нить, с характерным растительным орнаментом. Однако на южном берегу занавес «перде» собирали из шелковых полос, сшивая в длину между собой, выполняя вышивку белой нитью. Все полотенца, служившие для украшения дома, объединены одним словом-«эвджияр» (украшение дома).

Помимо вышитых предметов, до начала XVIII ст. использовали

декорирование стен. На основе изложенного скажем: полотенца «къыбрыз»

использовали только для украшения полок для посуды, полотенца «эльбез», «юзбез» служили украшением стен под полками, а головное покрывало «марама» использовали для украшения большого пространства на стене. В конце XIX ст. полотенца с характерным символическим орнаментом были утрачены, а позднее и совсем забыты. В ХХ ст. полотенца украшают новыми декоративными, фабричного производства, кружевами, бахромой, используя простые узоры с растительными композициями. Сегодня очень редко можно встретить вышивку в оформлении интерьера жилища у крымских татар. В основном она используется во время свадебного обряда.

Список использованной литературы:

1. Бавбекова И. Художественно - функциональная роль вышивки в убранстве

крымскотатарского жилища // Украшське мистецтвознавство: матерiали,

дослщження, рецензй. - Випуск 8. - 2008. С. 125)

2. Бонч - Осмоловский Г. А. Брачные обряды татар горного Крыма // ИРГО. -Т.58. - М. - Л., 1926.- Вып. 1. - С. 21 - 61.

3. Дубровский М.Н. Жилище крымских горнах татар // По Крыму. -Симферополь, 1914. - Сб. 1. - С. 1 - 2.

4. Засыпин Б.Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым. - 1927. - № 2 (4).

5. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. / Авт. - сост. М.А. Араджиони, А.Г.Герцен. - Симферополь: издательство «Доля», 2005. - 576 с.

Рис. 3.3.2. Размещение полотенец в комнате невесты. БГИКЗ

Рис. 3.3.4. Украшение полок и стен полотенцами. КЭМ. Инв. № КП - 782 ДП - 274; КП - 783 ДП - 275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.