Научная статья на тему 'Выразительные средства башкирского народного костюма (особенности техник орнаментации и цветовое решение)'

Выразительные средства башкирского народного костюма (особенности техник орнаментации и цветовое решение) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫШИВКА / УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / АППЛИКАЦИЯ / ФОН / ЦВЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленникова Т.А.

В статье рассматриваются выразительные средства, определившие своеобразие башкирского народного костюма, их художественные возможности, варианты декоративной композиции и ее зависимость от техник орнаментации. Также устанавливается связь характера узоров и цветового решения с назначением и формой элементов одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выразительные средства башкирского народного костюма (особенности техник орнаментации и цветовое решение)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745.5

Т.А.Масленникова

Д.иск., профессор каф. ИЗО, БГПУ им.М.Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА (особенности техник

орнаментации и цветовое решение)

Аннотация

В статье рассматриваются выразительные средства, определившие своеобразие башкирского народного костюма, их художественные возможности, варианты декоративной композиции и ее зависимость от техник орнаментации. Также устанавливается связь характера узоров и цветового решения с назначением и формой элементов одежды.

Ключевые слова

Вышивка, узорное ткачество, геометрический и растительный орнамент, аппликация, фон, цвет.

Традиционный башкирский костюм представлял собой сложный многосоставной художественный ансамбль. Однако, помимо хорошо продуманной общей композиционной системы и четкой структуры, базировавшейся на функциональных потребностях и символике, важное значение в создании художественного образа имели такие выразительные средства, как техника орнаментации и общее цветовое решение.

Чаще всего орнамент выступал вместе с цветом, который усиливал впечатление и одновременно сам являлся активным средством эмоционального воздействия. Цвет подчеркивал совершенство формы изделия, его силуэт, характеризовал фактуру, выявлял рисунок узора. [1, с.97] Как и цвет, орнамент выполнял ряд функций. В их числе первоначальная - семантико-смысловая, а также эмоциональная и художественная.

Наиболее гибкой и разнообразной в плане вариативности узоров являлась техника вышивки. Вышивка широко использовалась как средство декора на всех частях башкирского костюма, начиная от головных покрывал, нательных предметов, заканчивая верхней одеждой. В большинстве случаев в музейных образцах [2.] она была зафиксирована уже на покупных хлопчатобумажных тканях, тонких, с гладкой поверхностью. Они служили для неё фоном различных цветов - белого, красного или чёрного. Как своеобразное обрамление определённых частей костюма, например подола платья, рукавов, ворота, применялась контурная тамбурная техника. Нитки для этого выбирались контрастные по сравнению с фоном. Узор растительного характера наносился на поверхность горизонтальными полосами. Иногда изображения внутри зашивались нитками, образуя мелкие декоративные пятна. Однако, в целом, композиция имела линеарное решение, свойственное этой технике.

Разновидностью тамбурной вышивки являлись кускарные узоры в виде «рогов барана». Для её художественного строя подбирались яркие цвета: жёлтый, синий, красный, зелёный, нанесённые чаще на тёмный фон. В костюме подобным орнаментом декорировалась верхняя одежда, нагрудные повязки и особенно мужские кисеты. На кисетах композиционное распределение декора всегда учитывало назначение и особенности использования предмета. На прямоугольных по форме кисетах вышивка сдвигалась от верхнего края к низу и обрамлялась с трёх сторон полями. Таким образом выделялось отверстие предмета.[3] Подобные узоры, как и все тамбурные вышивки, отличались связанными друг с другом элементами декора. Один элемент как бы давал начало другому и так далее до границ формы изделия или до условно очерченных полей.

Для закрытия узором больших поверхностей применялись счётные строчевые вышивки. Подобная техника была характерна для оформления фартуков, тастаров, налобных повязок хараусов. Рисунок

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

переплетения ткани служил основой для вышивки цветной перевитью. Для неё использовались шерстяные нити, которые придавали поверхности изделия более рельефную фактуру. Выполненный по счёту орнамент имел строго геометрические очертания элементов. В нем можно было выделить ромбы, крестообразные фигуры, треугольники, чёрного, красного, жёлтого, зелёного цветов, которые распределялись от края до края композиции, создавая сменяющийся ритм пятен, более крупных в центральной части и мелких по краям. Таким образом узоры разного цвета вкрапливались в общее поле, чередуясь друг с другом, что оживляло чёткий ритм центрической композиции.

В составных частях костюма характер декорировки подчинялся назначению и форме. Например, на полотенцеобразных головных покрывалах тастарах, вышивка украшала края, которые были самой заметной частью из всего полотна покрывала. Здесь использовалась техника вышивки гладью, которая диктовала геометрический характер орнамента. В оформлении тастаров применялся красный цвет тёплых оттенков, который всегда размещался на светлом фоне. Вышивка гладью давала образцы чёткого симметричного построения композиции вплоть до мельчайших деталей, в отличие от цветной перевити. Подобным образом орнаментировались и налобные повязки хараусы. В них использовались красно-коричневого цвета нити, часто шёлковые, дававшие приглушённый блеск, а узоры группировались в симметричную геральдическую композицию противостоящих существ, имевших семантическое значение животных- покровителей, таких как птицы, кони и олени.[4, с.131; 5, с.44-45 ]

Вышивка нередко совмещалась с ткаными узорами, особенно на женских платьях, а также на нательной одежде и фартуках. Как правило, орнамент создавался непосредственно в процессе тканья всего полотна, поэтому фон и узорные элементы представляли собой единое целое. Техника узорного ткачества обуславливала возможности узора покрывать целые участки или полностью поверхность изделий, например, подол платья, рукава или верхнюю часть платья. Одновременно, можно было, как и в вышивке, обрамлять края. Простейший вид ткачества - это пестроткань, когда всё поле выполнялось одинаково. Такая его разновидность в основном имела клетчатый рисунок. Наиболее распространённой и выразительной по своим художественным качествам была выборная или браная техника. При её использовании орнаментальные элементы, в отличие от льняного или хлопчатобумажного тканого фона, выполнялись шерстяными нитями. Отчасти поэтому они выглядели выпуклыми, объёмными и напоминали вышивку. Такой узор всегда отличался геометрическим характером и контрастным сочетанием цветов по отношению к фону. Общее композиционное решение строилось больше на соотношении цветовых пятен, чем на линии. Здесь в основном, как и в других техниках, использовались красный, жёлтый, зелёный, иногда чёрный цвета. Однако главным цветом в тканых изделиях в составе костюма был красный. Более широкое распространение, именно, на тканых изделиях получил синий цвет. Красный, чёрный и жёлтый могли применяться как цвета фона.

Таким образом, тканьё на одежде по цвету, фактуре, характеру орнамента, системе его распределения прекрасно сочеталось с вышивкой, образуя единство костюмного комплекса.

Аппликация и нашивки, напротив, были характерны в основном для верхней одежды, головных уборов и обуви, то есть для элементов костюма, обозреваемых полностью, и нижних частей, которые всегда оставались видимыми в любом составе костюма (подол платья, низ штанов). Это вполне объяснимо с точки зрения получаемой в процессе декорирования фактуры поверхностей одежды. Аппликация и нашивки придавали изделиям дополнительный объём и рельеф, совершенно нецелесообразные, например, в украшении нательных вещей. Излюбленным приёмом народных мастеров являлась обшивка краёв цветными полосами простой ткани или позументом. Аппликация занимала большую площадь поверхности, чем нашивки. Кроме полос, в состав аппликативной композиции включались и геометрические элементы. Иногда, например, на обуви вся композиция состояла из геометрических узоров. В любом случае мастера стремились к созданию цветового контраста нашиваемых элементов с фоном изделия. Если аппликация представляла собой плоскостное украшение, то нашивки отличались своей рельефностью и введением в орнаментальную композицию одежды дополнительных материалов, таких как серебряные монеты, бисер, кораллы, ювелирные подвески и т.д. Головные уборы зашивались монетами, кораллами и бисером полностью. На верхней одежде монеты располагались горизонтальными рядами, полосами, но чаще всего в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

виде небольших вкраплений по две или три монеты между вышитым или аппликативным узором. Они оттеняли и как бы подчёркивали орнамент, выполненный в других техниках. В целом, оформление строилось на ритмическом чередовании крупных и мелких пятен - цветного аппликативного узора и естественных цветов материалов нашиваемых деталей. Несмотря на вкрапления пятен естественного цвета материалов, в общем, цветовая гамма башкирского костюма была основана на сочетании ограниченного количества цветов, в основном трёх или четырёх, чёрного, красного, зелёного и жёлтого, которые и составляли его узнаваемый колористический строй.

Список использованной литературы:

1. Пронина И. Роль цвета в предметном ансамбле //Человек, предмет, среда. М., 1980. С.94-126.

2. Фартук, украшенный тамбурной вышивкой. Национальный музей РБ, инв.№15855.

3. Кисет, украшенный тамбурной вышивкой. Музей археологии и этнографии г.Уфа, инв.№Э-1-33; кисет, украшенный тамбурной вышивкой. Музей археологии и этнографии г.Уфа, инв.№Э-1-132.

4. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Башк. кн.изд., 1979. 226 с.

5. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир /генезис и развитие/: Дис.... канд. ист. наук. Уфа, 1998. 276 с. Российск. гос. библ. 61: 99-7/55-6.

© Масленникова Т.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.