Научная статья на тему 'Выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения иностранным языком'

Выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ / ВЛАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / VERBAL AGGRESSION / NEGATIVE EMOTIONS / PSYCHOLOGICAL DAMAGE / ANXIETY / NEGATIVE ATTITUDE TOWARDS THE TEACHER / DOMINEERING ATTITUDE / COOPERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крет Марина Владимировна

Данная статья рассматривает агрессивность и ее влияние на успешность обучения взрослых иностранному языку. Как предполагалось, в соответствии с анализом литературы, исследование показало, что спонтанность агрессии, неумение переключать агрессию, ауто агрессия, использование ритуальных форм агрессии и ответная агрессия характерны для обучающихся с низкими показателями обучения. Для этой группы обучающихся также характерно негативное отношение к преподавателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal aggressiveness and the relation to the teacher among the adults with different dynamics of the language acquisition

This article is dealing with aggressiveness and its influence upon success of the adults' foreign language learning. As predicted on the basis of the previous theory, the research showed that auto aggression, use of ritual forms of aggression, reciprocal aggression are typical for students with low results of language learning. This group of students is also characterized by negative attitude towards the teacher.

Текст научной работы на тему «Выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения иностранным языком»

выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения иностранным языком

Крет М.В.

Данная статья рассматривает агрессивность и ее влияние на успешность обучения взрослых иностранному языку. Как предполагалось, в соответствии с анализом литературы, исследование показало, что спонтанность агрессии, неумение переключать агрессию, ауто агрессия, использование ритуальных форм агрессии и ответная агрессия характерны для обучающихся с низкими показателями обучения. Для этой группы обучающихся также характерно негативное отношение к преподавателю.

Ключевые слова: вербальная агрессия, негативные эмоции, психологический ущерб, тревожность, негативное отношение к преподавателю, властное отношение, сотрудничество

Изучение агрессивного поведения людей, проявлений агрессии в отношениях друг к другу является одним из самых востребованных направлений исследований в современной психологии. Несмотря на этот факт, проблема проявления агрессии в учебных группах и ее влияния на результаты обучения еще недостаточно изучена, особенно, в связи с групповыми методами обучения иностранному языку взрослых людей. Поэтому одной из задач нашего исследования является изучение выраженности вербальной агрессии у лиц, посещающих группы обучения иностранному языку.

Анализ литературы [4, 16, 12, 20, 22] показывает, что существует различные определения вербальной агрессии, которые объединяют указания на то, что вербальная агрессия способствует возникновению негативных эмоций, наносит психологический ущерб, формирует негативные межличностные отношения. К социально-психологическим причинами вербальной агрессии, как правило, относят негативные установки, отсутствие ориентации на высшие интересы, неразвитость социальных способностей и умений [5, 14, 15]. Среди социально-психологических свойств агрессивной личности исследователи выделяют неуверенность в себе, беспомощность «Я», робость, враждебность, чувство вины, тревоги, отчужденность [1, 3, 6, 9, 11, 13, 14, 26, 29]. Для мотивационно - по-требностной сферы агрессивного человека является характерными потребность в престиже, самоутверждении, признании, которые приводят к агрессивному поведению [2, 9, 10]. Выше приведенные сведения о социально-психологических и других особенностях агрессивной личности чрезвычайно важны для организации обучения иностранному языку, так как

набор в группы, традиционно, осуществляется без учета социально-психологических особенностей ее участников. Об этом свидетельствуют работы ряда авторов [7, 8, 30, 31], подчеркивающих необходимость создания в группах благоприятного климата в процессе обучения иностранному языку. Боязнь ошибок, насмешек, отсутствие доверия к группе сковывает высказывания участников группы, создает тревожность, которая влияет на память и препятствует усвоению учебного материала.

Многочисленные исследования указывают на различные последствия вербальной агрессии, проявляемой к другим людям. Так, Джон Коул и Джеймс МакКроски [23] показали, что у участника коммуникации, по отношению к которому проявляется вербальная агрессия, возникает ожидание негативных последствий общения, появляется стремление к избеганию коммуникации или к ее прекращению. Ряд авторов [21, 28, 36] отмечают, что вербальная агрессия друзей или значимых других приводит к низкой удовлетворенности взаимоотношениями, которая, в свою очередь, обуславливает низкий уровень сплоченности группы, может привести к ее распаду. Следствием вербальной агрессии является депрессия, ответная агрессивность [33, 35], утомление, неудовлетворенность работой, гнев, беспомощность, неадекватность [24, 25]. Наряду с этими последствиями вербальной агрессии описывается феномен взаимной агрессии. Д.А. Инфанте пишет о том, что люди часто стараются сохранить лицо и предотвратить в будущем вербальную агрессию, отвечая на агрессию агрессией. Предметом вербальной агрессии в учебных группах, обычно, становятся особенности характера человека, ком-

петентность, скорость выполнения заданий и их качество, внешность.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что представители групп, отличающихся уровнем успешности обучения иностранному языку, имеют различную степень выраженности показателей вербальной агрессии и негативности отношения к преподавателю.

Методы исследования.

Для выявления вербальной агрессивности участников групп, изучающих иностранный язык, нами использовалась следующая методика: «Определение интегральных форм агрессивности В.В. Бойко» [18].

Агрессивность в данной методике понимается как устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. С целью определения удовлетворенности обучением, отношения к преподавателю и группе применялся разработанный нами опросник «Субъективная оценка ситуации обучения иностранному языку в группе». Опросник включает суждения (преподаватель внимательно относится ко мне; преподаватель умеет слушать, вести диалог, беседовать; преподаватель умеет вовремя выйти из общения, учитывая ситуацию и состояние другого человека; выражение лица преподавателя соответствует его словам; преподаватель умеет объяснять, аргументировать свои предложения, замечания; преподаватель показывает, что некоторые члены группы ему несимпатичны; преподаватель властно относится ко мне) об отношении преподавателя к обучаемым, которые оценивались по семи балльной шкале и свидетельствовали в своей совокупности о степени проявления вербальной агрессии.

Для определения динамики успешности обучения иностранному языку использовался методический прием: тестирование обучающихся в соответствие с этапами обучения. Все респонденты по результатам контрольных стандартных тестов в процессе обучения были разбиты на три группы: 1) группа с низкими показателями динамики обучения; 2) группа со стабильными показателями обучения; 3) группа с высокими показателями динамики успешности обучения.

С целью обработки полученных данных применялся Т-критерий Стьюдента.

Эмпирическим объектом исследования стали участники групп обучения иностранному языку в возрасте от 17 до 50 лет, 42 мужчины и 70 женщин; 6 преподавателей из различных языковых центров в возрасте от 34 до 65 лет, имеющие большой опыт работы.

Результаты исследования.

1. Все участники исследования демонстрируют средний уровень коммуникативной агрессивности, который обычно проявляется в спонтанности, не-

которой анонимности и слабой способности к торможению агрессии.

2. Между группой с низкими показателями динамики обучения и группой с высокими показателями динамики успешности обучения статистически значимые различия были выявлены по шкалам спонтанность агрессии 0: = 2,5), неумение переключать агрессию (: = 2,3), аутоагрессия (: = 2,1). Участники подгруппы с низкими показателями динамики обучения значимо чаще демонстрируют спонтанную агрессию и аутоагрессию по сравнению с теми, кто успешно овладевает иностранным языком. Чем ниже у участников группового обучения показатели усвоения языка, тем чаще они используют в общении «ритуальные» формы агрессии 0: = 2,3) и не стремятся к ответному агрессивному поведению (: = -3) в отличие от групп со стабильными показателями обучения.

3. Субъективная оценка ситуации обучения иностранному языку в группе отличается по ряду параметров в зависимости от успешности обучения. Группа с низкими показателями динамики обучения значимо выше оценивает наличие несоответствий между выражением лица и речью преподавателя, чем группы с более успешным обучением (: = -4,1 при сравнении со 2 группой и : = -4,9 при сравнении с 3 группой).

4. Чем ниже показатели обучения, тем выше оценивается проявление несимпатии преподавателя к обучаемым (при сравнении 1 и 3 группы : = -2,4; при сравнении 2 и 3 группы : = -3,2). Представители данной группы значимо ниже оценивают умение преподавателя объяснять, аргументировать свои предложения, замечания (при сравнении со 2 группой : = 2,9, при сравнении с 3 группой : = 2,8). Они также значимо ниже оценивают проявление властного отношения к ним со стороны преподавателя (при сравнении групп 1 и 2 : = -2,3, при сравнении групп 1 и 3 : = -4,4), по сравнению с более успешными учащимися, которые считают, что преподаватель проявляет властное отношение к ним.

5. Такие характеристики общения преподавателя с учащимися, как внимательное отношение, умение слушать, вести диалог, беседовать, умение выйти из общения, учитывая ситуацию и состояние другого человека, оцениваются всеми группами, отличающимися успешностью обучения, практически, одинаково.

Таким образом, представители групп с низким уровнем успешности обучения имеют более высокий уровень выраженности различных параметров вербальной агрессии, они более негативно относятся к преподавателю, приписывая ему неискренность поведения (несоответствие вербального и невербального выражения), демонстрацию антипатии,

неумение объяснять, аргументировать свои предложения, проявлять власть.

С целью снижения уровня вербальной агрессии у обучающихся и изменения отношения к преподавателю, необходимо использовать упражнения для развития способностей к эмпатии, идентификации и рефлексии. Для установления дружеских отношений, Элиот Аронсон и его коллеги предложили модифицировать учебный процесс таким образом, чтобы он включал в себя элементы сотрудничества [19]. Обучающиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические и смысловые блоки). Каждый член группы находит материал в соответствии со своим заданием. Затем они встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Единственный способ освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать всех партнеров по команде. На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме. Каждый член группы активно принимает участие в обсуждении, т.е. обучается в процессе общения. Преподавателю же отводится роль организатора самостоятельной работы, творческой деятельности обучаемых. Помимо вышеперечисленных способов для снижения вербальной агрессии Инфанте Д.А. [32] предлагает организовать исследовательские проекты по данной теме, дискуссии и ролевые игры, вести дневник по вербальной агрессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов С.К., Христич О.Б. Диагностика суицидального поведения у детей и подростков // Психологический вестник выпуск 2 (часть 1). - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та,1997. -С. 239-244.

2. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс Изд-во Эксмо-Пресс 1999. - 512 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

5. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 84-85.

6. Креч Д, Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. - С. 4-10.

7. Китайгородская Г.А., Шемякина Г.М. Мотивация в условиях обучения иностранным языкам. Психологические основы обучения неродно-

му языку: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. -М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж Изд-во НПО «Модэк», 2004.- С. 429-440.

8. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // В сб.: «Методы интенсивного обучения иностранным языкам». - Вып. 1. - М., 1973. - С. 9-17.

9. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. - Санкт-Петербург, 1999. - 127 с.

10. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 330 с.

11. Наш проюлемный подросток / Под ред. Регуш Л.А. -Санкт-Петербург, 1999. - С. 144.

12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - Т. 17. - № 5. - 1996. -С. 3-17.

13. Реминдмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

14. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения // Прикладная психология. - 2000. -№ 3. - С. 46-55.

15. Смирнова Е.О., Радеева Р. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. - 1999. -№ 1. - С. 105-116.

16. Социальная психология агрессии / Под ред. Б. Крейхи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.

17. Социальная психология / Под ред. Журавлева А.Л. -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.

18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

19. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2004. - 286 с.

20. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: КомКнига, 2006. - 360 с.

21. Burman B., John R.S. & Margolin G. Observed patterns of conflict in violent, nonviolent, and nondistressed couples. Behavioral Assessement. - 1992, 14, p. 15-37.

22. Cahn & Lloyd, Family Violence from a Communication Perspective: D.D. Cahn, S.A.. - London; Thousand Oaks; New Delhi: Sage Publication, 1996. - p. 86.

23. ^le John G. and McCroskey James C. The association of Perceived Communication Apprehension, Shyness, and Verbal Agression with Perception of Source Credibility and Affect in Organizational and Interpersonal Contexts. -2003, p. 103-110 http:// www.jamescmccroskey.com/publications/201.pdf

24. Cox H. (1987). Verbal abuse in nursing: Report of a study. Nursing Management, 18, 47-52.

25. Cox H. (1990). Verbal abuse nationwide, part II: Impact and modifications. Nursing Management, 22, 66-69.

26. Davis Daniel L. Phd.The aggressive adolescent. Clinical and forensic issues. The Haworth Press\ Inc-2000-158 p. 27.DeVito Joseph A. How to Deal with Verbal Abuse. The Interpersonal Communication Reader, 2002, p. 178-183.

27. Follette V.M. & Alexander P.C. Dating violence: Current and historical correlates. Behavioral Assessement,14 1992, p. 19-52.

28. Guerra N.G., Slaby R.G. Evaluative factors in social problems solving by aggressive boys. Journal of Abnormal Child Psychology. - 1989. - V. 17. -p. 209-219.

29. Harmer Jeremy. The practice of English Language Teaching. - Pearson Education Limited, 2003. -365 p.

30. Hoque M. Enamul Teacher-Students Interaction: An Evaluation of an EFL Classroom http://www.

eslteachersboard.com/cgi-bin/articles/index. pl?read=3550

31. Infante Dominic A. Teaching Students to Understand and Control Verbal Aggression. Communication Education. - 1995. - V. 44. - p. 51-62.

32. Kashani J.H., Burbach D.J. & Rosenberg T.K. (1988). Perception of family conflict resolution and depressive symptomatology in adolescents.Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 27, 42-48.

33. Kinney T., Segrin Ch. Cognitive moderators of negative reactions to verbal aggression. Communication studies. - 1998. - V. 49. - p. 49-72.

34. Vissing Y.M., Straus M.A., Gelles R.J. & Harrop J.W. Verbal aggression by parents and psychosocial problems of children. Child Abuse and Neglect. -1991. - № 15. - p. 223-238.

35. White J.W. & Koss M.P Courtship violence: Incidence in a national sample of higher education students. Violence and victims. - 1991. - № 6. - p. 247-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.