Научная статья на тему 'Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза'

Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение взаимосвязи выраженности познавательных потребностей с разноуровневыми показателями в структуре интегральной индивидуальности студентов. Был использован корреляционный анализ, который позволил выявить межуровневые зависимости психодинамических, личностных, социально-психологических свойств во взаимосвязи со степенью выраженности познавательных потребностей и самоэффективности личности. Выявлено, что выраженность познавательных потребностей личности определяет существенные различия в характере межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности. Обнаружено, что социально-детерминированные факторы оказывают существенное влияние на характер различий во внутриуровневых связях при одинаковой выраженности познавательных потребностей. Вне зависимости от выработанной установки относительно собственной успешности, познавательные потребности взаимосвязаны с высокой психодинамической интеллектуальной пластичностью и выносливостью, что обеспечивает наличие существенного психологического ресурса на уровне индивидных (биологически-детерминированных свойств). Признание этого факта позволяет ориентировать развивающие психолого-педагогические программы, прежде всего, на изменение системы убеждений личности относительно ценности образа «Я» и обеспечения ее успешной самореализация в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПЕЦИФИКА МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Белых Татьяна Викторовна - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: tvbelih@mail.ru

В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение взаимосвязи выраженности познавательных потребностей с разноуровневыми показателями в структуре интегральной индивидуальности студентов. Был использован корреляционный анализ, который позволил выявить межуровневые зависимости психодинамических, личностных, социально-психологических свойств во взаимосвязи со степенью выраженности познавательных потребностей и самоэффективности личности. Выявлено, что выраженность познавательных потребностей личности определяет существенные различия в характере межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности. Обнаружено, что социально-детерминированные факторы оказывают существенное влияние на характер различий во внутриуровневых связях при одинаковой выраженности познавательных потребностей. Вне зависимости от выработанной установки относительно собственной успешности, познавательные потребности взаимосвязаны с высокой психодинамической интеллектуальной пластичностью и выносливостью, что обеспечивает наличие существенного психологического ресурса на уровне индивидных (биологически-детерминированных свойств). Признание этого факта позволяет ориентировать развивающие психолого-педагогические программы, прежде всего, на изменение системы убеждений личности относительно ценности образа «Я» и обеспечения ее успешной самореализация в учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, познавательные потребности, самоэффективность, психодинамический, личностный и социально-психологический уровень в структуре индивидуальности.

Р01: 10.18500/1819-7671 -2017-17-2-194-198

В настоящее время актуальной является проблема изучения причин снижения стремления учащейся молодежи к приобретению знаний. Они могут быть связаны как с «внешними» - социальными условиями и особенностями современной системы среднего и высшего образования, которые находятся в непрерывном процессе модернизации, - так и «внутренними» условиями, связанными с системой имеющихся индивидных ресурсов (биологически детерминированных свойств в структуре индивидуальности) и социально значимыми личностными свойствами.

В рамках методологии теории интегральной индивидуальности проблема исследования «внутренней» детерминации успешности осуществления учебной деятельности в настоящее время изучается такими представителями психологической школы В. С. Мерлина, как: В. В. Белоус, Т. В. Белых, И. В. Боязитова, С. А. Васюра, А. А. Во-лочков, Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, И. Н. Зиник, Л. В. Мищенко, Т. М. Хрусталева, А. И. Щебетенко, Е. В. Щербакова, М. Р. Щукин и др.

© Белых Т. В., 2017

В многочисленных исследованиях обнаружено, что такие личностные особенности, как индивидуальный стиль деятельности и общения (А. И. Щебетенко, 2000; Л. Я. Дорфман, 1994 и др.), индивидуальный эмоциональный стиль (Л. Я. Дорфман, 2011), ценностные ориентации (Н. А. Кириллова, 1998; Т. В. Белых, 2011), мотивация достижения (Т. В. Копань, 1996; Т. В. Белых, 2001, 2003), адаптированность (Н. К. Тхан, 2000), познавательная активность личности (И. В. Боязитова, 2001), рефлексивность (И. Н. Зиник, 2011), стрессоустойчивость (М. З. Газиева, 2012) могут выполнять системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности и определять эффективность обучения на разных уровнях образования.

В исследовании А. А. Волочкова, посвященного изучению меры влияния учебной активности и развивающих технологий на структуру интегральной индивидуальности, было экспериментально подтверждено большее влияние именно выраженности индивидуальной учебной активности, нежели применяемых различных педагогических технологий [1]. Полученные им данные, безусловно, не уменьшают значимости использования вариативных форм образовательной практики для формирования социально значимых характеристик личности, но их содержательная часть должна быть ориентирована на формирование и поддержание учебной, субъектной активности учащихся.

Отдельной проблемой современных исследований является изучение меры вклада индивидных и социально-детерминированных факторов в вариативность одно- и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза. Этой проблеме были посвящены исследования, раскрывающие взаимосвязь таких индивидных характеристик, как интеллектуальная и коммуникативная пластичность у студентов с разной выраженностью самоэффективности [2, 3]; особенности интеграции формально динамических свойств в структуре

индивидуальности у студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности [2]; моральной нормативности поведения в структуре интегральной индивидуальности (Т. В. Белых, 2014)и др.

Настоящее исследование направлено на выявление особенностей корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов в зависимости от выраженности познавательных потребностей и самоэффективности личности. В нём приняли участие 120 студентов Саратовского государственного университета в возрасте от 17 до 22 лет. Был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест-опросник самоэффективности» (Дж. Маддукса и М. Шеера, адаптация

A. В. Бояринцевой), опросник «Формально-динамические свойства индивидуальности»

B. М. Русалова, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Г. С. Никифорова; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю. Е. Алешиной, «Тест социально-коммуникативной компетентности» (Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова). Использовался корреляционный анализ, позволивший выявить межуровневые зависимости психодинамических, личностных, социально-психологических свойств во взаимосвязи со степенью выраженности познавательных потребностей и самоэффективности личности. Выраженность познавательных потребностей изучалась по шкале «познавательные потребности» опросника САТ. Для исследования межуровневых связей были изучены показатели трех уровней интегральной индивидуальности: психодинамический, личностный, социально-психологический.

Рассмотрим данные корреляционного анализа взаимосвязей выраженности познавательных потребностей и психодинамических характеристик индивидуальности в группах с высокой и низкой самоэффективностью (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные связи психодинамических показателей и выраженности познавательных потребностей у студентов с разной убежденностью в своей эффективности

Показатели психодинамического уровня интегральной индивидуальности Познавательные потребности в группе

С высокой самоэффективностью С низкой самоэффективностью

Интеллектуальная эргичность 0,67 0,46

Индекс интеллектуальной активности 0,47 0,42

Интеллектуальная пластичность 0,65 -

Коммуникативная пластичность 0,52 -

Примечание. В таблице представлены коэффициенты корреляции прир < 0,05.

Наиболее значимые корреляционные связи в группе с высокой самоэффективностью обнаруживаются между выраженностью познавательных потребностей, интеллектуальной эргичностью (выносливостью) и интеллектуальной пластичностью (см. табл. 1). Менее выражены, но так же значимы связи в этой группе между выраженностью познавательных потребностей, коммуникативной пластичностью и индексом интеллектуальной активности. У студентов с низкой самоэффективностью меньше корреляционных связей, чем в предыдущей группе, они менее выражены, но положительны. Это свидетельствует о том, что высокий уровень сформированности познавательных потребностей, даже при убежденности в собственной неэффективности, связан с интел-

лектуальной эргичностью и интеллектуальной активностью в структуре психодинамической, индивидной организации. Это подтверждает наличие биологически детерминированной ресурсности личности, имеющей низкую уверенность в своей эффективности, но ярко выраженные познавательные потребности. В этом случае психолого-педагогическое воздействие должно быть ориентировано на изменение системы убеждений такого человека для усиления ценности образа «Я» и обеспечения таким образом его успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Рассмотрим данные корреляционного анализа показателей личностного уровня и выраженности познавательных потребностей в двух группах (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные связи показателей личностного уровня и выраженности познавательных потребностей у студентов с разной убежденностью в своей эффективности

Показатели личностного уровня интегральной индивидуальности Познавательные потребности в группе

С высокой самоэффективностью С низкой самоэффективность

Спонтанность 0,45 0,47

Моральная нормативность -0,49 -0,74

Психотические реакции -0,56 -0,57

Дезадаптационные нарушения -0,43 -0,45

Креативность - 0,49

Шкала истерии - 0,44

Шкала психопатии - 0,60

Шкала шизоидности - 0,50

Асоциальность -0,41 0,44

Обнаружены сходства и различия корреляционных связей в сравниваемых выборках: сходная связь выраженности познавательных потребностей и спонтанности как личностного свойства, которое проявляется в способности человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, что не означает отсутствия способности к продуманным и целенаправленным действиям (см. табл. 2). Сходными являются отрицательные корреляционные связи выраженности познавательных потребностей, моральной нормативности, психотических и дезадаптивных нарушений. Вне зависимости от убежденности в эффективности самореализации при наличии ярко выраженных познавательных потребностей уменьшается склонность к дезадаптивным и психотическим реакциям и возрастает сопротивляемость требованиям непосредственного социального окружения. Значимые различия обнаруживаются в двух выборках по таким показателям, как креативность, склонности к пси-

хопатии, шизоидности, истерии и проявлению асоциальных поступков. В группе испытуемых с низкой убежденностью в эффективности самореализации при высокой выраженности познавательных потребностей, в отличие от первой группы, проявляется большая творческая направленность личности с выраженной интуитивностью, способностью тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы; при этом -наличие склонности к асоциальным действиям, эмоциональная холодность и отчужденность в межличностных отношениях, тенденция к повышенной агрессивности, межперсональной конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, проявление социальной и эмоциональной незрелости личности.

Рассмотрим данные, отражающие корреляционные связи выраженности познавательных потребностей и способов совладания в сложных, стрессовых ситуациях, используемых студентами в группах с разной самоэффективностью (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционные связи показателей социально-психологического уровня и выраженности познавательных потребностей у студентов с разной убежденностью в своей эффективности

Показатели социально-психологического уровня интегральной индивидуальности Познавательные потребности в группе

С высокой самоэффективностью С низкой самоэффективность

Осторожные действия -0,80 -0,42

Ассертивные действия 0,42 -

Избегание - 0,48

Асоциальные действия -0,41 0,44

Поиск социальной поддержки - -0,51

Сходство двух групп сводится к отказу от выбора осторожных действий в качестве копинг-стратегий, все остальные выявленные корреляции свидетельствуют о наличии существенных различий (см. табл. 3). Студенты с уверенностью в эффективности собственной самореализации и выраженными познавательными потребностями используют ассертивные действия (принятие ответственности за свое поведение, за свою жизнь) в качестве копинга, в то время как студенты с низкой самоэффективностью чаще используют в качестве копинга такие стратегии, как избегание, асоциальные действия и отказываются от такого копинга, как поиск социальной поддержки. Это согласуется с данными, которые получены при анализе корреляционных связей на личностном уровне в структуре индивидуальности в сравниваемых выборках.

Таким образом, проведенное корреляционное исследование позволяет сделать следующие выводы:

выраженность познавательных потребностей личности определяет различия в характере межуровневых связей в структуре интегральной индивидуально сти;

познавательные потребности на уровне психодинамической (биологически детерминированной) организации интегральной индивидуальности взаимосвязаны с наличием интеллектуальной эргичности и интеллектуальной пластичности, что обеспечивает большую ресурсность личности при самореализации в различных видах деятельности вне зависимости от выработанных социальных установок относительно собственной эффективности;

социально-детерминированные факторы, к которым относится убежденность в эффективности собственной самореализации, оказывают более существенное влияние на характер различий во внутриуровневых связях (личностный и социально-психологический уровни интегральной индивидуальности) при наличии одинаковой выраженности познавательных потребностей,

определяя особенности межличностного взаимодействия и склонность к агрессивным и асоциальным действиям, более характерным для представителей группы с низкой самоэффективностью;

при одинаковых познавательных потребностях личность реализует разные стратегии со-владания со стрессом, которые детерминируются в большей степени сформированными в процессе жизнедеятельности убеждениями относительно собственной эффективности и проявляются в наличии или отсутствии способности брать ответственность за происходящие в жизни события;

полученные данные позволяют определить направления оказания психолого-педагогической помощи и поддержки студентам, демонстрирующим ярко выраженные познавательные потребности, творческую активность, но убежденным в неэффективности самореализации. Такая психологическая помощь необходима для осуществления профилактики деструктивных способов самореализации личности и заключается в целенаправленном формировании позитивного образа «Я», способности к проявлению самоответственности, развитии познавательных потребностей и коррекции системы негативных убеждений, касающихся способности к самореализации, за счет подкрепления позитивных достижений личности в различных сферах самореализации.

Список литературы

1. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 22-32.

2. Белых Т. В. Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем общей самоэффективности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 48-57.

3. Белых Т. В. Психодинамическая коммуникативная пластичность в структуре интегральной индивидуальности субъекта общения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 182-186.

Образец для цитирования:

Белых Т. В. Выраженность познавательных потребностей и специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 194-198. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-194-198.

Severity of Cognitive Needs and Specificity of Inter-level Connections in the Structure of Integrated Individuality of Students of High School

T. V. Belykh

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: tvbelih@mail.ru

The article presents the results of a study, whose purpose is to study the relationship of severity of cognitive needs with the different level indicators in the structure of integrated individuality of students. Was used correlation analysis, which revealed the inter-level dependence psychodynamic, personal, socio-psychological properties in correlation with the severity of cognitive needs and self-efficacy of the individual. It was revealed that the severity of the cognitive needs of the individual determines the substantial differences in the nature of inter-level connections in the structure of integrated individuality. It was found that the socio-deterministic factors have a significant impact on the character of intra differences in relationships with the same severity of cognitive needs. Regardless of attitudes have been developed with respect to its own success, and cognitive needs are interrelated with high dynamic intellectual plasticity and stamina, and provides the essential psychological resource at the level of the individual (biologically deterministic properties). Recognition of this fact allows us to focus developing psycho-educational programs, primarily at changing the belief system of the individual on the value of the image «I», and thus ensure its

successful self-realization in educational and professional activities. Key words: integral individuality, cognitive needs, self-efficacy, psy-chodynamic, personality and socio-psychological level of individuality structure.

References

1. Volochkov A. A. Aktivnost sub''ekta kak factor psi-hicheskogo razvitiya (gipotezy-modeli-fakty) (Activity as the subject of mental development factor (hypotheses, models, facts). Voprosy Psychologii (Voprosy Psycholo-gii), 2003, no. 3, pp. 22-32.

2. Belykh T. V. Intellektualnaya plastichnost v strukture integralnoy individualnosti u studentov s raznyim urov-nem obshchey samoeffektivnosti (Intellectual plasticity in the structure of integral individuality of students with different levels of General self-efficacy,). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 3, pp. 48-57.

3. Belykh T. V. Psihodinamicheskaya kommunikativnaya plastichnost v structure integralnoj individualnosti subekta obshcheniya (Psychodynamic communicative plasticity in structure of integrated individuality of the subject of communication). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 2, pp. 182-186.

Cite this article as:

Belykh T. V. Severity of Cognitive Needs and Specificity of Inter-level Connections in the Structure of Integrated Individuality of Students of High School. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 194-198. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-194-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.