Научная статья на тему 'Выпускник интернатного учреждения: медико-социальные проблемы, возможности выбора жизненного пути'

Выпускник интернатного учреждения: медико-социальные проблемы, возможности выбора жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ИНТЕРНАТОВ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / GRADUATES OF BOARDING SCHOOLS / HEALTH / A PROFESSIONAL CHOICE / LIVING CONDITIONS / THE MARITAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Басманова Е. Д., Перевощикова Н. К., Кальмова С. Е.

Социальное сиротство - одна из наиболее тревожных проблем современного российского общества. К сожалению, число детей, нуждающихся в поддержке государства, в течение последних лет не имеет тенденции к снижению. Большинство таких детей воспитываются в детских домах и интернатах. В г. Кемерово в 15 интернатных учреждениях проживают около двух тысяч детей. Постоянное пребывание в условиях закрытого учреждения накладывает определенный отпечаток на здоровье воспитанников, приводит к деформации личности. Мы оценили состояние здоровья выпускников интернатов, изучили их некоторые личностные особенности, возможности профессионального выбора, семейное положение. Выявили, что особые условия проживания на фоне неблагоприятного медико-биологического и социального анамнеза диктуют необходимость комплексной реабилитации воспитанников не только в условиях интернатного учреждения, но и в постинтернатном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social orphans - one of the most disturbing problems of a modern Russian society. Unfortunately, the number of children requiring for support of the state, for the last few years is not able tendencies to decrease. The majority of them are live in children's homes and boarding schools. In large industrial Kemerovo in 15 boarding school establishments lives about two thousand children. Constant stay in conditions of the closed establishment imposes the certain print on health of pupils, results in deformation of the person. We have estimated a state of health of graduates of boarding schools, have studied their some personal features, opportunities of a professional choice, the marital status. Have revealed, that special conditions of residing on a background of the adverse medical and biologic and social anamnesis dictate necessity for complex rehabilitation of pupils not only for conditions a boarding school of establishment, but also in after a boarding school space.

Текст научной работы на тему «Выпускник интернатного учреждения: медико-социальные проблемы, возможности выбора жизненного пути»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова, С.Е. Кальмова

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней,

г. Кемерово

ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Социальное сиротство - одна из наиболее тревожных проблем современного российского общества. К сожалению, число детей, нуждающихся в поддержке государства, в течение последних лет не имеет тенденции к снижению. Большинство таких детей воспитываются в детских домах и интернатах. В г. Кемерово в 15 интернатных учреждениях проживают около двух тысяч детей. Постоянное пребывание в условиях закрытого учреждения накладывает определенный отпечаток на здоровье воспитанников, приводит к деформации личности. Мы оценили состояние здоровья выпускников интернатов, изучили их некоторые личностные особенности, возможности профессионального выбора, семейное положение. Выявили, что особые условия проживания на фоне неблагоприятного медико-биологического и социального анамнеза диктуют необходимость комплексной реабилитации воспитанников не только в условиях интернатного учреждения, но и в постинтернатном пространстве.

Ключевые слова: выпускники интернатов, здоровье, профессиональный выбор, жилищные условия, семейное положение.

Social orphans - one of the most disturbing problems of a modern Russian society. Unfortunately, the number of children requiring for support of the state, for the last few years is not able tendencies to decrease. The majority of them are live in children's homes and boarding schools. In large industrial Kemerovo in 15 boarding school establishments lives about two thousand children. Constant stay in conditions of the closed establishment imposes the certain print on health of pupils, results in deformation of the person. We have estimated a state of health of graduates of boarding schools, have studied their some personal features, opportunities of a professional choice, the marital status. Have revealed, that special conditions of residing on a background of the adverse medical and biologic and social anamnesis dictate necessity for complex rehabilitation of pupils not only for conditions a boarding school of establishment, but also in after a boarding school space.

Key words: graduates of boarding schools, health, a professional choice, living conditions, the marital status.

Одним из крайних проявлений дезорганизации современного общества является рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1, 2, 3, 4, 5]. Масштаб сиротства в современной России (2002 г. — 699200 чел.), границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики [6, 7, 8].

Подавляющее большинство детей к моменту получения статуса сироты имеют живых родителей (одного или обоих). В структуре современного сиротства доминируют социально-экономические, социально-психологические, криминогенные, личностные факторы [9, 10, 11]. Бедность, нищета, безработица, пло-

хие бытовые условия, развод, безусловно, являются тяжелейшим испытанием для любой семьи. Однако в современных условиях не эти факторы являются ведущими в генезе формирования сиротства. На первом месте — социально-психологические причины, среди них — низкий уровень морали, нравственности и общей культуры общества. Подавляющее большинство родителей (91-98 %), оставляющих своих детей или создающих невыносимые условия для их существования, — лица, злоупотребляющие алкоголем, психоактивными веществами [12, 13].

В г. Кемерово, с численностью около 520 тыс. человек, насчитывается 15 учреждений интернатного типа и 1 специализированный дом ребенка, в которых проживают постоянно около двух тысяч человек.

ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ________ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ |

Подавляющее большинство учреждений интернатного типа являются коррекционными и предназначены для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелой речевой патологией, задержкой психического развития при потенциально сохраняющихся возможностях интеллекта, умственной отсталостью. Лишь в 9 интернатных учреждениях (из 15) обучение осуществляется по программе общеобразовательной школы.

Отягощенный медико-биологический, социальный анамнез на фоне педагогической запущенности, воспитание в закрытом образовательном учреждении откладывают определенный отпечаток на здоровье детей.

Целью исследования явилось изучение состояния здоровья выпускников учреждений интернатного типа г. Кемерово.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдением находились учащиеся выпускных 9-х классов учреждений интернатного типа (УИТ), обучавшиеся по общеобразовательной программе (основная группа, 340 чел.), и ученики средних школ (контрольная группа, 246 чел.). Уровень здоровья выпускников оценивался по общепринятой методике с учетом пяти групп здоровья. Отслеживались антропометрические и функциональные параметры учащихся (длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких по Н.А. Шалкову). Изучались уровень общей тревожности (тест Филлипса), степень агрессивности (тест А. Басса — А. Дарки), увлечения, вредные привычки подростков [14]. Отслеживалась судьба выпускников — их профессиональный выбор, жилищные условия и семейное положение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К выпускному классу удельный вес здоровых детей в обеих группах был минимальным (табл. 1): в интернатных учреждениях не превышал 3 %, в общеобразовательных школах — 5 % (р > 0,05). Функциональные отклонения в состоянии здоровья регистрировались у 22,4 % воспитанников УИТ и у 37,4 % школьников (р < 0,001). Большинство выпускников интернатов имели хронические заболевания (75 %), в том числе 2,6 % — инвалидность. Среди школьников

Ш-1У группы здоровья диагностировались в 57,7 % случаев (р < 0,001). Структура хронической патологии девятиклассников в различных типах образовательных учреждений имела ряд отличий (табл. 2).

Так, у воспитанников УИТ первое ранговое место занимали нервно-психические заболевания, второе — болезни костно-мышечной системы, далее у девочек следовали болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, у мальчиков — болезни глаза и его придаточного аппарата (21,1 %). У девушек-школьниц структура хронической патологии выглядела следующим образом: аллергические заболевания (20,6 %), болезни костно-мышечной системы (19,1 %), заболевания органов пищеварения (17,5 %). У юношей-школь-ников на первом месте располагались болезни костномышечной системы (23,3 %), на втором — болезни органов пищеварения (20,8 %), на третьем — болезни глаза и его придаточного аппарата (18,3 %).

Максимально часто у воспитанников УИТ диагностировались социально-значимые заболевания. Ежегодно в учреждениях интернатного типа регистрировались инфекции, передаваемые половым путем (8,8 %0), искусственное прерывание беременности (5,9 %), вирусный гепатит В (5,9 %), туберкулез (2,9 %). В группе школьников за последние три года лишь у одного подростка был выявлен вирусный гепатит В, у двух — инфекции, передаваемые половым путем, в одном случае — искусственное прерывание беременности.

В среднем, на одного выпускника УИТ приходилось 3,3 ± 0,2 заболевания, на школьника — 2,4 ± 0,1 (р < 0,001). Патологическая пораженность девочек и мальчиков внутри образовательных учреждений разного типа достоверно не различалась (р > 0,05).

Важным показателем состояния здоровья детей является физическое развитие (табл. 3).

Большинство выпускников интернатов и школ имели средние антропометрические показатели (62,9 % и 69,1 %, р > 0,05). В то же время, удельный вес низкорослых подростков среди воспитанников УИТ был почти в 10 раз выше (7,9 % против 0,8 %, р < 0,001), а высокорослые учащиеся, наоборот, встречались в 4 раза реже (2,6 % против 10,6 %, р < 0,001).

По нашим данным, антропометрические показатели девушек-выпускниц учреждений интернатного типа (длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) достоверно не отли-

Таблица 1

Состояние здоровья выпускников школ и интернатов

Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

здоровья Девочки (165 чел.) Мальчики (175 чел.) Всего (340 чел.) Девочки (126 чел.) Мальчики (120 чел.) Всего (246 чел.)

I 4 (2,4) 5 (2,9) 9 (2,7) 6(4,8) 6 (5) 12 (4,9)

II 28 (17) 48 (27,4) 76 (22,4) 44 (34,9)*** 48 (40)* 92 (37,4)***

III 110 (66,7) 97 (55,4) 207 (60,9) 68 (54)* 60 (50) 128 (52)*

IV 19 (11,5) 20 (11,4) 39 (11,5) 8 (6,3) 6 (5)* 14 (5,7)*

V 4(2,4) 5 (2,9) 9 (2,6) - - -

Итого: 165 (100) 175 (100) 340 (100) 126 (100) 120 (100) 246 (100)

Примечание: В скобках приведены относительные величины (%); * p < 0,05, ** p < 0,01, *** p < 0,001.

■ ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ_________

Таблица 2

Структура хронической патологии выпускников школ и интернатов

Образо-

Ранговое место

вательные Пол

учреждения I II III IV V

Интернаты Девочки Болезни

1_П иэ II с Нервнопсихические заболевания (23,1 %) Болезни костно-мышечной системы (20 %) эндокринной системы, нарушения обмена веществ (16,9 %) Болезни глаза и его придаточного аппарата (15,6 %) Болезни органов пищеварения (13,1 %)

Мальчики Болезни

(п = 175) Нервнопсихические заболевания (28 %) Болезни костно-мышечной системы (24 %) Болезни глаза и его придаточного аппарата (21,1 %) эндокринной системы, нарушения обмена веществ (16 %) Болезни органов пищеварения (12 %)

Школы Девочки Болезни

(п = 126) Аллергические заболевания (20,6 %) Болезни костно-мышечной системы (19,1 %) Болезни органов пищеварения (17,5 %) Нервнопсихические заболевания (15,9 %) эндокринной системы, нарушения обмена веществ (12,7 %)

Мальчики (п = 120) Болезни костно-мышечной системы (23,3 %) Болезни органов пищеварения (20,8 %) Болезни глаза и его придаточного аппарата (18,3 %) Нервнопсихические заболевания (15,8 %) Заболевания ЛОР-органов (12,5 %)

Таблица 3

Распределение вариантов оценки физического развития у выпускников интернатов и школ

Образовательные

учреждения

Физическое развитие

Норма Низкий рост Дефицит Избыток Высокий рост

(1 коридор) массы тела массы тела (7 коридор)

абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн.

Интернаты (п = 340) 214 62,9 27 7,9 65 19,2 7 2,1 9 2,7

Школы (п =246) 170 69,1 2 0,8* 38 15,5 38 11,4* 25 10,6*

Примечание: * р < 0,001.

чались от показателей физического развития их ровесниц, проживавших в семьях (р > 0,05).

У юношей ситуация складывалась менее благоприятно. К выпускному классу средняя длина маль-чиков-школьников составляла 174,9 ± 0,5 см, у воспитанников УИТ — 169 ± 0,5 см (р < 0,001), масса тела — 62,1 ± 0,6 кг и 54,9 ± 0,7 кг, соответственно (р < 0,001).

Интересно отметить, что дефицит веса у подростков сравниваемых групп встречался с одинаковой частотой (19,2 % и 15,5 %, р > 0,05), а дети с избыточной массой тела достоверно чаще регистрировались среди учащихся общеобразовательных школ (10,6 % против 2,7 %).

Несмотря на отставание массо-ростовых показателей, у юношей-воспитанников УИТ окружность грудной клетки и жизненная емкость легких практически не отличались от соответствующих параметров подростков общеобразовательных школ (р > 0,05). Данный факт мы объяснили хорошей организацией физического воспитания в учреждениях интернат-

ного типа и вовлечением большинства подростков в спортивные секции (77,9 %). В общеобразовательных школах удельный вес юношей и девушек, регулярно занимавшихся спортом, не превышал 27,1 % (р < 0,001). К сожалению, после выпуска из интерната большинство воспитанников УИТ прекращали регулярные занятия спортом, тогда как их ровесники, проживавшие в семьях, продолжали тренировки.

Состояние здоровья подростков усугубляло наличие вредных привычек. Среди воспитанников УИТ удельный вес курильщиков составлял 70,9 %, в общеобразовательных школах — 52,5 % (р< 0,001) Учащиеся интернатов приобщались к табакокурению, в среднем, на 1-2 года раньше. Если в школах преобладали курильщики-мальчики (р < 0,001), то в учреждениях интернатного типа половые различия были минимальны (56 % мальчиков и 43,6 % девочек, р < 0,05).

Как показало исследование, большинство куривших подростков были склонны и к другим вредным привычкам. Так, удельный вес юношей и девушек, не употреблявших алкогольные напитки, среди ку-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

рильщиков не превышал 2 %, среди некурящих их было в 7 раз больше (р < 0,01).

Результаты анкетирования старшеклассников показали, что наиболее распространенным напитком в молодежной среде являлось пиво. Отдельные учащиеся общеобразовательных школ потребляли пиво 1 раз в 2-3 дня и чаще (7,2 %), в интернатных учреждениях удельный вес таких подростков был в 2 раза ниже (3,7 %), что было связано, прежде всего, с меньшей доступностью напитка.

В целом, воспитанники интернатов по частоте потребления алкоголя достоверно превосходили своих «домашних» сверстников, а удельный вес подростков УИТ, совершенно не употреблявших спиртные напитки, был в 2,5 раза меньше (8,9 % против 22,1 %, р < 0,001). В 70-80 % случаев первый опыт приобщения к алкоголю происходил в семье, реже подростки сами проявляли инициативу, и это обычно происходило в кругу друзей. Средний возраст начала употребления спиртных напитков в интернатных учреждениях приходился на 10,5 ± 0,3 лет, в общеобразовательных школах — на 12 ± 0,2 лет (р < 0,001). По сравнению с юношами, в целом, девушки реже потребляли спиртные напитки.

В три раза больше среди выпускников УИТ (6,2 % против 2 %) было подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами. Как в основной, так и в контрольной группе преобладали токсикоманы.

У выпускников интернатных учреждений мы чаще регистрировали нарушения школьной адаптации и социализации. Одним из показателей, свидетельствующих о дизадаптации подростков, являлся высокий уровень тревожности (табл. 4), который в учреждениях интернатного типа регистрировался у каждого второго выпускника (р < 0,001). Одинаково дискомфортно чувствовали себя дети-воспитанники УИТ, как мальчики, так и девочки (р > 0,05). В личной беседе с подростками было выявлено, что многих из них тревожили неуверенность в завтрашнем дне, конфликты с педагогами и одноклассниками, отсутствие взаимопонимания с родственниками, низкая успеваемость в школе, затруднявшая выбор будущей профессии. Высокий уровень тревожности у выпускников нередко сочетался с высокой агрессией, которая у воспитанников интернатов диагностировалась в 1,9 раза чаще (72,9 % против 39 %, р < 0,001). К применению физической силы против другого лица были готовы 28,8 % воспитанников УИТ, у школьников — 16,7 % (р < 0,001).

Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, психологическая неустойчивость толкали подростков к девиантному поведению. Среди выпускников УИТ почти каждый десятый подросток находился под следствием, имел судимость, или отбывал наказание в колонии. Рискованные формы поведения и социальная дизадаптация нередко предрасполагали к аутоагрессивным формам поведения. Смертность среди выпускников учреждений интернатного типа за последние три года была в 1,8 раза выше (1,5 %0 против 0,9 %0, р < 0,05). Во всех случаях причиной гибели подростков являлись внешние факторы, не связанные с заболеваниями (несчастный случай, отравление ПАВ, убийство, автодорожная катастрофа).

Низкий уровень качественной успеваемости учащихся интернатных учреждений ограничивал возможности выбора их будущей профессии. Большинство воспитанников УИТ после окончания 9 классов поступали в профессионально-технические училища (63,2 %). Девушки чаще выбирали профессии швеи (35 %), повара-кондитера (28,2 %), оператора связи (14,6 %), штукатура-маляра (11,7 %), продавца (5,9 %), парикмахера (4,8 %), юноши предпочитали профессии плиточника (36,8 %), водителя-автомеха-ника (20,2 %), слесаря (18,1 %), сварщика (14,6 %), каменщика-бетонщика (7 %), повара-кондитера (3,3 %). Профессиональный выбор воспитанников определялся, с одной стороны, интересами подростков, их физическими возможностями, а с другой, — наличием общежития при ПТУ. К сожалению, второй фактор нередко оказывался решающим. К моменту выпуска из интернатного учреждения каждый пятый воспитанник не имел жилья, лишь 45,3 % подростков были прописаны у родителей или близких родственников в благоустроенной квартире или частном доме, 33,8 % — в общежитии. За время нахождения в интернатном учреждении многие родственные связи были утеряны, и возвращение детей в семью нередко встречалось негативно.

Большинство выпускников общеобразовательных школ были ориентированы на получение среднего специального или высшего образования, после окончания 9 классов только 11,8 % бывших девятиклассников поступили в профессионально-технические училища.

Удельный вес подростков, обучавшихся в средних специальных учебных заведениях, достоверно не различался в сравниваемых группах (21,5 % и 18,6 %,

Таблица 4

Уровень общей тревожности выпускников школ и интернатов

Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

Уровень Девочки Мальчики Всего Девочки Мальчики Всего

тревожности (165 чел.) (175 чел.) (340 чел.) (126 чел.) (120 чел.) (246 чел.)

абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн.

Низкий 3 1,8 5 2,9 8 2,4 1 0,8 2 1,7 3 1,2

Средний 80 48,5 81 46,3 161 47,4 78 *61,9 76 **63,3 154 ***62,6

Высокий 82 49,7 89 50,9 171 50,3 47 *37,3 42 **35 89 ***36,2

Итого: 165 100,0 175 100,0 340 100,0 126 100,0 120 100,0 246 100,0

Примечание: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,001.

■ ВЫПУСКНИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ__________

р > 0,05). Девушки-воспитанницы УИТ, имея более высокий уровень качественной успеваемости, в 1,5 раза чаще поступали в техникумы и колледжи, по сравнению с юношами. В дальнейшем (после окончания 11 классов) лишь 1,7 % выпускников интернатов продолжали обучение в высших учебных заведениях, в то время как студентами вузов становились около 40 % бывших школьников (р < 0,001).

Отсутствие опыта проживания в семье, негативный пример родительских взаимоотношений, сформировавшиеся на этом фоне личностные деформации характера у подростков, нередко приводили воспитанников УИТ к извращенному пониманию роли семьи. Ежегодно около 3-4 % воспитанников интернатов сразу после окончания 9 классов вступали в брак, чаще гражданский, среди школьников удельный вес таких подростков не превышал 1 %. В большинстве случаев (особенно среди воспитанников интернатных учреждений) подобные браки быстро распадались, и мама-подросток оказывалась с ребенком на руках. Не имея профессионального образования, жизненного опыта, материальной и психологической поддержки со стороны родственников, юная мать, по рекомендации сотрудников ее бывшего интернатного учреждения, оформляла младенца временно в Дом ребенка. Однако низкие моральные установки, иждивенческое и потребительское отношение к жизни бывших воспитанников УИТ приводило к тому, что родители-подростки с легкостью отказывались от своих собственных детей, и в трех случаях из семи (наблюдения последних трех лет) младенцы повторяли судьбу своих родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подавляющее большинство воспитанников интернатных учреждений к выпускному классу имели выраженные отклонения в состоянии здоровья. В структуре хронической патологии ведущее место принадлежало нервно-психическим заболеваниям, болезням костно-мышечной системы, обмена веществ, эндокринной системы, патологии глаз. К выпускному классу мальчики-воспитанники УИТ, в отличие от девочек, уступали в физическом развитии своим сверстникам, проживавшим в семьях. Нарушение социализации подростков на фоне высокого уровня тревожности, вербальной агрессии, низкой самооценки, не сформированности волевой сферы предрасполагало к деструктивным формам поведения. Среди выпускников УИТ регистрировалась высокая степень распространенности табакокурения, алкоголизации, потребления ПАВ. Подростковая смертность в учреждениях интернатного типа была в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. Низкий уровень качественной успеваемости, отсутствие жилья ограничивали возможности профессионального выбора выпускников УИТ, большинство из них получали рабочие специальности. Дефекты воспитания подростков интернатных учреждений наиболее

ярко просматривались в случаях криминогенного поведения подростков, выраженных затруднениях при создании собственной семьи, отказа от своих детей.

Даже самые комфортные условия учреждения интернатного типа не всегда устраняли негативные влияния воспитания ребенка вне семьи. Мы согласны с мнением В.И. Орел с соавт. [15] о том, что дезадаптированное детство формирует особый субцивилизо-ванный, дисфункциональный по своим последствиям для социальной структуры слой общества. Выявленные нарушения в состоянии здоровья выпускников УИТ, их характерологические и поведенческие особенности требуют разработки целостной системы комплексных мероприятий по реабилитации подростков, с привлечением специалистов разных профилей не только в период нахождения их в учреждении интернатного типа, но и в постинтернатном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дети - улицы. Что нужно знать для успешного управления проектом. - Детский фонд ООН/ЮНИСЕФ, 2001. - 54 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Здоровье России: Атлас. - М, 2005. - 128 с.

3. Независимый доклад Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации: «Дети России на пороге XXI века» //Дитя человеческое. - 2000. - № 4-5-6. - Спец. вып. - 64 с.

4. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность /Нечаева А.М. - М., 1994. - 169 с.

5. Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /Рыбинский Е.М. - М., 1997. - 112 с.

6. Баранов, А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии /Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. - М., 2003. - 512 с.

7. Веселов, Н.Г. Социальная педиатрия /Веселов Н.Г. - СПб., 1996. -395 с.

8. Даниленко, Л.А. Особенности здоровья и организация медицинской помощи безнадзорным детям /Л.А. Даниленко: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб, 2005. - 20 с.

9. Гасиловская, Т.А. Дети-сироты на этапе оформления в интернатные учреждения (медико-социальное исследование) /Т.А. Гаси-ловская: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Казань, 2002. - 19 с.

10. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генез и профилактика /Дементьева И.Ф. - М., 2000. - 48 с.

11. Измайлова, Н.Н. Состояние здоровья и организация медико-социальной помощи детям, находящимся в социальных приютах для несовершеннолетних /Н.Н. Измайлова: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Казань, 2003. - 19 с.

12. Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-педагогическая поддержка их семей /под ред. С.А. Беличевой. - М., 2005. - 194 с.

13. Яковлева, Ю.Г. Здоровье детей из семей, неблагополучных по алкоголизму, воспитывающихся в интернатных учреждениях /Яковлева Ю.Г., Куликов В.М., Курьянова Н.Н. //Социально-гигиенические аспекты алкоголизма: Респ. сб. научн. тр. - М., 1990. - С. 56-59

14. Практикум по возрастной психологии: Уч. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2005. - 688 с.

15. Орел, В.И. Здоровье дизадаптированных детей /Орел В.И., Середа В.М., Даниленко Л.А. //Матер. X Конгресса педиатров России. -М., 2006. - С. 431-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.