Научная статья на тему 'Выбор спортивной специализации спортсменов-единоборцев в зависимости от свойств их личности'

Выбор спортивной специализации спортсменов-единоборцев в зависимости от свойств их личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор спортивной специализации спортсменов-единоборцев в зависимости от свойств их личности»

ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СВОЙСТВ ИХ ЛИЧНОСТИ

А.Р. Ротенберг

Известно, что спортсмены, занимающиеся единоборствами обладают рядом специфических личностных свойств как в отличии от их сверстников не спортсменов, так и от представителей других специализаций (Ротенберг А.Р., 2006). Необходимо выявить: подростки, приходящие заниматься спортивными единоборствами изначально отличаются от их сверстников не занимающихся спортом или же специфика их свойств личности формируется в процессе занятий единоборствами?

В данном случае, на основе сравнительного исследования, находится ответ на первую часть вопроса. Для этого было осуществлено сравнение характеристик мотивации) и нравственных качеств. начинающих спортсменов (93 человека) и их сверстников не занимающихся спортом (53 человека).

Для корректного и грамотного сравнения все показатели были переведены в единую шкалу стенов (стандартных баллов) от 1 до 10.

Обнаружены различия по 25 свойствам (из 91-го изучавшегося) у начинающих спортсменов и подростков, не занимающихся спортом (у спортсменов их выраженность выше).

Мотивация. Обнаружены следующие достоверные различия. Ценностные ориентации (ЦО): «яркие впечатления от жизни» и «здоровье» (при Р < 0,001); внешняя отрицательная мотивация (у спортсменов ниже, при Р < 0,01); мотивация достижения успеха и направленность на себя (Р < 0,05).

Подростки, не занимающиеся спортом, не считают нужным пересматривать свою жизнь в сторону ее эмоциональной насыщенности. Их устраивает то, что есть. Их сверстники-единоборцы, включенные в спортивную деятельность, предполагающую соревнования, выезды, общение с большим количеством людей, в большей степени ценят эти яркие переживания.

Выраженные индивидуальные различия прослеживаются в предпочтении ценности «здоровье», причем у спортсменов вариативность несколько меньше (у спортсменов V = 36%, у не спортсменов - 69%). Среди них есть те, кто еще не осознал значимости физического развития, заботы о своем самочувствии для успехов в спорте. Выраженные различия также проявляются в предпочтениях ценностей «личностный рост» (V П1 = 22,8, V п2 = 42,73), и «служение людям» (V п1 = 35,1, V п2 = 42,5). Иными словами, часть подростков, независимо от интересов к спорту, более ориентирована на личностный рост и помощь другим людям в их развитии, самореализации, другая часть - скорее отвергает эти ценности и ставит перед собой только личные, прагматические цели.

Мотивация достижения успеха у спортсменов более выражена и характеризуется как умеренно высокая, в то время как подростки, не занимающиеся спортом, обладают средне выраженной мотивацией к успеху.

Ведущей направленностью для обеих групп является направленность на общение (7-9 стен). В то же время, подростки-спортсмены более эгоцентричны, у них несколько более выражена направленность личности на себя, самовыражение, удовлетворение собственных потребностей и желаний.

В умственном развитии у спортсменов и лиц непричастных к спорту

статистически значимых различий не выявлено.

По показателям эмоциональных и коммуникативных свойств начинающие спортсмены в достаточной степени отличаются от подростков, не занимающихся спортом. У спортсменов выше: физическая агрессия и раздражение (Р < 0,001), вербальная и косвенная агрессия, враждебность, негативный опыт общения, независимость, тревожность (Р < 0,01), а также брюзжание (Р < 0,05).

В целом они более склонны к необоснованному недовольству другими людьми, обществом, группой, преувеличению негативных фактов в поведении других людей. По- видимому, это связано с большим негативным опытом общения с людьми в прошлом - опытом эмоционального отвержения, непринятия, непонимания, конфликтов, семейного неблагополучия. Вследствие этого, они склонны больше демонстрировать в общении независимость, автономность, физическую и личностную силу, чтобы противостоять возможным негативным реакциях со стороны окружающих - как реальным, так и мнимым.

Возможно, выбор единоборств является для таких подростков способом для самоутверждения, повышения собственной силы и значимости, статуса в группе сверстников, средством преодоления тревоги и выражения агрессии в социально приемлемой форме.

Рассмотрим характеристики самосознания в сопоставляемых группах.

Как свидетельствуют результаты, начинающие спортсмены характеризуются несколько более выраженной внутренней закрытостью, поверхностным осознанием своих качеств, большей самопривязанностью - нежеланием изменять что-либо в себе, ригидностью Я, меньше ценят свой внутренний мир, чувствуют в себе больше противоречивых мотивов, желаний, стремлений. В то же время, они более уверены в себе, высоко оценивают свои волевые качества, ответственность (все различия при Р < 0,05).

Показатели самопринятия, самообвинения и отраженного самоотноше-ния, характеризующие принятие личностью себя и предполагаемое отношение со стороны других людей, находятся у всех подростков на среднем уровне (56 стен). Несколько ниже среднего в обеих группах показатели саморуководст-ва (4,8 и 4,55 стен), что свидетельствует о недооценке подростков способности руководить собой, строить свою жизнь самостоятельно, управлять своими эмоциями. Все подростки реалистично оценивают себя - показатели адекватности самооценки - умеренно высокие (6,17 и 6,14 стен).

В то же время, все показатели самосознания, по которым выявлены достоверные различия, имеют высокие коэффициенты вариативности в группах спортсменов и не спортсменов - от 35,2 до 48,4%. То есть, отношение к себе и самооценка у всех подростков имеет широкий разброс - в группе есть как уверенные в себе подростки с позитивной реалистичной Я-концепцией, так и подростки с неадекватно высокой или заниженной самооценкой. Такая вариативность показателей самосознания соответствует возрастным закономерностям развития - ведь именно в этот период складывается Эго-идентичность, система представлений о себе и оценок собственных качеств.

Волевые и нравственные качества личности. Оказалось, что начинающие спортсмены менее проявляют трудолюбие и коллективизм, склонны заниматься тем, что им нравится, и не любят делать необходимую, но менее интересную работу, и несколько более направлены на себя, автономны по отно-

шению к коллективу, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. Они меньше уделяют внимание своему эстетическому развитию, что не попадает в круг их интересов. В то же время, они более отзывчивы и искренни, в трудных ситуациях готовы защитить, придти на помощь другому. Они обладают большей смелостью, решительностью в делах и поступках.

Показатели трудолюбия, честности, эстетического развития и коллективизма имеют наибольший разброс по выборке спортсменов - разные подростки в различной степени обладают этими свойствами (для трудолюбия V = 46%; для эстетического развития - 59%, честности - 34%, коллективизма - 37%). Наибольшую вариативность для не спортсменов имеют показатели трудолюбия (V = 36,5%) честности (V = 42,6%), отзывчивости (V = 44,3%), эстетического развития (V = 44,7%), а также смелости (V = 32,2%), что связано с различиями в их воспитании, индивидуальными интересами и предпочтениями (все различия при Р < 0,05). Целеустремленность, настойчивость и самостоятельность, у всех подростков находится на среднем уровне выраженности (5-6 стен).

Таким образом, сравнение результатов позволило выявить как общее, так и различное в проявлениях качеств личностного роста подростков спортсменов и не занимающихся спортом. По большинству показателей - как в выраженности, так и в вариативности - у подростков нет значительных отличий, поскольку само по себе желание заниматься единоборствами не означает определенного склада формирования личности.

В то же время, выбор единоборств в качестве объекта спортивной деятельности, по всей видимости, обусловлен определенными личностными предпосылками. Идут в спортивные секции заниматься борьбой те подростки, для которых характерна более выраженная мотивация достижения, некоторый эгоцентризм, значимость физического развития и разнообразия жизненных впечатлений. Они более агрессивны в общении, более склонны к самоутверждению за счет физической силы, что часто служит компенсацией тревожности, обиды вследствие негативного опыта общения в прошлом. За независимостью и даже бравадой в поведении часто скрывается ранимость и уязвимость. Они более противоречивы, закрыты и склонны отгораживаться от новой информации о себе, медленнее изменяют свой образ Я, меньше ценят свой внутренний мир, и больше - уверенность в себе и силу. В коллективе они склонны отстаивать свои интересы, а не ценности большинства, но в трудной ситуации готовы оказать помощь людям. Они более честны в своих оценках и чувствах, но в меньшей степени склонны выполнять неинтересную для них работу. Все это создает определенный «личностный фон» для выбора занятий единоборствами, в которых подростки находят для себя возможность обрести новые впечатления, защищенность, уверенность и спокойствие, силу и независимость.

Одной из основных проблем в воспитательной работе со спортсменами-единоборцами является высокая агрессивность и враждебность спортсменов-единоборцев, недостаточно развитый самоконтроль в эмоциях и коммуникативном поведении, а также недостаточно высокий уровень нравственного развития. Занятия единоборствами сами по себе наложит отпечаток на множество личностных свойств спортсменов. Однако это утверждение нуждается в экспериментальной проверке.

Данные аспекты поведения и общения спортсменов-единоборцев нуждаются в их целенаправленном формировании с помощью специально разра-

ботанных средств их воспитания и психологического сопровождения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

И. С. Семибратова

Проблема: В композиции групповых упражнений основным и наиболее технически сложным элементом являются переброски предметами, и поэтому тренировка группового упражнения начинается именно с них. При тренировке перебросок тренеры особое внимание уделяют броску предмета (76% опрошенных специалистов), а затем ловле, т.к. точность броска влияет на стабильное и правильное выполнение ловли предмета. Но только 14% опрошенных тренеров используют специальные средства для увеличения эффективности тренировки перебросок. Все опрошенные специалисты отметили недостаточную информированность по вопросу средств тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики.

Методы исследования:

- опрос специалистов в виде анкетирования и бесед;

- педагогические наблюдения соревнований по художественной гимнастике в групповых упражнениях;

- педагогические наблюдения тренировочного процесса гимнасток, специализирующихся в групповых упражнениях.

Результаты исследования: На основе опроса специалистов, педагогических наблюдений тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям нами были выявлены и систематизированы возможные пути повышения стабильности при выполнении перебросок в групповых упражнениях. Опрос тренеров и гимнасток высокого класса проводился на чемпионате Санкт-Петербурга 2006г. и международном турнире «Жемчужины Санкт-Петербурга» 2006г. Всего было опрошено 46 человек. Педагогические наблюдения соревнований проводились на чемпионате и Кубке Санкт-Петербурга 2006г, международных турнирах: «Жемчужины Санкт-Петербурга» 2006г. и «Кубок Балтики» (Польша) 2006г. Наблюдения тренировочного процесса проводились за сборной командой Санкт-Петербурга по групповым упражнениям (на базе СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта), а также наблюдения велись за командами по групповым упражнениям Санкт-Петербурга.

Все выявленные и систематизированные средства тренировки перебросок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Пути повышения стабильности при выполнении перебросок в групповых

упражнениях.

на качество На количество

Индивидуальные • Броски предмета на ориентир по высоте или дальности полета предмета; • Ориентированное положение частей тела, выполняющих бросок.

Групповые (парные или команд- • Выполнение перебросок с определенным заданием (напр. • Выполнение определенного количества пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.