Научная статья на тему 'Выбор и Расчет настройки регуляторов'

Выбор и Расчет настройки регуляторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ / РЕГУЛЯТОРЫ / КРИВЫЕ РАЗГОНА / ТРАКТОР / FUNCTION / TIRE PRESSURE REGULATORS / ACCELERATION CURVES / TRACTOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Мочунова Наталья Александровна

Показан расчет настройки регуляторов автоматической системы регулирования давления воздуха в шинах в зависимости от буксования, позволяющий определить эффективность разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection and calculation settings regulators

Shows the calculation of the setting of governors of automatic control system for tire pressure depending on slippage, allowing to determine the effectiveness of the developed system.

Текст научной работы на тему «Выбор и Расчет настройки регуляторов»

Если количество нижнего класса незначительно, то, положив в формуле (7) у0 = 0, получим

" 1п(1 - р / к,)

или

VU Lno

E = 1 -

ln(l - E)

1 --

ki

(9)

Результаты расчетов эффективности сепарации при использовании уравнения (7) и экспериментов, проведенных на лабораторной сортировочной установке свидетельствуют об удовлетворительной точности предлагаемой методики (таблица).

Расчет эффективности сепарации

Результат 1 2 3 4

Опыт 0,994 0,986 0,970 0,945

Расчет 0,999 0,998 0,936 0,937

Погрешность, % +0,5 + 1,2 -3,5 -0,8

Список литературы

1. Чурин Ю.Г. Применение теории сепарации при проектировании сепараторов вибрационного типа // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. — 2010. — № 1(40).

2. Чурин Ю.Г. Кинематика зерен сортируемого материала и выбор оптимального режима работы виброгрохота с круговыми колебаниями: отчет по НИР КСХИ. — Кострома, 1980. — № 26/80.

Ln

Л

УДК 631.372.027

Н.А. Мочунова, канд. техн. наук

Московский государственный университет природообустройства

ВЫБОР И РАСЧЕТ НАСТРОЙКИ РЕГУЛЯТОРОВ

Применение колесных тракторов в качестве энергетических средств на полях нередко оказывает отрицательный эффект и приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, необратимому пагубному воздействию на почву. Современными исследованиями установлено, что только около 12 % площади полей не подвержено воздействию движителей, а суммарная площадь следов движителей более чем в два раза превышает площадь поля. Недобор урожая по этой причине достигает по различным данным от 20 до 40 %. Кроме того, негативные последствия вредного воздействия ходовых систем на почву характеризуются следующими данными:

♦ после работы колесного трактора на поле 1 га остается 14...15 т пыли;

♦ ежегодно с полей уносится до 1,5 млрд т почвы;

♦ удельное сопротивление почвы из-за переуплотнения увеличивается в 1,5.1,8 раза, что приводит к повышению затрат на обработку на 20.30 % и увеличению расхода топлива на 18 %.

Наибольшей степени уплотняющей деформации подвергаются верхние пахотные слои почвы. Равновесное состояние почвы после уплотнения ее тракторами не восстанавливается в течение вегетационного периода. Воздействие движителей тракторов существенно снижает водопроницаемость и влагоемкость почвы, ухудшая ее водный режим. Уменьшается скважность почвы (общая, капиллярная и некапиллярная), следствием чего является

ухудшение газообмена между почвой и атмосферой, уменьшение массы корневой системы и снижение биологической активности почвы. Возрастает сопротивление почвообработки и ухудшается структура почвы вследствие увеличения глыбисто-сти поверхности почвы.

Наиболее заметным и ключевым фактором в уплотнении почвы является буксование.

Многочисленными исследованиями установлено влияние буксования колес трактора на эксплуатационно-технологические показатели работы машинно-тракторного агрегата (МТА): снижение производительности и проходимости, повышение удельного расхода топлива, износ шин; негативное влияние на физико-биологические свойства почвы (отклонение от оптимальных характеристик почв, таких как твердость, пористость, структура, плотность).

К основным причинам, вызывающим буксование колес, относятся колебания тяговой нагрузки МТА и силы сопротивления его движению.

По нескольким критериям (тягово-сцепные качества, энергетические затраты на буксование и качественные показатели почвы) определяется максимально допустимая величина буксования.

Автоматическое управление давлением воздуха в шинах тракторов в зависимости от их буксования рассматривается проблема уменьшения повреждений структуры почвы тракторами. Для этого разработана система автоматического управления давлением воздуха Р(?) в их шинах, которая сни-

Техника и технологии агропромышленного комплекса

жает его при возникновении пробуксовки трактора, так как в этих случаях указанные повреждения особенно велики [1].

Поскольку структура почв изменяется в зависимости от местоположения обрабатываемых полей, то передаточные функции трактора (s) и для каналов передачи воздействий соот-

ветственно на главную У(?) и вспомогательную Р(?) величины определяются экспериментально перед началом полевых работ по переходным характеристикам управляемого объекта (кривым разгона).

В результате устанавливаются значения параметров этих передаточных функций, заданных следующими выражениями:

s) = К

wb6c( s) = к2

1 + Ts'

1 + T2 s'

(1)

(2)

где К1 и К2 — коэффициенты передачи; Т1 и Т2 — постоянные времени объекта; т1 и т2 — постоянные времени транспортного запаздывания.

График кривой разгона для канала управления объекта вспомогательной величиной Р(?) представлен на рис. 1.

Давление в шинах трактора МТЗ-82 при работе с сельскохозяйственной машиной РН-7 в случае возникновения буксования было снижено с начального значения Рн = 0,11 до конечного значения Рк = 0,077.

В таком случае коэффициент передачи объекта для вспомогательного канала определяется следующим выражением:

К2 = 0,11 - 0,077 = 0,033 МПа. (3)

Значения постоянных времени разгона объекта Т2 = 1,68 с (4)

и его транспортного запаздывания т2 = 0,3 с

устанавливаются в результате представленных на рис. 1 графических построений. Полагая, что

M = Mp = 1,05,

(6)

где Мр — показатель колебательности основного контура;

на основании математических соотношении

1 M2 sin у

cosy = — и Kp =-2—— [2], а также выраже-

' M p A(M2 -1)

ния (2) и равенств (3)—(6) для коэффициента передачи П регулятора Кр получим следующее значение:

Кр = 1,64.

(7)

При возникновении буксования было снижено давление в шинах трактора МТЗ-82Н. В результате скорость трактора К(?) возросла от начального значения Ун = 0,255 м/с до конечного значения Гк = 1,70 м/с.

Следовательно, коэффициент передачи объекта для главного канала управления задается равенством (8):

К = 1,70 - 0,255 = 1,445 м/с.

(8)

В результате графических построении, показанных на рис. 2, установлено, что

T1 = 16,7 с, Tj = 2,7 с.

(9) (10)

Принимая во внимание все вышеперечисленные равенства, определим передаточную функцию

эквивалентного объекта We™ ( s) =

Полагая, что

M = MV = 1,1,

W£(s)Kp

i+та s)kp [ ].

(11)

(5)

где MV — показатель колебательности главного контура.

V(t)

V -

1,275 0,85

0

10

20

30

l t, c 40

1,76 j

1,32 ; 0,8 0,44 J 0

t, c

0

5

10

15

20

25

Рис. 1. Кривая разгона для канала управления вспомогательной величиной Р(7)

Рис. 2. Кривая разгона для канала управления основной величиной К(г)

-т s

-т s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью метода вспомогательной функции [2] определим следующие значения параметров настройки ПИД-регулятора:

КР = 2,46; ТД = 6,3 с; Ги = 15 с.

(12)

(13)

(14)

Оценим эффективность системы управления скоростью трактора с помощью ПИД-регу-лятора, параметры настройки которого заданы равенствами (12)—(14). Для этого построим график переходного процесса в замкнутой системе управления скоростью трактора, представленный на рис. 3.

Сопоставив переходные процессы в замкнутой (см. рис. 3) и в разомкнутой системах (см. рис. 2), установим, что длительность переходного процесса уменьшается в два раза, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной системы управления.

Список литературы

1. Автоматизированное управление работой МТА с обеспечением адаптации режимов их работы к различным условиям эксплуатации / Н.А. Мочунова,

0,10 -

0,08-

с

0

1

2

3

4

Рис. 3. Переходный процесс в замкнутой системе управления скоростью трактора

М.А. Карапетян, В.Н. Пряхин, В.М. Максимов // Вестник Международной общественной академии экологической безопасности и природопользования. — 2011. — № 10(17). — С. 36-45.

2. Мочунова Н.А. Метода расчета параметров настройки системы автоматического управления давлением воздуха // Аспирант и соискатель. — 2011. — № 6(66). — С. 137-140.

УДК 631.311.5

Х.А. Абдулмажидов, канд. техн. наук

Московский государственный университет природообустройства

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ОСУШИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ

В процессе эксплуатации осушительных каналов наблюдается изменение их проектных и конструктивных размеров. Это связано с тем, что эксплуатация этих каналов сопряжена с неизбежным появлением растительности, притоком различных наносов, песка, грунтов, древесных и каменистых включений. Положение усугубляется различным состоянием каналов: деформированным профилем, изменением уровня воды в течение сезона — от паводка до полного высыхания, засоренностью русла камнями и погребенной древесиной. Наконец, затрудняют механизированную очистку многочисленные сооружения на каналах: мосты, затворы, водо-выпуски и т. п. Нередко затруднены подходы к каналам. Это может носить постоянный (например, близость лесного массива, строений и т. д.) и временный характер. В последнем случае ограничения, как правило, связаны с посевами, когда запахиваются дороги вдоль каналов и бермы вплоть до самых бровок. Такое состояние дел отрицательно влия-

ет на пропускную способность открытого канала, производительность осушительных систем в целом.

Совершенно очевидно, что при комплектовании парка должны учитываться все основные производственные и природные условия и производиться оценка влияния тех или иных факторов на технологические свойства очистных машин.

Прежде всего, необходимо различать зоны орошения и осушения. Различия зон с точки зрения механизации достаточно велики. Это относится к номенклатуре эксплуатационных операций, конструктивным формам каналов, соотношению их геометрических размеров, удельным объемам очистки, видам растительности, засоряющим русла, и дополнительным ограничениям, связанным с шириной дамб, подходам к каналам, наличием креплений и антифильтрационных покрытий и т. д.

Очевидно, что необходимо располагать двумя комплексами машин — для зоны осушения и зоны орошения. Разумеется, что отдельные машины или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.