Научная статья на тему 'Вступление России в Совет Европы - важный шаг в истории правовой системы страны'

Вступление России в Совет Европы - важный шаг в истории правовой системы страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2365
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / РАТИФИКАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ТРЕБОВАНИЯ / СТРАНЫ-УЧАСТНИКИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байдавлетова Л. М.

В статье описывается процесс вступления России в Совет Европы, а также требования и обязательства, выставляемые России при вхождении в данный международный орган. Кроме того, в статье также описывается влияние данного сотрудничества на правовую и политическую систему нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступление России в Совет Европы - важный шаг в истории правовой системы страны»

4. Комментарий к ГК РФ: в 3 т. Т. 2.: Комментарий к ГК РФ. Ч. II / Под ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат., 2006. - С. 100-101.

5. Аракелян Э. Минимизация рисков при заключении и исполнении договора поставки // Хозяйство и право. - 2010. - № 5. - С. 106.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В СОВЕТ ЕВРОПЫ -ВАЖНЫЙ ШАГ В ИСТОРИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

© Байдавлетова Л.М.*

Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа

В статье описывается процесс вступления России в Совет Европы, а также требования и обязательства, выставляемые России при вхождении в данный международный орган. Кроме того, в статье также описывается влияние данного сотрудничества на правовую и политическую систему нашей страны.

Ключевые слова Россия, Совет Европы, ратификация, Европейская конвенция по правам человека, принципы демократии, европейские стандарты, правовые обязательства, требования, страны-участники, сотрудничество, правовая система, политическая система, внешнеполитические отношения.

28 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы, а 30 марта 1998 года ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым наша страна заверила свою принадлежность принципам демократии и гуманизма. Кроме того присоединяясь к Совету Европы, Российская Федерация добровольно дала согласие на то на то, что политическую и правовую систему страны необходимо привести в соответствии с европейскими стандартами и международными нормами.

Входя в Совет Европы - Российская Федерация ставила тем самым перед собой цель влиться в европейское цивилизационное пространство, идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выработанным стандартам и критериям и имеющим в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности [1, с. 1-2].

Кроме того при вступлении в Совет Европы, Россия должна была выполнять ряд основных обязательств, соблюдение которых и явилось условием членства данного международного органа. По идее, данные требования и стали основными критериями для вхождения и соответственно готовности нашей страны к полноправному членству в Совете Европы.

* Аспирант.

Для любой страны внешнеполитическая деятельность играет одну из самых главных ролей, поскольку от этого зависит внутриполитическая система государства. Для нашей страны внешнеполитические отношения не редко, становятся причиной конфликтов и разногласий, но и одновременно источником выгодных взаимоотношений.

Безусловно, Российская Федерация столкнулась с рядом проблем при вступлении в Совет Европы. Данный период был очень сложным и неоднозначным для России, поскольку возникали острые и неоднозначные дискуссии по поводу данного членства.

В настоящее время вопрос сотрудничества нашей страны в Совете Европы, является одним из самых важных вопросов внешнеполитических отношений, так как Россия принимает полноценное участие на мировом уровне.

Как и другие государства, наша страна старалась утвердить свое положение и значимость за счет взаимных соглашений. Наиболее слабые страны могут ощущать опасность со стороны более сильных государств, но именно соглашения и совместные переговоры дают возможность прийти к договоренности и тем, самым создать крепкие и стабильные взаимоотношения между странами - участникам Совета Европы. «Взаимозависимость и сближение стран ведут к совместным действиям как в рамках международных организаций, так и вне их. Но международные организации способствуют лучшему взаимопониманию и кооперации стран с различным уровнем экономического развития и политическим строем. С другой стороны, расхождения национальных интересов ведут к конфликтам и вооруженному противостоянию, которые охватывают многие страны. В этом случае международные организации могут обеспечить нейтральное место для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. Международные организации создаются как полезные орудия для стран-членов и не могут угрожать суверенитету государств в силу своей специфической слабости» [2, с. 896-900].

В целом, обязательства, которые приняла на себя Россия, складывались из политических ситуаций. Тем не менее, многие из них вытекали из мер, ко -торые были направлены на модернизацию правовой системы страны и тем, самым приведению правоприменительной практики России в соответствие с европейскими стандартами.

Действия России воплотились в заявке России на вхождение в Совет Европы от 7 мая 1992 года, а также в ФЗ «О присоединении к Уставу Совета Европы» и в подписании Россией нескольких протоколов 28 февраля 1996 года.

В процессе вступления Парламентская ассамблея Совета Европы поставила перед Россией ряд обязательств. Они в первую очередь относились к ратификации европейских конвенций и приведения правовой системы страны в соответствие с европейскими нормами, а также касались политических взаимоотношений с соседними странами.

Россия при вступлении в Совет Европы обязалась:

- ратификация и принятие Европейской конвенции по правам человека и основные протоколы к ней - выполнено Россией;

- ратификация Протокола № 6 об отмене смертной казни в мирное время - не выполнено;

- ратификация Европейскую конвенцию о предупреждении пыток, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, а также Европейскую хартию местного самоуправления - выполнено, Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств на сегодняшний день она только подписана. Изучение вопроса о ратификации Европейской социальной хартии выполнено;

- ратификация конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов, о передаче осужденных, также Россией выполнено;

- ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы - выполнено;

- разрешать международные споры исключительно мирными средствами;

- урегулировать остающиеся нерешенными вопросы границ на основе международного права, но на сегодня остается проблема с пограничным договором с Эстонией;

- вывести войска из Молдавии российские власти считают, что полное выполнение этого обязательства будет зависеть от хода переговоров по Приднестровью, сейчас там остался незначительный контингент - несколько сотен человек;

- выполнить обязательства по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ);

- отказаться от выделения среди зарубежных стран зоны особого влияния под названием «Ближнее зарубежье»;

- урегулировать проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны;

- без промедления вернуть собственность религиозных организаций;

- быстро разрешить все проблемы, связанные с собственностью других государств, в особенности с иностранными архивами, вывезенными в СССР в 1945 г.;

- снять ограничения на зарубежные поездки лиц, обладающих государственными секретами;

- обеспечить, чтобы применение Конвенции СНГ о правах человека не влияло на применение Европейской конвенции о правах человека (на 2010 год Конвенция СНГ вступила в силу, но комиссия, которая должна обеспечивать ее выполнение, не действует);

- привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами и, в частности, лишить ФСБ права иметь собственные следственные изоляторы (последний пункт выполнен);

- принять закон об альтернативной гражданской службе (принят);

- снизить и по возможности искоренить дедовщину в Вооружённых силах;

- продолжать правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами;

- сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий;

- полноценно сотрудничать с СЕ в деле мониторинга выполнения этих обязательств;

- строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе применительно к вооружённым конфликтам на своей территории;

- добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и предоставить им возможность работать на территории России [3].

Таким образом, условия-обязательства, которые приняла на себя Россия, имеют договорную основу и обязательны для нашей страны и значительная часть данных обязательств на сегодняшний день выполнены.

Это действительно важный период для России, поскольку наша страна после затянувшегося «застоя» перестройки сделала важные шаги на пути к мировой арене.

Кроме того, возникает вопрос: для чего же на самом деле Совету Европы Россия и России Совет Европы?

«Исходя из интересов стран-участниц Совета Европы, вступление в него России выгодно по следующим причинам:

- прием России в СЕ придает этой организации «второе дыхание» и дает ей возможность поощрять распространение западноевропейских ценностей и норм в стране со 150-миллионным населением;

- такой шаг послужит делу укрепления безопасности в Европе;

- прием России в Совете Европы поможет значительно укрепить позиции объединенной Европы в соперничестве с США и Японией;

- Совет Европы может оказать поддержку российским «реформаторам», чья политика, отвечает интересам крупных западных финансовых компаний и политических групп;

- непринятие России в Совете Европы могло бы означать поддержку терроризма в России и его расползание за пределы страны. В свою очередь у России также имеются свои выгоды в сотрудничестве с Советом Европы, поскольку, она получает международную трибуну для заявления своей позиции и формирования общественного мнения.

Кроме того, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой реформы. Также со вступлением России в Совет Европы расширяются ее возможности по организации международного гуманитарного со-

трудничества. Тем самым, Совет Европы становится местом сбора республик бывшего СССР и объективно способствует их интеграции. Само по себе, присоединение России к Совету Европы увеличивает возможности для непосредственного сотрудничества между регионами европейских стран -участниц Совета Европа. Западноевропейская система демократии, отшлифованная многими десятилетиями политической борьбы различных партий и групп, создает основу для формирования в России механизмов, гарантирующих функционирование оппозиции и сменяемость власти» [4, с. 30].

Таким образом, бесспорно, сам процесс вхождения России в Совет Европы был многолетним и сложным, было большое количество требований и условий с обеих сторон, однако, переговоры, прошли успешно и Россия вступила в эту всесильную, международную организацию.

Совет Европы предоставляет России широкое поле возможности в сфере разработки юридических норм европейскими специалистами высшего класса. Развитие и авторитет права требует упорных и постоянных усилий. Перед странами-участниками открывается уникальная возможность перенимать правовой опыт и учиться друг у друга.

Сотрудничество со специализированными министерствами в правовой сфере организуется через определенные программы сотрудничества. Между Россией и Советом Европы задействованы следующие программы содействия:

- расширение возможностей для специалистов в области права и должностных лиц правоохранительных органов применять Европейскую конвенцию по правам человека в отечественной правовой практике;

- создание активной сети независимых несудебных национальных структур по правам человека;

- глобальный проект по борьбе с киберпреступностью - преступления, совершаемые людьми, использующими информационные технологии для преступных целей;

- борьба с легализацией незаконно полученных денежных средств и финансированием терроризма.

В результате большинство мероприятий, осуществляемых в рамках этих программ, становится возможным благодаря большому финансовому вкладу со стороны Европейского Союза и проводится как совместные программы Совета Европы и Европейского Союза с Россией [5].

В общем можно сделать вывод, что основная часть обязательств, принятая Россией при вступлении в Совет Европы выполнена. Но, тем, не менее, рассуждая о последующей модернизации и эволюции правовой системы нашей страны, а также ее усовершенствовании в соответствии с правом Совета Европы, необходимо заметить, что России придется решать целый ряд задач - важных и сложных и с политической и с правовой точки зрения в целом. Именно после этого можно будет уверенно утверждать, что Россий-

ская Федерация перешла на совершенно новый, модернизированный, европейский, международный уровень.

Список литературы:

1. О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М., 2002.

2. Заключение № 193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы // Совет Европы и Россия: сборник документов / Отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. - М., 2004. - П. 7, 10.

3. Opinion No. 193 (1996) on Russia's request for membership of the Council of Europe.

4. Боуринг Б. Вступление России в Совет Европы и защита прав человека: всерьез ли выполняются обязательства? // Московский журнал международного права. - 1997. - № 3.

5. Обзор Центра ЕС «Правовое сотрудничество между ЕС и Россией» [Электронный ресурс]. - 2010. - Выпуск № 14. - Режим доступа: http://eu-russiacentre.ru/wp-content/sklad/2009/10/EURC_Review_XIV_Russian.pdf.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

© Ермолаев А.А.*

Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

г. Кемерово

В современных условия страхования профессиональной ответственности становится одним из актуальных вопросов в рамках минимизации возможных рисков и ущербов третьим лицам в процессе реализации профессиональной деятельности. В ходе общетеоретического исследования вопроса страхования профессиональной ответственности представлены основные виды договоров страхования профессиональной ответственности, а так же смоделирована практическая ситуация отражающая механизм применения договора страхования профессиональной ответственности на примере ОАО «КЭТК».

Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, ответственность, страховая защита профессиональной ответственности, договор страхования профессиональной ответственности, выгодоприобретатель, ущерб, величина страхового тарифа, тарифная ставка.

* Магистрант, технический директор ОАО «КЭТК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.