Научная статья на тему 'Вспышки мароккской саранчи в Центральной Азии'

Вспышки мароккской саранчи в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
362
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспышки мароккской саранчи в Центральной Азии»

УДК 632.7.79

Вспышки мароккской саранчи в Центральной Азии

Ф.А. ГАППАРОВ, ведущий специалист Узбекского института защиты растений А.В. ЛАЧИНИНСКИЙ, энтомолог-исследователь, преподаватель Департамента возобновляемых ресурсов Университета Вайоминга (США)

М.Г. СЕРГЕЕВ,

ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН и заведующий кафедрой общей биологии и экологии Новосибирского государственного университета

Саранчовые Центральной Азии привлекали внимание многих исследователей еще в XIX столетии. Первая экспедиция по изучению фауны насекомых, в том числе прямокрылых, была организована в 1868 г А.П. Федченко. Вскоре появились и первые публикации, посвященные вредным саранчовым (А.А. Кушакевич; К.Н. Россиков). В 1911 г. в Ташкенте была создана первая в Средней Азии энтомологическая станция, во главе которой долгое время стоял выдающийся русский энтомолог В.И. Плотников. Результаты его экспериментов с саранчовыми легли одним из краеугольных камней в знаменитую теорию фаз саранчи «отца» современной акридологии - Б.П. Уварова. Среднеазиатская станция стала одним из главных центров изучения саранчовых в регионе. В 1925 г. в Ташкенте, на базе Узбекской опытной станции защиты растений, был организован Среднеазиатский институт защиты растений. Огромную роль в становлении института сыграло привлечение русских ученых-энтомологов, таких как М.М. Сия-зов, Б.П. Уваров, Л.С. Зимин, А.М. Пудовкин, С.Н. Лепешкин, Н.Н. Дюков, М.П. Умнов, Е.Н. Иванов, А.А. Захваткин и др.

То внимание, которое уделялось саранчовой проблеме в Центральной Азии крупнейшими энтомологами, объяснялось огромным ущербом, причиняемым, прежде всего, мароккской саранчой различным культурам и травостою естественных пастбищ. Несмотря на успешный контроль популяций данного вредителя в течение многих десятилетий, его вредоносность сохраняется до сих пор. В последние годы на посевах сельскохозяйственных культур и пастбищных угодьях в южных (главным образом субтропических) районах Центральной Азии отмечено значительное нарастание численности мароккской саранчи. Если в 2000 г. общая площадь химических обработок против данного вида составляла около 180 тыс. га, то в 2006 г. она превысила 460 тыс. га.

Мароккская саранча принадлежит к основным потенциально вредным видам Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Северного Афганистана и Южного Казахстана, что было установлено К.Н. Россиковым еще в 1898 г. Этот вид с экзотическим и не совсем грамматически верным названием (правильнее - марокканская) обнаружен в предгорьях Атласских гор в Марокко. Впоследствии выяснилось, что Марокко - самая западная континентальная точка ареала Dociostaurus тагоссагшБ (ТИипЬ.), распространенного по всему Средиземноморью и в значительной части Западной Азии. Поэтому некоторые (в частности испанские) специалисты считают, что предпочтительнее использовать название «средиземноморская саранча», как более точно отражающее распространение этого вида. Однако новое тривиальное название не прижилось, и в большинстве публикаций сохраняется традиционное -«мароккская саранча».

Ареал мароккской саранчи в Центральной Азии простирается на

1800 км с запада на восток и 850 км с юга на север. Ежегодно данный вид заселяет в Центральной Азии несколько сотен тысяч гектаров с повышенной плотностью, а в отдельные годы эта площадь достигает 1 млн га. Обычно вспышка массового размножения мароккской саранчи происходит одновременно в большинстве очагов ее распространения в пределах Центральной Азии. Однако в зависимости от рельефа и широтного положения очагов разница в фенологии вредителя составляет 12-18 дней. Так, в предгорьях Г индукуша в Афганистане отрожде-ние личинок начинается в начале марта, в Туркменистане и на юге Узбекистана - в середине марта, в Таджикистане - в конце марта, а на севере Узбекистана и юге Казахстана - в начале апреля.

Характерной особенностью ландшафтного распределения марок-кской саранчи является строгая приуроченность к определенному типу местообитаний, а именно - к предгорным и низкогорным полупустыням и пустыням с мозаичной эфеме-роидной растительностью на лессовидных суглинках, часто слабозасо-ленных. Как правило, такие участки используют как пастбища. Обычные здесь доминантные виды растений -луковичный мятлик и пустынная осочка, а также бобовые, полыни и некоторые злаки (свинорой, житняк и др.). Еще одной характерной особенностью экологии мароккской саранчи является приуроченность мест яйцекладки к целинным, нераспаханным землям. Поэтому распашка земли губительна для данного вида и часто становится первопричиной практически полного прекращения функционирования его очагов, например, в Ферганской долине, на юге Крыма и на Северном Кавказе. На целинных участках самки откладывают до 8 тыс. кубышек на 1 м2 с числом яиц в одной кубышке от 18 до 40. Более высокая плотность кубышек (до 10 тыс. шт/м2) отмечена только у итальянского пруса (Васильев, 1962).

Мароккская саранча - многояд-ный вид, способный повреждать

практически любые культуры (от зерновых и бобовых до овощных и бахчевых) и даже лесопосадки хвойных. Ее вредоносность зарегистрирована в 25 странах. В Центральной Азии отмечены повреждения 150 видов растений из 33 семейств (Latchininsky & Launois-Luong, 1992). Во время массовых размножений кулиги личинок почти полностью съедают и без того весьма скудную растительность в местах отрожде-ния и спускаются с сухих предгорий в плодородные долины, уничтожая посевы на своем пути. После окры-ления стаи имаго совершают перелеты на расстояние 50-75, редко на 250 км.

Состояние популяций мароккской саранчи тесно взаимосвязано с изменениями, вызываемыми хозяйственной деятельностью человека. Освоение пустынных залежных земель, распашка целинных участков в Ферганской долине, в так называемых степях - Голодной, Язъяванс-кой, Дальверзинской, Аштской и в предгорьях Копетдага и Небитдага привели к уничтожению многих исторических очагов мароккской саранчи в Центральной Азии. В то же время на освоенных пустынях и полупустынях посевы сельскохозяйственных культур оказались у самых границ резерваций этого вида, из-за чего возросла опасность повреждения возделываемых культур. Ситуация особенно обострилась в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане поскольку в последнее десятилетие прошлого века, площадь зерновых культур увеличилась там в 8 раз и составляет 2,2 млн га. Сокращение площадей хлопковых полей и освоение целинных и залежных земель при почвозащитной системе земледелия привели к тому, что посевы зерновых культур сблизились со стациями обитания вредных саранчовых и увеличилась возможность перехода вредителей на пшеницу и другие культуры.

В ХХ в. вспышки мароккской саранчи нередко следовали за разрушительными войнами и прочими историческими катаклизмами, когда

из-за нехватки средств и ресурсов слежение за ее очагами и борьба практически прекращались. Так, после Первой мировой войны массовая вспышка мароккской саранчи охватила Балканы, а после Второй -юг Франции и Испании. Подобная ситуация сложилась в конце ХХ в. в результате распада СССР, а также в связи с постоянными вооруженными столкновениями в Афганистане. Противосаранчовые мероприятия в этом обширном регионе практически не проводились. Крупные вспышки массового размножения мароккской саранчи и других видов стадных и нестадных саранчовых обусловили необходимость разработки новых, более эффективных мероприятий против этих вредителей.

Совершенствование химического метода борьбы шло по линии внедрения высокоэффективных инсектицидов длительного действия и способов их применения - малообъемного (МО) и ультрамалообъемно-го (УМО) опрыскивания. В 2006 г. переход на новую технологию УМО в Узбекистане позволил резко повысить производительность и экономичность химического метода борьбы с мароккской саранчой в Кашкадарьинской области. Исследования, проведенные в 20052006 гг. УзНИИЗР, показали, что при применении 15 % масляного раствора номолта (ингибитор синтеза хитина) способом наземного УМО (0,175 л/га) биологическая эффективность составила 97,8-98,2 % против личинок 2-4-го возрастов. Широкие производственные опыты, проведенные УзНИИЗР совместно с Германским обществом по техническому сотрудничеству GTZ, показали высокую производительность, эффективность и экономичность применения этого препарата способом наземного УМО с использованием атомайзерных опрыскивателей фирмы «Микрон Спрейерз», смонтированных на автомобилях УАЗ.

Узбекистан - единственное государство на постсоветском пространстве, в котором сохранились противосаранчовые экспедиции. Они дей-

ствуют в шести областях. Ежегодно для подавления саранчовых государство выделяет около 3 млн долл. США. Однако, когда начался подъем численности мароккской саранчи, усилий одного лишь Узбекистана оказалось недостаточно для подавления вспышки. Так, несмотря на своевременно проведенные весной 2006 г. противосаранчовые мероприятия в Кашкадарьинской и Сур-хандарьинской областях, с мая по июль там отмечались массовые залеты крупных стай мароккской саранчи из сопредельных районов Таджикистана и Туркменистана. Кроме того, традиционные местообитания мароккской саранчи охватывают большие площади на севере Афганистана. Здесь три последних года отмечается ее повышенная численность. В 2004-2006 гг. на борьбу с саранчой ФАО выделила Афганиста-

ну финансовую помощь, а правительство Узбекистана помогло инсектицидами. Несмотря на это, в 2006 г. с середины мая был отмечен массовый залет мароккской саранчи на территорию Таджикистана и частичный залет в Узбекистан. В связи с тем, что политическая ситуация в Афганистане еще не стабилизировалась, противосаранчовые мероприятия проводятся в недостаточном объеме и исключительно против имаго мароккской саранчи. Стаи имаго перелетают на несколько сотен километров на север, где откладывают яйца в приграничных зонах.

Проблема вредных саранчовых -общая для стран Центрально-Азиатского региона. В отличие от людей саранча не признает административных границ. Миграции мароккской саранчи в регионе, где политические границы не являются

физико-географическими преградами, можно контролировать только совместными усилиями. В конце ХХ в. проблема вредных саранчовых на территории Казахстана и Узбекистана оказалась под пристальным вниманием как ФАО, так и многих ортоптерологов всего мира, но помощь выделялась лишь в исключительных случаях. С 2000 по 2006 г в Алматы, Бишкеке, Ташкенте и Термезе под эгидой ФАО была проведена серия встреч акридологов стран СНГ, Афганистана и других, на которых обсуждались вопросы международной координации мониторинга и борьбы с этими вредителями. В качестве регионального координационного органа предлагалось создать Центрально-Азиатскую саранчовую комиссию ФАО, однако эта проблема остается нерешенной и по сей день.

Состоится конференция

23-25 сентября 2008 г. в Краснодаре, во Всероссийском НИИ биологической защиты растений состоится 5-я международная научно-практическая конференция «Биологическая защита растений, перспективы и роль в фитосанитарном оздоровлении агроценозов и получении экологически безопасной сельскохозяйственной продукции».

На ней намечено обсуждение следующих вопросов: научное обоснование и пути практического обеспечения фитосанитарного оздоровления агроценозов (пленарное заседание); естественная биоценотическая регуляция в агроценозах, технологии ее восстановления и активизации; технологии производства и применения биологических средств защиты растений на основе энтомофагов, энтомопатогенных организмов и микробов-антагонистов возбудителей заболеваний сельскохозяйственных культур; технологии производства и применения биологических средств защиты растений на основе биологически активных веществ биогенного происхождения с биорегуляторной, иммуномодулирующей и антистрессовой активностью; новые биотехнологии, в том числе нанотехнологии, в производстве биологических средств защиты растений; зональные системы интегрированной защиты растений, обеспечивающие фитосанитарное оздоровление агроценозов и получение натуральной продукции растениеводства.

Научные материалы конференции планируется опубликовать. Вы можете в срок до 10 апреля 2008г. прислать свои материалы на дискете и в распечатанном виде (обязательно выверенные авторами).

ТРЕБОВАНИЯ: объем — 1,5—2 страницы, набранные в Word, OC-Windows 95/98/2000 через 1 интервал шрифтом размером 14 пунктов и распечатанные на бумаге формата А4. Параметры страницы: левое поле 30 мм, правое — 15 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм. Название статьи в центре прописными буквами, жирным шрифтом размером 14 пунктов. Под названием через 1 пробел — фамилия и инициалы авторов (шрифт размером 14 пунктов). Ниже — полное название организации (шрифт размером 14 пунктов, курсив).

Материалы, оформленные не по требованиям, рассматриваться не будут.

Контактные телефоны и адреса оргкомитета: ВНИИБЗР, 350039, Краснодар-39;

тел.: (861) 228-17-76, 228-10-62; факс: (861) 228-17-87; адреса электронной почты: vniibzr@mail.kubtelekom.ru, bioprotect@kubannet.ru;

контактные лица: Есауленко Елена Александровна, Левашова Галина Ивановна, Розум Лидия Владимировна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.