Научная статья на тему 'Всеволод Кочетов - редактор: забытые имена'

Всеволод Кочетов - редактор: забытые имена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
873
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всеволод Кочетов - редактор: забытые имена»

Всеволод Кочетов -редактор: забытые имена

П.П. Матвиенко,

аспирантка кафедры издательского дела и книговедения

Всеволод Кочетов, известный советский писатель, руководил журналом «Октябрь» с 1961 по 1973 год и внес определенный вклад в развитие сознания читающей общественности. К сожалению, работе Всеволода Кочетова на должности главного редактора журнала посвящено небольшое количество исследований, а его имя как писателя практически забыто.

Всеволод Анисимович Кочетов родился 22 января (по новому стилю 4 февраля) 1912 года в Великом Новгороде. «Севина мать, - вспоминал сосед Кочетовых по Новгороду Мстислав Силуянов, - полька с примесью немецкой крови (мать ее была наполовину немкой, наполовину полькой), детство и юность провела в Польше, откуда и вывез ее, женившись на ней, служивший в драгунах Анисим Кочетов. А дед отставного драгунского унтер-офицера Кочетова был цыганом, но осевшим на земле и начавшим крестьянствовать» [12].

В Великом Новгороде Кочетовы долгое время снимали почти весь второй этаж дома 12 по Торговой улице. Но пяти комнат для родителей, двух сыновей - Владимира и Всеволода, а также дочери Валентины и ее мужа - судебного химика, было недостаточно (даже при том, что старший сын Константин со своей семьей съехал на другую квартиру). Возможно, теснота и страшная нужда в конце концов и побудили главу семейства оставить семью и попытаться поискать счастья на стороне. Всеволод Кочетов вырос без отца, и это обстоятельство, вероятно, наложило определенный отпечаток на всю дальнейшую его судьбу.

135

Воспоминания о времени детства, картины и эпизоды новгородского периода жизни навсегда запечатлелись в душе писателя, а потом стали страницами многочисленных произведений, например, «Начало песни», «Молодость с нами», «Угол падения», «Секретарь обкома», ставшего знаковым романом для своей эпохи «Чего же ты хочешь?», «Молнии бьют по вершинам» [6].

В 1927 году Всеволод Кочетов вынужден был уехать из Новгорода в Ленинград к старшему брату, чтобы поступить в техникум. Хотя сильной любви к деревне он никогда не испытывал, жизнь заставила его выучиться на агронома. Поэтому в 1931 году в Ленинграде Кочетов окончил сельскохозяйственный техникум, несколько лет работал в деревне агрономом. Затем работал на судостроительной верфи.

При первой возможности он «сбежал в журналистику», став со временем собкором «Ленинградской правды» по Гдовской области [12]. Его жена Вера Андреевна Горбилева - тоже журналист (в середине 1930-х годов она работала в Горьковской областной газете и состояла в браке с очеркистом Леонидом Кудреватых). С 1938 года началась его журналистская работа. Как корреспондент газеты «Ленинградская правда» он побывал в Старой Руссе, Поддорье, Молвотицах, Лычкове, Демянске. На страницах этой популярной в то время газеты публиковались его очерки.

Освобожденный от службы в армии по болезни сердца, Кочетов с первого дня Великой Отечественной войны стремился на фронт. Вступил на Кировском заводе в народное ополчение, служил в действующей армии как корреспондент «Ленинградской правды», затем газеты Ленинградского фронта «На страже Родины». Уже 23 июня 1941 года была опубликована его первая военная корреспонденция [14, с. 291].

Поэт Николай Тихонов вспоминает: «В этом непрерывном сражении он попадал в самые трудные положения, боевая обстановка была запутана и грозила всякими неожиданностями. Но Кочетов стойко переносил все фронтовые драматические трудности, (а тогда было много мрачного, мы отступали безостановочно, пока не уперлись в пригороды Ленинграда), со стойкостью испытанного солдата, хотя порой ноги сами подкашивались от усталости, и сердце давало себя знать. Тогда он где-нибудь наскоро отлеживался и снова не только входил в огненную атмосферу боя, но и писал очерки с неослабевающим чувством фронтового кор-респондта, который хочет рассказать правду о людях на войне» [3, с. 7].

Первые его повести «На невских равнинах» и «Предместье», навеянные военными впечатлениями, появились в печати почти сразу после победы. Официальное признание к Всеволоду Кочетову пришло после публикации в 1952 году романа «Журбины», в основу образов которого легли реальные характеры и судьбы знакомых автору ленинградских судостроителей. В романе автор сумел выйти за рамки уже при-

136

вычных, ставших тривиальными «производственных» сюжетов и конфликтов. Это нисколько «производственный», сколько «семейный» роман, поведавший о большой советской рабочей династии. Роман сразу же принес автору широкую известность, вызвал ряд позитивных откликов (Гринберг И. Хозяева жизни // Дружба народов. 1952 № 4; Плот-кин Л. Гордость рабочего человека // Труд. 1952. 11 мая. и др.) [14, с. 292].

В 1955 году его перевели в Москву и назначили главным редактором «Литературной газеты». На этом посту Кочетов проработал до 1959 г.

При Кочетове газета развернулась на сто восемьдесят градусов. В свое время И.В. Сталин хотел сделать из «Литературки» некий клапан для выпускания пара вечно чем-то недовольной творческой интеллигенции, а В.А. Кочетов решил изгнать из нее последние проявления вольнодумства. Писатель сознательно пошел на обострение отношений с либеральным крылом. Кульминацией борьбы против инакомыслия стала дискуссия по поводу романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».

Дудинцев своей книгой как бы поднял бунт против бюрократического аппарата. Кочетов усмотрел в этом посягательство на основы строя. В ответ он написал свой роман - «Братья Ершовы» (1958). О пафосе этого произведения, его идейной направленности говорят заголовки рецензий на него: «Революция продолжается» (Комсомольская правда. 1958. 10 авг.); Плечом к плечу (Советская культура. 1958. 18 сент.) и др. [14].

Николай Тихонов в своих воспоминаниях подчеркивал ярую приверженность Кочетова идеалам коммунизма: «Я вспомнил его автором послевоенного романа о ленинградских корабелах, которых он вывел в первые ряды героев послевоенного переустройства, строителей нового. Я вспомнил его как человека, который искренне желал советской литературе нового героя, человека современного века, продолжателя дела великих отцов и дедов, коммунистов, смело идущих в будущее под знаменем ленинской Коммунистической партии» [3, с. 10]. В своем идеализме Кочетов иногда даже перегибал палку.

Своим романом «Братья Ершовы» он фактически выступил против нового партийного курса - против «оттепели». В романе «Братья Ершовы» Кочетов показал сплоченный рабочий коллектив как носителя передовых идей и среду художественной «гнилой» интеллигенции как носительницу идей ревизионистских. Возможно, такова была реакция Кочетова на события в Венгрии. Власти решили, что он переусердствовал и что зарвавшегося писателя надо поправить. Эту деликатную миссию поручили газете «Правда». И «Правда» 25 сентября 1958 года поправила его, заметив, что «настроения эти затронули значительно меньший круг творческих работников, чем показано в романе» [5]. Но

137

Кочетов никаких намеков не понял. Партаппаратчики тогда вынуждены были прибегнуть к крайним мерам: в 1959 году Кочетова из «Литературной газеты» убрали, перебросили в только что созданный Союз писателей России к Леониду Соболеву. Сам Кочетов воспринял это как опалу.

С 1961 года работает главным редактором журнала «Октябрь». В литературных, идеологических вопросах Кочетов занимал наступательную резко непримиримую позицию по отношению к своим оппонентам. Это порой негативно сказывалось на общей атмосфере литературной жизни тех лет. Вместе с тем как редактор журнала Кочетов оказывал постоянную поддержку многим литераторам. Фазу Алиева, ставшая народной поэтессой Дагестана, вспоминает: «Это было трудное для меня время... Острые жала казавшейся мне порой не справедливой критики больно ранили меня. Мне нужна была помощь. И необходимая поддержка пришла - эти слова были сказаны телеграммой В.А. Кочетова» [14, с. 292].

После бурных полемик, сопровождавших появление почти каждого романа Всеволода Кочетова, литературная наука и критика явно «охладели» к творчеству этого писателя. В статьях и литературоведческих работах, посвященных художественному процессу 50-70-х годов, крайне редко можно встретить имя Всеволода Кочетова, а если оно и встречается, в явно негативном контексте.

Михаил Золотоносов считает, что Кочетов - «третьестепенный советский писатель, исправно плодивший псевдореалистические романы, в которых тематизировались советские идеологемы» [5]. В «Журбиных» (фильм «Большая семья») он соединил жанр семейного романа с темой рабочего класса. Роман «Чего же ты хочешь?» репутацию Кочетова упрочил еще более. Роман представлял собой реакцию на «Пражскую весну», после которой Андропов создал новое Пятое управление, изучавшее все проявления инакомыслия и боровшееся с ним.

Пламенного коммуниста одернули. «Не надо, товарищ Кочетов, преувеличивать, и упрощать тоже не надо» - таков был общий тон рецензий в партийной прессе [5]. Опубликованный в журнале «Октябрь» роман номенклатурного автора отказались печатать отдельной книгой - случай в СССР беспрецедентный. Только в Белоруссии по чистой случайности вышло единственное издание, да и то тираж был сильно уменьшен в последний момент.

Денис Драгунский утверждает, что «Кочетов - писатель плохой» [5], но что при этом он «явно выбивается из серого ряда. Он не серый. Он черно-бурый с красными прожилками. Коммунист и барин. Но хоть и барин, однако, ненавистник русской почвы, истории, религии. Но при этом - борец с Западом. Вот этой смесью и интересен» [4].

Его писательская и человеческая судьба была трагична.

138

Трагедия была в глубоком внутреннем разладе. Он хотел быть одновременно и советским, и писателем, что, по мнению Д. Драгунского [4], вообще едва ли возможно. Это с трудом выходило у Шолохова и раннего Фадеева.

Оттого «советские» части всех его романов столь резко отличаются от «просто романных» частей. Это началось уже в «Журбиных», где развитие сюжета заурядного, но добротного семейного романа постоянно прерывается риторикой о роли организованного пролетариата в мировом движении к миру и прогрессу. Такие разговоры за воскресным обедом в простой рабочей семье выглядят весьма странно. Особенно хорошо это видно в романе «Секретарь обкома». В романе «Чего же ты хочешь?» эти пласты выглядят уже как разные жанры: до смешного скучная полемика и довольно занятный авантюрный роман [5].

За тридцать лет напряженной творческой деятельности Всеволод Анисимович Кочетов внес значительный вклад в литературу социалистического реализма. По замечанию П.С. Строкова, «воинствующие книги писателя-коммуниста, активно вторгающиеся в жизнь, в идеологические битвы нашего времени, ... привлекли к себе внимание читателей не только в нашей стране, но и за рубежом» [15, с. 5].

Всеволод Анисимович Кочетов в 1961-1973 годах возглавлял журнал «Октябрь».

Как указывалось выше, В.А. Кочетов был ортодоксальным коммунистом. «Символом веры» Кочетова был Сталин, и разоблачение его культа приравнивалось им к уничтожению социализма вообще. Отсюда и позиция журнала «Октябрь», главным редактором которого Кочетов был в 1961-1973 годах. Это тоже феномен «шестидесятничества», только реакция на решения ХХ съезда у Кочетова и его журнала была резко осуждающей, «замешанной» на этатизме и антизападничестве. Естественно, что «Октябрь» противостоял «Новому миру» Твардовского, но его функция была шире. В полной мере она обнаружилась после выхода романа Кочетова «Чего же ты хочешь?». Роман был опубликован в журнале «Октябрь» в 1969 году (№ 9-11).

Всеволод Кочетов вел постоянную борьбу с «либералом» Александром Твардовским и возглавляемым им журналом «Новый мир». После начала активной критики поэмы «Теркин на том свете» журнал «Октябрь» оперативно, уже в сентябрьском номере поместил статью, громко озаглавленную «Теркин против Теркина» и не скрывавшую намерения всячески скомпрометировать, осудить, уничтожить «неудачную» поэму. «Ну нет, куда уж этому новому «Теркину с того света» против прежнего! - развязно возглашал критик Д. Стариков. - Произведение, вроде бы самым непосредственным образом связанное с его прежним творчеством... в наибольшей степени, чем что-либо иное, сде-

139

ланное Твардовским, противоречит живому направлению и сущности его таланта, оспаривает неоспоримое в нем и, прежде всего, конечно, «Книгу про бойца»».

Журнал Твардовского постоянно ругали за «очернительство», «искажение истории», «критику колхозного строя» и т. д. Самого Твардовского перестали избирать в государственные и партийные органы. В течение нескольких лет велась литературная (и не только литературная) полемика «Нового мира» с журналом «Октябрь», главным редактором которого был Всеволод Кочетов, хорошо известный ортодокс, писавший романы в духе официальной идеологии.

После ввода советских войск в Чехословакию и подавления «пражской весны» в августе 1968 года в Советском Союзе вновь подняла голову реакция, усилился цензурный пресс, и одновременно усиливалась ортодоксальность журнала «Октябрь» под руководством Всеволода Кочетова.

Воспрянув духом, Кочетов объявил «последний и решительный» бой либеральным кругам и прежде всего «Новому миру». Дело дошло до публичной перепалки двух редакторов - Кочетова и Твардовского - на XXII съезде КПСС.

И что было поразительно - делегаты XXII съезда КПСС поддержали не ортодокса Кочетова, как ожидалось, а «вольнодумца» Твардовского. Более того, редактора «Октября» захлопали. «Блистательный провал Кочетова на съезде, - зафиксировал 31 октября 1961 года в своих рабочих тетрадях Твардовский. - За весь съезд - два звонка к заму, возгласы "хватит". Неужели не будет скобок "шум в зале"?» Скобок действительно не последовало. Хрущевское окружение сделало другие выводы. Напуганное ростом влияния Твардовского, оно вспомнило про излюбленный прием всех властителей сдержек и противовесов и включило в руководящие партийные органы как редактора «Нового мира», так и его оппонента - Кочетова (Твардовский стал кандидатом в члены ЦК КПСС, а Кочетов - членом Центральной ревизионной комиссии КПСС).

Однако на этом противостояние двух редакторов не закончилось. Сразу после партийного съезда Твардовский сдал в набор статью А. Марьямова «Снаряжение в походе», которая просто изничтожала очередной роман Кочетова «Секретарь обкома». По поручению секретаря ЦК Ильичева в этот конфликт вынужден был вмешаться заведующий отделом культуры ЦК Д.А. Поликарпов. Он назвал статью критика «разносной» и взял Кочетова под защиту.

После этого режиссер В. Чеботарев получил срочный соцзаказ экранизировать кочетовский роман. Твардовский, когда увидел фильм, пришел в ужас. «Фильм о должности, - написал он в своем дневнике, - а не о человеке, культ должности» [5].

140

Жестко отстаивая свои позиции и убеждения, Кочетов с сотрудниками «Октября» вел себя весьма бесцеремонно, нагло и жестко. Он от всех требовал беспрекословного подчинения. И только после его смерти и в редакции журнала, и в его направлении наступила настоящая «оттепель».

С середины 70-х годов направление «Октября» приобретает все более выраженный гуманистический характер. Примером тому может служить публикация остросоциальной повести «Печальный детектив» В. Астафьева, которую другие журналы публиковать не решились. Такую же гражданскую смелость и принципиальную позицию продемонстрировал журнал, когда напечатал роман «Тяжелый песок» А. Рыбакова. Эта публикация вызвала огромный резонанс среди прогрессивной общественности и широких кругов читателей и надолго поссорила журнал с литературно-чиновничьей критикой. Но журнал продолжал печатать таких «неудобных» для власти авторов, как А. Адамович, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Б. Васильев, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ф. Искандер, В. Маканин, Ю. Мориц, Ю. Нагибин, М. Рощин, Ю. Черниченко [9].

Как мы видим, несмотря на атмосферу обновления в годы хрущевсткой «оттепели», противодействие новым веяниям было довольно значительным. Поэты и писатели, творившие по принципам соцреализма, последовательно отстаивали их в литературе. Всеволод Кочетов, главный редактор журнала «Октябрь» вел полемику с «Новым миром». Дискуссии, развернутые на страницах журналов и периодических изданий, поддерживали в обществе атмосферу диалога.

Таким образом, литературное наследие Всеволода Анисимовича Кочетова, который начал печататься в 1934 году, довольно велико. Многие его романы были экранизированы. Добавим к вышеперечисленным произведениям повести «На невских развалинах» (1946) и «Предместье» (1947), посвященные событиям Великой Отечественной войны. Послевоенной жизни села посвящены повесть «Кому светит солнце» (1949 г.; новый вариант - «Профессор Майбородов», 1961 г.), роман «Под небом родины» (1950 г.; новый вариант носит название «Товарищ агроном», 1961 г.) и др.

В.А. Кочетов пользовался любовью советского правительства, был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды и несколькими медалями.

В жизни Кочетов хотел быть одновременно пламенным коммунистом и преуспевающим литератором, богатым и причудливым человеком. У него была знаменитая на всю литературную Москву возлюбленная, интеллектуалка и отчасти диссидентка. Он громил «ревизионистов» в своих романах и статьях, а в жизни помогал им деньгами и импортными лекарствами. Он любил искусство и собирал старинный фарфор.

141

В последние годы Кочетов тяжело болел и, кроме того, имел склонность к алкоголизму. У него обнаружили рак. Вытерпеть все боли оказалось выше его сил. И 4 ноября 1973 года Всеволод Кочетов покончил жизнь самоубийством.

Как писатель-редактор, возглавлявший журнал «Октябрь» с 1961 по 1973 г., Кочетов находился на консервативной позиции. В отличие от А.Т. Твардовского, для В.А. Кочетова были характерны антидемократическая позиция, приверженность сталинским идеалам, нежелание воспринимать веяния нового времени.

В то же время редакторская позиция Кочетова отличалась высокой честностью и принципиальностью. Он не боялся открыто отстаивать свои взгляды даже во времена опалы со стороны официальных властей.

Редакторские подходы Всеволода Кочетова характеризуются жесткостью, требовательностью, скрупулезностью, два последних качества - положительные моменты в его редакторской деятельности. А страстная полемика двух руководимых ими журналов еще раз свидетельствовала о той большой роли, которую играли толстые литературно-художественные журналы в общественной жизни России.

Библиографический список

1. Байгушев А. Почему застрелился Кочетов / А. Байгушев // Лит. Россия. - 2012. - № 23; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:// litrossia.ru/2012/23/07119.html (26.04.13).

2. ВеленгуринН.Ф. Всеволод Кочетов. Творческая биография / Н.Ф. Веленгуров. - М. : Сов. Россия, 1970. - 117 с.

3. Воспоминания о Всеволоде Кочетове : сборник / сост. Кочетова В.А. - М. : Советский писатель, 1986. - 318 с.: ил.

4. Голубков М.М. «Новый мир» в 1960-е годы // М.М. Голубков. История русской литературной критики XX века (1920-1990-е годы) : учеб. пособие / М.М. Голубков. - М., 2008. - С. 243-265.

5. ДрагунскийД. Писатель и его демон / «Частный Корреспондент», 24.11.2009 (http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=8339)

6. Золотоносов М. Шестидесятники. Всеволод КОЧЕТОВ. Судьбодоносный роман и его автор / М. Золотоносов // Аналитический еженедельник «Дело», 13/6/2006 ; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://www.idelo.ru/421/17.html

7. Кочетов Всеволод Анисимович // Кино - Театр, 08.10.10 (http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/38754/bio/

8. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) : учеб. пособие по специальности 021400 Журналистика / И.В. Кузнецов. - М. : Флинта: Наука, 2002. - 638 с.

9. Леонов Б.А. Всеволод Кочетов: Очерк творчества / Б.А. Леонов. - М. : Худож. лит., 1981. - 143 с.

142

10. Литературные журналы в России. «Октябрь» (http:// lib.rus.ec/node/236370)

11. Литературный журнал // Википедия (http:// ru.wikipedia.org/wiki)

12. Муравьев В.С. Литературно-художественные журналы / В.С. Муравьев // Большая Советская энциклопедия (http://bse.sci-lib.com/article070756.html)

13. Огрызко В. Далекий от эстетики ортодокс / В. Огрызко // Литературная Россия, № 22. 28.05.2010 (http://www.litrossia.ru/2010/ 22/05287.html)

14. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т./ под ред. Н.Н. Скатова. - М. : Олма-Пресс инвест, 2005. - Т. 2 : З-О. - 720 с.: ил.

15. Строков П.С. Всеволод Кочетов: Страницы жизни, страницы творчества / П.С. Строков. - М. : Современник, 1985. - 365 с.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.