Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лылова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи»»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Е.В. Лылова

Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

С 26 по 28 октября в Российском университете дружбы народов при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялась работа II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи».

Пленарное заседание открыл с приветственным словом проректор РУДН Кирабаев Н.С. Он отметил особую важность подготовки предложений по совершенствованию существующей антитеррористической и антиэкстремистской политики государства в целом и отдельного учебного заведения, где особая роль отводится пропаганде через социальные сети. «Работа конференции направлена на сотрудничество и диалог различных структур: государственных, общественных, бюджетных», - заявил Кирабаев Н.С., подчеркнув необходимость сосредоточиться на практических рекомендациях, в том числе на методической работе.

Тезис о необходимости системного подхода к формированию антитеррористической политики и необходимости формирования эффективных методик антиэкстремистского и антитеррористического воспитания детей и молодежи поддержала заместитель Председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ Аршинова А.И., которая отметила важность высокой степени включения мер антитеррористического воспитания в звенья каждой цепи образовательной системы - от детского сада до университета. «Дети начиная с детского сада приучаются к тому, что все люди разные, с разными возможностями, с разными способностями -- инклюзивное образование закреплено на законодательном уровне. Кроме того, согласно новому федеральному образовательному стандарту учебные заведения должны прививать определенные компетенции детям», - отмечает Аршинова А.И.

Аршинова А.И. обратила особое внимание на то, что Министерством образования и науки РФ предложено 3 курса, для учащихся школ, ссузов и университетов, которые были разработаны институтом Российской Академии Наук совместно со Ставропольским государственным университетом. Одна-70

ко остается открытым вопрос о взаимодействии Минобрнауки России и Национального антитеррористического комитета. В заключение Аршинова А.И. констатировала, что на системном уровне не внедряется антитеррористическое воспитание.

Особенности реализации элементов антитеррористической политики и профилактики экстремизма в Москве были затронуты в докладе депутата Московской городской Думы Платонова В.М., посвятившему свое выступление политико-правовому сопровождению профилактики противоправных действий молодежи в субъектах Российской Федерации. Он отметил, что с конца 30-х и до конца 80-х гг. ХХ-го в. на территории Советского Союза практически не было террористических актов и экстремистских действий с применением оружия и насилия. Это говорит о том, что возможно создавать условия, при которых такие явления, как экстремизм и терроризм, побеждены. «Было инакомыслие, но с экстремизмом и терроризмом эффективно боролись в Советском Союзе. Этот опыт очень важен», - отмечает Платонов В.М.

Москва - это первый регион, кто подготовил законодательную инициативу по борьбе с экстремизмом, которая легла в основу федерального закона. Москва одна из первых запретила использование фашисткой и нацистской символики.

В Москве делается много для того, чтобы привлечь молодежь к созиданию, не только со стороны спорта и досуга, но с политической точки зрения -это подтверждает опыт дублеров правительства Москвы. Платонов В.М. отмечает, что это эффективная мера профилактики нигилизма, который затем может перерасти в экстремизм.

Еще один элемент вовлечения жителей в жизнь города - это приложение «Активный гражданин». Каждый участник «Активного гражданина» знает, что власти относятся к его замечаниям и предложениям внимательно и энергично.

Особый интерес представил доклад представителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ Арефьева А.М., который в своем выступлении отметил важность рассмотрения феномена лиц, выезжающих из своей страны с целью участия в насильственных военных действиях - «иностранных боевиков». Такие лица, констатировал докладчик, имеют опыт применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, то есть они получили навыки, которые в дальнейшем могут использоваться при совершении терактов.

Вопрос противодействия феномену «иностранных боевиков-террористов» был вынесен на обсуждение участников Второй конференции Контртерро-ритического центра ООН по вовлечению партнеров в наращивание потенциала. В ходе конференции было принято решение о создании веб-портала Антитеррористической сети КТЦ ООН для обмена информацией и укрепления сотрудничества между национальными, региональными и международными антитеррористическими центрами по противодействию феномену «иностран-

ных боевиков-террористов» и насильственному экстремизму. Вместе с тем, отмечает Арефьев А.М., инициатива ООН пока находится в стагнации.

Другой важный проект - «Иностранные боевики-террористы», база данных Интерпола о лицах, подозреваемых в участии, участвующих или планирующих выезд в Сирию и Ирак для участия в вооруженных конфликтах в составе террористических организаций. К июню 2015 г. в проекте зарегистрировано более 4000 профилей.

Еще одной важной проблемой, на которую обратил внимание Арефьев А.М., является расхождение декларируемых и практических действий стран, а также что каналы нелегальной миграции получают популярность среди потенциальных террористов для проникновения на территорию стран ЕС.

Арефьевым А.М. подчеркивалась важность профилактических мер, а именно: предупреждение радикализации иностранных боевиков-террористов, их вербовки и поездок, что подразумевает необходимость на государственном уровне создавать условия для равноправного доступа к социальным благам, образованию, навыкам, умениям, создавать рабочие места. Важно понять, какие вузы могут стать предметом повышенного интереса для вербовщиков ИГИЛ. Очевидно, что востребованными специалистами являются программисты, военные, медики, специалисты нефтяной отрасли.

Арефьев А.М. предложил некоторые возможные меры противодействия терроризму и экстремизму для вузов: разъяснительная работа, в том числе с привлечением духовенства; тесное взаимодействие с правоохранительными органами и органами безопасности; активное вовлечение студенчества в предупреждение фактов радикализации; мониторинг проблем студентов.

Заместитель начальника управления по противодействию наркопреступности Оперативно-розыского департамента ФСКН России Гаврилов А.Н. в своем выступлении указал на взаимосвязь наркотиков и экстремизма и терроризма. Финансирование террористических организаций происходит чаще всего от продажи наркотиков. Второй фактор - это подготовка членов и руководителей сект и группировок с помощью наркотических и психотропных средств. Третий фактор - использование наркотических веществ при террористических акциях. Воспитание молодежи -- важная мера профилактики терроризма и употребления наркотических веществ. Гавриловым А.Н. предложено вернуть систему контроля, используемую в советское время, и включающую в себя логическую и взаимосвязанную между собой последовательность: «инспекция по делам несовершеннолетних - школа - родители».

В настоящее время отсутствует система раннего предупреждения экстремистского поведения. Система мер, как подчеркнул докладчик, должна опираться на профилактику, пресечение преступлений и международное сотрудничество в области противодействия терроризму и экстремизму.

Проректор по общим вопросам РУДН Андрианов С.В., освещая практические аспекты воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности в студенческой среде на примере Российского университета друж-

бы народов, отметил, что в РУДН обучается около 30 тысяч человек, 6 тысяч из которых - иностранные граждане из 165 стран мира.

Иностранные граждане являются носителями различных взглядов, убеждений, религий и т.п. Именно поэтому воспитательная работа - один из ключевых аспектов профилактики экстремизма в вузе. Кодекс чести преподавателя и Кодекс чести обучающегося - основные внутренние документы Университета, регулирующие взаимосвязь преподавателя и студентов. В РУДН действует более 158 организаций землячеств и студенческих культурных и спортивных организаций. Расселение студентов в общежития происходит по принципу интернационализма. В РУДН проводится значительное количество культурных мероприятий - Дней национальной культуры. В РУДН действует строительный отряд «Меридиан дружбы». Опыт работы Университета направлен на формирование понимания у молодежи, что мы являемся членами одной большой семьи - человечества.

Заместитель директора Юридического института РУДН Гребнев Р.Д. в своем выступлении раскрыл некоторые концептуальные основы системы противодействия идеологии терроризма. Ключевым вопросом является решение проблемы воспитания молодежи, кто должен заниматься воспитанием молодежи и кто несет ответственность за ее воспитание.

Гребнев Р.Д. выделил несколько направлений совершенствования системы противодействия идеологии терроризма. Во-первых, с целью формирования целостно-ценностного восприятия Российской Федерации необходимо принять и утвердить на федеральном законодательном уровне следующие понятия: российская идентичность, российская цивилизация, российская государственность, - все это позволит объединить ценности и нормы морали всех народов России. Во-вторых, Гребнев Р.Д. отметил, что работать с молодежью можно только в молодежной среде и только теми средствами, которые молодежь понимает и воспринимает. Необходимо стратегически позиционировать концептуальные идеи и основы системы противодействия общественно-опасным идеологиям в субкультурной опасной молодежной творческой среде. В-третьих, необходимо сформировать молодежный авангард и подготовить его лидера, пропагандирующих российские ценности и охрану российской цивилизации. В-четвертых, следует помнить, что спорт - эффективный инструмент антиэкстремистского воспитания молодежи.

Директор лицея гуманитарных технологий МГГУ им. М.А. Шолохова Якимов И.А. посвятил свое выступление раскрытию вопроса эффективности гуманитарных образовательных технологий в антиэкстремистском воспитании старшеклассников. Якимов И.А. считает, что личность во многом воспитывает школа, в том числе это касается и антитеррористического воспитания, где особая роль отводится гуманитарным технологиям.

К гуманитарным технологиям (нацеленным на человека), ориентированным на оптимизацию совместной деятельности людей, относятся: конструктивное участие в диалоге, технология разрешения конфликтов, технология

освоения общественно-активистской деятельности и волонтерство, игра, импровизация, организация коллективной творческой деятельности, содействие инновациям, технология охраны и сохранения культурной и исторической среды и наследия.

Особое внимание Якимов И. А. уделил вопросу влияния учителя на учеников. В этой связи необходим особый отбор учителей, которые бы формировали антитеррористическое восприятие молодежи.

Якимов И. А. выделил несколько рекомендаций, основанных на принципах, выделенных голландским ученым-психологом Карлом ван Парререном, отражающих идеологию и практику, в том числе гуманитарных технологий: 1) учить диалогично; 2) учить диагностично; 3) обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей; 4) развивать способности к рефлексии и оценке учащимися своего собственного прогресса; 5) способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается в способности позитивно воспринимать учебный процесс и жизнь в целом; 6) обеспечивать условия формирования климата в классе, способствующий формированию социально-интегрированной личности учащегося.

Руководитель Центра изучения социальных конфликтов и профилактики проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде Юнусов А.М. выделил проблему патриотизма и национальной гордости, которые необходимо культивировать. Но особое внимание в выступлении докладчик уделил проблеме ксенофобии и мигрантофобии в современной России. Согласно выступлению Президента РФ необходимо укрепить взаимопонимание и согласие внутри многонационального российского народа, чтобы люди независимо от своей религиозной и этнической принадлежности осознавали себя гражданами данной страны. Факторы, позволяющие сформировать общегражданскую чувствительность, могут быть следующие: необходимо сосредоточить внимание на нашем государственном языке; повысить роль школы в формировании культуры межнационального общения; национальные и культурные межнациональные центры должны построить здоровую атмосферу взаимодействия в обществе.

Юнусов А.М. обращает внимание на категориальный аппарат, в частности выделяя понятие толерантности, указывая на то, что необходимо вернуть те слова, которые понятны людям.

Кроме того, хотелось бы отметить работу круглых столов, проведенных в рамках конференции.

В рамках Круглого стола «Профилактика радикализации сознания подростков и молодежи (опыт социальных педагогов)» был проведен мастер-класс «Формирование ценностного отношения к жизни средствами авторской сказки» студентками социально-психологического факультета, отделения социальной педагогики ГОУ ВО МО ГСГУ Глазуновой Верой и Шес-таковой Юлией под руководством доцента кафедры социальной педагогики ГСГУ Гороховой Ирины Венидиктовны.

В рамках Круглого стола «Теория и практика профилактики проявлений терроризма и экстремизма среди детей и молодежи» удалось установить, что среди некоторых вузовских коллективов существуют иждивенческие настроения, благодушие, неорганизованность, кадровый формализм - на должности проректоров, заместителей директоров вузов по безопасности назначают случайных, безынициативных людей, управленцев, не способных наладить отношений не только с молодыми людьми, но и с правоохранительными органами, а также не способных воспользоваться даже теми информационными ресурсами по профилактике радикализма в молодежной среде, которые направляются НАК РФ в регионы.

В большинстве докладов и сообщений содержались дельные предложения, раскрывался конкретный и многообещающий опыт воспитательной работы, как выразился один из ораторов, «макаренковского масштаба». Деятельной практикой утверждался социальный оптимизм и настрой на победу над деструктивными силами, противостоящими российской государственности.

К примеру, заслуживает внимания управленческих структур и школьных коллективов справочные пособия, разработанные авторами столичной Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности». Так, в период между двумя конференциями появилось новое учебное пособие для руководителей среднего звена, занятых охраной общеобразовательных школ. Его авторы С.В. Саминский и Н.А. Степанов не только устроили презентацию методического пособия, но и подарили участникам семинара экземпляры с автографами.

Логика борьбы с проявлениями ксенофобии и асоциального поведения молодежи предопределяет поиск оптимальных приращений к обязательной образовательной программе. Новаторские методики и образовательные технологии педагогических коллективов, негосударственных структур безопасности не должны оставаться достоянием локальных сообществ. Им нужна общероссийская известность и преференции для массового внедрения.

Работа Круглого стола «Культурное пространство и спорт как ключевые элементы системы патриотического воспитания молодежи» началась с мастер-класса «Применение компьютерных технологий в процессе обучения школьников основам стихотворчества как элемент антиэкстремистского воспитания», который провел Вихрян Алексей Петрович, вице-президент НП «Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму», главный редактор журнала «Противодействие терроризму. Проблемы ХХ1 века», член Экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы ФС РФ, канд. ист. наук, член Литературного клуба «БлагоДарение».

В ходе названного мастер-класса был продемонстрирован инновационный продукт, представляющий собой визуализацию стихов, созданных «матричным способом стихосложения», при помощи компьютерных технологий. А.П. Вихрян демонстрировал собственные стихи патриотической на-

правленности. Ключевая идея мастер-класса заключается в том, чтобы пробудить интерес у школьников (используя компьютерные технологии) не только к основам стихосложения, но и к истории Родины.

Базовый концептуальный тезис - школьник, впервые в своей жизни сочинивший стихотворение, становится «создателем», «творцом», то есть личностью, созидающей интеллектуальный продукт. Тем самым, с точки зрения выступающего, уже на подсознательном уровне подросток приобретает устойчивый иммунитет к различного рода негативным социальным воздействиям на его менталитет, в том числе и экстремистского характера.

Затем Безгодова Светлана Эммануиловна провела мастер-класс «Шахматы - это мир!». С.Э. Безгодова является международным мастером по шахматам, чемпионкой России и чемпионкой СССР, участницей чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр. Названный мастер-класс явился логичным продолжением реализации концептуальной парадигмы, центральным звеном которой представляет своеобразная «триада»: ум (интеллект) - духовность (душа) - крепкое физическое здоровья (тренировка тела).

С. Э. Безгодова особенно акцентировала внимание на пацифистской составляющей шахмат, а также на их феноменальном воздействии на активизацию развития умственных способностей детей и молодежи, культивирование критического мышления у представителей подрастающего поколения. Участники круглого стола весьма активно включились в процесс обсуждения ключевых концептов, обозначенных в ходе указанного мастер-класса.

В заключение выступил Гребнев Руслан Дмитриевич, заместитель директора Юридического института РУДН по научной работе, канд. юрид. наук, Мастер спорта России по дзюдо, рассказавший о взаимосвязи физической культуры с общечеловеческой культурой, а также о роли систематических занятий спортом в процессе воспитания гармонично развитой личности, невосприимчивой к ложным идеологемам экстремизма и терроризма. Р.Д. Гребнев представил участникам круглого стола Алямкина Василия Григорьевича, начальника Отделения «Ясенево» Самбо-70, Заслуженного тренера России, Мастера спорта международного класса по самбо и дзюдо, Чемпиона Европы по самбо 2005 г. В своем выступлении В.Г. Алямкин - на примере деятельности возглавляемого им Отделения - детально осветил проблему приобщения представителей молодежи (школьников и студентов) не только к систематическим физическим занятиям, но к профессиональному спорту. Центральная идея выступающего заключается в том, что, если спортивные занятия занимают подавляющую часть времени (досуга) подростка, то, естественно, у него просто физически не будет возможности заниматься какой-либо противоправной деятельностью или быть объектом вербовки (рекрутирования) со стороны различных нелегитимных экстремистских сообществ.

Важным итогом конференции являются те выводы и предложения, которые были сформулированы ее участниками и обобщены в виде резолюции.

Во-первых, антиэкстремистское и антитеррористическое воспитание молодежи должно носить системный, непротиворечивый и конструктивный характер. Со стороны органов государственной власти: необходимо тесное взаимодействие и координация действий со стороны Министерства образования и науки РФ с такими структурами, как Национальный антитеррористический комитет (НАК), МВД России, спецслужбы (в соответствии с их уровнем компетенций). Со стороны учреждений образования: профилактика радикализации сознания детей, подростков и молодежи должна носить многоступенчатый характер (дошкольное, начальное, среднее, высшее образование) и иметь максимальную степень включения мер антиэкстремистского и антитеррористического воспитания в звенья каждой цепи образовательной системы: от детского сада до университета. Кроме того, указанная профилактика должна иметь комплексный формат (т.е. в данный процесс должны быть включены профессиональные педагоги, воспитатели, психологи, административные работники и вспомогательный персонал, добросовестно выполняющие свои функции. Со стороны гражданского общества: профилактика антиэкстремистской и антитеррористической деятельности должна носить многополюсный, разноуровневый характер: образовательные учреждения -семья - дополнительное образование - досуговая деятельность (доступность/ интегрированность/ подконтрольность).

Кроме того, наряду с обучением не меньшее значение имеет воспитательная функция образования. В этой связи особенно остро стоит вопрос не только об обеспечении инновационно-креативной функции образования, но и о восстановлении значимости его гуманной сущности, формирующей устойчивые демократически ориентированные, патриотические, нравственные и правовые диспозиции личности, а также восстановление позитивных ценностных ориентиров у подростков и молодежи. С учетом роста социального инфантилизма и выпадения этапа игровой социализации в детском возрасте необходимо содействовать развитию игровых и творческих видов спорта, направленных на развитие групповой сплоченности, социальной коммуникабельности, духа здоровой спортивной состязательной деятельности, духовного и физического развития личности. Следует рассматривать творчество (в том числе и в сфере интеллектуальных игр) не только как один из способов передачи информации молодежи и подросткам, но и как инструмент развития их логического и критического мышления.

В-третьих, в настоящий момент является актуальным обращение к социальным и гносеологическим корням девальвации, падения престижа идей интернационализма и дружбы народов, определение истинных причин исчезновения этих понятий из употребления в практике национальных и межнациональных отношений. Следует выработать новый научный взгляд на цель интернационализма, его место в общественном сознании и социальной практике.

Представляется, что способы реализации названных направлений совершенствования антитеррористической и антиэкстремистской политики государства тоже должны быть современными. Необходимо максимально полное использование новейших технологий (АавИ-мобы, Интернет) в целях более активной и сбалансированной пропаганды среди молодежи нравственных ценностей, их безболезненной интеграции в существующую социальную среду. И что особенно важно, необходима поддержка инновационных конструктивных социальных практик, которые инициативно возникают на местах (военно-патриотические клубы, дискуссионные площадки, волонтерское движение, спортивные клубы, квесты). Должна быть целевая грантовая поддержка этих (кстати многочисленных) инициатив.

ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC CONFERENCE "ACTUAL PROBLEMS OF ANTI-TERRORISTIC EDUCATION OF YOUTH"

Elena V. Lylova

Department of Public Administration Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.