Научная статья на тему 'Всемирные основы глобализации'

Всемирные основы глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ЭКОНОМИКА / GLOBALIZATION / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION STRATEGIES / COMPETITION / TRANSNATIONAL EDUCATION / INTELLECTUAL LABOUR / ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костецкая Марьяна Владимировна

В статье раскрываются теоретикометодологические принципы глобализации, ее зарождения и развития, государственный характер в системе всемирных процес сов. Определяются сценарии развития высшего образования. в условиях глобализации. Анализируются черты данного процесса как причины возникновения значительных изменений в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL FOUNDATIONS OF GLOBALIZATION

The article deals with the theoretic and methodological foundations of globalization, its origin and development. The author considers state administration in the context of global processes, and defines scenarios for the higher education development.

Текст научной работы на тему «Всемирные основы глобализации»

УДК 377

Костецкая Марьяна Владимировна

Kostetska Maryana Vladymyrovna

аспирант кафедры математики и методики преподавания математики начального образования Дрогобычского государственного педагогического университета им. Ивана Франко

PhD student, Department for Mathematics and Methodology of Mathematics Teaching in Primary School, Drohobytch State Pedagogical University

ВСЕМИРНЫЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

UNIVERSAL FOUNDATIONS OF GLOBALIZATION

Аннотация:

Summary:

В статье раскрываются теоретикометодологические принципы глобализации, ее зарождения и развития, государственный характер в системе всемирных процес сов. Определяются сценарии развития высшего образования. в условиях глобализации. Анализируются черты данного процесса как причины возникновения значительных изменений в высшем образовании.

The article deals with the theoretic and methodological foundations of globalization, its origin and development. The author considers state administration in the context of global processes, and defines scenarios for the higher education development.

Ключевые слова:

Keywords:

глобализация, высшее образование, стратегии интернационализации, конкуренция, транснациональное образование, интеллектуальный труд, экономика.

globalization, higher education, internationalization strategies, competition, transnational education, intellectual labour, economy.

Глобализация начинает охватывать мир в конце ХХ в. Отражением этого процесса являются работы, появившиеся на Западе. Хелфорд Джон Маккиндер в статье «Географическая ось истории» (1904) впервые «фиксирует переломный характер грядущего времени» [1, с. 167], а также то, что 400-летняя «Колумбова епоха» подошла к концу. В то же время, по мнению исследователя, международные отношения приобрели вид «закрытой политической системы глобальных размеров (a closed political system of world - wide scope)». Исследователь делает вывод: никакой социальный взрыв, никакое сотрясение или изменение баланса сил не утихнут теперь в «неизведанном» пространстве и хаосе варварства, но ощутимо сдетонируют хотя бы и с противоположной точки конца земного шара. Несколько позже, в 1931 г., эти же процессы отмечает Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация времени». Когда еще неизвестны были ни сеть Интернет, ни ЭВМ, ни ракетно-ядерное оружие. Он делает знаменательный вывод: «Все технические и экономические проблемы приобретают планетарный характер» [2, с. 67].

Во второй половине ХХ в. глобализация становится чуть ли не главным предметом исследований Римского Клуба. Как констатирует О. Антипина, были «известны западные исследователи, а также политики, заботящиеся о противоречивом характере развития общества и его будущности, выразившие много глубоких и интересных мыслей относительно глобализации» [3, с. 45].

«Клуб» издает несколько работ, которые на Западе становятся настоящими бестселлерами. Среди них доклад комиссии «Предела роста» (1972), доклад М. Гернье «Третий Мир: три четверти мира», доклад комиссии В. Брандта (тогдашний лидер немецких эсдеков) «Юг-Север: программа выживания». Последняя четверть прошлого века становится еще богаче в области исследований глобализации, которая отныне - неопровержимый факт современности. Глобо-мир уже объял свыше миллиарда жителей планеты, так называемого золотого миллиарда. Заметное место занимают работы Д. Белла, В. Бяка, З. Бжезинского, И. Валлерстайна, Р. Робертсона, Е. Тоффлера, Ф. Фукуямы, Д. Хелда и других.

Общей чертой исследований этих авторов является то, что их философский фундамент представляет либерализм, а это, как известно, «выходит из естественно-исторического характера социального прогресса, правового государства и отделения государства и гражданского общества» [4, с. 115]. Таким образом, глобализация - это не что иное, как либеральная (бескровная) революция. А кое-кто, не без основания, добавляет: «а еще и консервативная революция» [5, с. 52].

К анализу глобалистики приобщились и русские исследователи: С. Долгов, В. Иноземцев, М. Ильин, О. Неклесса, О. Панарин и другие.

Их исследования научно обоснованы, однако, как показывает анализ, некоторые из них отмечаются противоречивостью и односторонностью из-за чрезмерного увлечения идеями русской исключительности и исторической роли Российской Федерации в современных цивилиза-

ционных изменениях. Научная рефлексия глобализации, по нашему мнению, противоречит выводам о том, что она достигает начала Модерна и «сопровождает» его в течение половины второго тысячелетия. Этот тезис отстаивают многие авторы, в частности американский политолог Р. Робертсон, разделяющий глобализацию на 5 периодов, которые охватывают временне рамки с ХV по ХХ1 в. «Глобализация таким образом идентифицируется с капитализмом, от его вызревания и до распространения во всем мире» [6, с. 8]. Такая исследовательская методология не имеет никакой новизны. Более обоснованной кажется концепция глобализации как явления, олицетворяющего новый шаг цивилизации. Сравнить его можно с теми, кто знаменовал переход от Древнего мира к Средневековью, а от него к Модерну. То есть глобализация - это продукт последнего века второго тысячелетия. Для вызревания объективных предпосылок и определенного субъективного фактора понадобилось всего полстолетия.

Объективные предпосылки глобализации, как утверждают представители Римского клуба, «коренятся в материальных основах воссоздания человеческой цивилизации, поскольку при любом общественном строю существует определенное соответствие между средствами создания людьми материальных благ и способами поддержания их жизнедеятельности» [7].

К обобщенным критериям глобализации также следует отнести и управляемость. Русские исследователи М. Ильин и В. Иноземцев считают, что речь идет не о повелевании миром со стороны какого-то субъекта, пусть даже коллегиального и демократического. Речь идет не об управлении миром (world government), а об управляемости мира (global government), что находит свое выражение в контролируемом и управляемом развитии (прогрессе), а не в регламентации средств функционирования институций и образов жизни [8].

Отметим, что термин «глобализация» вошел в широкое употребление как характеристика формирования единого планетарного общества.

Продолжается взаимосближение разных стран и народов, взаимо проникновение информационных технологий, политическая трансформация и интеграция на региональном и мировом уровнях.

Однако она не ограничивается сугубо социально-экономическими изменениями, заключающимися в распространении рыночной модели неолиберального образца на всей планете.

Происходит также трансформация политических, культурных и образовательных институтов по преимущественно западному типу, со свойственными ему формами и нормами демократии, а также общественных ценностей. Поэтому некоторые исследователи определяют глобализацию как продукт западного мира, акцентируя внимание именно на его американской составляющей.

Процесс мировой глобализации - это «кооперация и подведение разных национальных идей и систем под один структурный уклад» [9, с. 184]. Обычно глобализация тесно связана с интеграцией мирового сообщества; ее процесс порождает проблемы общенационального плана. В современном мире глобализация по большей части «поразила» морально-правовые и социокультурные стороны общественной жизни. Для развития экономической составляющей и формирования устойчивого развития сегодня нужны большие расходы человеческого ресурса, которые предопределены высокой наукоемкостью промышленного производства, его нерациональным, часто разрушительным размещением. Гипертрофированным стало восприятие самого человека в экономической системе как фактора материального производства. Экономическое развитие вредит не только экосистеме Земли, но и личности человека. Действия транснациональных компаний на мировом рынке диктуют потребителям правила, направление, стиль потребления. Так происходит навязывание ценностей и установок, которыми люди руководствуются вслепую.

«Сфера жизнедеятельности людей, находящаяся сегодня под доминионом процесса глобализации - это современные информационные технологии и средства сообщения. Экономические отношения под давлением транснациональных компаний уже перестроились на потребности глобализации» [10, с. 196].

Вместе с процессом глобализации происходит постоянная интернационализация общества. Центральную роль в нем продолжает играть образование, которое подготовило фундаментальный потенциал развития данного процесса.

Можно утверждать, что глобализация является причиной возникновения значительных изменений в высшем образовании, характеризующихся такими чертами:

- прикладным процессом производства знаний, широким набором междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке по этому поводу введен срок трансдисциплинарности знаний, предусматривающий четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы;

- сложными и нелинейными социальнотехническими взаимосвязями участников при создании знаний;

- ростом социальной ответственности и отчетности за выработанное знание, являющееся следствием роста участия социальных групп в решении глобальних проблем;

- ростом социальной ответственности и отчетности за выработанное знание, являющееся следствием роста участия социальных групп в решении глобальных проблем;

- расширением базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, которые вторгаются в производство знания посредством контекста его приложения), предусматривающее рост внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

В условиях глобализации возможно также такое развитие высшего образования:

1. Низкая конкуренция и низкая информативная грамотность в высшем образовании.

2. Высокая конкуренция и относительно низкий уровень информативной грамотности в высшем образовании.

3. Высокая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании.

4. Низкая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Глобализация не является исключительно негативным явлением для организации университетского образования. Ее позитивные последствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты будут включены в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. «Глобализация образования не должна пониматься как гомогенизация или, что еще более опасно, как средство экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождественности и отличия для социальных структур» [11, с. 3].

Достаточно удачным является определение глобализации немецкого ученого Ульриха Бека: «Глобализация - это, говоря старомодным язиком, диалектический процесс, создающий транснациональные социальные связи и пространства, укрепляет локальные культуры и распо-логают к возникновению третьих культур» [12, с. 13].

«Глобализация обозначает распространение капитализма свободного рынка практически на все страны мира <...> располагает собственным набором экономических правил, основывающихся на открытости, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и большей привлекательности для иностранного капитала» [13, с. 12].

Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что при некачественном образовании реально для социальной сферы) достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации относительно проблем высшего образования, выделяя как новые потребности общества факторы давления на образовательные системы, то весьма выразительными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающая роль арбитра в этом противоречии справедливо будет передана государству. Есть противоречие между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования и ситуативными потребностями рынка. Данную проблему в контексте глобализации можно перевести на международный диалог с целью установления определенных стандартов в рамках университетского образования. Тогда часто употребляющийся термин «конкуренция высшего образования» в действительности не поразит систему образования развивающихся стран, не сделает их зависимыми от транснациональных образовательных систем. Глобализация системы массовой коммуникации бесспорно связана с технической революцией, которая является еще одним из внешних факторов изменений в высшем образовании.

Ссылки:

1. Маккиндер Дж. Г еографическая ось истории // Полис. 1995. № 4. С. 162-169.

2. Ясперс К. Духовная ситуация времени / пер. с нем. М.И. Левиной // Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 61-89.

3. Антипина О. Глобальные социально-экономические проблемы современности: взгляд Римского клуба // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 43-54.

4. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. 220 с.

5. Валлерстайн И. Глобализация или век перемен? Долгосрочный взгляд на путь развития мировой системы И. Вал-лерстайн / пер. с украинск. // Глобализация. Регионализация. Регион. Политика. Луганск, 2002. С. 49-67.

6. Фезерстоун М., Лэш С., Робертсон Г. Глобальные модерности / пер. с украинск. Киев, 2008. 400 с.

7. Ильин М., Иноземцев В. Введение к книге «Мегатренды мирового развития». М., 2001. С. 13-14.

8. Там же.

9. Панарин А.С. Глобализация // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 183-185.

10. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. 254 с.

11. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории: глобализация в ист. измерении. М., 2003. 274 с.

12. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма - ответы на глобализацию) / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М., 2001. 304 с.

13. Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитые и развивающиеся страны // Мировая экономика и международные отношения. 2000. Т. 11. С. 9-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.