кин, Н.Е. Садохина, Т.А. Квасова, В.Ю. Карпов, JI.А. Гребенькова, O.A. Кокорева и другие.
При подведении итогов конференции все ее участники высказали мнение, что изуче-
ние богатого наследия Б.Н. Чичерина вступает в новую фазу его осмысления и использования в практической жизни современного российского общества.
ВСЕГО ПЯТЬДЕСЯТ. А СДЕЛАНО НЕМАЛО!
(К юбилею доктора филологических наук, профессора, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, директора Института филологии А.Л. Шарандина)
В.Г. Руделев
Only fifty. How much has been done! (Towards the jubilee of A.L. Sharandin, PhD in philology, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the RF, Director of the Institute for Philology).
Время пролетает быстрее, чем хотелось бы, но оно оставляет след в виде событий. И вот уже красивый, высокий, умный студент, к которому я пришел на урок, - доктор филологических наук, профессор и даже директор Института, в котором я работаю, как работал тогда, когда обратил внимание на юного Анатолия Леонидовича Шарандина и пригласил его в свой семинар. Как-то очень четко представилось будущее этого, безусловно, одаренного человека, чистого, честного и на редкость преданного.
Вступительные экзамены в аспирантуру Анатолий Леонидович сдавал, еще одетый в военную форму: ему пришлось послужить в армии; и каждый вступительный ему засчитывали как кандидатский: так высок был интеллектуальный накал рождающегося учено-
го-языковеда. Но учиться Анатолию Леонидовичу было нелегко: мешала (!) нестандартность мышления, критическое состояние ума, недоверие к установившимся догмам; ему было тесно даже в рамках Тамбовской лингвистической школы, расправлявшейся с рутиной довольно активно.
Спорил Анатолий Леонидович спокойно и твердо; в его сознании строилось лингвистическое пространство, в котором рождались конструкты и понятия, плохо совмещаемые с тем, что было в те годы усвоено и осмыслено; было совершенно ясно, что Анатолий Леонидович - самостоятельный ученый, пионер, новатор; ему нельзя было мешать; его невозможно было подчинить, приспособить к чему-то уже пробившему дорогу.
Кандидатская диссертация А.Л. Шарандина была посвящена глаголу, и он в те отдаленные годы обратил внимание на концептуальный характер глагольных категорий, которые до него исследовали в основном формально. Открытия А.Л. Шарандина повлияли на всё направление, которое составили тамбовские языковеды. Докторантская пора молодого исследователя была связана с Ленинградом, с педагогическим институтом имени Герцена, с блестящим ученым и талантливым педагогом С.Т. Ильенко.
Талант нового руководителя, обретенного А.Л. Шарандиным, как раз и заключался в умении видеть и не мешать, в способности поддержать то, что все равно пробьет себе путь. В Ленинграде А.Л. Шарандин вырос в серьезного ученого, способного сплотить
вокруг себя коллектив исследователей; такой коллектив и образовался вокруг него, когда пришла пора вернуться в Тамбов и приступить к педагогической работе.
Я должен сказать, что при всей своей одаренности, исключительности воздействия на людей, Анатолий Леонидович не потерял скромности и умения уважать своих товарищей, учителей - всех, кто принимал участие в его росте и продвижении по службе. И на посту декана филологического факультета, и в облачении высоких регалий директора Института филологии, как и в должности председателя диссертационного совета, он не только адекватная личность, находка, оптимальный вариант, современный тип руководителя, но еще и то, что в наши дни становится редкостью, реликтом, рудиментарным явлением, - он настоящий человек, гуманист; его одинаково уважают и студенты, и аспиранты, и товарищи по работе. У него огромный круг друзей, выдающихся ученых-лингвистов. Работы А.Л. Шарандина, посвященные проблемам общей лингвистики и
отдельных участков русского языкознания (лексикологии, грамматики, фонетики), содержательны, актуальны, полезны для тех, кто преподает русский язык или его изучает.
Анатолий Леонидович - в расцвете творческих сил, он полон интереснейших планов, реализация которых полезна нашему юному университету. Я желаю юбиляру долгих лет жизни, необъятных сил, которые, я уверен, будут потрачены на дело - на служение Отечеству, русской науке, воспитанию в стенах университета настоящих ученых-филологов. Я желаю своему прекрасному ученику огромного Счастья, Радости в кругу близких людей, единомышленников, всех, кто достоин его внимания.
Редакция журнала «Вестник Тамбовского университета» и профессорско-преподавательский коллектив Института филологии присоединяются к поздравлениям с юбилеем Анатолия Леонидовича Шарандина и желают ему здоровья, счастья и новых творческих успехов!
НАШИ АВТОРЫ
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Агаркова Нелли Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой
теории и методики начального образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Агарков Юрий Анатольевич старший преподаватель кафедры общей психологии
Алехина Ольга Михайловна аспирантка кафедры гражданского права и процесса
Брыксина Галина Серафимовна соискатель кафедры гражданского права и процесса
Булычев Игорь Ильич доктор философских наук, профессор кафедры философии
и методологии науки, председатель Тамбовского отделения Российского философского общества
Горлова Ольга Сергеевна аспирантка кафедры всеобщей истории
Жалменова Ольга Петровна кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей
истории
Земсков Максим Алексеевич студент 5-го курса института психологии