Научная статья на тему 'Время и ритуал в традиционной культуре'

Время и ритуал в традиционной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
593
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СВОЕВРЕМЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / РИТУАЛ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФАННОЕ / САКРАЛЬНОЕ / TIME / TIMELY ACTION / RITUAL / PROFANE / SACRED

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сахилтарова Нина Григорьевна

Цель данного исследования раскрыть сущность ритуала через понятие время. Из данной цели целесообразно возникают ряд особо важных вопросов, на которые мы попытаемся дать ответ: 1. Что есть ритуал в традиционной культуре? 2. Каким образом маркируется время в ритуале? 3. Человек в ритуале, как «своевременная» предзаданность будущего? Исходя из целей и задач приходим к основным выводам: 1.Ритуал изначально включает любое действие в матрицу предопределений, так возникают оппозиции «Я -другое», «свое чужое» и т.д. В первую очередь ритуал выполняет компенсаторно терапевтическую функцию (не будем перечислять все функции), как чувство сопричастности, являющийся основным в формировании этноидентичности. 2. Протяженность человеческого существования в традиционной культуре сопровождалось ритуалом и ритуальным действием. Само ритуальное действо включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Ритуал всегда ориентирован на будущее с помощью прошлого в настоящем (ритуальные действия). Таким образом, ритуал метадействие. Идея времени, как целенаправленной деятельности в традиционной культуре напрямую связана с ритуалом. 3. В традиционной культуре всё, что достижимо находится в рамках ритуала. Ритуал четко прагматичен и целенаправлен. Целенаправленность ритуала предполагает целеполагание, как направленное действие на созидание будущего, посредством прошлого, благодаря настоящему. 4. Корреляция между понятием времени и ритуалом в традиционной культуре выражается через «своевременность» действия, некую статичность, всеобъемлющую гармонизацию человека и природы. Любое действие традиционной культуры опосредуемо ритуалом, т.е. сакральное всегда более значимо профанного, а вернее сакральное опосредует профанное. 5. Содержание ритуала некая модель действий для получения результата. Данный результат, являющийся гармонизирующим началом в равновесии между человеком и высшими силами. Так, можно говорить о «своевременном» действии упорядоченном и гармонизирующим земное существование. 6. Основная функция ритуала маркер времени в традиционном обществе, только выраженность времени предстает в «своевременном» поступке, как социально значимом. Новизна исследования: Тема ритуала давно и тщательно изучена и рассмотрена многими учеными. Новизна данного исследования заключается в выделении понятия «своевременности» поступка, как социально-значимое действие, подразумевающее метадействительность, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Взаимопересечение понятий время и ритуал, образует любое действие подразумевающее ритуал (целеполагание, ориентацию на будущее), но именно «своевременность» поступка являет собой социальнозначимое действие. Таким образом, время и ритуал, неразделимые понятия в традиционной культуре, к тому же время в традиционной культуре всегда представляет собой «своевременное» действие. Изначально методология выбранная для данного исследования -синергетика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME AND RITUAL IN TRADITIONAL CULTURE

The purpose of this study reveals the essence of the ritual through the concept of time. Thus, it gives us some appropriated critical question such as: 1. What is ritual in traditional culture? 2. How does the time mark of the ritual? 3. Is Man in the ritual as "timeliness" anticipation the future? Based on the goals and objectives come to the main conclusions: 1. Ritual initially includes any act in a matrix of predefined, so there are opposition “Me” “Other”," "My”-“Not our" etc. The ritual serves as a sense of belonging, of course, causes psychological comfortable feeling of existence. Thus, it formed ethnic identity. 2. The length of human existence in the traditional culture was accompanied by ritual and ceremonial. Ritual act itself includes past, present and future. The ritual is always oriented to the future with the past in the present (rituals). Thus, the ritual is materiality. The idea of time as the activities associated with the outside world. It is directly related to the ritual. 3. In traditional culture all things are achievable within a ritual. A ritual is exactly pragmatic and purposeful. Focus on the ritual involves goal-setting. It gives vector to aiming at the creation of the future action, basing on past and thanking to the present. 4. Time in the traditional culture of ritualized is expressed through the "timeliness" of action, a kind of stasis, a comprehensive harmonization of man and nature. Any action by the traditional culture is oriented ritual, sacred profane orients. 5. The content of the ritual is a certain model of action to get the result. The result is the beginning of a harmonizing balance between man and the higher powers. Thus, we can say that a "timeliness" action ordered and harmonizing earthly existence. 6. The main function of the ritual a marker of time in the traditional society. Time is expressed in a “timeliness” act as a socially significant. The novelty of the research: Subject ritual long and carefully examined and considered by many scholars. The novelty of this study is extracting the concept of "timeliness" of the act as socially significant actions involving some meta-reality, which includes past, present and future. Time in the traditional culture of ritualized, and have every action involves ritual (targeting, orientation to the future), but it is the "timeliness" is an act of social and meaningful action. Thus, the time and ritual, are inseparable concepts in traditional culture, to the same time in the traditional culture is always a "timeliness" action. Initially, the methodology is chosen for this study synergy.

Текст научной работы на тему «Время и ритуал в традиционной культуре»

УДК 39 ВРЕМЯ И РИТУАЛ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Сахилтарова Н.Г.

Цель данного исследования раскрыть сущность ритуала через понятие время. Из данной цели целесообразно возникают ряд особо важных вопросов, на которые мы попытаемся дать ответ:

1. Что есть ритуал в традиционной культуре?

2. Каким образом маркируется время в ритуале?

3. Человек в ритуале, как «своевременная» предзаданность будущего?

Исходя из целей и задач приходим к основным выводам:

1.Ритуал изначально включает любое действие в матрицу предопределений, так возникают оппозиции «Я -другое», «свое - чужое» и т.д. В первую очередь ритуал выполняет компенсаторно - терапевтическую функцию (не будем перечислять все функции), как чувство сопричастности, являющийся основным в формировании этноидентичности.

2. Протяженность человеческого существования в традиционной культуре сопровождалось ритуалом и ритуальным действием. Само ритуальное действо включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Ритуал всегда ориентирован на будущее с помощью прошлого в настоящем (ритуальные действия). Таким образом, ритуал - метадействие. Идея времени, как целенаправленной деятельности в традиционной культуре напрямую связана с ритуалом.

3. В традиционной культуре всё, что достижимо находится в рамках ритуала. Ритуал четко прагматичен и целенаправлен. Целенаправленность ритуала предполагает целеполагание, как направленное действие на созидание будущего, посредствам прошлого, благодаря настоящему.

4. Корреляция между понятием времени и ритуалом в традиционной культуре выражается через «своевременность» действия, некую статичность, всеобъемлющую гармонизацию человека и природы. Любое действие традиционной культуры опосредуемо ритуалом, т.е. сакральное всегда более значимо профанного, а вернее сакральное опосредует профанное.

5. Содержание ритуала - некая модель действий для получения результата. Данный результат, являющийся гармонизирующим началом в равновесии между человеком и высшими силами. Так, можно говорить о «своевременном» действии упорядоченном и гармонизирующим земное существование.

6. Основная функция ритуала - маркер времени в традиционном обществе, только выраженность времени предстает в «своевременном» поступке, как социально значимом.

Новизна исследования:

Тема ритуала давно и тщательно изучена и рассмотрена многими учеными. Новизна данного исследования заключается в выделении понятия «своевременности» поступка, как социально-значимое действие,

подразумевающее - метадействительность, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Взаимопересечение понятий время и ритуал, образует любое действие подразумевающее ритуал (целеполагание, ориентацию на будущее), но именно «своевременность» поступка являет собой социальнозначимое действие. Таким образом, время и ритуал, неразделимые понятия в традиционной культуре, к тому же время в традиционной культуре всегда представляет собой «своевременное» действие.

Изначально методология выбранная для данного исследования -синергетика.

Ключевые слова: время, своевременное действие, ритуал, традиционная культура, профанное, сакральное.

TIME AND RITUAL IN TRADITIONAL CULTURE

Sahiltarova N.G.

The purpose of this study reveals the essence of the ritual through the concept of time. Thus, it gives us some appropriated critical question such as:

1. What is ritual in traditional culture?

2. How does the time mark of the ritual?

3. Is Man in the ritual as "timeliness" anticipation the future?

Based on the goals and objectives come to the main conclusions:

1. Ritual initially includes any act in a matrix of predefined, so there are opposition “Me” - “Other”," "My”-“Not our" etc. The ritual serves as a sense of belonging, of course, causes psychological comfortable feeling of existence. Thus, it formed ethnic identity.

2. The length of human existence in the traditional culture was accompanied by

ritual and ceremonial. Ritual act itself includes past, present and future. The ritual is always oriented to the future with the past in the present (rituals). Thus, the ritual is

materiality. The idea of time as the activities associated with the outside world. It is

directly related to the ritual.

3. In traditional culture all things are achievable within a ritual. A ritual is exactly pragmatic and purposeful. Focus on the ritual involves goal-setting. It gives vector to aiming at the creation of the future action, basing on past and thanking to the present.

4. Time in the traditional culture of ritualized is expressed through the "timeliness" of action, a kind of stasis, a comprehensive harmonization of man and nature. Any action by the traditional culture is oriented ritual, sacred profane orients.

5. The content of the ritual is a certain model of action to get the result. The result is the beginning of a harmonizing balance between man and the higher powers.

Thus, we can say that a "timeliness" action ordered and harmonizing earthly existence.

6. The main function of the ritual - a marker of time in the traditional society. Time is expressed in a “timeliness” act as a socially significant.

The novelty of the research:

Subject ritual long and carefully examined and considered by many scholars. The novelty of this study is extracting the concept of "timeliness" of the act as socially significant actions involving some meta-reality, which includes past, present and future. Time in the traditional culture of ritualized, and have every action involves ritual (targeting, orientation to the future), but it is the "timeliness" is an act of social and meaningful action. Thus, the time and ritual, are inseparable concepts in traditional culture, to the same time in the traditional culture is always a "timeliness" action.

Initially, the methodology is chosen for this study - synergy.

Keywords: time, timely action, ritual, profane, sacred.

Время и ритуал в традиционной культуре.

Какова сущность ритуала, насколько важна основополагающая его функциональность для традиционной культуры. Каково место ритуала в век мультикультурализма и нивелирования традиционных ценностей? Все эти вопросы актуальны и востребованы сегодня, т.к. определение своей этноидентичности является многозначным и необходимым условием для будущего.

Ритуал это то, что определяет любую этническую культуру. Определенное время как особая протяженность, выраженная в формировании самостности, тем самым, способствующая вычленению себя из природного континуума формируя открытость просвечивающего времени. Именно открытость внешнему миру определяет время, как рефлексию. Ритуал же в традиционной культуре изначально включает любое действие в матрицу

предопределений, так возникает неизбежность возникновения оппозиции «Я -другие», «своё - чужое», «сакральное-профанное», «освоенное - неосвоенное» таким образом, образуется идентичность.

В целом ритуал в традиционной культуре можно представить как маркировку человека во времени. Самого времени вне ритуала как континуальности в традиционной культуре не было. Все действия в бурятской традиционной культуре опосредованы гармонией и неразделенностью человеческого сознания с природой. У бурят человек не борец и не укротитель природы, а некий толерантный свидетель пересечения нескольких миров божеств и земных духов. Где целью человека является: привести мир в равновесие, и создать условия для жизнедеятельности. Ритуал являет собой некую уступку, толерантность перед миром божеств и духами, ради высшей ценности - своего будущего. Протяженность человеческого существования определялось с помощью ритуала, являющейся неким метадействием, которое включает в себя идею времени.

Идея времени, как деятельности формирующей определенную связь с внешним миром напрямую связанную с целеполаганием. Деятельность в традиционной культуре всегда направлена на сублимацию профанного сакральным. Каждое действие носило сакральный характер, т.е. «своевременный». Маркировка времени, т.е. отсчета происходила в результате «своевременного» действия, т.е. ритуала.

Ритуал в традиционной культуре являет собой сущность мироощущения и познания. Человек еще не разделен с природой, и борьба основывается на договоре с одухотворенной природой на уровне ритуала. Именно ритуал на определенном этапе есть адаптация к внешнему миру. Ритуал в традиционной культуре это выражение отношение ко времени, своего рода приручение. Время выступает как своего рода предопределенность, которая поглощает земное существование, и, только благодаря определенным действиям человека приближает задуманное в традиционном мире, при этом соблюдая

определенную последовательность действий. Действия в ритуале последовательны и опосредованы. Благодаря ритуалу этническая культура проживает свое уникальное время, т.е. существует и маркирует себя в пространстве. Ритуальное действие, даже на вербальном уровне ценность вне времени. В бурятской традиционной культуре ритуальное действие напрямую связано с пространством. На данный факт указывает множество сакральных мест, которые имеют покровителей местности.

Ритуал в определенной этнической культуре это основание общепринятой картины мира. Картина мира традиционной культуры в данном случае представляет собой опосредованность и цикличное однообразие. Так выделяется целесообразность и адекватность действий обозначенному и воспроизводимому ритуалу. Действия легитимируются ритуалом, а мировоззрение отталкивается от сакрального восприятия реальности. А.К. Байбурин выделяет: «Чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль за соблюдением стандартов и образцов» [1,10с].

Ритуал в большинстве случаев ориентирован на будущее, которое видится более сложным, т.к. порядок и гармонию необходимо не только достичь, но и сохранить. Так, из записок М.Н. Хангалова: «Если

новорожденный ребенок до года начнет ходить, это считается не особенно хорошим. Тогда в ребенка бросают шапкою три раза так, чтоб каждый раз ребенок упал; это делается, чтоб ребенок не ходил ранее года»[4,67с].

Будущее непредсказуемо относительно сложных систем, но оно существует в прошлом, как пройденный этап, как непроявленный спектр «целей» развития будущего. Будущее открывается в виде спектра преддетерминированных возможностей. Будущее (как достигнутая цель в прошлом) преддетерминирует настоящее, структуры аттракторы детерминируют ход исторических событий.

Ритуал заполняет все пространство традиционной культуры, включая не только сакральную часть жизнедеятельности, но и обыденную. Ритуал четко прагматичен и целенаправлен. Этикет в традиционной культуре активно пополняется за счет элементов поведения, имевшее ритуальное происхождение. Повседневное поведение (этикет) также ритуализированно. В 50-е годы Э.Лич настаивал на том, что профанное и сакральное чаще всего означают не противоположные типы действий, а аспекты любого поступка [1,23с]. По-моему мнению, это касательно каждой этнической культуры с уникальным восприятием мира, своим мироощущением времени и пространства, и данное мироощущение выражается через определенную своевременность поступка, что уже в свою очередь ритуально.

Из записок М.Н. Хангалова: «Взрослая девица, которая уже носит косу, не должна ее подрезывать. Если подрежет, это считается грехом, потому что в таком случае ее братьям и сестрам будет несчастье. Если она сердита на своих братьев или сестер, то она подрезывает конец своей косы и тогда кто-нибудь из ее братьев или сестер умрет» [4,34с].

Понятие «своевременности» в ритуале это онтологическая сущность самого ритуала, т.к успеть во времени, т.е достигнуть цели путем ритуала это весьма значимо для носителя этничности.

Ритуал строго регламентирован, и человеческая самостность, как экзистенциальное переживание внешнего мира, в данном случае содержащее первичную метаоппозицию «Я» и «Внешний мир», «Свое» и «»Чужое». Понятие воля более приближены к понятию цель, которая является основополагающей в ритуале, как действе призванном упорядочить внутренний мир, внешнему. Конечно, здесь не идет речь о субъективности, а речь идет в первую очередь об общности, объединенную единой сетью познания.

«Своевременность» в этнической культуре отражена через ритуальные действия, образы мифологического мышления, конструкции идей, через путь к намеченной цели. Эта своевременность находит выход в реальный мир через

исходящую из трех частной структуры времени: прошлое это всегда результат, будущее целеполагание, настоящее это приложение сил. И вся ритуальнообрядовая система в традиционной культуре бурят ориентирована в первую очередь на эту структуру. Всё, что не соответствует структурам-аттракторам, будет уничтожено диссипативными процессами, поскольку они представляют собой пройденную цель, узнаваемую и воспроизводимую.

Ритуал связан с вызовом привлечения внимания богов, и всегда ритуал связан с преобразованием (например социальная структура коллектива), в то время как этикет призван утвердить уже существующие социальные отношения [1,56c].

В традиционной культуре в рамках ритуала происходило целеполагание, которое немаловажно для достижения результата. Каждое действо человека предполагает стремление, в этом и заключается основная функция времени по отношению к человеку. Таким образом, ритуал это определенная взаимосвязь человека с окружающим миром. Через целеполагание человек осмысливает все окружающее пространство, и придает своему мировоззрению основание.

Ритуал предстает как осмысление пути к своей цели и выработке определенному решению в её достижении. Ритуал это начальный этап в достижении цели. Где средства всегда оправдывают цель. Это ключ в ритуальных действиях, которые неизменно накладывают отпечаток на современность. Ритуал в традиционной культуре это путь к успеху, это организация и собранность определенной культуры на определенный шаг. Своевременность действия это своего рода ритуал. При определенном решении выбирается время и производится определенные действия. Эти действия подразумевают гармонию и договор с высшими силами. Зря в корень мы видим, что смысл ритуала не в достижении какой-то внешней цели, а есть сама цель, в возможности договориться с высшими силами. «Символ превращается в талисман, а эффект талисмана заключается в нем самом» [1,23c].

Общепринятое определение времени по М.Хайдеггеру, как открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося, как уникальный путь развития определенной этнической культуры. Данное уникальное развитие этнической культуры подразумевает фильтрацию и приспособление к внешним условиям. Таким образом, время это не предзаданность, это определенная уникальная структура, или самоорганизация этноса выраженная в определенных действиях, т.е. обрядах и ритуалах. Если пространство можно осознано выбрать здесь и сейчас, то время это ряд определенных действий, выраженных в своевременном поступке. Своевременный поступок это целое мировоззрение и мироощущение. Так у русских: благоприятное время рождения - утро. Однако значение имело не только время суток, но и день недели, фаза луны, месяца, будни или праздники [1,23с].

В отличие от времени место рождения необязательно предопределено судьбой - оно может быть, и выбрано: «при трудных родах бабка отыскивает счастливое место, водя для этого больную по разным местам в хижине и даже в сарае, гумне». Показательно, что в самой процедуре выбора места заложена идея отделения одной части пространства от другой и соотнесение их с понятиями доля недоля. Доля определялась стечением многих обстоятельств» [1,44с].

Этикет у бурят также ритуализирован, как должное поведение гармонизирующее внешнее и внутреннее. У бурят нельзя много смеяться, чрезмерно радоваться. Нельзя сильно плакать, иначе можно призвать горе еще более сильное. Нельзя громко разговаривать, смеяться, не только на сакральной территории, но и в домашних условиях. Особый этикет, когда наступал вечер. По отношению к детям нельзя допускать плача иначе, духи или боги заберут его, потому детей баловали и редко ругали, а особенно по некоторым особым дням и вечерам [4,23с]. Все эти приметы связанные с высшими силами, которые в определенное время всегда окружают человека. Человек же

традиционной культуры всегда должен помнить об этом, а вернее он органичен с данным пониманием.

Всякие предприятия буряты начинают в новолуние, и прежде новолуния что-нибудь предпринимать считается грехом [2,34с].

Сам отсчет ритма жизнедеятельности также определялся по различным действиям дошедших до механизма, например: «для обозначения коротких отрезков времени существовало несколько выражений, рожденных реалиями кочевой жизни: «время установки юрты» (чуть больше часа), «время дойки овцы» (около 10 минут), «время кипячения одного котла чая» (8-10мин), «время выкуривания одной трубки» (3-5 мин.), «время (нужное, чтобы) оседлать коня» (2-4 мин.), «время между двумя чаепитиями» (1ч.), «время между двумя приемами пищи» (2ч) [2,56с]. Даже на этом примере, мы видим, как измерение времени, для отсчета ритма жизнедеятельности основывается в первую очередь на длительности определенной повторяющейся деятельности. Каждое действие маркирующее время сопровождается ритуальным действиям, без которого немыслимо жизнеобеспечение, а потому данное действие регламентировано и опосредовано.

Можно сказать о том, что время в традиционном обществе ритуализировано. Времени как такового не существовало, а существовало особая «своевременность» поступка, в свою очередь любое действие традиционной культуры являет собой ритуал. Действия мотивированные ритуалом, а ритуал в свою очередь состоял из: 1. Знания, которое и формирует этноидентичность, сюда относится масса нюансов, от мифов, до человека владеющего правом общения с высшими силами, весь костяк традиционной культуры; 2. Целеполагание, которое неотделимо от ритуала, т.к. в традиционной культуре достижимо все то, что находится в рамках ритуала; 3. Содержание ритуала, некая модель действий для получения результата. Данный результат, являющийся гармонизирующим началом в равновесии между человеком и высшими силами. Действие ритуала это упорядочение времени и

пространства. Таким образом, можно говорить о «своевременном» действии, упорядоченном и гармонизирующим земное существование.

По работам Н.Л. Жуковской: «Очаг - это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи. Кроме того, очаг -связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Очаг и огонь, семантические центры юрты, с которыми связано ряд весьма важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернение очага и оскорбление хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду в огонь. Этот запрет известен многим народам Евразии» [2,12с].

Подводя черту, можно сказать об основной функции ритуала, как маркере времени, где данная функция выражена в своевременном поступке.

Таким образом, все пространство традиционного общества было подчиненно ритуалу. Где сакральное, близкое к природному подчиняло себе человеческую сущность. Так ритуал являл собой социально-значимую ценность. Как любая ценность ритуал динамичен, с течением времени закручивается в сложную спираль преобразований. Ритуал с течением времени утрачивает свою социально-значимую направленность, тем не менее ритуал не утратил своего прямого ценностного содержания, единственное, что изменилась «картина мира» и место ритуала в ней. А.А. Пелипенко: «Распадение скрепляемой архаическим ритуалом синкретической тотальности мироощущения и начало вычленения автономизующегося субъекта явились отправной точкой диспараллельного существования апофатически переживаемых смыслообразов и всё более условно соответствующих им знаковых форм» [3,46с].

Если ритуал являет собой порядок, то необходимо сказать о хаосе, как дестабилизирующем факторе. Хаос (обменные процессы разного рода), таким

образом, играет конструктивную роль не только в процессах выбора пути эволюции, но и в процессах построения сложного эволюционного целого. Фигурально выражаясь, хаос выступает в качестве «клея», который связывает части в единое целое. Хаос - путь к инновации, т.к. самосохранение порой требует самых решительных действий, касательно ломки устоявшихся стереотипов, которые сохраняют ядро этнической культуры или же основных ее элементов. Периодически погружаясь в хаос структура самообновляется. В процессе хаоса человеческое сознание стремится вырваться из привычного мироустройства. Прежняя гармония и взаимопонимание дают трещину, т.к. вторгаются внешние условия. По мере усложнения культуры образуются инновации. Порядок и хаос чередуется, и, тем самым усложняют этническую культуру, все более закручивая в спираль ценностные ориентиры традиционной культуры. Ритуал не сохраняет полный набор своих элементов в полной мере, но некоторые элементы, и, их интерпретация всегда имеют место быть. Ритуал как основа традиции не теряет своего направления, как одной из ценностей этноса даже сегодня. Особенно это касается особо важных моментов в жизнедеятельности: рождение, смерть, брак и т.д.

Список литературы

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. : Наука, 1993.

250 с.

2. Жуковская Н.Л. Кочевники монголии. М.: Восточная

литература, 2002. 247 с.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и коэволюция сложных систем // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 351-388.

4. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М. : Языки русской культуры, 1998. 376 с.

5. Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 Т. Т.2. М. : Издательство республиканская типография, 2004. 311 с.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. 447 с.

References

1. Baiburin A.K. Ritual v tradicionnoi kul'ture [Ritual in traditional culture]. SPb.: Nauka, 1993. 250 p.

2. Zhukovskaya N. Kochevniki mongolii [Nomads of Mongolia]. Moscow: Eastern literature, 2002. 247 p.

3. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergeticheskaya paradigm [Synergetic paradigm]. 2003. pp. 351-388.

4. Pelypenko A.A., Yakovenko I.G. Kul'tura kak sistema [Culture as a system]. Мoscow: Languages of Russian culture, 1998. 376 p.

5. Hangalov M.N. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow: Republican Publ., 2004. 311 p.

6. Heidegger M. Vremiya i bytie [Time and being]. Moscow: Republic, 1993.

447 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сахилтарова Нина Г ригорьевна, аспирант 2-ого года обучения

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

ул. Терешковой, 1. г. Улан-Удэ, респ. Бурятия, 670031, Россия

e-mail: nikasahiltarova@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sahiltarova Nina Grigorevna, graduate student

East Siberian Academy of Culture and Arts

1, Tereshkovoi street, republic of Buryatia, Ulan-Ude, 670031, Russia e-mail: nikasahiltarova@mail.ru Научный руководитель:

Николаева Дарима Анатольевна, д.и.н., зав. кафедрой этнологии и народной художественной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.