Научная статья на тему 'Временное правительство и реформы трудовых отношений в России (февраль-октябрь 1917 г. )'

Временное правительство и реформы трудовых отношений в России (февраль-октябрь 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5173
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временное правительство и реформы трудовых отношений в России (февраль-октябрь 1917 г. )»

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЕФОРМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 Г.)

И.В. Евдошенко, преподаватель Ижевского филиала Нижегородской акаде-

мии МВД России, соискатель кафедры теории и истории государства и права Уральской академии государственной службы

Всеобъемлющий кризис 1917 года высветил заметное отставание России от передовых стран Европы и Америки в различных областях. Одной из них оказалась и область регулирования трудовых отношений. Уже в момент прихода к власти Временное правительство осознало, что, не урегулировав так или иначе конфликт между «трудом и капиталом», нельзя будет обеспечить социальный мир в стране и её продвижение по демократическому пути развития. Отсюда стремление правительства к поиску новых подходов в области социально-экономического реформирования российского общества вообще и реформирования трудовых отношений в частности. Не случайно в печати отмечалось, что новый режим «считает своим долгом и обязанностью осуществить народные чаяния и вывести страну на светлый путь свободной гражданской организации». Он будет стоять «выше партийных интересов ... выполняя волю народа» в своих «честных усилиях обеспечить счастье России

В начале марта 1917 года Временное правительство взяло на себя обязательство пересмотреть существующие законы о труде. Под руководством министра А.И. Коновалова началась энергичная работа в этом направлении. 9 марта он создал отдел труда в своем Министерстве торговли и промышленности, назначив его руководителем профессора М.В. Бернацкого. В консультативный комитет отдела были приглашены известные деятели рабочего движения Г воздев, Панков, Батурский, Винокуров, Залуцкий, Красиков и др.2. В таком составе он приступил к разработке законопроектов по «рабочему вопросу», среди которых первоочередными были: 1) развитие профессиональных союзов3, 2) создание примирительных учреждений, заводских комитетов и бирж труда, 3) «пересмотр законодательства об охране труда, о продолжительности рабочего времени, об обеспечении трудящихся», а затем и дальнейшее развитие социального страхования4. Было принято решение провести статистическое обследование рабочего рынка и установить принципы первой «трудовой переписи». Кроме того, Отдел труда начал работу по пересмотру трудового законодательства

(охрана труда, продолжительность рабочего дня, страхование, обеспечение трудящихся, в том числе по инвалидности и старости)5.

Отделом разрабатывались правила, регулирующие трудовые отношения (вопросы найма, коллективных договоров, трудовой инспекции, права на забастовки). За неполные два месяца своего существования Отдел труда подготовил, помимо сбора многочисленных материалов подготовительного характера, два важнейших закона: о заводских комитетах и о свободе собраний и союзов, принятых Временным правительством. Принятое в апреле 1917 г. «Постановление Временного правительства о рабочих комитетах»6, легализовывало учреждение фабзавкомов на всех промышленных предприятиях, как государственных, так и частных. Избираемые рабочими предприятия на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования, их члены могли быть уволены только по постановлению примирительных учреждений. Представляя интересы рабочих перед администрацией, комитеты должны были заниматься как собственно производственными проблемами, связанными с регулированием размера заработной платы, продолжительности рабочего дня, с установлением правил внутреннего распорядка, так и проблемами улучшением бьгговых условий рабочих. Речь при этом не шла об участии рабочих в управлении производством и в распределении продукции. В этих вопросах предполагалось сохранение всевластия администрации и собственников предприятий.

Одновременно с созданием фабзавкомов отдельных предприятий предполагалось формирование профессиональных союзов, которые, по замыслу законодателей, должны были способствовать осознанию рабочими общепрофессиональных и общеклассовых интересов. Последнее обстоятельство должно было, по мнению чиновников-меньшевиков, способствовать воспитанию граждански ответственного рабочего класса7. Предполагалось, что профсоюзы стабилизируют ситуацию в экономике, выступая инициаторами «мирных» способов разрешения трудовых конфликтов, и сотрудничая с правительством8.

Фактически отдел не смог полностью реали-

зовать намеченные планы в области социального законодательства. Дело было не только в огромном объёме работы, явно непосильном для одного лишь из министерских отделов. Проблема была много серьёзнее. Глубокий раскол русского общества того времени и острота классовых противоречий в нём порождали конфликты, которые вряд ли можно было разрешить средствами «обычными» для предвоенной Западной Европы.

Указанное обстоятельство совершенно не воспринималось меньшевиками, выступавшими в качестве главных знатоков рабочего вопроса во Временном правительстве. Отсюда и их специфический подход к защите интересов лиц наемного труда. Он носил скорее не социалистический, а либеральный характер, что позднее блестяще доказал министр труда М. И. Скобелев провозгласивший приоритет нужд общегосударственных, над классовыми9. Для социал-демократа это был труднообъяснимый, и даже опасный подход, ибо он означал полный разрыв с традициями идеологии марксизма, в частности с тезисом о признании классового характера государства и государственной политики. Однако именно этими положениями руководствовались в своей деятельности все департаменты и отделы, как прежнего, так и нового ведомства труда, вне зависимости от того называлось ли оно отделом труда министерства торговли и промышленности, или становилось самостоятельным министерством.

Между тем деятельность Отдела труда пришлась на самый благоприятный в 1917 году период взаимных уступок рабочих и предпринимателей, когда обе стороны соглашались зайти в этих уступках достаточно далеко. Сменившему его Министерству труда пришлось гораздо сложнее в обстановке противоборства, начавших с мая трудовых конфликтов, вызванных общим ухудшением экономической ситуации в стране.

5 мая 1917 года было учреждено Министерство труда, которое возглавил М.И. Скобелев. У министра было три заместителя: К.А. Гвоздев (по урегулированию трудовых отношений), П.Н. Колокольников (отвечал за связь с профсоюзами и комиссией по трудовому законодательству), Е.А. Дюбуа. Новое министерство создавалось в рамках соглашения с Петроградским Советом о коалиционном правительстве на условиях проведения программы социальных реформ и прогрессивного законодательства.

В составе Министерства труда были образованы шесть отделов: законодательных предложений; охраны труда; урегулирования взаимоотношений между трудом и капиталом; соци-

ального страхования, рынка труда; статистики. Позднее были образованы три комитета: по распределению рабочей силы, послевоенной демобилизации и условиям труда на государственных предприятиях. В основном отделы возглавили представители меньшевистской партии, имевшие опьгг деятельности в рабочих группах военно-промышленных комитетов и рабочей секции Петроградского Совета: И.М. Майский, С. Шварц, Л.М. Пумпянский. Им предоставилась возможность реализовать не только партийную программу в области трудового законодательства (создание рабочей инспекции, биржи труда, введение социального страхования, промысловых судов и т.д.)10, но и осуществить требования масс, от имени которых они выступали (законодательное установление минимальной заработной платы, 8-часового рабочего дня, пособий безработным). Однако либеральные, по существу, приоритеты в работе министерства делали эту возможность весьма сомнительной, несмотря на все старания сотрудников ведомства.

Образованный в Министерстве труда Отдел законодательных предположений был призван заняться созданием нового социального законодательства, исходя из принципа планомерности социальных реформ. Этот принцип предполагал: рационализацию труда путем урегулирования рабочего рынка для предотвращения возможных столкновений на почве безработицы; проведение организационных мероприятий для развития дисциплинированного и сознательного рабочего класса, способного сообразовать свои действия с потребностями государства".

Задачи Отдела охраны труда определялись следующим образом: наблюдение за правильным применением изданных законоположений; объединение деятельности местных органов трудового надзора (фабричных инспекторов, окружных горных инженеров, а в перспективе - инспекций труда). Создание действительной охраны труда связывалось с распространением этой охраны не только на крупное производство, но также на среднюю, мелкую промышленность и торговлю12.

Таким образом, государство в лице Министерства труда и его департаментов должно было вмешиваться в социальные отношения и подвергнуть урегулированию трудовые конфликты. В связи с чем, новому ведомству предстояло решить три основные проблемы: разработать трудовое законодательство, установить нормальные взаимоотношения труда и капитала, провести организационные мероприятия в среде рабочего класса.

Сознавая сложность задач, стоящих перед

новым ведомством, Временное правительство позаботилось об участии в процессе их решения не только государственных чиновников, но и представителей самих заинтересованных сторон. С этой целью ещё при Отделе труда, действовавшего в составе Министерства торговли и промышленности, учреждался, уже упомянутый ранее, специальный консультативный комитет в составе представителей общественных организаций13. Комитет сохранился и в структуре Министерства труда. Формировался он из представителей Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Петроградского и Московского Обществ фабрикантов и заводчиков, Совета съездов представителей промышленности и торговли, Центрального военно-промыш-ленного комитета и Всероссийского земского и городского союзов таким образом, чтобы обеспечить равное участие в нём рабочих и предпринимателей. В его задачи входило предварительное обсуждение законопроектов в области регулирования трудовых отношений.

Таким образом, создавалось впечатление твёрдо проводимого курса на достижение социального компромисса между интересами промышленников и рабочих, выражением которого, по словам министра торговли и промышленности А.И. Коновалова, должно было стать «установление той равнодействующей интересов, которая соответствовала бы требованиям права и справедливости, отныне лежащих в основе разрешения всех проблем нашей государственной жизни»14.

Для достижения этой цели Временное правительство приступило к созданию сети представительств министерства на местах. 11 июля 1917 года Временное правительство издало закон «о местных комиссарах Министерства труда»15. Комиссары труда назначались министром труда до момента создания местных органов министерства. Предполагалось, что таковыми станут инспекции труда, которые и будут осуществлять надзор за исполнением рабочего законодательства. В подготовленном законопроекте провозглашалось, что такого рода надзор должен быть организован государственной властью. В этом случае законодательной охране подлежали все виды наемного труда. В основу Положения об инспекциях и палатах труда легли принципы выборности и паритетного представительства рабочих и предпринимателей16.

Однако, хотя законопроект о местных инспекциях труда был готов к августу 1917 года на деле инспекции не создали. Их функции выполняли комиссары труда, действующие совместно с фабричными инспекторами и

окружными инженерами. Закон предусматривал немедленное назначение 40 комиссаров, причем три из них были областными (в Москве, Донецком районе, на Украине). Они обеспечивались исполнительным аппаратом: помощниками и канцелярией. На комиссаров возлагались следующие обязанности: надзор за исполнением трудового законодательства и страхованием рабочих; организация примирительных камер и третейских судов; организация мероприятий по защите труда с мероприятиями по регулированию хозяйственной жизни. На деле комиссары труда, в основном, занимались непосредственным улаживанием трудовых конфликтов по ходатайствам противостоящих сторон.

Отсюда, требовалось скорейшее создание специализированных органов, призванных регулировать социальные отношения в трудовой области - разного рода примирительных учреждений. Первые шаги в этом направлении сделало в апреле 1917 года ещё Министерство торговли и промышленности. В результате этих усилий Центральная примирительная камера утвердила устав местных примирительных камер17. Согласно ему на всех заводах и фабриках в целях разрешения всякого рода недоразумений между предпринимателями или служащими и рабочими учреждались примирительные камеры. Они состояли из равного числа представителей как от рабочих, так и служащих или предпринимателей. Разумеется, этот устав носил временный, инструктивный характер, был далеко не полон и не мог заменить полноценный закон. Таковой был принят Временным правительством в форме Положения о примирительных учреждениях только 5 августа 1917 года18. Согласно Положению разрешению примирительных учреждений подлежали все вопросы, касающиеся изменения порядка и условий работ. Примирительные камеры организовывались как по предприятиям и районам, так и по отдельным отраслям промышленности. Предусматривалось в случае возникновения конфликта обращение сторон к комиссару труда с просьбой о возбуждении процесса. Комиссар в этой ситуации выступал в роли посредника. Однако в объяснительной записке к Положению указывалось, что решениям примирительных камер не присваивается принудительной силы19. Поэтому, в случае, когда стороны не достигали компромисса и отказывались выполнить решение примирительных камер, предусматривалась возможность обращения к третейским судам. Третейский суд также состоял из равного числа рабочих и предпринимателей, но его председатель при-

глашался со стороны. Третейский суд, будучи высшей примирительной инстанцией, строился уже на принципе принудительности20. Его решение считалось обязательным для сторон. На местах система координировалась комиссарами труда, в масштабах государства -Министерством труда. В случае недовольства одной из сторон решениями примирительных учреждений или недостижимости соглашений между сторонами предусматривалась возможность обращения в Центральную примирительную камеру. Ее решения признавались обязательными для обеих сторон.

Особое значение Временное правительство придавало учреждению особых примирительных земельных камер для устранения возникающих среди населения недоразумений по земельным делам. Постановление Временного правительства от 21 апреля 1917 года «Об учреждении земельных комитетов» возлагало на губернские и уездные земельные комитеты обязанности разрешения вопросов, споров и недоразумений в области земельных и сельскохозяйственных отношений. В необходимых случаях земельные комитеты могли учреждать посреднические и примирительные камеры21. Такие камеры устраивались по образцу третейских судов и их решения являлись обязательными для сторон22. Такой подход Временного правительства объясняется остротой конфликтов, разгоравшихся на аграрной почве, в связи с тем, что решение аграрного вопроса было отложено до Учредительного собрания.

Итак, стремление Временного правительства урегулировать социальные отношения привели к созданию ряда государственных регулирующих органов в этой сфере. Для проведения широких демократических социальных реформ было создано Министерство труда. Это был первый в истории России опыт создания государственного учреждения для решения социальных проблем, прежде всего связанных с областью трудовых отношений. Он оказался небесполезным, позволив обеспечить принятие целого ряда важнейших нормативных актов (о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей и др.). Однако результаты деятельности ведомства оказались далеки от ожиданий, особенно в сравнении с поставленными перед ним задачами. Важнейшие законопроекты (о свободе стачек, о 8-часовом рабочем дне, о минимальной оплате труда, об обеспечении безработных) так и не были доведены до принятия их в качестве законов.

Анализ работы Временного правительства показывает его активную роль в создании

достойных условий труда и жизни рабочих. Результаты реформы в области труда должны были стать важным шагом на пути «европеизации» трудовых отношений. А.И. Коновалов в марте 1917 года обещал рассмотреть основные требования рабочих (пересмотр законодательства об охране труда, о продолжительности рабочего дня, об обеспечении трудящихся, о страховании рабочих и т.д.)23 и действительно ряд шагов был предпринят. В первую очередь, были приняты законодательные акты, касавшиеся работы женщин и детей в ночные часы. Постановлением Временного правительства от 1 июня 1917 года был отменен закон 2 марта 1913 года о допущении к подземным и ночным работам на каменноугольных копях женщин и детей, не достигших 15-летнего возраста24. Отдел охраны труда специальным циркуляром возложил наблюдение за исполнением изменений правил внутреннего распорядка в горных и каменноугольных предприятиях, в соответствии с Постановлением, на фабричных инспекторов и окружных инженеров25. 8 августа 1917 года был одобрен закон, запрещавший в фабрично-заводских предприятиях ночную работу женщин и подростков до 17 лет.

Еще одним шагом в организации защиты труда явился закон от 11 октября 1917 года, запретивший наложение штрафов и каких-либо денежных взысканий с рабочих властью предпринимателя. Однако этими законами деятельность Временного правительства в области законодательной охраны труда и ограничилась. Другие важнейшие требования рабочего класса остались без удовлетворения. Так, например, законодательное введение в стране 8-часового рабочего дня так и не было осуществлено. В качестве причины этого ссылались на тяжёлое положение промышленности и на отсутствие подготовительных материалов для подобной реформы, сбор которых считался в условиях военного времени затруднительным26. Тем самым правительство само подтолкнуло рабочих решать эту проблему через соглашения с отдельными предпринимателями. В условиях углубления революционного кризиса и прогрессирующего ухудшения ситуации в стране такой курс мог привести исключительно к обострению классовой конфронтации и к неэффективности всей системы примирительных органов и процедур. Аналогичная ситуация сложилась и с законом о стачках.

Важнейшим аспектом трудового законодательства являлось социальное страхование. Постановлением Временного правительства при Министерстве труда помимо Отдела социального страхования был создан Совет по

делам страхования рабочих. В его ведении находилось заведование делами по обеспечению рабочих на случай болезни, по страхованию их от несчастных случаев и по применению правил о вознаграждении потерпевших в результате несчастного случая рабочих, служащих и членов их семей27..

В центре внимания Отдела социального страхования и Совета по делам страхования оказались проблемы страхования по болезни, несчастным случаям и по безработице. Борьба развернулась вокруг принципов рабочего страхования. В центре внимания оказались следующие вопросы: кто должен финансировать фонды и в каком размере; каков должен быть размер компенсации; какие категории трудящихся должна охватывать компенсация; каков должен быть состав органов, осуществляющих наблюдение за деятельностью больничных касс?

И рабочие, и предприниматели настаивали на своем большинстве или, во всяком случае, на паритете в наблюдательных органах. И те, и другие добивались снижения страховых взносов со своей стороны. Позиция руководства департамента по социальному страхованию носила «реалистический характер». Глава департамента С. Шварц стремился убедить рабочую секцию Совета в необходимости автономии: трудящиеся, которые сами финансируют больничные кассы, сами же управляют ими28. При этом представители Отдела страхования решительно отказывались от попыток возложить всю тяжесть финансирования на государство по двум причинам: во-первых, это было неосуществимо в сложившихся условиях; во-вторых, это противоречило принципу воспитания у рабочих гражданского самосознания, предполагавшему добровольное самоограничение в связи с экономическим кризисом. Кроме того, представители Министерства труда скептически относились к возможности распространения страхования на работников мелких предприятий. В сложившейся ситуации это потребовало бы огромных организаторских усилий, а потому страхование всех категорий рабочих носило бы скорее символический, чем практический характер. На деле подобный «реализм» не учитывал ни фактического ухудшения положения рабочих, не смотря на значительный рост номинальной заработной платы, ни нарастания экономического хаоса и падения реальных прибылей предпринимателей, побуждавших этих, последних не идти ни на какие новые уступки. «Защищая интересы государства», руководители министерства лишь вызвали недовольство обеих сторон, полагавших, что они уже сделали все

мыслимые уступки, но не получили желаемых результатов.

Между тем, после долгих обсуждений, 25 июля 1917 года, Временным правительством был принят закон об обеспечении рабочих на случай болезни. Согласно ему во всех промышленных предприятиях с числом рабочих не менее пяти человек учреждались больничные кассы. Кассы передавались в управление их участников, т.е. рабочих. Взносы предпринимателей были увеличены до размеров взносов рабочих. Практически этот закон стал единственным достижением Временного правительства в области социального страхования.

Программа Министерства труда по пособиям безработным вызвала в равной степени возражения и рабочих, и промышленников. Предложенное положение о страховании рабочих на случай безработицы устанавливало взнос в размере 2% от суммы заработка для рабочих и такой же размер взноса от работодателей. Предусматривался взнос для государства (1%). Пособие по безработице устанавливалось в размере двух третей средней местной заработной платы неквалифицированного рабочего. Управление фондом осуществлялось через профсоюзы с представительством от Министерства труда29. Как указывали представители рабочих в комитете труда, подготовленный законопроект был хуже германского закона, хотя в Германии еще не было революции. Законопроект вызвал возражения, прежде всего социалистических партий (т.н. революционной демократии), которая требовала, чтобы государство предоставляло необходимые фонды. Наличие средств для формирования этих фондов отрицалось Министерством финансов. В результате проект так и не стал законом.

19 августа 1917 года Временное правительство приняло закон о биржах труда. Согласно ему в городах с числом жителей не менее 50 тыс. учреждались биржи труда30. В их задачи входили: регистрация спроса и предложений труда, оказание посреднических услуг по найму, сбор статистических сведений о положении местного рынка труда и т.д. Биржи должны были образовываться на паритетных началах (представители заинтересованных сторон - рабочие и работодатели). Организационные обязанности возлагались на городские и земские самоуправления.

В структуре биржи выделялись следующие отделения: 1) квалифицированного труда; 2) неквалифицированного мужского; 3) неквалифицированного женского; 4) интеллигентского труда; 5) труда инвалидов; 6) труда детей и подростков. Кроме того, в целях обеспечения интересов обращающихся в биржи труда рабочих и

предпринимателей различных национальных групп рекомендовалось, чтобы в числе служащих бирж труда находились сотрудники, могущие обслуживать обращающихся лиц на родном языке31. Биржи труда были бесплатными, причем, по закону предусматривалось, в случае если сотрудник биржи труда примет в какой-либо форме вознаграждение за оказанные услуги, то он подвергался трехмесячному аресту. Примечательно, что правительство исходило из нейтральности бирж: предприятия, в которых происходили стачка или локаут, не могли пользоваться их услугами. По новому закону предусматривалось создание 400 бирж труда. Из них 90 должны были учреждаться «немедленно»32. Однако до конца октября 1917 года было открыто только 27 бирж труда, из них — 10 областных33.

Многочисленные трудовые конфликты, разгоревшиеся вокруг вопроса о заработной плате, заставили Временное правительство обратиться к идее нормирования заработной платы. С подобными требованиями выступали и предприниматели, и рабочие. Однако они вкладывали различное значение в понятие нормировки рабочей платы. Временное правительство в данном вопросе стремилось сохранить надклассовую позицию и отстоять общегосударственные интересы в том виде как они ему представлялись. Поэтому правительство сочло необходимым принять меры двоякого характера. С одной стороны, предполагалось установить государственный контроль над заработной платой, ограничив ее разумными пределами (т.е. рост оплаты труда не должен был разрушать промышленность и увеличить цены на товары). С другой стороны, правительство намеревалось ограничить прибыль предпринимателей34.

В результате появился проект Правил о регулировании заработной платы35. Он предусматривал установление минимальной заработной платы, которая подлежала пересмотру через 3 месяца. На время войны предполагалось запретить изменять заработную плату без разрешения промысловых судов. Промысловые суды (в составе представителей Министерства торговли и промышленности, Министерства труда, промышленников и рабочих) должны были выдавать разрешения владельцам промышленных предприятий на изменение существующей заработной платы. В случае невыполнения владельцами предприятий правил о минимальной оплате труда, о тарифах, решений промысловых судов или несогласия рабочих с установленными тарифами для тех и других предусматривалось несение ответственности. Однако Правила не были воплоще-

ны в жизнь. Законопроект осел в специальной Комиссии по трудовому законодательству. В результате минимальная заработная плата устанавливалась лишь в случае заключения на этот счет взаимных тарифных соглашений между предпринимателями и рабочими.

Состоявшееся в мае 1917 года совещание трех министров (Скобелева, Коновалова, Терещенко) пришло к заключению о необходимости введения новых норм для всех видов налогообложения (военной прибыли, подоходного и поимущественного налогов). Военную прибыль («сверхприбыль») предполагалось обложить таким образом, чтобы она, по возможности, целиком перешла в казну. Часть доходов предыдущих военных лет решено было вернуть усилением ставок подоходного и поимущественного налогообложения. По мнению министров, такая налоговая политика должна была выполнить двоякую задачу. Во-первых, устранить подозрения революционной демократии относительно необычайно высоких доходов имущих классов и, соответственно, сгладить социальную напряженность, возникающую на этой почве. Во-вторых, увеличить авторитетность правительства при его вмешательстве в конфликты между «трудом и капиталом»36.

12 июня были приняты три налоговых закона: об установлении единовременного налога на доходы, о повышении ставок обложения по подоходному налогу и налогу на сверхприбыль. Согласно этим законам, во-первых, норма обложения высших доходов была доведена с 12,5 до 30%; во-вторых, расширялся круг предприятий и частных лиц, подлежавших обложению налогом на военную сверхприбыль. Будучи весьма разумньми, в принципе, эти законы не оказали ожидаемого эффекта. Стремительно нараставшая инфляция и рост военных расходов уничтожили ожидавшиеся выгоды.

Таким образом, ухудшение социально-экономической обстановки и вызванная им поляризация общественных сил сорвала правительственную программу социального сотрудничества. Временное правительство вынуждено было сконцентрировать свое внимание на экстренных мерах по урегулированию трудовых конфликтов, вал которых всё нарастал, грозя полным «обвалом» промышленности и торговли.

Временное правительство видело свое место в качестве посредника между различными социальными группами. Однако налаживание переговорного процесса было невозможно в условиях дестабилизирующейся обстановки. На фоне экономического кризиса сопровожда-

ющимся инфляцией, падением производства и жизненного уровня требовались совершенно необычные, чрезвычайные меры. Между тем, Временное правительство основными средствами регулирования трудовых отношений считало надклассовое посредничество в трудовых конфликтах и законодательное регулирование этих отношений. Естественно, выбранная правительством стратегия не принесла желаемого результата. Стремление правительства сохранить нейтральную позицию и выступить в качестве сдерживающего фактора в конфликтных ситуациях столкнулось с необходимостью принятия решений в пользу одной из противоборствующих сторон. В конечном итоге предлагаемые государственными учреждениями компромиссные решения не устраивали конфликтующие стороны в силу непримиримой противоречивости их классовых интересов, что вероятно и предопределило крушение самого Временного правительства.

1 Вестник Временного правительства. 7 марта 1917 г.

2 День. 1917. 17 марта (№ 11). С. 3; См. также: Единство. 1917. 31 марта (№3). С. 3

3 Торгово-промышленная газета. 1917. 16 апреля.

4 Вестник Временного правительства. 31 марта 1917 г.

5 Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы. 4.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С.217.

6 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 30. Л. 8 и 8 об.

7 Меньшевики в 1917 году. В 3 т. Т. 1. Меньшевики в 1917 году: от января до июльских событий. М.: Прогресс-Академия, 1994. С.267.

8 См. Орлова Н.Е. Демократические преобразования Российского государства Временным правительством в марте-октябре 1917 года (социально-экономический аспект). Дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1997. С. 148-151.

9 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 1.Д. 95. Л. 108.

10 Программы политических партий и организаций России конца Х1Х-ХХ вв. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992. С.56-57.

11 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 24. Л. 1. Об. 2.

12 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 24. Л. 2. Об. 3.

13 Журналы заседаний Временного правительства. Пг.Д917. № 12 от 9 марта 1917 г. С.15,

14 Речь министра торговли и промышленности А. И. Коновалова при посещении московской биржи 14апреля 1917 года. Пг.: Типография Редакции периодических изданий Министерства финансов, 1917. С.19.

15 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 23. Л. 51 и об.

16 ГА РФ. Ф. 150. Оп.1. Д. 514. Л. 77-78.

17 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 3. Д. 5. Л. 1-3 и об.

18 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 30. Л. 59-60.

19 Там же. Л. 65-66.

20 «Вестник Временного правительства». 12 сентября 1917 г.

21 ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1016. Л. 45-47.

22 Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы. Ч.З. М.-Л.: Наука, 1967.С.216.

23 Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы. 4.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. С.217.

24 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 23. Л. 44.

25 ГА РФ. Ф. 4100. Оп. 2. Д. 23. Л. 44.

26 РГИА. Ф. 23. Оп. 17. Д. 703. Л. 1-5.

27 ГА РФ. Ф. 150. Оп. 1.Д. 422. Л. 1-11.

28 Галили 3. Лидеры меньшевиков в русской революции. Социальные реалии и политическая стратегия: Пер. с англ. М.: Республика, 1993. С. 286-287.

29 ГА РФ. Ф. 150. Оп. 1.Д. 514. Л. 79-81.

30 Вестник Временного правительства. 29 сентября 1917 г. Образцом для создания Положения о биржах труда послужил соответствующий английский закон, ставший потом законом, на прямо противоположных началах, исходя из т.н. нейтральности бирж труда и паритетности состава их руководящих органов (комитетов).

31 Вестник Временного правительства 1917 г, 4 октября.

32 Галили 3. Лидеры меньшевиков в русской революции. Социальные реалии и политическая стратегия: Пер. с англ. М.: Республика, 1993. С,280.

33 Федоров В.Д. Становление системы организационного трудоустройства в России в 1917 г. //Субъективный фактор социалистической революции. Горький: Горьковский гос. ун-т, 1988. С.58.

34 ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1117. Л. 1-3.

35 ГА РФ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 559. Л. 19-20.

36 Милюков П.Н. История второй русской революции. Т.1. Вып.1. Противоречия революции. Киев: Летопись, 1919. С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.