Научная статья на тему 'Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков'

Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2486
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADOLESCENTS / SEX EDUCATION / SEXUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баласанян Виктория Григорьевна, Миронова Анна Валерьевна

Половое воспитание это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современные девушки-подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье. Одну из ведущих ролей в половом воспитании несовершеннолетних призваны играть врачи. Однако проведенный нами опрос 674 участковых педиатров ряда поликлиник Санкт-Петербурга с различным стажем показал, что лишь половина из них считают половое воспитание одной из своих важных задач. 26,3% респондентов полагают, что сексуальное просвещение в круг их задач не входит. Анализ ответов участковых педиатров в вопросах гинекологии и сексологии показал их собственную низкую компетентность. Вероятно, данный факт объясняет нежелание участковых педиатров заниматься вопросами полового воспитания. В статье представлены теоретико-методологические основы полового воспитания. Определена роль врача в системе полового воспитания и сексуального образования подростков. Выделены основные принципы и формы полового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баласанян Виктория Григорьевна, Миронова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The doctor about sex education of girls and teenage girls

Sex education is a system of medical and pedagogical measures to educate parents, children, ad-olescents and youth about the correct attitude to gender issues. Numerous studies show that modern adolescent girls have a low level of reproductive education and inadequate sex education in the family, which does not meet the requirements of modern times. One of the leading roles in the sex education of minors is called upon to play by doctors. However, our survey of 674 district pediatricians in a number of polyclinics in St. Petersburg with different experience showed that only half of them consider sex education to be one of their important tasks. 26.3% of re-spondents believe that sexual education is not among their tasks. The analysis of the answers of district pediatricians in matters of gynecology and sexology showed their own low competence. This fact, probably, explains the desire of district pediatricians to deal with issues of sex educa-tion. The article presents the theoretical and methodological foundations of sex education. It de-fines the role of the doctor in the system of sexual education and sexual education of adolescents and singles out the main principles and forms of sex education.

Текст научной работы на тему «Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков»

Физиология и психология взросления

Баласанян В.Г., Миронова А.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Для корреспонденции

Миронова Анна Валерьевна -кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом гинекологии детского возраста ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России Адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2 Телефон: (812) 295-06-46 E-mail: vladnyra@mail.ru

Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков

Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современные девушки-подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье. Одну из ведущих ролей в половом воспитании несовершеннолетних призваны играть врачи. Однако проведенный нами опрос 674 участковых педиатров ряда поликлиник Санкт-Петербурга с различным стажем показал, что лишь половина из них считают половое воспитание одной из своих важных задач. 26,3% респондентов полагают, что сексуальное просвещение в круг их задач не входит. Анализ ответов участковых педиатров в вопросах гинекологии и сексологии показал их собственную низкую компетентность. Вероятно, данный факт объясняет нежелание участковых педиатров заниматься вопросами полового воспитания. В статье представлены теоретико-методологические основы полового воспитания. Определена роль врача в системе полового воспитания и сексуального образования подростков. Выделены основные принципы и формы полового воспитания.

Ключевые слова: подростки, половое воспитание, сексуальное образование

Репродукт. здоровье детей и подростков. 2017. № 4-5. С. 78-84.

Статья поступила в редакцию: 15.05.2017. Принята в печать: 20.06.2017.

Balasanyan V.G., Mironova A.V.

St. Petersburg State Pediatric Medical University

The doctor about sex education of girls and teenage girls

Sex education is a system of medical and pedagogical measures to educate parents, children, ad-olescents and youth about the correct attitude to gender issues. Numerous studies show that modern adolescent girls have a low level of reproductive education and inadequate sex education in the family, which does not meet the requirements of modern times. One of the leading roles in the sex education of minors is called upon to play by doctors. However, our survey of 674 district pediatricians in a number of polyclinics in St. Petersburg with different experience showed that only half of them consider sex education to be one of their important tasks. 26.3% of re-spondents believe that sexual education is not among their tasks. The analysis of the answers of district pediatricians in matters of gynecology and sexology showed their own low competence. This fact, probably, explains the desire of district pediatricians to deal with issues of sex educa-tion. The article presents the theoretical and methodological foundations of sex education. It de-fines the role of the doctor in the system of sexual education and sexual education of adolescents and singles out the main principles and forms of sex education. Keywords: adolescents, sex education, sexual education

Pediatric and Adolescent Reproductive Health. 2017; (4-5): 78-84.

Received: 15.05.2017. Accepted: 20.06.2017.

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освященными религией. Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания. Во второй половине XX в. повсеместным становится интерес к половому воспитанию со стороны не только специалистов-педагогов, сексологов, но и общественности, государственных органов. В России долгое время половое воспитание изучалось в рамках педагогики (науки о детях), т.е. комплексно, с использованием психологических, анатомо-физиологических, социологических и других знаний. В 1912 г. идея привлечения врачей к участию в половом просвещении населения была озвучена на I Всероссийском съезде по семейному воспитанию. Современные исследователи этой проблемы - Н.П. Жукова [4], И.В. Журавлева [5], М.Ю Сурмач [9], -полагают, что медицинские работники призваны сыграть ведущую роль в половом просвещении, особенно в пропаганде здорового образа жизни и профилактике рискованного сексуального поведения.

В настоящее время половое воспитание детей и подростков превратилось в одну из центральных общественных проблем, которая усердно муссируется различными политическими партиями, средствами мас-

совой информации. В поисках «золотой середины» происходят постоянные колебания между консервативными тенденциями «охраны нравственного здоровья подрастающего поколения» и либеральными устремлениями «воспитывать грамотных, гармонично развитых и счастливых людей». Нередко подвергается сомнению сама целесообразность проведения полового воспитания и образования несовершеннолетних. В то же время для большей части населения необходимость проведения сексуального просвещения совершенно очевидна. Она диктуется происходящей на наших глазах эпидемической вспышкой заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), лидерством России по частоте абортов, низкими репродуктивными установками, снижением возраста начала половой жизни и ростом числа сексуальных партнеров [1, 7]. Причем, все перечисленные проблемы в первую очередь относятся именно к несовершеннолетним [10].

Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что современные девушки-подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье [5-7].

Источник информированности по вопросам сексуального поведения, про-

филактики ЗППП и абортов, формировался у подростков под доминирующим влиянием средств массовой информации и интернета (100,0%), а также ближайшего социального окружения (родители и члены семьи - 59,8%, подруги, друзья -44,6%) [7].

При опросе 590 матерей, имеющих до-ч ерей в возрасте от 1 года до 1 0 лет, 28,5% полагали, что говорить с дочерью о различиях между полами, о физиологии организма женщины, о деторождении и тому подобных проблемах следует только тогда, когда она сама об этом спросит, а 14,3% матерей думают, что такие беседы не нужны. Только четверть респондентов считали, что половое воспитание следует проводить уже в дошкольном возрасте (18,1% - до 3 лет и 6,7% -в 3-6 лет); еще четверть матерей думала, что такие беседы целесообразно начинать в 7-9 лет, а 7, 7% - в возрасте старше 10 лет [2].

Правомочен вопрос: «Кто должен заниматься половым воспитанием подростков?». По мнению многих авторов [4, 5, 9], центром полового воспитания детей и подростков должна быть семья. Однако наши данные свидетельствуют о том, что большинство матерей не готовы взять на себя эту функцию в отношении своих дочерей, во-первых, потому что они не убеждены в необходимости просвещения, не понимают его целей и задач, стараются оттянуть его, пока проблема не решится сама собой, а во-вторых, из-за собственной гигиенической и сексологической безграмотности.

Некоторые авторы полагают [3, 6, 8], что одну из ведущих ролей в половом воспитании несовершеннолетних призваны играть врачи, и не только гинекологического профиля, но и педиатры, как наиболее близко и регулярно контактирующие с детьми, психологи, андрологии, сексологи. Это мнение подтверждает и результат опроса. Большинство девочек (77%) хотели бы получить информацию в индивидуаль-

ной беседе с врачом, остальные отдавали предпочтение лекциям в школе, видеофильмам, памяткам, брошюрам - 23%.

Однако проведенный нами опрос 674 участковых педиатров ряда поликлиник Санкт-Петербурга с различным стажем показал, что лишь половина из них считает половое воспитание одной из своих важных задач. 26,3% респондентов полагают, что сексуальное просвещение в круг их задач не входит. Анализ ответов участковых педиатров в вопросах гинекологии и сексологии показал их собственную низкую компетентность. Вероятно, данный факт объясняет нежелание участковых педиатров заниматься вопросами полового воспитания.

Вместе с тем неадекватный уровень репродуктивного образования взрослых женщин, в том числе матерей, ставит во главу угла информационно-образовательную работу не только с девушками, но и родителями, семьями, воспитывающими дочерей, а также всеми специалистами, работающими с подростками, включая медицинских работников.

Половое воспитание представляет собой систему медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола [2, 8]. Половое воспитание обеспечивает овладение человеком нормами взаимоотношений с представителями противоположного пола, готовит молодежь к браку, созданию семьи и воспитанию детей. В процессе полового воспитания передаются знания о половой гигиене, половом развитии, психофизиологической совместимости полов, о правах и обязанностях супругов, социально-экономических и правовых основах семейной жизни. Цель полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственного партнерства и родительства.

В контексте вышесказанного необходимо выделить понятие «сексуальное образование», обеспечивающее подготовку девушки к половому партнерству, включая сведения о физиологии, патологии и гигиене интимных отношений, привитие навыков планирования семьи. А также сексуальное информирование, которое подразумевает обеспечение девушек сведениями об экстренной контрацепции, пост-коитальной профилактике венерических заболеваний, о задачах кризисных служб.

Различают 3 возможные модели полового воспитания:

1. Рестриктивную (репрессивную) - минимум информации, максимум запретов;

2. Пермиссивную (либеральную) - противоположную предыдущей;

3. Стратегию «золотой середины» -предоставляется информация, необходимая для обоснования выбора модели поведения.

Разные страны в зависимости от преобладающих национальных и религиозных традиций, политического строя и прочих обстоятельств принимают ту или иную модель [11].

В зависимости от возраста в половом воспитании условно можно выделить несколько этапов.

Первый этап - дети младшего и дошкольного возраста. Основная цель - обучение элементарным гигиеническим навыкам, правилам поведения. В 2-3 года у ребенка формируется сознание принадлежности к определенному полу, появляются понимание различий в строении тела мальчика и девочки, вопросы типа «Откуда я взялся?». Эти наблюдения и вопросы - следствие естественного процесса познавания окружающего мира, они не имеют еще сексуального характера. Отвечать на них рекомендуется в доступной ребенку форме, кратко, без излишней детализации (например, описания строения и функции половых органов), так как последняя может пробудить у ребенка интерес к сексуальным подробностям,

о которых он не подозревал, и, естественно, не спрашивал. На вопрос «Откуда берутся дети?» до этого времени детей вполне удовлетворяют формальные ответы: «Я родила тебя в родильном доме», «Ты вырос у меня в животике» и т.п. Можно привести примеры из жизни животных, но не следует уклоняться от ответа или прибегать к сказкам о «капусте», «аистах», «базаре» и т.п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывают недоверие ребенка к ним, обостренный интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более «осведомленных» старших товарищей.

Второй этап - дети младшего школьного возраста. Цель этапа - обучение общим морально-этическим и гигиеническим правилам. Существенную роль, как и на других этапах полового воспитания, играет организация рационального режима и питания.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старается быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание на этой влюбленности, надо постараться переключить внимание ребенка на новые игры, чтение и другие занятия - влюбленность пройдет сама. Очень важны положительные примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых.

Третий этап - подростки среднего школьного возраста. Цель этапа - ознакомление подростков с основными ана-томо-физиологическими изменениями, происходящими в организме. Как правило, этот период не сопровождается нарушениями в состоянии здоровья, но могут наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания.

Подростку сообщают необходимые сведения о физиологических особенностях растущего организма и обучают его со-

ответствующим специальным правилам гигиены. Прежде всего, нужно подготовить девочку к появлению менструаций, а мальчика - к поллюциям. Необходимо научить девочек правилам специального туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в менструальные дни и т.д. Мальчики также должны быть ориентированы, что поллюции - естественное явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены.

Четвертый этап - подростки старшего школьного возраста, а также юноши и девушки, окончившие школу. Цель данного этапа - освещение вопросов взаимоотношения полов, формирование ответственного полового партнерства, изложение основ гигиены половой жизни, профилактики ЗППП. Задача специалиста в доступной, объективной форме донести необходимую информацию до подростков, используя правило: «Обучай, не искушая».

Для реализации программы полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

2. Принцип дифференциального и поэтапного характера полового воспитания («от простого к сложному»), предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

3. Принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

4. Принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

5. Принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствуют им).

Уровень информированности и представления по вопросам безопасности сексуальных отношений и контрацепции девушек-подростков существенно зависят от возраста, что требует дифференцированного подхода к разработке методологии репродуктивного образования будущих матерей и организации информационно-образовательной работы с подростками различных возрастных групп. В связи с этим предлагаем перечень тем по половому воспитанию с учетом возраста:

1. Для дошкольниц: «Основы гигиенических навыков девочки», «Как быть аккуратной и красивой», «Девочка - будущая мать», «Подготовка девочки к первому визиту к гинекологу».

2. Для младших и средних классов: «Гигиена девочки», «Анатомия и физиология репродуктивной системы, подготовка к половому созреванию», «Женственность. Основы семейной ориентации», «Опасность курения, употребления алкоголя, наркотиков».

3. Для старших школьниц: «Контрацепция, планирование семьи», «Гигиена интимных отношений и менструаций», «Профилактика ЗППП и аборта», «Вредные последствия аборта», «Защита от насилия».

Реализацию полового воспитания можно осуществлять в виде следующих форм: • беседа с детьми и родителями на приеме;

• беседы, лекции в школах;

• консультации учителей;

• консультации родителей;

• совместно с детским гинекологом составление методической литературы по гигиеническому и половому воспитанию.

Наиболее рационально использовать как групповую, так и индивидуальную форму проведения мероприятий. На групповых занятиях с девочками освещаются вопросы женской физиологии и гигиены, общие представления о половых инфекциях, контрацепции, сроках вступления в половую жизнь и возможных неблагоприятных последствиях для здоровья. Кроме того, беседы и лекции необходимо сопровождать раздачей брошюр и памяток, содержащих основные тезисы занятия, а также информацией о том, куда и к кому можно обратиться при потребности в дополни-

тельной информации (график работы кабинета детского и подросткового гинеколога или молодежной консультации).

Заключение

Проблема полового воспитания и сексуального образования подростков многогранна и включает множество проблем, решением которых необходимо заниматься комплексно, с привлечением различного рода медицинских специалистов, педагогов и родителей. Вместе с тем недостаточный уровень репродуктивного образования взрослых женщин, в том числе матерей, ставит во главу угла информационно-образовательную работу не только с девушками, но и с родителями, семьями, воспитывающими дочерей, а также всеми специалистами, работающими с подростками, включая медицинских работников.

Сведения об авторах

Баласанян Виктория Григорьевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии с курсом гинекологии детского возраста ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России E-mail: v.g.balasanyan@mail.ru

Миронова Анна Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом гинекологии детского возраста ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России E-mail: vladnyra@mail.ru

Литература

1. Архипова М.П., Хамошина М.Б., Чотчаева А.И. и др. Репродуктивный потенциал России: статистика, проблемы, перспективы улучшения // Доктор.Ру. 2013. № 1 (79). С. 70-74.

2. Баласанян В.Г., Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З. Медико-социальные и этические проблемы лечебно-профилактической помощи девочкам с патологией репродуктивной системы. СПб., 2000.

3. Девятых С.Ю. Подготовка специалистов медицинского профиля к участию в нравственно-половом воспитании под-

ростков и молодежи // Охрана материнства и детства. 2010. № 2 (16). С. 32-36.

4. Жукова Н.П., Шматкова О.Н. Внедрение образовательных программ - перспективное направление в охране репродуктивного здоровья молодежи // Охрана материнства и детства. 2006. № 2 (8). С. 133-142.

5. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социол. исслед. 2004. № 7. С. 21-26.

6. Коломейцев М.Г. Проблемы полового воспитания и охраны репродуктивного здоровья подростков // Рос. педиатр. журн. 2007. № 4. С. 34-36.

7. Радзинский В.Е., Хамошина М.Б., Лебедева М.Г., Архипова

М.П. и др. Девушки-подростки РФ: современные тенденции формирования репродуктивного потенциала (обзор литературы) // Сибир. мед. журн. 2010. Т. 25, № 4-2. С. 9-14.

8. Самороднова Е.А., Хабибуллина Л.Ф., Темиргереев М.З. Актуальные вопросы полового воспитания девочек-подростков // Практ. мед. 2012. № 7-1 (63). С. 97.

9. Сурмач М.Ю. Социально-педагогические принципы работы

по профилактике здорового образа жизни в области репродукции // Соц.-пед. работа. 2005. № 3. С. 18-21.

10. Хамошина М.Б., Лебедева М.Г., Вахабова М.И. и др. Юве-нильная гинекология: проблемы и перспективы XXI века // Вестн. репродуктивного здоровья. 2011. № 2. С. 30-34.

11. Waldman R.N. The Initial Reproductive Visit. Obstetrics and Gynecology. 2010.

References

1. Arkhipova M.P., Khamoshina M.B., Chotchaeva A.I. Russia's reproductive potential: statistics, problems, prospects for improvement Doktor.Ru.[Doctor.Ru]. 2013; 1 (79): 70-4. (in Russian)

2. Balasanyan V.G., Mikirtichan G.L., Lichtshangof A.Z. Medico-social and ethical problems of treatment and preventive care for girls with pathology of the reproductive system. Saint Petersburg, 2000. (in Russian)

3. Devyatykh S.Yu. Training of medical specialists to participate in moral and sexual education of adolescents and young people. Okhrana materinstva i detstva [Protection of Motherhood and Childhood]. 2010; 2 (16): 32-6. (in Russian)

4. Zhukova N.P., Shmatkova O.N. The introduction of educational programs is a promising direction in protecting young people's reproductive health. Okhrana materinstva i detstva [Protection of Motherhood and Childhood]. 2006; 2 (8): 133-42. (in Russian)

5. Zhuravleva I.V. Reproductive health of adolescents and problems of sexual education. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. 2004; (7): 21-6. (in Russian)

6. Kolomeytsev M.G. Problems of sexual education and reproductive health of adolescents. Rossiyskiy pediatricheskiy

zhurnal [Russian Journal of Pediatrics]. 2007; (4): 34-6. (in Russian)

7. Radzinsky V.E., Khamoshina M.B., Lebedeva M.G., Arkhipova M.P., et al. Female adolescents RF: current trends in the formation of reproductive potential (literature review). Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2010; 25 (4-2): 9-14. (in Russian)

8. Samorodnova E.A., Khabibullina L.F., Temirgereev M.Z. Actual issues of sexual education of teenage girls. Prakticheskaya meditsina [Practical Medicine]. 2012. 7-1 (63): 97. (in Russian)

9. Surmach M.Yu. Socio-pedagogical principles of work on the prevention of a healthy lifestyle in the field of reproduction. Sotsial'no-pedagogicheskaya rabota [Socio-Pedagogical Work]. 2005; (3): 18-21. (in Russian)

10. Khamoshina M. B., Lebedev M. G., Vakhabova M.I., et al. Juvenile gynecology: problems and prospects of the XXI century. Vestnik reproduktivnogo zdorov'ya [Reproductive Health Bulletin]. 2011; (2): 30-4. (in Russian)

11. Waldman R.N. The Initial Reproductive Visit. Obstetrics and Gynecology. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.