Научная статья на тему 'Возрождение «Хусаинии»'

Возрождение «Хусаинии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДРЕСЕ / ХУСАИНОВЫ / АХМАД-БАЙ ХУСАИНОВ / ОРЕНБУРГСКИЙ МУФТИЯТ / AHMAD–BAI KHOUSAINOV / ISLAM / MUSLIM EDUCATION / MADRASAH / KHOUSAINOV / ORENBURG MUFTI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Альфит Асхатович

В статье рассматривается процесс возрождения Оренбургского медресе «Хусаиния». Дан краткий обзор образовательной деятельности современной «Хусаинии», показана роль данного учебного заведения в развитии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

revival of «Husainiya»

This article discusses the process of revival of Orenburg madrasah «Husainiya». A brief review of modern educational activities “Husainiya”, showing the role of this institution in the development of education.

Текст научной работы на тему «Возрождение «Хусаинии»»

Шарипов А.А.

Духовное Мусульманское образовательное учреждение «Медресе «Хусаиния»

E-mail: alfit35@mail.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ХУСАИНИИ»

В статье рассматривается процесс возрождения Оренбургского медресе «Хусаиния». Дан краткий обзор образовательной деятельности современной «Хусаинии», показана роль данного учебного заведения в развитии образования.

Ключевые слова и фразы: ислам, мусульманское образование, медресе, Хусаиновы, Ах-мад-бай Хусаинов, Оренбургский муфтият.

В настоящее время в России все больше внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию. Причем акцент делается именно на том, чтобы этот процесс - процесс воспитания - осуществлялся с учетом традиций и ценностей, основанных на историческом прошлом нашей страны. Изучение деятельности дореволюционных учебных заведений России, в частности, медресе «Хусаиния», позволяет сказать, что образование и просвещение играли немаловажную роль в развитии народов нашей страны [6].

В последние годы был написан ряд работ, в той или иной степени освещающих историю медресе «Хусаиния», основанного в конце XIX века оренбургскими купцами братьями Хусаи-новыми. Есть несколько статей, рассказывающих о деятельности учебных заведений, организованных на базе «Хусаинии» в первые годы существования Советского Союза [1]. Однако сегодня нет комплексных исследовательских работ, посвященных истории медресе, включая современный этап деятельности, начавшийся в начале 1990-х гг. Это обстоятельство актуализирует необходимость изучения двух последних десятилетий деятельности «Хусаинии» и дополняет исторические исследования в данной сфере. Актуальность данной статьи также акцентируется в связи с интересом руководства страны к вопросам возрождения отечественной богословской традиции [7].

Открывая в 1891 году медресе «Хусаиния», его основатели, купцы братья Хусаиновы, надеялись, что это учебное заведений станет кузницей кадров для реформированных новометод-ных мектебов и медресе страны. Им удалось создать наилучшие на тот момент технические условия для успешной деятельности «Хусаи-нии», обеспечив полное материальное содержание образовательного учреждения. Наряду с религиозным направлением медресе имело еще

и общеобразовательную направленность. С целью улучшения качества обучения его образовательная программа постоянно дорабатывалась и совершенствовалась. В этом учебном заведении работали педагоги, которые некогда сами являлись его воспитанниками [5].

Как отмечает исследователь Д.Н. Денисов, дореволюционное медресе Хусаиновых стало крупным методическим центром, где велась разработка учебников и пособий, которые заложили научную основу для реформирования мусульманских начальных школ [4].

Однако, данному учебному заведению пришлось пережить смену общественного и государственного строя. С приходом и установлением в 1917 году советской власти на всей территории бывшей Российской империи коренным образом изменился подход к образованию среди национальных меньшинств. Государство стремилось ликвидировать безграмотность и малограмотность среди нерусских народов, вместе с тем подавить их национальную самобытную культуру. С этой целью открывались новые школы, проводились различные культурно-просветительские мероприятия [1].

Одновременно с этими действиями, советская власть вела идеологическую борьбу с религией. С изданием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был установлен светский характер государственной власти, религиозные учреждения лишились юридических прав, их имущество было национализировано, кроме того, был введен запрет на преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учреждениях [1].

По всей стране закрывались религиозные образовательные учреждения. Происходившие в государстве перемены коснулись и медресе «Хусаиния». Ему повезло гораздо больше, чем мектебам и медресе Казани и Уфы, которые были

ликвидированы. Медресе «Хусаиния» продолжило свою деятельность, но уже в другом формате. В 1917-1918 учебном году в «Хусаинии» были полностью пересмотрены образовательные программы и учебные планы. Затем оно было преобразовано в Учительский институт (Дарульмугаллим) им. А. Г. Хусаинова [2]. А позднее в 1919 году - в Татарский институт, из образовательной программы которого полностью был исключен религиозный компонент, что фактически означало прекращение деятельности медресе в качестве мусульманского религиозного образовательного учреждения в двадцатом столетии. В дальнейшем Татарский институт был не раз преобразован в различные учебные заведения: Восточный институт народного образования (ВИНО), Татарский институт народного образования (ТИНО), Башкирский институт народного образования (БИНО), Киргизский институт народного образования (КИНО), образованные на базе «Хусаинии», носили уже чисто светский характер [3]. Эти институты занимали здание бывшего медресе «Хусаиния», преподавали в них также бывшие его педагоги. Впоследствии в 1925 году на месте Татарского института народного образования был организован Татарский педагогический техникум, который был призван готовить кадры для новых национальных школ [3]. Таким образом, знаменитое на всю страну медресе «Хусаиния» функционировало 30 учебных лет, а в совокупности с ТИНО - 36 лет.

После 72 лет забвения в 1991 году началась новейшая история медресе «Хусаиния». В это время в Оренбургской области, как и в России в целом шел активный процесс возрождения религии. Деятельность религиозных организаций, в том числе и мусульманских, возрождалась по всей России. В Оренбургской области стали активно открываться старые и новые мечети. Возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа - имамах приходов. Это стало одной из главных причин воссоздания и открытия медресе «Хусаиния».

Если купцы I-ой гильдии братья Хусаино-вы в конце XIX века основали свое медресе «Хусаиния» для того, чтобы «дать низшему классу магометан возможность убедиться на практике в пользе образования, дать возможность детям бедных магометан, не имеющих средств поступить в русские школы, получить это первона-

чальное образование среди своих магометан, на своём языке, на котором понимание на первых порах для них гораздо доступнее, и, обучившись, впоследствии быть полезными гражданами своему отечеству и обществу, и тем облегчить им честным трудом заработать кусок хлеба и уменьшить тунеядство» [8]. То целью воссоздания современного медресе было удовлетворить потребность мусульман региона в квалифицированных кадрах - имамах, преподавателях основ Ислама, служителях при мечетях, то есть специалистах исламского вероисповедания.

Сейчас, когда существует сложившаяся система общеобразовательных учебных заведений, медресе «Хусаиния» заняло свою нишу в системе среднего профессионального образования. Учебная программа современной «Хуса-инии» включает в себя, в основном, религиозные предметы. Из светских дисциплин в качестве факультативных проводятся занятия по психологии, педагогике и информатике. Образовательный процесс в медресе «Хусаиния» построен с учетом современных методических требований. Основным принципом обучения является совмещение его с воспитанием духовно просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного диалога.

Историческая преемственность медресе «Хусаиния» прослеживается в подборе педагогических кадров. Как и в дореволюционном медресе, большинство преподавателей современной «Хусаинии» являются ее выпускниками. Окончив успешно это учебное заведение, затем продолжив обучение в высших исламских и светских учебных заведениях России, эти люди вернулись в стены родного медресе, чтобы обучать студентов [10].

В отличие от дореволюционного медресе «Хусаиния», которое содержалось за счет купцов Хусаиновых, и в большей степени - на средства Ахмад-бая Хусаинова, и не испытывало финансовых затруднений, современное духовное учебное заведение не имеет постоянных частных инвесторов. Деятельность этого медресе финансируется за счет средств Духовного управления мусульман Оренбургской области, являющегося его учредителем.

Современное медресе «Хусаиния» занимает двухэтажное здание (дата постройки здания не установлена), общей площадью 280 м2, предоставленное учредителем в безвозмездное пользование

тической пользы. В результате работы исторического медресе «Хусаиния» получить качественное образование смогли дети простых, небогатых людей, при чем выпускники получили базовые знания общих гуманитарных и естественных дисциплин. В советский период «Ху-саиния» фактически прекратило свое существование в качестве религиозной школы. Возрождение же в постсоветский период медресе «Ху-саиния» также стало необходимостью, поскольку Оренбургская область нуждалась в квалифицированных кадрах мусульманского духовенства. Это подтверждает тот факт, что из всех имамов, работающих в мусульманских приходах Оренбургской области, более 70% являются выпускниками медресе «Хусаиния», которые ведут религиозно-просветительскую деятельность среди мусульманского населения Оренбуржья, занимаясь духовно-нравственным и патриотическим воспитанием населения.

14.11.201З

Список литературы:

1. Болодурин, В.С. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870 - 1940 гг.) [Текст] / В. С. Болодурин, А. Д. Сафарова; Mежинститутский центр этнополитических исследований ин-та этнологии и антропологии РАН и ин-та управления Оренб. гос. аграр. Ун-та. - Оренбург: ОГПУ, 2010. - 216 с. (Этнорегиональные исследования. Вып. 7). ISBN 978-5-85859-45З-6.

2. ГАОО. Ф. 21З, оп. 1, д. 1З а, л. 1З5-150.

3. ГАОО. Ф. 450, оп. 1, д. 1025, л. 80.

4. Денисов, Д. Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования / Д.Н. Денисов // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - Том 152, кн. З, ч. 2. - С. 68-78.

5. Рахимкулова, M^. Mедресе «Хусаиния» в Оренбурге / M^. Рахимкулова. - Оренбург, 1997. - 251 с.

6. Mарданшин, M.M. Вклад медресе в светское образование в конце XIX - начале XX вв. / M.M. Mарданшин //

Перспективы науки. - 201З. - № 2 (41) - С. ЗЗ.

7. Путин призывает восстановить российскую школу исламского богословия [Электронный ресурс] : Сайт Центрального Духовного управления мусульман России - Режим доступа: http://www.cdum.ru/news/43/3480/

8. Судоргина, Т.В. Постановления Оренбургской городской думы за 1890-1917 годы о мусульманских учебных заведениях / Т.В. Судоргина // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Mатериалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». - Оренбург: ИПК «Газпромпе-чать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. - С. 258.

9. Шарипова З.Р. Возрождение деятельности медресе «Хусаиния» (1991-199З годы) / З.Р. Шарипова // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Mатериалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». - Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. - С. З1З.

10. Шарипов А.А. История и современность медресе «Хусаиния» [Электронный ресурс] : Издательский дом «Седина» -Режим доступа: http:// www.idmedina.ru/books/school-book/?1832

Сведения об авторе:

Шарипов Альфит Асхатович, директор Духовного Mусульманского образовательного

учреждения «Медресе «Хусаиния»

460006, г. Оренбург, ул. Рыбаковская, 98, тел. (З5З2) 560949, e-mail: alfit35@mail.ru

[9]. В историческом же здании медресе «Хусаиния» (расположенном по адресу: г. Оренбург, пер. Мало-Торговый, д. 2), некогда построенном специально для этого учебного заведения, в настоящее время располагается Агрономический факультет Оренбургского государственного аграрного университета. Руководствуясь Федеральным законом РФ от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Духовное управление мусульман Оренбургской области ведет работу по возврату здания мусульманскому сообществу города.

Проведенное исследование позволило автору сделать выводы о том, что открытие братьями Хусаиновыми новометодного медресе в г. Оренбурге было продиктовано необходимостью проведения реформ в системе мусульманского образования для подтверждения их прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.